• Преподавателю
  • Информатика
  • Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме «Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество»

Технологическая карта урока информатики в 5 классе по теме «Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество»

Технологическая карта урока информатики в 5 класса по теме «Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножества» Основные понятия:  Множество Элементы множества Пустое множество Одинаковые множестваПодмножество Задачи:Обучающие: сформировать понятия:  множество, элементы множества, пустое множество, одинаковые множества, подмножество;  познакомить на конкретных примерах с правилами определения пустых множеств, одинаковых множеств, подмножеств;  проанализировать конкретные примеры множеств,  пустых множеств, одинаковых множеств, подмножеств. Воспитывающие:·         воспитывать интерес к информатике, любознательность, ответственность, коммуникабельность.Развивающие:·         развивать память, воображение, алгоритмическое и логическое мышление; развивать познавательный интерес.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

информатики в 5 классе по теме «Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество»


Предмет -

информатика

Класс -

5

Автор УМК -

А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко

Тема урока

Множество. Пустое множество. Одинаковые множества. Подмножество.

Основные понятия:

  • Множество

  • Элементы множества

  • Пустое множество

  • Одинаковые множества

  • Подмножество

Тип урока (типологиягия

Шамова Т. И. , Давыденко Т. М.)

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель

Создание и организация педагогических условий, инициирующих деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности с множествами.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать понятия: множество, элементы множества, пустое множество, одинаковые множества, подмножество;

  • познакомить на конкретных примерах с правилами определения пустых множеств, одинаковых множеств, подмножеств;

  • проанализировать конкретные примеры множеств, пустых множеств, одинаковых множеств, подмножеств.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к информатике, любознательность, ответственность, коммуникабельность.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, алгоритмическое и логическое мышление;

  • развивать познавательный интерес.

Планируемые образовательные результаты формирования УУД:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные:

  • формирование понятия множество, элементы множества, пустое множество, одинаковые множества, подмножество;

  • знакомство с различными примерами множеств;

  • формирование практических умений определять множество, элементы множества, пустые множества, одинаковые множества, подмножества на конкретных примерах;

  • формирование практических навыков построения множеств, подсчета их количества, определения количества элементов в нем.

Информационно-образовательная среда

Образовательные ресурсы:

презентация «Множества»

Компьютерная образовательная система:

персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска StarBoard

Образовательные технологии:

технология проблемного обучения, ИКТ-технология

.

Ход урока


Обучающие, развивающие, диагностирующие или контролирующие задания этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Регулятивные

Познаватель-ные

Коммуника-тивные

  1. Организационный этап.

Цель - активизация обучающихся

Приветствие обучающихся

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Много нового узнаем, Творчество своё проявим. Будем все внимательны, Активны и старательны.

- Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь для проектов, ручка, простой карандаш и дневник.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на рабочий лад.

Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Формирование навыков культурного поведения и умений организации учебного труда, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Воспитание доброжелательного отношения друг к другу

  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель - обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока,

- актуализация субъектного опыта обуч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)


  1. Разминка «Весёлые буквы»






  1. Активизация опорных знаний

На интерактивной доске StarBoard

изображены геометрические фигуры (круг, прямая, треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник).



  1. Сообщение цели в виде проблемного задания.



Подведение итогов этапа урока

Учитель задает ребятам варианты расстановки представленных букв:

- на партах разложить буквы по размеру;

- на доске разделить русские и английские буквы по своим домам;

- на интерактивной доске StarBoard разделить по

цвету.

Учитель просит ответить ребят на вопрос:

- Сколько человек насчитывает ваша семья?

- Есть одинаковые фигуры по цвету?

- Есть одинаковые фигуры по размеру?

- Есть одинаковые фигуры по форме?

- Есть одинаковые фигуры по всем признакам?

- На эти вопросы мы ответим в конце нашего урока. Для этого мы должны изучить новую тему «Множество», познакомиться с новыми понятиями и решить упражнения.


Обучающиеся работают в парах.

Обучающиеся работают по рядам.

Обучающиеся работают индивидуально.

Ребята по очереди выходят и маркером рисуют в прямоугольной области соответствующие своей семье геометрические фигуры:

точка- 1 человек, прямая - 2 человека, треугольник -3чел.,

квадрат - 4 человека, круг - более 5 человек

Ответы на поставленные вопросы

Развитие логического мышления,

умений проведения сравнительного анализа



Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Целеполагание, определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, волевая саморегуляция.

Отвечать на простые вопросы учителя.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Формирование умений высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение сверстников, воспитывать дружелюбие, коммуникабельность

  1. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Цель - создать содержательные и организационные условия усвоения обуч-ся методики воспроизведения изучаемого материала, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обуч-ся ключевых понятий изучаемого материала, содействовать усвоению обуч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению), активности каждого ребенка через пробуждение его любознательности и мотивацию, поддерживание связи обучения с жизнью и практикой, создание условий для формирования умений работать в группах.

Представление основного материала одновременно в словесной, знаково - символической формах.
















Подведение итогов этапа урока

Учитель показывает альбом с марками и просит ответить ребят на следующие вопросы:

- Что вы видите?

- Что в нём находится?

- Сколько здесь марок?

- Есть одинаковые марки в коллекции?

Учитель вводит понятия «множество», «элементы множества», «пустое множество»

Учитель показывает альбом без марок и просит ответить ребят на следующие вопросы:

- Здесь есть марки(элементы)?

- Это множество?

-Какое множество?

Учитель вводит понятия «мешок», «одинаковые множества», «подмножество»

Учитель вкладывает:

-1 марку в пустой альбом Б;

-Сколько марок?

-Это множество?

- добавляет такие же марки до количества альбома А;

- Что сейчас можно сказать об альбомах?

- вкладывает альбом А в альбом Б

А подмножество Б

перекладывает 1 марку из Б в А.

- А теперь А - это множество?

Почему?


Ответы на поставленные вопросы

Коллекционный альбом.

-Марки.

-Много.

-Нет.


Самостоятельно формулируют понятия: альбом - «множество А»,

марки - «элементы множества А»,

пустой альбом - «пустое множество»


-Нет. Альбом пуст.

-Да.

- Пустое множество.




-Одна.

Да. Содержит элемент.

-Одинаковые.

-Нет. Это мешок.

-Есть одинаковые элементы.

Развитие речи, логического мышления, памяти и внимания, умений систематизировать материал

Целеполагание, владение основами самоконтроля,

Систематизация материала.

Логические: анализ и синтез предложенного материала,

формирование понятия множество, элементы множества, пустое множество, одинаковые множества, подмножество;

Участвовать в диалоге на уроке

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Умение выражать мысли, слушать,










  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Цель - формирование навыков работы с учебником, закрепление связей и отношений в объектах изучения через учебный текст, установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обуч-ся, провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении обуч-ся изученного материала.

Работа с учебником

Стр. 13-14

Подведение итогов этапа урока

Учитель предлагает прочитать и осмыслить текст, законспектировав основное понятие темы.


Работа с текстом учебника

Стр. 13 Множество

Самостоятельное выполнение предложенного задания,

Работа в парах

Зачитывают законспектированные понятия из тетради.

Развитие техники чтения, развитие речи, мышления, активности

Целеполагание, планирование, умение сосредоточиться, самостоятельность

Развитие умений работы с текстом, анализ прочитанного, выделение главного и существенного, конспектирование

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера.

Музыкальная физкультминутка «Пингвинчики»


  1. Этап информации о домашнем задании

Цель - нацеливать на выполнение домашнего задания, обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Уровень знания:

§Множество, стр. 13-16,

Уровень применения:

№ 18,21

Творческий уровень:

Провести социологическое исследование на тему: «Возраст моих родственников»

10-20 человек опросить

По результата постройте множество.

Сообщение информации о д/з с просьбой, записать задание в дневник

Записывают д/з в дневник, при необходимости задают вопросы по д/з

Развитие познавательного интереса, мышления, творчества

Воспитание ответственности, организованности, самостоятельности

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

Общеучебные, Закрепление полученных знаний, их применение в стандартных и измененных условиях

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Цель - обеспечить закрепление в памяти обуч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, формирование навыков самостоятельной деятельности, первичного самостоятельного применения знаний в новых или измененных условиях, формирование самостоятельных умений и навыков определения источника и приемника информации

Формирование начальных навыков применения приобретенных знаний

Выполнение тренировочных упражнений

№14, стр. 14

№15, стр. 15

№ 21, стр.16



Доп. Упражнения (презентация)

Подведение итогов этапа урока

Организация и контроль выполненных заданий

Отвечают на вопросы упражнения

Выполняют упражнение с пояснением

Развитие речи, логического мышления, памяти и внимания

Развитие логического и алгоритмического мышления

Развитие самостоятельности, аккуратности, усидчивости, ответственного отношения к учебному труду, Развитие творчества, фантазии, логического и алгоритмического мышления

Целеполагание как постановка учебной задачи, сосредоточенность, планирование

Целеполагание как постановка учебной задачи, сосредоточенность, планирование, прогнозироваие

Целеполагание как постановка учебной задачи, сосредоточенность, внимание, умение работать самостоятельно, дисциплинированность, владение основами самоконтроля, самооценки,

Формирование умений применять полученные знания

Умение четко и точно выражать мысли, слушать, вести диалог, дополнять собеседника, проявляя уважение к чужому мнению

Физминутка для пальцев рук «Колокольчик».

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте

Гимнастика для глаз музыкальная


  1. Этап обобщения и систематизации

Цель - формирование навыков первичного применения знаний в новых или измененных условиях, формирование первоначальных умений и навыков определения источника информации, ее приемника и канала связи через поддерживание связи с жизнью и практикой,формирование навыков самопроверки и взаимопроверки результатов учебного труда


№15, 16, стр. 15




Подведение итогов этапа урока


Организация и контроль взаимопроверки выполненных заданий

Самостоятельное выполнение задание, осуществляют взаимопроверку в парах (соседи по парте)

Ответственность, честность, справедливость

Формирование умений оценивать свой и чужой учебный труд

Формирование умений применять полученные знания в измененных условиях

Коммуникативные навыки работы в группе (парах)

  1. Этап подведения итогов учебного занятия

Цель -подведение итогов урока, дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся, выставление отметок учащимся за работу на уроке

Сообщение учителя.

Подведение итогов самими уч-ся.

Подведение итогов этапа урока

Выставление отметок за урок в журнал и их комментирование

Выставление названных отметок в дневник

Ответственность, правдивость

Умения оценить свою работу и работу товарищей


  1. Этап рефлексии

Цель - инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Рефлексия

Подведение итогов этапа урока

Мобилизация обуч-ся на рефлексию своего поведения

Осмысление своих действий и самооценка

Оценка жизненных ситуаций и поступков.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Определять умения, которые сформированы на основе изучения данного материала.

Отстаивать свою точку зрения, аргументировать с помощью фактов.

.

10

© 2010-2022