• Преподавателю
  • Информатика
  • Конспект урока «Количество информации, единицы измерения информации. Свойства информации информационная картина мира»

Конспект урока «Количество информации, единицы измерения информации. Свойства информации информационная картина мира»

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информатика. 6 класс Количество информации, единицы измерения информации.

Свойства информации информационная картина мира

Дата проведения: Урок …

Тема урока: «Количество информации, единицы измерения информации. Свойства информации информационная картина мира»

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: беседа, лекция

Оборудование: кабинет информатики

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием количества информации

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме

Развивающие:

Формирование умения осуществлять самоконтроль;

Развитие самостоятельности, внимательности, логичного мышления;

Формирование представления о компьютере как о среде обучения.

Воспитательные:

Формирование ответственности за работой на ПК;

Воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

План урока:

Ориентировочное время (мин.)

1. Организационный момент……………………………………………………..2

2. Начало урока, постановка целей урока…………………………………….....1

3. Опрос домашнего задания……………………………………………………..9

4. Объяснение нового материала……………………………………………….30

5. Домашнее задание, подведение итогов проведённого урока……………….3

Ход урока:

Количество информации, единицы измерения информации. Свойства информации информационная картина мира

Познавая окружающий мир, каждый из нас формирует свое представление о нем. Ежедневно мы узнаем что-то новое - получаем информацию. Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. В геометрии, например, невозможно выразить содержание базовых понятий «точка», «луч», «плоскость» через более простые понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий

Информация всегда предназначена конкретному получателю, в некоторых областях деятельности называемому приемником.

Существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе и пр. Такую информацию называютнаучной.

Информация (картины, музыкальные произведения, танцы, киноискусство), которая, вызывает разнообразные чувства, эмоции, настроение, называется эстетической.

Информация, распространяемые средствами массовой информации: радио, телевидением, газетами и журналами - это общественно-политическая, и научно-популярная, и культурологическая информация, она позволяет человеку узнавать о событиях в мире, науке и искусстве.

Информация, предназначенная только для одного человека - совершенно секретная или очень личная.

Человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира. Очень важно, чтобы человек научился воспринимать мир, получая и обрабатывая для этого необходимую информацию об объектах и информационных процессах. Поиском решения этой проблемы и занимается учебный предмет информатика.

С помощью органов чувств человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

Ø Глазами люди воспринимают зрительную (визуальную) информацию.

Ø Органы слуха доставляют информацию в виде звуков (аудиальную).

Ø Органы обоняния позволяют человеку ощущать запахи.

Ø Органы вкуса несут человеку информацию о вкусе еды.

Ø Органы осязания позволяют получить информацию о температуре предмета, о состоянии поверхности. Такая информация называется тактильной.

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% - посредством органов слуха и только 1% - при помощи остальных органов чувств.

Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и так далее). Таким образом, с точки зрения процесса познания информация может рассматриваться как знания.

Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек (чем шире круг знаний), тем больше он ощущает недостаток знаний (тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности)

Так, объем знаний выпускника школы гораздо больше, чем объем знаний первоклассника, однако и граница его незнания существенно больше. Действительно, первоклассник ничего не знает о законах физики и поэтому не осознает недостаточности своих знаний, тогда как выпускник школы при подготовке к экзаменам по физике может обнаружить, что существуют физические законы, которые он не знает или не понимает.

Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.

Информацию может воспринимать не только человек, но и животные и растения. Органы обоняния собак настолько чутки, что позволяют находить людей даже под снегом. Собаки чувствительны к запахам следов, но у них понижено восприятие запахов трав, цветов, которые образуют фон. Многие животные слышат высокие звуки, которые не способен воспринять человек. Органы чувств человека и животных по-разному воспринимают окружающий мир.

Свойства информации

Вы постоянно анализируете свойства информации, часто не придавая этому значения. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества.

Учебник по физике 8-го класса содержит для вас полезную информацию, но для ученика 10-го класса в нем нет ничего нового, учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся «странные» термины и формулы. Информация становится понятной, если она выражена языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.

Лишь актуальная - вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром существуют прогнозы погоды, а ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.

Если вы отправили телеграмму с просьбой встретить вас на вокзале, а телеграфист ошибся в дате, то вряд ли вас встретят вовремя. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неверного решения.

Если двое договорились о встрече в определенное время, то едва ли они найдут друг друга, не договорившись еще и о месте встречи. Если вы сели за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли далеко уедете - вы обладаете неполной информацией для управления автомобилем. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Значит, информация должна быть еще полной и достоверной.

Все эти свойства субъективны, т. е. зависят от того, кому предназначена информация. Однако есть свойство информации одинаковые для всех отраслей наук и потребителей:

1. Информацию можно создавать.

2. Информацию можно передавать и принимать.

3. Информацию можно хранить.

4. Информацию можно обрабатывать.

Одним из удивительных свойств информации является то, что при передаче информации от одного человека к другому, у получателя информация увеличивается, а у того, кто передал информацию её не уменьшилось

Единицы измерения количества информации.

Для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы - килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества информации необходимо ввести единицу измерения.

За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».

Если вернуться к опыту с бросанием монеты, то здесь неопределенность как раз уменьшается в два раза и, следовательно, полученное количество информации равно 1 биту.

Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей является байт, причем

1 байт = 23 бит = 8 бит

В информатике система образования кратных единиц измерения количества информации несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где п = 3, 6, 9 и так далее, что соответствует десятичным приставкам Кило (103), Мега (106), Гига (109) и так далее.

Компьютер оперирует числами не в десятичной, а в двоичной системе счисления, поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества ин­формации вводятся следующим образом:

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

2.Информационные процессы. Хранение, передача и обработка
информации.

В повседневной жизни человек все время сталкивается с различными процессами: смена времен года, раскрытие бутона цветка, пошив костюма. Особую роль в ходе протекания некоторых процессов играет информация. Люди воспринимают информацию, осмысливают ее и принимают определенные решения.

Информационные процессы - процессы, связанные со сбором, хранением, поиском, обработкой, кодированием и передачей информации. Информационные процессы протекают не только в человеческом обществе, но и в природе и технике.

Информационные процессы в обществе

Для того чтобы получать и передавать знания, узнавать об опасности, выражать свое отношение к происходящему, людям необходимо общаться друг с другом. Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе. Без обмена информацией невозможно развитие общества.

Коммуникационные системы, обеспечивающие распространение информации с помощью радио, телевидения, кино, звукозаписи, видеозаписи и печатных изданий, называются средствами массовой информации (СМИ). С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Новая среда предоставляет условия обмена информацией и хранение ее в виде, удобном для корректировки и видоизменения.

Информационные процессы в живой природе.

Информационные процессы в природе - влияние времен года на жизнедеятельность растений и животных. Все эти процессы неразрывно связаны с информацией. Растительность и животные воспринимают информацию о состоянии окружающей среды: температуре воздуха и почвы, продолжительности светового дня, интенсивности солнечных лучей и меняют свой убор и поведение.

Животные используют еще один способ общения, который играет важную роль в их жизни. Все вы знаете, как радостно собаки встречают своих хозяев, весело махая хвостом. Тем самым они выражают свои чувства, передают информацию. Звонок в дверь означает для собаки сигнал: «Кто-то пришел». Запах вошедшего - новая информация: знакомый или чужой.

Информационные процессы в технике

В неживой природе можно говорить об информационных процессах применительно к технике, когда она реагирует на некоторые действия человека.

В конце XX века были созданы роботы - автоматические механизмы, управляемые компьютерами. Их используют на предприятиях для выполнения монотонных или опасных операций. Они применяются для работ в космосе, где человек не может самостоятельно работать. Эти роботы получают информацию о состоянии космического корабля и устраняют неполадки.

Сбор информации

Приходится признать, что органы чувств - наш главный инструмент познания мира - не самые совершенные приспособления. Не случайно о грубых, приблизительных вычислениях говорят: «на глаз». Без специальных приборов человек не смог бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды.

Вся деятельность человека связана с различными действиями с информацией посредством технических устройств.

Любое научное знание начинается тогда, когда мы можем оценить полученную информацию, сравнить ее, а значит измерить.

Любой точный измерительный прибор содержит датчик, то есть устройство поставляющее информацию. Это своего рода «орган чувств» технического устройства.

Хранение информации

Чтобы информация стала достоянием многих людей, необходимо хранить ее не только в памяти человека. Сегодня мы используем для хранения информации самые различные материалы: бумагу, фото - и кинопленку, магнитную аудио - и видеоленту, магнитные и оптические диски. Все это - носители информации.




Домашнее задание:

Подведение итогов:

8

© 2010-2022