- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горюнова Е.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
операционные системы и среды
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной рабочей программы по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 «Информационные системы».
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Кулебакский металлургический колледж»
Разработчики:
Горюнова Евгения Александровна преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________операционные системы и среды_________
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Примерной рабочей программой по специальности (специальностям) СПО 230401 «Информационные системы».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
П.00-Профессиональный цикл, ОП.02 - Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
понятия, принципы построения, типы и функции операционных систем;
-
операционное окружение;
-
машинно-независимые свойства операционных систем;
-
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
-
принципы построения операционных систем;
-
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы;
уметь:
-
устанавливать и сопровождать операционные системы;
-
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
-
пользоваться инструментальными средствами операционной системы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
138
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
92
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
40
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
Виды самостоятельных работ:
-чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
-составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста;
-работа с конспектом лекции;
-повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы;
-составление плана ответа на специально подготовленные вопросы;
-составление таблиц, графиков, схем;
--ответы на контрольные вопросы;
-подготовка текста выступления на семинаре, текстов рефератов и докладов;
-выполнение заданий по образцу, вариативных заданий;
-подготовка к деловым играм.
-
-
Итоговая аттестация в форме: комплексного экзамена
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины __________операционные системы и среды_______
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы теории операционных систем
6
Тема 1.1
Общие сведения об операционных системах.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы операционных систем.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
-
Тема 1.2
Интерфейс пользователя
Содержание учебного материала
2
1
Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 1.3.
Операционное окружение
Содержание учебного материала
2
1
Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Раздел2.
Машинно-зависимые свойства операционных систем.
20
Тема 2.1.
Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы.
Содержание учебного материала
2
1
Упрощенная архитектура типовой микроЭВМ. Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры. Форматы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микроЭВМ.
1
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия.
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Многослойная структура ОС
6
Тема 2.2.
Обработка прерываний
Содержание учебного материала
2
1
Понятие прерывания. Последовательность действий при обработке прерываний. Классы прерываний. Рабочая область прерываний. Вектор прерывания. Стандартные программы обработки прерываний. Приоритеты прерываний. Вложенные прерывания.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 2.3.
Планирование процессов.
Содержание учебного материала
4
1
Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Состояния существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния процесса. Алгоритм диспетчеризации.
Способ выбора процесса для диспетчеризации. Понятие события. Блок состояния события. Механизм установления соответствия между процессом и событием.
1
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Планирование в системах реального времени.
6
Тема 2.4.
Обслуживание ввода-вывода
Содержание учебного материала
4
1
Организация побайтного ввода-вывода. Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода. Последовательность операций, выполняемых каналом ввода-вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом.
Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом.
1
Лабораторные работы
-
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Поддержка нескольких файловых систем
6
Тема 2.5.
Управление реальной памятью
Содержание учебного материала
4
1
Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти с разделами переменного размера.
Аппаратные и программные средства защиты памяти. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 2.6.
Управление виртуальной памятью
Содержание учебного материала
4
1
Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти.
Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое преобразование адресов. Сегментная организация памяти.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Раздел 3
Машинно-независимые свойства операционных систем
14
Тема 3.1.
Работа с файлами
Содержание учебного материала
8
1
Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой системы.
Логическая организация файловой системы.
Физическая организация файловой системы.
Файловые операции, контроль доступа к файлам. Примеры файловых систем.
1
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия.
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Организация контроля доступа в ОС UNIX.
6
Тема 3.2.
Планирование заданий
Содержание учебного материала
2
1
Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия.
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Тема 3.3.
Распределение ресурсов
Содержание учебного материала
2
1
Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок. Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок.
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 3.4.
Защищенность и отказоустойчивость операционных систем
Содержание учебного материала
2
1
Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит.
Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID.
1
Лабораторные работы
-
3
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Технологии аутенфикации
6
Раздел 4.
Работа в операционных системах и средах
52
Тема 4.1.
Структура операционной системы
Содержание учебного материала
2
1
Структура различных видов операционных систем (например, MS-DOS, Windows 98, Windows 2000, Linux и т.п.). Загрузка операционных систем.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Изучение структуры операционной системы.
2
Контрольные работы
-
3
Самостоятельная работа обучающихся
Драйверы MS-DOS.
6
Тема 4.2
Интерфейс пользователя
Содержание учебного материала
2
1
Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Изучение работы с командами в операционной системе.
6
Контрольные работы
-
3
Самостоятельная работа обучающихся
Основные виды графических интерфейсов (виджеты)
6
Тема 4.3.
Организация хранения данных
Содержание учебного материала
2
1
Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Работа с файлами и каталогами в различных видах операционных систем (по выбору образовательного учреждения);
- Работа с дисками в различных видах операционных систем (по выбору образовательного учреждения);
- Монтирование файловых систем различных типов.
8
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 4.4
Средства управления и обслуживания.
Содержание учебного материала
2
1
Пакетные командные файлы. Конфигурирование системы.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
- Работа с пакетными файлами;
- Конфигурирование файлов autoexec.bat и config.sys;
- Управление процессами в операционной системе.
10
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 4.5.
Утилиты операционной системы
Содержание учебного материала
4
1
Работа с текстовым редактором.
Работа с операционной оболочкой Windows Commander.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия:
- Работа с текстовым редактором;
- Работа с архиваторами. Архиваторы. Архивный файл;
- Работа с операционными оболочками. Windows Commander.
10
Контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема 4.6.
Поддержка приложений других операционных систем
Содержание учебного материала
4
1
Совместное использование программ. Эмуляторы операционных систем.
1
Лабораторные работы
-
2
Практические занятия
Изучение эмуляторов операционных систем.
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
92
Самостоятельная работа студентов
46
Всего:
138
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спецдисциплин специальности 230401 «Информационные системы».
Технические средства обучения: ПЭВМ, мультимедийные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. - СПб.: Издательство «Питер», 2001.
2. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
3. Андреев А., Беззубое Е., Емельянов М. Windows 2000 Professional в подлиннике (русская версия). - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2000.
Интернет-ресурсы:
-
chemisk.narod.ru/html/oss04.html
-
ignatova-e-n.narod.ru/mop/zag1.html
-
fpi-kubagro.ru/operacionnye-sistemy-sredy-i-obolochki/
-
kurs.ido.tpu.ru/courses/oper_system/tema16.htm
-
bibliofond.ru/view.aspx?id=66801
Дополнительные источники:
1. Зубков СВ. Linux. Русские версии. - ДМК, 2000.
2. Стахнов A. Linux в подлиннике. - BHV, 2002.
3. Водолазкий В. Путь к Linux. - (3-е изд.) - Питер, 2002.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
-
понятия, принципы построения, типы и функции операционных систем;
-
операционное окружение;
-
машинно-независимые свойства операционных систем;
-
защищенность и отказоустойчивость операционных систем;
-
принципы построения операционных систем;
-
способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы;
уметь:
-
устанавливать и сопровождать операционные системы;
-
учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;
-
пользоваться инструментальными средствами операционной системы.
Выполнение тестовых контрольных работ, срезовых заданий, выполнение заданий по образцу, вариативных заданий
Преподаватель_______________________________________________________(Горюнова Е.А.)
7