- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике Принципы кодирования изображения
Урок по информатике Принципы кодирования изображения
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матерухина Н.Н. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет Информатика и ИКТ Класс 9 (соответствует 8 классу общеобразовательной школы)
Базовый учебник Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010
Тема урока Принципы кодирования изображения, 3 урок в теме «Графическая информация и компьютер»
Цели урока:
-изучение способов кодирования графической информации;
Задачи урока:
- обучающие:
познакомить учащихся с понятиями кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой К = 2b; закрепить понятие пикселя, растровой сетки, основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.
-развивающие:
развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферу - точность и тонкость различения цвета, формы, положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;
-воспитательные:
воспитание аккуратности, добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах
-коррекционные:
стимулировать коммуникативную активность, расширить информационное пространство учащихся,
совершенствовать зрительное внимания;
развивать навык ориентировки в микропространстве;
развивать прослеживающую функцию глаза;
развивать зрительно-пространственное восприятие;
развивать зрительно-моторную координацию;
развивать навыки соотнесения объектов по цвету и фиксации цвета по насыщенности.
Тип урока комбинированный
Необходимое техническое оборудование:
компьютеры, экран, проектор, цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru
Структура и ход урока
1. Организационный (Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания)
Учитель:
Компьютерная графика - одна из самых интересных и одновременно самых сложных разделов современной информатики. Половина пути нами уже пройдена, мы многое знаем, сегодня начнется самое интересное. Дело в том, что компьютерная графика - это не только рисование на компьютере, но и решение задач.
2. Проверка домашнего задания
По тексту учебника §19 требовалось заполнить таблицу:
Технические устройства компьютерной графики
Название устройства
Назначение устройства
Монитор
Видеопамять видеокарты
Дисплейный процессор видеокарты
( Проходя по рядам, учитель проверяет факт заполнения таблицы уч-ся. При затруднениях зачитывается правильный ответ )
3. Всесторонняя проверка знаний
Учитель:
Занимаем места за компьютером, работаем парами. С собой берем тетрадь и ручку. Открываем файл Кроссворд.xls , находящийся в папке ЗАДАНИЕ. Вводим ответы с клавиатуры в каждую клетку 1 букву. 1 вариант работает со словами по вертикали, 2 вариант - по горизонтали. (Распределение учеников по вариантам).
По окончании работы - на экране высвечиваются заполненные поля с правильными ответами. Проверяем ответы товарища.
Критерии оценивания (Оценка выставляется в рабочую карту урока)
3 правильных ответа - оценка«5»
2 правильных ответа - оценка«4»
1 правильный ответ - оценка«3»
4. Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний
Учитель:
В современном мире изобретено множество устройств, о которых раньше человечество только мечтало. Реальность богаче вымысла. Хочу предложить вам небольшую экскурсию в область устройств ввода графической информации, не упомянутых в учебнике, но встречаемых нами повсеместно. Задание: внимательно прослушать информацию и ответить на вопрос «Какое устройство вам понравилось и почему?»
Как же такие разные устройства работают с графической информацией и ничего не путают? В чем секрет? (Примерный ответ: все эти устройства используют универсальный компьютерный язык - все изображения при вводе преобразуются в 0 и 1)
Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, которые нам предстоит рассмотреть
(Учащиеся предполагают.)
Тема урока: «Принципы кодирования изображения»
Вопросы: (появляются на слайде)
-
Принцип формирования цвета пикселя на экране.
-
Связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула)
5. Усвоение новых знаний
(На экране демонстрируется интерактивная презентация, по ходу которой учащиеся производят записи в тетради)
6. Закрепление новых знаний.
Учитель:
А теперь попробуем применить полученные знания. Ваша работа будет проходить в 2 этапа:
1 этап (работа в парах)
Вам предлагается технологическая карта для решения задач. Вы должны разобраться в готовом, подробно описанном решении первой задачи и аналогично решить следующие, осуществляя подробные записи в тетради. Ответ ОБЯЗАТЕЛЕН!!! На работу отводится 8 мин.
Критерий оценивания работы: (оценку ставим в рабочую карту урока)
Решено и оформлено в тетради 3 задачи (№2, № 3 б, в) - оценка «5»
Решено и оформлено в тетради 2 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «4»
Решено и оформлено в тетради 1 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «3»
Задача
Комментарий и решение
1. Для кодирования синего цвета используется код 001. Сколько цветов содержит палитра?
Определим, сколько бит содержит код пикселя:
0 0 1
Получили - 3 бита. Подставим в формулу К = 2b
К=2b=23= 2х2х2=8 цветов.
Ответ: палитра содержит 8 цветов.
2. Аналогично рассуждая, решите задачу:
Для кодирования розового цвета используется код 0101. Сколько цветов содержит палитра?
Ответ: палитра содержит ….. цветов.
3. Сколько битов видеопамяти на один пиксель потребуется для хранения:
а) 4-цветного изображения?
б) 8-цветного изображения?
в) 16-цветного изображения?
а) К=4 . Подставим значение в формулу К = 2b.
Получим 4 = 2b. Методом подбора найдем, что 4= 2х2, то есть 2 надо возвести во 2-ую степень. Значит, b=2 .
Ответ: для хранения 4-цветного изображения потребуется 2 бита видеопамяти на один пиксель.
б)
в)
2 этап (индивидуальная работа на компьютере по инструкции)
Критерий оценивания работы (оценку ставим в рабочую карту урока)
Если внесено более половины дополнительных цветов в палитру оценка «4»
Если работа выполнена полностью - оценка «5»
Рабочие карты сдаются учителю.
7. Рефлексия.
7. Информация о д/з
Индивидуальная карточка для каждого уч-ся (примерное содержание)
1. Ответьте письменно на вопрос:
Что обозначает b в формуле К = 2b?
2. Решите задачи:
А) Сколько цветов будет в палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 5 бит?
Б) В палитре содержится 64 цвета. Сколько бит потребуется для кодирования одного пикселя?
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Время
(в мин.)
1
Организационный
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания
Обращает внимание учащихся на объем изученного и оставшегося учебного материала.
Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797
school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&
(Схема в виде слайда презентации)
Включаются в деловой ритм урока
Знакомятся в общих чертах с предстоящей работой на уроке.
Регулятивные: организация учебного места
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок
2
2
Проверка домашнего задания
Проходя по рядам, проверяет факт заполнения таблицы уч-ся
Показывают работу, зачитывает ответы в случае затруднения одноклассников
Регулятивные: контроль, коррекция
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками; выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
3
3
Всесторонняя проверка знаний.
Наблюдает, консультирует.
Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125762)school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/
(Интерактивный кроссворд)
Отгадывает кроссворд, проверяет ответы товарища по образцу, вносит оценку в рабочую карту урока
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (парная работа).
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание выполненного задания.
5
4
Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний.
Демонстрирует выборочно слайды ,описывающие работу современных устройств ввода граф. Информации
Устройства ввода информации графической информации fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html
(Иллюстрация, интерактивная модель)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.
Создает эмоциональный настрой на работу.
Слушают, рассматривают, опираются на субъектный опыт, отвечают на вопросы
Формулируют цель и определяют задачи урока.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
5
5
Усвоение новых знаний
Демонстрирует, объясняет
Кодирование цвета (N 125759)
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf
(Альтернатива -работа с учебником)
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:
Слушают, рассматривают, делают записи
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учет разных мнений, разрешение конфликтов; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, прогнозирование и контроль полученного результата.
10
6
Закрепление новых знаний.
А) решение задач
Б)* практическая работа на компьютере
Консультирует, помогает.
Практическое задание N10 (N 125784) school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&
А) решают задачи в парах по образцу в технологической карте
Б)* выполняют практическую работу на компьютере по инструкции (индивидуально)
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
А)8
Б)12
7
Рефлексия
(подведение итогов урока)
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений
7
Информация о д/з
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.
1
Приложение к плану-конспекту урока
Принципы кодирования изображения
информатика и Икт
8 класс Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797
презентация
Схема в виде слайда презентации
school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&
2
Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер"
(N 125762)
Интерактивное задание
Интерактивный кроссворд
school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/
3
Устройства ввода графической информации
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)
Иллюстрация, интерактивная модель
fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html
4
Кодирование цвета (N 125759
Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся
Интерактивная презентация
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf
5
Практическое задание N10 (N 125784)
Индивидуальное задание на работу с конструктором цветов, встроенным в графический редактор
Текст с индивидуальным заданием для учащихся
school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&