Статья Системно-деятельностный подход как средство обучения на уроках информатики

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Системно - деятельностный подход как средство обучения на уроках информатики и ИКТ.

Учитель информатики

МКОУ «СОШ № 9 г. Аши

( с профессиональным обучением)»

Чертова О.В.

Общество нуждается в творчески активных личностях. В изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т. е. обладать общеучебными компетенциями. Чтобы сформировать компетентного выпускника необходимо применять активные методы обучения, технологии, которые развивают познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые образовательные стандарты.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

  • прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний;

  • учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

  • действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют в классе.

Системно - деятельностный подход в рамках технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения информатике. В соответствии с системно - деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности. Построение этих процессов и организация взаимосвязи между ними осуществляется через возможность проектирования информационно - коммуникационных технологий.

Как же организовать деятельность учащихся на уроке так, чтобы они не получали знания в готовом виде, а добыли их самостоятельно. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Если рассматривать традиционную форму обучения, то мы должны в первую очередь вложить в ученика знания, а целевой установкой новых образовательных стандартов является: «Развить умение учиться».

Системно-деятельностный подход в корне меняет ответы на вопросы: Чему?, Как? и Ради чего учить?

Обучение в деятельностном подходе строится на следующих принципах: (Чему учить?)

  1. Предметом усвоения являются общие способы действия - способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

  2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением - информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

  3. Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через: (Как учить?)

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.

  2. Использование активных и интерактивных методик.

  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

При использовании такого подхода к обучению учащиеся: (Ради чего учить?)

  1. Осваивают работу с источниками информации, с современными средствами коммуникации.

  2. Учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждении.

  3. Учатся решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации.

  4. Осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах.

  5. Аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах.

  6. Выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельстного подхода ученик, должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода дает следующие результаты:

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

  • возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

  • возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний;

  • значительно сокращается время обучения;

  • наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Литература.

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.

  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, - М. 1986.

  3. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

© 2010-2022