- Преподавателю
- Информатика
- Рекомендации к лабораторным работам студентов по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс
Рекомендации к лабораторным работам студентов по дисциплине Информатика и ИКТ 1 курс
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Иванова С.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО СО «Исовский геологоразведочный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
______________________О.А. Зинурова
«_______»_________2011 г.
Лабораторный практикум
по дисциплине ОДп.11 Информатика и ИКТ
для специальности СПО
080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
На базе основного общего образования
Форма обучения - очная
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Уровень подготовки: базовый
Нижняя Тура
2011
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
математических и естественно-научных дисциплин
от _________№ __
Председатель ЦК
_______________Н.С.Жукова
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине « Информатика и ИКТ» автора Ивановой С.А. от 2011 г.
Автор: Иванова С.А. - преподаватель математики, информатики и вычислительной техники высшей категории.
Рецензенты: ______________________________________________
______________________________________________
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебной дисциплины «Информатика» в среднем звене школы и является фундаментом для применения информационных технологий в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности.
В программе учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» выделены семь содержательных линий: информация и информационные процессы, компьютер, алгоритмизация, программирование, обработка текстовой и графической информации, применение ЭВМ, информационные технологии.
Среди требований, предъявляемых к выпускникам СПУЗов, важнейшим является: практические умения и навыки по преподаваемым дисциплинам. Это возможно только при проведении лабораторных и практических работ, учебных и производственных практик.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений программой предусмотрено проведение практических и лабораторных занятий.
В данной работе предложен полный комплекс лабораторных работ по дисциплине «Информатика», представлен алгоритм выполнения всех работ, схема оформления лабораторной работы, контрольные вопросы.
Порядок выполнения лабораторной работы
-
Цель работы:
Исследовать действия операторов языка BASIC, используемых в программе лабораторной работы, и получить результаты выполнения программы.
-
Порядок выполнения работы:
-
. По данному заданию составить:
-
математическую модель (сделать рисунок, таблицу, записать формулы и т.п.);
-
блок - схему (алгоритм);
-
программу.
-
. Ввести составленную программу в ЭВМ.
-
. Запустить программу на выполнение.
-
. Произвести отладку программы и получить ее результаты.
-
Составить отчет по лабораторной работе.
-
Ответить на контрольные вопросы.
СХЕМА ОФОРМЛЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № _________
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ: (текст задачи)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: (рисунки, схемы, необходимые формулы)
АЛГОРИТМ: (блок - схема)
ПРОГРАММА:
РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ НА ЭВМ:
Лабораторная работа № 1 (2 часа).
Тема: Устройства ЭВМ, их назначение и взаимосвязь.
Цель: познакомиться с основными устройствами ЭВМ, их назначением.
Задания к лабораторной работе:
-
Запустить обучающую программу «TEACH».
-
Законспектировать в рабочей тетради содержание предложенных уроков.
-
По окончании уроков пройти тестирование, результат тестирования сообщить преподавателю.
Лабораторная работа № 2 (2 часа).
Тема: Клавиатура ЭВМ.
Цель: познакомиться с клавишами основной и дополнительной клавиатуры, их назначением.
Задания к лабораторной работе:
-
Запустить обучающую программу «TEACH».
-
Законспектировать в рабочей тетради содержание предложенных уроков.
3. По окончании уроков пройти тестирование, результат тестирования сообщить преподавателю.
Лабораторная работа № 3 (4 часа).
Тема: Ввод в ЭВМ готовых программ, их разработка и отладка.
Цель: научиться записывать на языке BASIC арифметические выражения, составлять простейшие линейные программы; исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки линейных процессов.
Задания к лабораторной работе:
Вычислить:
1. а) m = 21,7; n = 4,9; б) a1 = 2,7; b1 = 0,15; a2 = 3,2; b2 = 1,4
2. а) x = 3,7; y = 0,24; б) x = 2,7
3. а)x = 1,6; y =0,25; б) а=12,7; b=1,17
4. а)x = 1,7; y = 0,29; б) a = 4,17; b = 0,13
5. а) k =3,71; i = 0,34 б) n = 2,9; v = 0,72
6. а) a = 2,6; b = 0,7; x = 1,41 б) x = 1,34
7. а) n = 2,98 б) x = 2,91; y = 0,36
8. а) x = 0,31; y = 2,56; z = 12,7 б) x = 2,71; y = 0,15
9. а) ()- (x2 *y)3x = 0,345; y = 29,3 б) p = 3,1415; x = 0,29
10.а) a = 3,7; b = 4,51; c = 0,27; d = 2,63
б) x = 2,6;y = 1,23
11. а) a = 29,7; b = 0,94; x = 438; c = 9,8 б) m = 1,35; n = 0,15
12. а) m = 36,2; n = 19,4 б) x = 1,45
13.а) p1 = 0,13; p2 = 4,27; q1 = 9,8; q2 = 2,7
б) m = 2,71; n = 0,14
14.а) x = 1,736 б) a=0,36; b=1,57; x = 5,6
15.a) a1=1,7; a2=2,9; c1=0,12; c2=4,1
б) s=2,36; t=1,42
Контрольные вопросы:
-
Запишите число в экспоненциональной форме: 0,0017; 2400; -0,005.
-
Назовите операторы очистки
а) оперативной памяти;
б) экрана.
-
Как вызвать из оперативной памяти
а) одну строку;
б) всю программу?
-
Каким образом в программу вводятся исходные данные?
-
Назовите особенность записи аргумента в стандартной функции. Приведите примеры.
-
В каких единицах выражаются аргументы тригонометрических функций на языке BASIC ?
-
Запишите на языке BASIC следующие функции: ctg(3x+1) и lg(2x-x2).
Лабораторная работа № 4 (4 часа).
Тема: Разработка, написание, ввод и отладка разветвляющихся программ.
Цель: исследовать действия операторов условного и безусловного перехода языка BASIC.
Задания к лабораторной работе
1. sin(x+3) при х<1,
y= ln(2*x+0,8) при 1<6,
+cosx при х; Z=tg(2*y+5).
Вычислить Z при х= -4; 0; 2; 5; 6; 8,32.
2. arctgx при x3;
z= при 3<x<10;
sin2(x-8) при x10; B=-17.
Вычислить B при x= -5; -2,12; 4; 8; 10,7; 13.
3. x2-cosx при x<2,
a= sinx+lnx при 2,
при x>6; B=.
Вычислить B при x= -1,8; 0; 2; 4; 8; 10,7; 13.
4. ln(x2+4) при x,
y= arctgx при 2<x5,
ex+ при x>5; Z=ln.
Вычислить Z при x= -3,1; 0; 2,56; 4; 5; 8,16.
5. x+sinx при x<1,
y= ex+5 при 1,
lnx+ при x>4; Z=tg2y.
Вычислить Z при x= -5; 0; 1; 3; 4; 8.
6. eu при u<0,
v= ln(u+8) при 0,
при u>4; T=.
Вычислить T при v= -4; -0,37; 0; 3; 5; 6,38.
7. при x<2,
y= x+ex при 2,
sin при x>5; Z=ln.
Вычислить Z при x= -5; 0; 2; 4; 6; 8,3.
8. ln(x2+3) при x<1,
v= при 1,
arctg(x-3) при x; Z=.
Вычислить Z при x= -3; 0; 2,2; 3; 5; 17.
9. 1-z при z, 2*x при x<0,
z2 при z>1, если -x при x0.
Вычислить F при x= -4; -1,5; 0; 0,3; 2,7; 5.
10. 1-0,5*u при u<2, 1-x при x0,
3*u2-1 при u2 если 3*x при x>0.
Вычислить P при x= -8,2; -2; 0; 0,3; 1,9; 5.
11. при x1,
y= при -1<x<1,
ln(x+0,8) при x1; Z=5*.
Вычислить Z при x= -3,14; -2; -0,4; 0,8; 2,5; 4.
12. 0 при x<1,
y= 17,3*x2-9*x+1,46 при 1<5,
9-x при x5; V=2*cos.
Вычислить V при x = -2; 0,1; 2,5; 4; 9;12.
13. Вычислить х, если при u<5,
u2+2 при u5, где
v+ при v<0,
sin(2*v+3) при v0, если v= -3; -1,4; 0; 2; 4; 6.
14. 5+ при y<2,
a= 3*ey+1 при 2<10,
cosy при y10; Y=.
Вычислить а при х= -2; -0,3; 1; 5; 8; 10.
15. sin(2-x) при x<2,
y= ln(9*x-16) при 2x<4,
cosx+ при x4; Z=.
Вычислить Z при x= -1,7; 0; 1; 2,6; 5; 8,1.
Контрольные вопросы:
-
Назначение операторов IF…THEN… и GOTO.
-
Запишите все возможные варианты записи оператора IF.
-
Назовите логические функции, используемые для записи проверки условия.
Лабораторная работа № 5 (4 часа).
Тема: Циклические процессы.
Цель: исследовать действия операторов обработки циклических процессов на языке BASIC.
Задания к лабораторной работе:
По заданной формуле члена ряда с номером k составить две программы:
А) программу вычисления суммы первых членов ряда (k=1, 2, … , n);
Б) программу вычисления всех членов ряда, не меньших числа Е.
Вариант 1 ___ Вариант 11. 1____
(2k-1) (2k+1) k2+3k+4
Вариант 2. k Вариант 12. k+1____
(k+1)2+3 k (k+2) (k+3)
Вариант 3. 2k Вариант 13. k+3
(k+1) (k+2) k+4
Вариант 4. 2k+1 Вариант 14. 4k___
(2k+1) k 5k2+8k-1
Вариант 5. k+1 Вариант 15. 2k__
k k+2 3k2+k+4
Вариант 6. 8k Вариант 16. k+4___
3k+10 (k+2) (k+8)
Вариант 7. k Вариант 17. 9k__
2k+3 k2+k+4
Вариант 8. 3(k+1) Вариант 18. 1___
7k+1 3k2+k+2
Вариант 9. k+0,5 Вариант 19. 1_
3k+2 k+7
Вариант 10. 1 Вариант 20. 5k__
k+15 k2+4k-1
Контрольные вопросы:
1. Назначение операторов FOR и NEXT.
2. Куда помещается оператор PRINT, если надо получить:
а) все промежуточные результаты вычислений;
б) конечный результат?
Лабораторная работа № 6 (6 часов).
Тема: Одномерный массив.
Цель: исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки одномерных массивов.
Задания к лабораторной работе:
-
Найти сумму чисел, кратных 3, в натуральном ряду от 10 до 50.
-
Удвоить элементы массива, меньшие 5.
-
Найти среднее арифметическое элементов массива, больших 15.
-
Найти количество нулевых элементов массива.
-
Найти сумму положительных и сумму отрицательных элементов массива.
-
Найти среднее геометрическое чисел массива, больших 1, но меньших 5.
-
Найти произведение элементов массива, квадраты которых больше 5.
-
Найти сумму первых шести положительных элементов массива.
-
Найти количество пар соседних чисел, произведение квадратов которых больше 30.
-
В массиве заменить элементы, большие 10, числом 10, а меньшие 1, числом 1.
-
Изменить знаки всех элементов данного массива с четными номерами на противоположные.
-
Найти количество пар соседних чисел массива, сумма которых 100.
-
Заменить все отрицательные числа массива, квадраты которых меньше 20, противоположными числами.
-
Найти количество элементов массива, квадраты которых больше 25.
-
Найти количество пар соседних чисел, произведение которых 100.
Контрольные вопросы:
-
Назначение и формат оператора DIM.
-
Представить графически (блок - схема) вывод элементов одномерного массива в форме линейной таблицы.
-
Написать фрагмент программы ввода элементов одномерного массива.
Лабораторная работа № 7 (6 часов).
Тема: Двумерный массив.
Цель: исследовать действия операторов языка BASIC, используемых для обработки двумерных массивов.
Задания для лабораторной работы
Дан двумерный числовой массив размером N на M
-
Найти среднее арифметическое всех элементов массива, удостоверяющих условию |A(I,J)|<3.
-
Заменить числом 5 все элементы, меньшие 5.
-
Заменить все отрицательные элементы их квадратами.
-
В строках с четными номерами заменить все отрицательные элементы числом 0.
-
В строках с четными номерами найти суммы положительных и отрицательных элементов.
-
Найти сумму элементов каждой третьей строки.
-
В каждом третьем столбце вычислить сумму элементов.
-
В каждой третьей строке удвоить все элементы.
-
Найти среднее арифметическое наибольшего и наименьшего элементов.
-
В массиве поменять местами вторую и n-1 строки.
-
В строках с четными номерами заменить все положительные элементы массива числом 7.
-
В каждом втором столбце вычислить сумму положительных элементов.
-
Поменять местами третью и n-2 строки.
-
В столбцах с четными номерами заменить отрицательные элементы их модулями.
-
В данном массиве поменять местами второй и n-1 столбцы.
Контрольные вопросы:
-
Назначение и формат оператора DIM.
-
Представить графически( блок - схема) ввод элементов двумерного массива по столбцам.
-
Написать фрагмент программы вывода элементов двумерного массива на печать в форме таблицы.
Лабораторная работа № 8 (6 часов).
Тема: Символьные переменные.
Цель: исследовать действия операторов обработки символьной переменной языка BASIC.
Задания к лабораторной работе:
-
Составить программу расшифровки текста, если в нем произведена замена: а на я, о на ё, у на ю, э на е, ы на и.
-
Составить программу шифровки текста, заменив в нем: а на я, о на ё, у на ю, э на е, ы на и.
-
В заданном тексте убрать лишние пробелы между словами, оставив по одному пробелу.
-
Проверить, является ли данное слово «перевертышем»? (Одинаково читается слева и справа).
-
Зашифровать заданный текст, поставив после каждой согласной буквы букву о.
-
Составить программу расшифровки текста, если в нем произведена замена: б на п, в на ф, з на с, д на т.
-
Составить программу шифровки текста, заменив в нем: б на п, в на ф, з на с, д на т.
-
В заданном тексте вставить между словами вместо одного пробела запятую и пробел.
-
В заданном тексте определить количество слов, оканчивающихся на ая (разделителем в тексте являются: точка, пробел, тире, запятая).
-
Расшифровать заданный текст, зная, что после каждой согласной поставлена буква о.
-
Дан текст, состоящий из нескольких слов. Составить новое слово из букв, которые следуют в данных словах после буквы е.
-
Зашифровать заданный текст, поставив сочетание ла после каждой гласной буквы.
-
Определить, сколько раз в заданном тексте встречается односложный предлог.
-
Дан текст, состоящий из нескольких слов. Составить новое слово из букв, которые предшествуют в данных словах букве а.
-
Зашифровать заданный текст, поставив сочетание да после каждой глухой согласной буквы.
Контрольные вопросы:
-
Назовите функцию определения длины символьной переменной и запишите ее формат.
-
В чем состоит операция выделения части слова. Приведите пример.
-
Перечислите все возможные действия над символьной переменной.
Лабораторная работа № 8 (6 часов).
Тема: Операторы графики.
Цель: исследовать действия графических операторов языка BASIC; научиться формировать графические изображения.
Задание к лабораторной работе:
-
Изобразить в системе координат содержательный рисунок, включающий прямые и кривые линии.
-
Составить программу на языке BASIC, выводящую этот рисунок на монитор.
Контрольные вопросы:
-
Назовите оператор работы в графическом режиме.
-
Перечислите все возможные варианты использования оператора LINE. Приведите примеры.
-
Перечислите все возможные варианты использования оператора CIRCLE. Приведите примеры.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. В.Ф.Ляхович. Основы информатики.
Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.
2. В.А.Каймин и др. Информатика.
М.: Бридж, 1994.
3. В.Ф.Ляхович. Основы информатики.
Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.
4. В.Е.Окишев и др.. Практикум по информатике.
М.: Министерство образования РФ, Научно - методический центр СПО, 1999.
5. А.Г.Кушниренко. Основы информатики вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1993.
6. А.П.Ершов и др. Основы информатики и вычислительной техники, ч. I
М.: Просвещение, 1985.
7. А.П.Ершов и др. Основы информатики и вычислительной техники, ч. II
М.: Просвещение, 1986.
8. В.Н.Касаткин. Информация. Алгоритмы. ЭВМ.
М.: Просвещение, 1991.
Дополнительная
-
В.М.Заварыкин и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1989.
2. В.А.Урнов и др. Преподавание информатики в компьютерном классе.
М.: Просвещение, 1990.
-
В.Н.Решетников и др. Информатика - что это?
М.: Радио и связь, 1989.
-
В.А.Каймин и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1989.
-
А.Г.Гейн и др. Основы информатики и вычислительной техники.
М.: Просвещение, 1993.
6. А.Семакин, Т.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе.
М.: Лаборатория базовых знаний, 2001 г.
Справочная
1. А.П.Ершов и др. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной технике.
М.: Просвещение, 1991.
2. И.Ю.Гусева. Информатика в схемах и таблицах.
Санкт - Петербург: Тригон, 2006 г.