РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

операционные системы и среды





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ















2012 г.









Программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной рабочей программы по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 230401 «Информационные системы».

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Кулебакский металлургический колледж»

Разработчики:

Горюнова Евгения Александровна преподаватель

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

©

©

©

©

©



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

17

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

19



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________операционные системы и среды_________



1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Примерной рабочей программой по специальности (специальностям) СПО 230401 «Информационные системы».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

ПРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ.00-Профессиональный цикл, ОП.02 - Общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятия, принципы построения, типы и функции операционных систем;

  • операционное окружение;

  • машинно-независимые свойства операционных систем;

  • защищенность и отказоустойчивость операционных систем;

  • принципы построения операционных систем;

  • способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы;

уметь:

  • устанавливать и сопровождать операционные системы;

  • учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;

  • пользоваться инструментальными средствами операционной системы.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часов;

самостоятельной работы обучающегося 46 часов.



























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

138

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

40

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

Виды самостоятельных работ:

-чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

-составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста;

-работа с конспектом лекции;

-повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы;

-составление плана ответа на специально подготовленные вопросы;

-составление таблиц, графиков, схем;

--ответы на контрольные вопросы;

-подготовка текста выступления на семинаре, текстов рефератов и докладов;

-выполнение заданий по образцу, вариативных заданий;

-подготовка к деловым играм.

-

-

Итоговая аттестация в форме: комплексного экзамена

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины __________операционные системы и среды_______

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основы теории операционных систем

6


Тема 1.1

Общие сведения об операционных системах.

Содержание учебного материала

2


1

Понятие операционной системы. Назначение и функции операционной системы. Состав, взаимодействие основных компонентов операционной системы. Типы операционных систем.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Тема 1.2

Интерфейс пользователя

Содержание учебного материала

2


1

Понятие программного интерфейса, его назначение. Виды интерфейсов. Языки взаимодействия пользователя с операционной системой. Стандартные сервисные программы поддержки интерфейса.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.3.

Операционное окружение






Содержание учебного материала

2


1

Понятие операционного окружения, состав, назначение. Стандартные сервисные программы поддержки операционного окружения. Понятие базовой машины, расширенной машины. Режим пользователя, режим супервизора.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел2.

Машинно-зависимые свойства операционных систем.

20


Тема 2.1.

Архитектурные особенности модели микропроцессорной системы.

Содержание учебного материала

2


1

Упрощенная архитектура типовой микроЭВМ. Структура оперативной памяти. Адресация. Основные регистры. Форматы данных и команд. Операционная система как средство управления ресурсами типовой микроЭВМ.

1

Лабораторные работы

-

3

Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Многослойная структура ОС

6

Тема 2.2.

Обработка прерываний

Содержание учебного материала

2


1

Понятие прерывания. Последовательность действий при обработке прерываний. Классы прерываний. Рабочая область прерываний. Вектор прерывания. Стандартные программы обработки прерываний. Приоритеты прерываний. Вложенные прерывания.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3.



Планирование процессов.

Содержание учебного материала

4


1

Понятия: задание, процесс, планирование процесса. Состояния существования процесса. Диспетчеризация процесса. Блок состояния процесса. Алгоритм диспетчеризации.

Способ выбора процесса для диспетчеризации. Понятие события. Блок состояния события. Механизм установления соответствия между процессом и событием.

1

Лабораторные работы

-

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Планирование в системах реального времени.

6

Тема 2.4.

Обслуживание ввода-вывода

Содержание учебного материала

4


1

Организация побайтного ввода-вывода. Организация ввода-вывода с использованием каналов ввода-вывода. Последовательность операций, выполняемых каналом ввода-вывода. Канальная программа. Вовлечение операционной системы в управление вводом-выводом.

Рабочая область канала ввода-вывода. Очередь запросов на ввод-вывод. Алгоритм обработки прерываний по вводу-выводу. Пример управления вводом-выводом.

1

Лабораторные работы

-

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Поддержка нескольких файловых систем

6

Тема 2.5.

Управление реальной памятью

Содержание учебного материала

4


1

Механизм разделения центральной памяти. Разделение памяти на разделы. Распределение памяти с разделами фиксированного размера. Распределение памяти с разделами переменного размера.

Аппаратные и программные средства защиты памяти. Способы защиты памяти. Проблема фрагментации памяти и способы ее разрешения.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.6.

Управление виртуальной памятью

Содержание учебного материала

4


1

Понятие виртуального ресурса. Отображение виртуальной памяти в реальную. Общие методы реализации виртуальной памяти.

Размещение страниц по запросам. Страничные кадры. Таблица отображения страниц. Динамическое преобразование адресов. Сегментная организация памяти.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Раздел 3

Машинно-независимые свойства операционных систем

14


Тема 3.1.

Работа с файлами

Содержание учебного материала

8


1

Файловая система. Типы файлов. Иерархическая структура файловой системы.

Логическая организация файловой системы.

Физическая организация файловой системы.

Файловые операции, контроль доступа к файлам. Примеры файловых систем.

1

Лабораторные работы

-

3

Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Организация контроля доступа в ОС UNIX.

6

Тема 3.2.

Планирование заданий

Содержание учебного материала

2


1

Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Задачи алгоритмов планирования. Планирование в системах пакетной обработки данных. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия.

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

-

Тема 3.3.

Распределение ресурсов

Содержание учебного материала

2


1

Взаимоблокировки. Обнаружение и устранение взаимоблокировок. Избежание взаимоблокировок. Предотвращение взаимоблокировок.

1

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.4.

Защищенность и отказоустойчивость операционных систем

Содержание учебного материала

2


1

Основные понятия безопасности. Классификация угроз. Базовые технологии безопасности. Аутентификация, авторизация, аудит.

Отказоустойчивость файловых и дисковых систем. Восстанавливаемость файловых систем. Избыточные дисковые подсистемы RAID.

1

Лабораторные работы

-

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Технологии аутенфикации

6

Раздел 4.

Работа в операционных системах и средах

52


Тема 4.1.



Структура операционной системы

Содержание учебного материала

2


1

Структура различных видов операционных систем (например, MS-DOS, Windows 98, Windows 2000, Linux и т.п.). Загрузка операционных систем.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

Изучение структуры операционной системы.

2

Контрольные работы

-

3

Самостоятельная работа обучающихся

Драйверы MS-DOS.

6

Тема 4.2

Интерфейс пользователя

Содержание учебного материала

2


1

Интерфейс пользователя. Приглашение системы. Ввод команд. Запуск и выполнение команд.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

Изучение работы с командами в операционной системе.

6

Контрольные работы

-

3

Самостоятельная работа обучающихся

Основные виды графических интерфейсов (виджеты)

6

Тема 4.3.

Организация хранения данных

Содержание учебного материала

2


1

Работа с файлами и каталогами. Работа с дисками.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

Работа с файлами и каталогами в различных видах операционных систем (по выбору образовательного учреждения);

- Работа с дисками в различных видах операционных систем (по выбору образовательного учреждения);

- Монтирование файловых систем различных типов.

8

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.4

Средства управления и обслуживания.

Содержание учебного материала

2


1

Пакетные командные файлы. Конфигурирование системы.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

- Работа с пакетными файлами;

- Конфигурирование файлов autoexec.bat и config.sys;

- Управление процессами в операционной системе.

10

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.5.

Утилиты операционной системы

Содержание учебного материала

4


1

Работа с текстовым редактором.

Работа с операционной оболочкой Windows Commander.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия:

- Работа с текстовым редактором;

- Работа с архиваторами. Архиваторы. Архивный файл;

- Работа с операционными оболочками. Windows Commander.

10

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4.6.

Поддержка приложений других операционных систем

Содержание учебного материала

4


1

Совместное использование программ. Эмуляторы операционных систем.

1

Лабораторные работы

-

2

Практические занятия

Изучение эмуляторов операционных систем.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-


Обязательная аудиторная учебная нагрузка

92


Самостоятельная работа студентов

46

Всего:

138

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета спецдисциплин специальности 230401 «Информационные системы».

Технические средства обучения: ПЭВМ, мультимедийные средства обучения.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. - СПб.: Издатель­ство «Питер», 2001.

2. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

3. Андреев А., Беззубое Е., Емельянов М. Windows 2000 Professional в подлинни­ке (русская версия). - СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. chemisk.narod.ru/html/oss04.html

  2. ignatova-e-n.narod.ru/mop/zag1.html

  3. fpi-kubagro.ru/operacionnye-sistemy-sredy-i-obolochki/

  4. kurs.ido.tpu.ru/courses/oper_system/tema16.htm

  5. bibliofond.ru/view.aspx?id=66801

Дополнительные источники:

1. Зубков СВ. Linux. Русские версии. - ДМК, 2000.

2. Стахнов A. Linux в подлиннике. - BHV, 2002.

3. Водолазкий В. Путь к Linux. - (3-е изд.) - Питер, 2002.









4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • понятия, принципы построения, типы и функции операционных систем;

  • операционное окружение;

  • машинно-независимые свойства операционных систем;

  • защищенность и отказоустойчивость операционных систем;

  • принципы построения операционных систем;

  • способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, сетевые операционные системы;

уметь:

  • устанавливать и сопровождать операционные системы;

  • учитывать особенности работы в конкретной операционной системе, организовывать поддержку приложений других операционных систем;

  • пользоваться инструментальными средствами операционной системы.

Выполнение тестовых контрольных работ, срезовых заданий, выполнение заданий по образцу, вариативных заданий

Преподаватель_______________________________________________________(Горюнова Е.А.)

7

© 2010-2022