- Преподавателю
- Информатика
- Интеллектуальная игра «Самый умный МИФовец»
Интеллектуальная игра «Самый умный МИФовец»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старикова Н.П. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
И
нтеллектуальная игра
«Самый умный МИФовец»
(Разработала учитель информатики МБОУ «Лицей №15» г. Воронежа
Старикова Наталия Петровна)
Эта игра - финал недели МИФ (математики, физики, информатики). В течение недели в физико-математических классах проводятся блиц-опросы по предметам данного цикла (см. приложения 1,2,3), каждый из которых оценивается в баллах. Далее выявляются учащиеся, набравшие наибольшую сумму баллов в каждом классе. Они и являются претендентами на звание «Самый умный МИФовец».
Цель: Активизировать познавательный интерес к предметам физико-математического цикла; развивать творческие способности, логическое мышление учащихся; дать возможность в непосредственной форме продемонстрировать свои знания по предметам физико-математического цикла и применять их при решении задач.
Место проведения - актовый зал. На стенах - газеты по физике, математике, информатике, выпущенные учащимися в течение декады.
Ведущий: Сегодня в этом зале собрались те, кто любит МИФ, те, кто учит МИФ, те, кто много знает по предметам МИФ и просто тот, кто знает, что такое МИФ.
Кто сегодня играет? Это самые умные учащиеся физико-математических классов
-
……………………….11 а класс
-
……………………….10 а класс
-
………………………. 9 а класс
А кто же сегодня в жюри? Судить нас сегодня будут те, кто учит нас математике, информатике, физике, и те, кто решил связать свою судьбу с МИФ. Это наши учителя Панова Лилия Николаевна, учитель математики, Старикова Наталия Петровна, учитель информатики, Скорнякова Людмила Сергеевна, учитель физики, и наши выпускники - ныне студенты Воронежский ВУЗов: …………………………..
Теперь несколько слов о том, как будет проходить наш турнир. На стене вы видите поле, разделенное на 6 частей. В трех частях - вопросы по предметам, в трех - игра со зрителями. Участники по очереди выбирают номера секторов и выбирают соответствующие задания.
В ходе игры со зрителями каждый принять участие в конкурсе, почувствовать себя очень умным и получить приз.
Мы начинаем!
Вопросы по информатике «Догонялки».
Ведущий читает вопросы, оставляя на ответ 1 минуту. Участники записывают ответы. Вопросы не повторяются и не поясняются.
-
Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ)
-
Совокупность нескольких запоминающих устройств. (ПАМЯТЬ ЭВМ)
-
Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (КОДИРОВАНИЕ)
-
Специальная программа для управления внешними устройствами. (ДРАЙВЕР)
-
Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит. (БАЙТ)
-
Набор записей одного типа. (ФАЙЛ)
-
Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД)
-
Единица количества информации, наименьшая. (БИТ)
-
Совокупность знаний, сведений и данных. (ИНФОРМАЦИЯ)
-
Лицо, которое пользуется компьютером. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ)
-
Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации. (ПРОЦЕССОР)
-
Манипулятор в виде укрепленной на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр. (ДЖОЙСТИК)
-
Устройство для считывания графической и текстовой информации в компьютер. (СКАНЕР)
-
Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР)
-
Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (МОДЕМ)
-
Алфавитно-цифровое печатающее устройство. (ПРИНТЕР)
-
Программируемый цифровой обработчик всевозможных данных. (КОМПЬЮТЕР)
-
Программа, служащая для создания архивов, содержащих файлы в сжатом виде. (АРХИВАТОР)
-
Метка на экране, перемещающаяся при нажатии соответствующих клавиш. (КУРСОР)
-
Электронно-вычислительная машина (аббревиатура.) (ЭВМ)
-
8192000 бит. (МЕГАБАЙТ)
-
Способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр). (СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ)
-
Совокупность всех программ и соответствующей документации, обеспечивающая целесообразное использование КОМПЬЮТЕРА в интересах каждого его пользователя. (ПО)
Первый конкурс для зрителей. Чтобы показать себя знатоками предметов МИФ необходимо ответить на вопросы:
1. Как измерить температуру муравья?
Ответ. "Наловить" пол - стакана муравьев и опустить туда термометр.
2. Вовочка с другом купили по порции мороженого и принесли его домой. Друг положил свое мороженое на блюдце, а Вовочка подставил свое под струю вентилятора. Чьё мороженое дольше не растает?
Ответ. Мороженое, лежащее на блюдечке, окружает воздух, охладившийся от мороженого. На мороженое, помещенное в струю вентилятора попадает поток воздуха, имеющий комнатную температуру. Мороженое у друга дольше не растает.
3. Рука Будды, (золотой статуи в древнегреческом хроме), которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике: Кто украл золото?
Ответ. Прихожане. Каждый из них, прикасаясь к статуе, уносил с собой частички, состоящие из сотен и даже тысяч молекул золота.
4. Как, не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?
Ответ. Чтобы шарик «похудел», положите его в холодильник.
Вопросы по математике. Конкурс «объяснялки»
Приведённые определения относятся к одному и тому же термину. Назовите этот термин.
-
У моих двоек он - в лени.
-
У некоторых овощей только он и есть.
-
Его обычно извлекают. (Корень).
-
Под ней звенят бубенчики.
-
У стрелкового лука.
-
Кусок окружности. (Дуга).
-
За это снижают отметки.
-
Отличники их делают редко.
-
На них учатся. (Ошибки).
-
Запомнить их невозможно.
-
По ним считают.
-
Их полно в справочнике. (Формулы).
-
Бывает на номере углового дома.
-
Этим стреляют из ружья.
-
Ее выстукивают на барабане. (Дробь).
-
У круга их нет.
-
Проходит из угла в угол.
-
В ромбе они пересекаются под прямым углом. (Диагональ).
-
Похож на елку.
-
Шутовской колпак.
-
Круглая пирамида. (Конус).
-
Она нужна, чтобы не говорить глупостей.
-
Когда одно вытекает из другого.
-
Бывает математическая, бывает и женская. (Логика).
-
У кого высшее образование, у тех он есть.
-
На генеральских погонах в старой армии.
-
Косой квадрат. (Ромб).
-
Номер элемента массива.
-
Часть почтового адреса.
-
Символ уменьшенного размера, ставящийся справа внизу или справа вверху другого символа. (Индекс).
-
Как муравьев в муравейнике.
-
Состоит из элементов.
-
Бывает немного, а бывает ... (Множество).
-
Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают.
-
Когда строишь дом, ее нужно поддерживать.
-
Равные отношения. (Пропорция).
-
Бывает музыкальный.
-
Есть у квадрата и у тяжести.
-
Середина диаметра. (Центр).
-
Он очень толстый.
-
Мы на нем живем.
-
Похож на арбуз. (Шар).
-
Круг, вписанный в прямоугольник.
-
Если на круг поглядеть немного сбоку.
-
Такая форма у орбиты Земли. (Эллипс).
-
Их не хватает детям капитана Гранта.
-
Военные их не разглашают.
-
Бывают у вектора и у точки на плоскости. (Координаты).
-
Бывает Евклидова, а бывает Лобачевского.
-
Там одних теорем штук сто.
-
Главное в ней - хороший чертеж. (Геометрия).
-
Бывают такие коробки.
-
В них играют малыши.
-
Объемный квадрат. (Куб).
-
Обычно находится в центре города.
-
Выражается квадратным числом.
-
Длина на ширину. (Площадь).
-
Число, характеризующее позиционную систему счисления.
-
Причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо.
-
Сторона трапеции. (Основание).
-
У толстых он больше.
-
Есть у комнаты.
-
Проще всего его найти у куба. (Объем).
-
На ней выступают акробаты.
-
Бывает в птичьей клетке.
-
Усеченный такой треугольник. (Трапеция).
-
С богатством это тоже может произойти.
-
Такое действие.
-
Есть такая таблица. (Умножение).
-
На них разбивают решение.
-
Есть в спектакле.
-
Бывают арифметические. (Действия).
-
Его платят в банке.
-
Мама говорит, что больше тридцати - это грабеж.
-
Пишется как будто ноль делят на ноль. (Проценты).
-
Она есть на узорах и орнаментах.
-
Она есть у круга, у квадрата, у треугольника - не всегда.
-
Что справа, то и слева. (Симметрия).
-
В классе их четыре.
-
Измеряется транспортиром.
-
Маленьких туда ставят. (Угол).
-
Их придумывают математики.
-
Есть про треугольники, есть про функции.
-
Их нужно доказывать. (Теоремы).
-
В физике их тоже много.
-
На него можно сместиться.
-
Складываются по правилу параллелограмм. (Векторы).
-
Архимед это просил, а ему не дали.
-
Бывает…зрения.
-
Ставится в конце. (Точка).
-
Есть на стадионе.
-
Бывает в игре "Поле чудес".
-
Кусок круга. (Сектор).
-
По ней движутся кометы.
-
Преувеличение.
-
График обратной зависимости. (Гипербола).
-
Самое приятное на уроке.
-
Самое неприятное на перемене.
-
Бывает еще последний. (Высота).
-
Их считают в двигателе машины.
-
Есть такая шляпа.
-
Он похож на кастрюлю. (Цилиндр).
-
Это постоянно делают младенцы.
-
Знаменитое число.
-
Связь длины и диаметра окружности. (Пи).
-
У одних она нормальная, а у других ненормальная.
-
На работе у человека их много.
-
Иногда мы строим ее график. (Функция).
Ведущий. А пока жюри подводит итоги, мы опять обращаемся к зрителям.
Второй конкурс для зрителей.
Внимательно слушаем задания. Ответы на них вы можете знать или просто догадаться.
1. Известный английский физик Роберт Уайт, как-то проезжая в автомобиле, превысил скорость. Его задержал дорожный инспектор, снабженный современной радарной установкой. Уплатив штраф, профессор сказал: "В следующий раз мне следует хорошо подумать, прежде чем..." Закончите фразу Уайта.
Ответ: "...прежде чем изобретать радар".
2. Эти люди появились сравнительно недавно. В одной из книг, изданной в 1996 году, им дается такое определение: это те, кто "пытаются исправить существующую ситуацию на желаемую путем минимального изменения, по возможности - незаметного". Кто они?
Ответ: хакеры (компьютерные взломщики).
3. Что объединяет учения Пифагора, Сократа и Конфуция?
Ответ: все они учили только устно, от них не осталось не строчки; все известное нам - записи учеников.
Ведущий: Чудесные слова Л.Н.Толстого определили наш конкурс по физике: «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце». Тема нашего конкурса «Физики и лирики»
Вопросы по физике. Конкурс «Физики и лирики »
Следующий конкурс, как вы понимаете, посвящен физике и физикам. Наверняка, каждый знает известные слова А.С.Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещения дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Писатели и поэты должны были хорошо знать физические законы, для того чтобы писать свои великие произведения.
Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит. (А.А.Фет)
Глянем поглубже в расселины скал:
Тихо в кристаллах растет минерал. (И. В. Гете.)
Сейчас вам предстоит объяснить некоторые физические процессы и явления, описанные известными людьми в их гениальных произведениях.
-
Герой одного из рассказов О Генри дал пинок поросенку с такой силой, что тот полетел, "опережая звук собственного визга". С какой силой должен был ударить поросенка герой рассказа, чтобы описанный случай произошел в действительности? Массу поросенка примите равной 5 кг, а продолжительность удара 0,01 сек.
Ответ: По второму закону Ньютона импульс силы, приложенной к какому-нибудь телу, равен изменению количества движения этого тела Ft = mv. Чтобы поросенок обогнал свой собственный визг он должен двигаться со скоростью, большей скорости звука, т.е. его скорость должна быть больше 330 м/с. Следовательно, сила удара должна составлять около 165 000 Н.
-
Один из героев романа А.Р.Беляева «Человек-амфибия» рассказывает: «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Объясните.
Ответ: Сила тяжести, с которой Земля притягивает к себе тела, в воде остается прежней. Но в жидкости действует еще сила Архимеда, направленная вертикально вверх. Поэтому и возникает уменьшение веса.
3. Один из героев книги Г. Манна поучал другого: «Если снег перестанет, может наступить сильный мороз...» Верно ли это? Объясните.
Ответ: Примета указана верно. Образование кристалликов снега и льда связано с выделением энергии в окружающую среду. Поэтому при снегопаде большого понижения температуры воздуха быть не может.
-
"Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапами, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше". (Гаршин В. "Лягушка - путешественница". Сказка.) Почему так произошло?
Ответ. По инерции.
5. "Погода была прекрасная... Жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег. Их узорчатые края, пушистые и легкие... медленно но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени". (Тургенев И.С. "Касьян с Красной Мечи" Собр. соч.М.1988.) Как образуются облака?
Ответ: Под влиянием притока солнечной радиации вблизи земной поверхности происходит распределение температуры воздуха по высоте. В результате перегрева отдельных масс воздуха над земной поверхностью возникают конвекционные потоки. Наиболее благоприятные условия для их возникновения создаются днем. Благодаря более низкой температуре в верхних слоях атмосферы происходит конденсация водяных паров и образование облачности.
6. "Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе трех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов". (Дж. К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки.") Чем объяснить такую "мощность" сыра?
Ответ. Диффузией и конвективными потоками воздуха.
Ведущий: Внимание! Внимание! Внимание! Слово предоставляется нашему уважаемому жюри. Уже подведены итоги и выявлены победители.
3 место и звание самого умного физика (математика, информатика) школы №15 признан учащийся ___ класса __________________________________
2 место и звание самого умного физика (математика, информатика) школы №15 признан учащийся ___ класса __________________________________
И, наконец, звание «Самого умного ученика 15-ой школы» присуждается ученику _______ класса ___________________________________________.
(«Самому умному» вручается мантия и ……, всем участникам вручаются призы).
А теперь мероприятие, на котором мы определим самого танцующего. Дискотека!
Приложение 1
Вопросы по физике. Тема «Физика и спорт».
-
Почему неопытный конькобежец падает назад, съезжая со снеговой дорожки на лед катка, и вперед, если возвращается со льда на снеговую дорожку?
-
При выполнении прыжка в воду спортсмен пользуется специальным трамплином. Изменяется форма трамплина при выполнении прыжка? Почему?
-
Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду? Какому требованию должны удовлетворять перчатки?
-
Одним из видов легкой атлетики являются прыжки с шестом в высоту. Почему спортсмен должен сильно разбежаться перед прыжком?
-
Каким видят мир из-под воды пловцы?
-
Почему хоккеист на поворотах наклоняется?
-
Почему увеличивается скорость вращения фигуриста, если он опускает руку?
-
Чтобы бросок диска получился удачным, дискобол придает диску вращательное движение. Зачем?
-
Если ударить в центр мяча, то удар будет «прямым», если ударить сбоку, то мяч меняет траекторию движения. Почему?
Приложение II
Вопросы по математике
1. Центры всех 5 окружностей лежат на одной прямой.
Если радиус большой окружности равен R = 1, то чему равна суммарная длина всех пяти окружностей?
2. Погода во время отдыха Гришиной семьи была необычной: дождь шел 15 дней, но никогда дождь не лил весь день. Дождливое утро сопровождалось ясной погодой после полудня. Солнечная, ясная погода с утра заканчивалась дождем во второй половине дня. Если всего было 12 дней, когда солнце светило по утрам и 13 дней, когда оно светило после полудня, то сколько продолжался отдых семьи Гриши?
3. Пловец плывет против течения реки и по пути встречает плывущую по течению пустую лодку. Он продолжает плыть против течения еще 20 минут после момента встречи, а затем поворачивает назад и догоняет лодку в 2-х километрах от места встречи. Чему равна скорость течения реки в этом месте?
4. Вдоль траектории забега поставили на равных расстояниях друг от друга 15 столбов. После начала забега спортсмен был у третьего столба через 3 минуты. За сколько минут он пробежит весь путь, если всю дистанцию он бежит с одинаковой скоростью?
5. Представить число 203 в виде суммы нескольких положительных чисел так, чтобы их произведение также было бы равно 203.
6. Найти три последние цифры произведения: 1· 2 · 3 · 4 · ... · 17 · 18
Приложение II
Вопросы по информатике
-
Название какого устройства в компьютере с английского языка дословно переводится как "Радостная палка"? (джойстик)
-
Кого называют первой в истории женщиной-программистом? (Ада Лавлейс)
-
Название какой системной программы в переводе с английского языка звучит как "переводчик". (транслятор)
-
Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. (окно)
-
Компьютер в переводе с английского? (вычислитель)
-
Фамилия американского программиста, в честь которого названа популярная операционная оболочка. (Нортон)
-
Комбинация из восьми 0 и 1. (1 Байт)
-
Сколько поколений ЭВМ принято считать созданными до настоящего времени? (4)
9. Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка как "Мелкомягкая". (Microsoft)