Урок по информатике Принципы кодирования изображения

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет Информатика и ИКТ Класс 9 (соответствует 8 классу общеобразовательной школы)

Базовый учебник Семакин И.Г. «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. . Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2010

Тема урока Принципы кодирования изображения, 3 урок в теме «Графическая информация и компьютер»

Цели урока:

-изучение способов кодирования графической информации;

Задачи урока:

- обучающие:

познакомить учащихся с понятиями кода пикселя, палитры, RGB- кодировки, формулой К = 2b; закрепить понятие пикселя, растровой сетки, основные принципы кодирования изображения, показать способы решения простейших задач с использованием технологической карты.

-развивающие:

развивать внимание, зрительную память, воображение, сенсорную сферу - точность и тонкость различения цвета, формы, положения объектов в пространстве, умение анализировать, выделять главное, сравнивать, продолжить формирование умения взаимодействовать в паре;

-воспитательные:

воспитание аккуратности, добросовестности, самостоятельности в работе, коммуникативных умений при работе в парах

-коррекционные:

стимулировать коммуникативную активность, расширить информационное пространство учащихся,

совершенствовать зрительное внимания;

развивать навык ориентировки в микропространстве;

развивать прослеживающую функцию глаза;

развивать зрительно-пространственное восприятие;

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать навыки соотнесения объектов по цвету и фиксации цвета по насыщенности.

Тип урока комбинированный

Необходимое техническое оборудование:

компьютеры, экран, проектор, цифровые образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР fcior.edu.ru и ЕК ЦОР school-collection.edu.ru


Структура и ход урока

1. Организационный (Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания)

Учитель:

Компьютерная графика - одна из самых интересных и одновременно самых сложных разделов современной информатики. Половина пути нами уже пройдена, мы многое знаем, сегодня начнется самое интересное. Дело в том, что компьютерная графика - это не только рисование на компьютере, но и решение задач.

2. Проверка домашнего задания

По тексту учебника §19 требовалось заполнить таблицу:

Технические устройства компьютерной графики

Название устройства

Назначение устройства

Монитор

Видеопамять видеокарты

Дисплейный процессор видеокарты

( Проходя по рядам, учитель проверяет факт заполнения таблицы уч-ся. При затруднениях зачитывается правильный ответ )

3. Всесторонняя проверка знаний

Учитель:

Занимаем места за компьютером, работаем парами. С собой берем тетрадь и ручку. Открываем файл Кроссворд.xls , находящийся в папке ЗАДАНИЕ. Вводим ответы с клавиатуры в каждую клетку 1 букву. 1 вариант работает со словами по вертикали, 2 вариант - по горизонтали. (Распределение учеников по вариантам).

По окончании работы - на экране высвечиваются заполненные поля с правильными ответами. Проверяем ответы товарища.

Критерии оценивания (Оценка выставляется в рабочую карту урока)

3 правильных ответа - оценка«5»

2 правильных ответа - оценка«4»

1 правильный ответ - оценка«3»

4. Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний

Учитель:

В современном мире изобретено множество устройств, о которых раньше человечество только мечтало. Реальность богаче вымысла. Хочу предложить вам небольшую экскурсию в область устройств ввода графической информации, не упомянутых в учебнике, но встречаемых нами повсеместно. Задание: внимательно прослушать информацию и ответить на вопрос «Какое устройство вам понравилось и почему?»

Как же такие разные устройства работают с графической информацией и ничего не путают? В чем секрет? (Примерный ответ: все эти устройства используют универсальный компьютерный язык - все изображения при вводе преобразуются в 0 и 1)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и вопросы, которые нам предстоит рассмотреть

(Учащиеся предполагают.)

Тема урока: «Принципы кодирования изображения»

Вопросы: (появляются на слайде)

  • Принцип формирования цвета пикселя на экране.

  • Связь между количеством цветов в палитре и количеством битов для кодирования одного пикселя (формула)

5. Усвоение новых знаний

(На экране демонстрируется интерактивная презентация, по ходу которой учащиеся производят записи в тетради)

6. Закрепление новых знаний.

Учитель:

А теперь попробуем применить полученные знания. Ваша работа будет проходить в 2 этапа:

1 этап (работа в парах)

Вам предлагается технологическая карта для решения задач. Вы должны разобраться в готовом, подробно описанном решении первой задачи и аналогично решить следующие, осуществляя подробные записи в тетради. Ответ ОБЯЗАТЕЛЕН!!! На работу отводится 8 мин.

Критерий оценивания работы: (оценку ставим в рабочую карту урока)

Решено и оформлено в тетради 3 задачи (№2, № 3 б, в) - оценка «5»

Решено и оформлено в тетради 2 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «4»

Решено и оформлено в тетради 1 задачи ( из №2, № 3 б, в) - оценка «3»

Задача

Комментарий и решение

1. Для кодирования синего цвета используется код 001. Сколько цветов содержит палитра?

Определим, сколько бит содержит код пикселя:

0 0 1

Получили - 3 бита. Подставим в формулу К = 2b

К=2b=23= 2х2х2=8 цветов.

Ответ: палитра содержит 8 цветов.

2. Аналогично рассуждая, решите задачу:

Для кодирования розового цвета используется код 0101. Сколько цветов содержит палитра?


Ответ: палитра содержит ….. цветов.

3. Сколько битов видеопамяти на один пиксель потребуется для хранения:

а) 4-цветного изображения?

б) 8-цветного изображения?

в) 16-цветного изображения?

а) К=4 . Подставим значение в формулу К = 2b.

Получим 4 = 2b. Методом подбора найдем, что 4= 2х2, то есть 2 надо возвести во 2-ую степень. Значит, b=2 .

Ответ: для хранения 4-цветного изображения потребуется 2 бита видеопамяти на один пиксель.

б)

в)

2 этап (индивидуальная работа на компьютере по инструкции)

Критерий оценивания работы (оценку ставим в рабочую карту урока)

Если внесено более половины дополнительных цветов в палитру оценка «4»

Если работа выполнена полностью - оценка «5»

Рабочие карты сдаются учителю.

7. Рефлексия.

7. Информация о д/з

Индивидуальная карточка для каждого уч-ся (примерное содержание)

1. Ответьте письменно на вопрос:

Что обозначает b в формуле К = 2b?

2. Решите задачи:

А) Сколько цветов будет в палитре, если каждый базовый цвет кодировать в 5 бит?

Б) В палитре содержится 64 цвета. Сколько бит потребуется для кодирования одного пикселя?

























СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

(в мин.)

1

Организационный

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания

Обращает внимание учащихся на объем изученного и оставшегося учебного материала.

Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797

school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

(Схема в виде слайда презентации)

Включаются в деловой ритм урока

Знакомятся в общих чертах с предстоящей работой на уроке.

Регулятивные: организация учебного места

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

2

2

Проверка домашнего задания

Проходя по рядам, проверяет факт заполнения таблицы уч-ся

Показывают работу, зачитывает ответы в случае затруднения одноклассников

Регулятивные: контроль, коррекция

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками; выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

3

3

Всесторонняя проверка знаний.

Наблюдает, консультирует.

Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125762)school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/

(Интерактивный кроссворд)

Отгадывает кроссворд, проверяет ответы товарища по образцу, вносит оценку в рабочую карту урока

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (парная работа).

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание выполненного задания.

5

4

Подготовка уч-ся к активному усвоению знаний.

Демонстрирует выборочно слайды ,описывающие работу современных устройств ввода граф. Информации

Устройства ввода информации графической информации fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html

(Иллюстрация, интерактивная модель)



Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Слушают, рассматривают, опираются на субъектный опыт, отвечают на вопросы



Формулируют цель и определяют задачи урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5

5

Усвоение новых знаний

Демонстрирует, объясняет

Кодирование цвета (N 125759)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf
(Альтернатива -работа с учебником)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Слушают, рассматривают, делают записи

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учет разных мнений, разрешение конфликтов; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, прогнозирование и контроль полученного результата.

10

6

Закрепление новых знаний.

А) решение задач

Б)* практическая работа на компьютере

Консультирует, помогает.

Практическое задание N10 (N 125784) school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

А) решают задачи в парах по образцу в технологической карте

Б)* выполняют практическую работу на компьютере по инструкции (индивидуально)

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

А)8

Б)12

7

Рефлексия

(подведение итогов урока)

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

7

Информация о д/з

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

1

Приложение к плану-конспекту урока

Принципы кодирования изображения

информатика и Икт

8 класс Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Логическая схема понятий по теме: "Графическая информация и компьютер" (N 125797

презентация

Схема в виде слайда презентации

school-collection.edu.ru/catalog/res/dbb6722f-b729-42e3-a599-3717f28ba804/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&

2

Кроссворд по теме: "Графическая информация и компьютер"

(N 125762)

Интерактивное задание

Интерактивный кроссворд

school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75320/

3

Устройства ввода графической информации

Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Иллюстрация, интерактивная модель

fcior.edu.ru/card/13291/ustroystva-vvoda-informacii.html

4

Кодирование цвета (N 125759

Демонстрация к лекции. Интерактивное средство для самостоятельной работы учащихся

Интерактивная презентация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8fb82fac-7d62-4350-aaf9-84466348b112/9_24.swf

5

Практическое задание N10 (N 125784)

Индивидуальное задание на работу с конструктором цветов, встроенным в графический редактор

Текст с индивидуальным заданием для учащихся

school-collection.edu.ru/catalog/res/aad60cf0-54ce-4afa-a112-02a3bfe1a90b/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&



© 2010-2022