Примеры применения активных методов обучения в курсе информатики на разных этапах урока

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Примеры применения активных методов обучения в курсе информатики на разных этапах урока.

Начало урока

Прием «Отсроченная отгадка»

Раздел «Моделирование», тема « Моделирование, формализация, визуализация».

В 1870 г. английское Адмиралтейство спустило на воду новый броненосец "Кэптен". Корабль вышел в море и перевернулся. Погиб корабль. Погибли 523 человека. Это было совершенно неожиданно для всех. Для всех, кроме одного человека. Им был английский ученый-кораблестроитель В.Рид. Что произошло и почему один человек смог спастись? На эти вопросы мы ответим с вами в конце нашего урока.

Ребята изучают этапы моделирования, и высказывают в конце урока предположения о том, что кораблестроитель В.Рид предварительно провел исследования на модели броненосца и установил, что корабль опрокинется даже при небольшом волнении.

Учитель добавляет , что к сожалению ученому, проделывающему какие-то несерьезные опыты с "игрушкой", не поверили лорды из Адмиралтейства. И случилось непоправимое... На следующем уроке мы изучим основные этапы моделирования.

Актуализация знаний

Прием «Я беру тебя с собой»

Раздел «Моделирование», темы «Виды моделей»

Учитель загадывает признак предмета и сообщает задание: я собираюсь выставку на тему научно-технического творчества и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой игрушечную машинку. А что у вас?

Обучающийся: Я беру с собой самолетик.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Обучающийся: Я беру с собой глобус.

Учитель: Я беру тебя с собой.

Обучающийся: Я беру с собой карту.

Учитель: Я не беру тебя с собой.

Обучающийся: Я беру с собой энциклопедию.

Учитель: Я не беру тебя с собой.

Итак, по какому признаку мы собирали объекты? (натурные модели - физическое подобие объекта).

Изучение нового материала

Лови ошибку

Раздел «Компьютерные сети», тема «Глобальная сеть Интернет»

Учитель предлагает ребятам познакомиться с историей сети Интернет. Но ученый, когда печатал данный текст очень торопился и допустил ошибки. Вам предстоит не только прочитать текст, но и исправить неточности, используя учебник и дополнительные материалы.

История создания сети Интернет


Толчком создания Интернет явился запуск в Советском Союзе в 1957 году первого телекоммуникационного космического спутника «Ямал 303 К», в котором США увидели для себя угрозу использования ракет для нанесения ядерного удара по Штатам. В этом же году при департаменте обороны США было создано Агентство по научно-исследовательским проектам - (Defense Advanced Research Project Agency - DARPA). Перед учеными была поставлена задача создания электронной почты, которой могли бы пользоваться военные при ядерном нападении на страну. Электронная почта должна была использоваться для осуществления связи между командными пунктами системы обороны.
Главным критерием при создании сети считалась возможный объем сообщения, которое можно передать во время ядерной атаки. Основная концепция сети, базируется на двух основных идеях:

  • Присутствие центрального компьютера - все компьютеры сети равноправны;

  • Кульковый способ передачи файлов по сети.

Эту концепцию в 1962 году предложил Пол Бэрен, использовавший теорию пакетной пересылки файлов, выдвинутую Леонардом Клейнроком в1961 году. Суть идеи П. Бэрена состоит в том, что файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей - кульков. Каждый кулек передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все кульки собираются в один файл. Так как кульки передаются независимо, то каждый кулек может дойти до конечного компьютера по своему пути.
В 1962 году в рамках Агентства МARPA были начаты работы по компьютерным проектам. Руководителем был назначен Стив Джобс.

В 1966 году было начато создание компьютерной сети. По имени агентства она получила название МARPANet.

29 октября 1989 г. принято считать днем рождения Сети. В этот день была предпринята самая первая, правда, не вполне удавшаяся, попытка дистанционного подключения к компьютеру, находившемуся в исследовательском центре Стэндфордского Университета (SRI), с другого компьютера, который стоял в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Удалённые друг от друга на расстояние 500 км SRI и UCLA стали первыми узлами будущей сети МARPANet.

Затем к ним подключили ещё два узла: Калифорнийский Университет Санта-Барбары (UCSB) и Университет штата Юта (UTAH).

В 1972 году в Вашингтоне прошла первая Международная конференция по компьютерным коммуникациям. На конференции присутствовали ученые из 10 стран. Участникам конференции была представлена сеть ARPANet.
В 1972 году была создана общественная организация INWG - рабочая группа по международным сетям, под руководством Марка Цукерберга. Она координировала работу по созданию возможности межсетевого обмена. Для объединения сетей, работающих по протоколу IP и сетей, работающих по другим протоколам, необходимо было создать специальный межсетевой протокол. Этот протокол был создан Винсентом Сёрфом и Робертом Каном в 1974 году и назван TCP.

После объединения в 1999 году двух протоколов TCP и IP в один, протокол TCP/IP стал стандартным протоколом объединенной сети - Интернет. В этом же году Сёрф и его коллеги ввели термин «Интернет». Сегодня называют «Отцом Интернета».
Россия впервые получила доступ к Интернету в начале 80-х годов. Доступ был осуществлен Институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова. В 1990 году создается РЕЛКОМ - сеть пользователей iOS.



Обсуждение и решение проблем

«Маша растеряша»

Раздел «Кодирование и обработка графической информации», тема «Интерфейс и основные возможности графического редактора».

На уроке изучают интерфейс и основные инструменты графического редактора. Ведущий играет роль Маши-растеряши. Он начинает диалог.

Учитель: Ой!

Обучающийся: Что с тобой?

Учитель: Потеряла!

Обучающийся: Что?

Учитель: Кисть (карандаш).

Обучающийся: Можно писать элементом «эллипс» только очень маленького диаметра.

Учитель: Принимается. Теперь ты играешь роль Маши-растеряши.

Обучающийся1: Ой!

Обучающийся2: Что с тобой?

Обучающийся1: Потеряла!

Обучающийся2: Что?

Обучающийся1: Ластик.

Обучающийся2: Можно стирать элементы на экране «эллипсом» цвета фона.


Решение учебных задач

Создай паспорт.

Раздел «Кодирование и обработка числовой информации», тема «Системы счислений»

При изучении данной темы учитель предлагает обучающимся составить паспорт систем счисления (двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная) по плану:

  1. Название

  2. Основание системы счислений

  3. Алфавит

  4. Правило перевода в десятичную систему счисления

  5. Правило перевода из десятичной системы счислений

  6. Правила арифметических действий в системе счисления

Контроль знаний, обратная связь

Приём "Жокей и лошадь".

Раздел «Устройство компьютера», тема « Состав и назначение основных устройств персонального компьютера

На уроке учитель раздает одной команде ("Жокеям") карточки с аппаратными средствами компьютера, другой - карточки с описанием аппаратных средств. В течение 10 минут ребята должны найти пару.

Карточки для «жокеев»:

Процессор, Системная плата, Световое перо, Сканер, Плоттер, Оперативная память, Жесткий диск

Карточки для «лошадей»:

Основной элемент компьютера, с помощью которого обрабатывается информация, находящаяся как в собственной памяти, так и в памяти других устройств.

Основное аппаратное устройство компьютера, на котором имеются разъемы для установки процессора и модулей оперативной памяти.

Один из инструментов ввода графических данных в компьютер, разновидность манипуляторов. Внешне имеет вид шариковой ручки или карандаша, соединённого проводом с одним из портов ввода-вывода (или видеоадаптером) компьютера.

Устройство, позволяющее переснимать изображение на бумаге и помещать его на экран монитора.

Устройство для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 или кальке.

Энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код (программы), а также входные, выходные и промежуточные данные, обрабатываемые процессором.

Запоминающее устройство (устройство хранения информации) произвольного доступа, основанное на принципе магнитной записи. Является основным накопителем данных в большинстве компьютеров.

Формирование умения задавать вопросы

Стратегия "Вопросительные слова".

Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.





Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

  • программа

  • программное обеспечение (ПО)

  • системное ПО

  • прикладное ПО

  • система программирования

  • операционная система

  • архиватор

  • антивирусная программа

  • приложение общего назначения

  • приложение специального назначения



Зачем на компьютер устанавливают программное обеспечение?

Какие операционные системы вы знаете?

Как антивирусная программа распознает вирусы?

Рефлексия

Приём «Рюкзак»

Раздел «Компьютерные сети», тема «Глобальная сеть Интернет»

Изучив раздел «Раздел «Компьютерные сети», ребятам предлагается зафиксировать свои продвижения в учебе. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять запросы к поисковому серверу с помощью специальных знаков

  • я научился определять маску сети

  • я научился делать перекрестный кабель



© 2010-2022