Обучающий семинар для учителей Виды интернет-ресурсов

Разработка обучающего семинара-практикума для заместителей директора по информатизации школьного образования. Целевая аудитория: учителя общеобразовательных школ, старшеклассники. Цели и задачи:  ·  Дать представление о различиях видах Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при изучении предмета. ·  Научить, как использовать Интернет-ресурсами на уроке, а также как формировать собственную базу данных. ·  Научитьработать с различными материалами, предоставляемыми Интернет-ресурсами п...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды Интернет-ресурсов и их функции.

Обучающий семинар для учителей Виды интернет-ресурсовВаша работа может считаться успешной, если в конце занятия вы

  • Имеете представление о различиях видах Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при изучении предмета.

  • Знаете, как использовать Интернет-ресурсами на уроке, а также как формировать собственную базу данных.

  • Умеете работать с различными материалами, предоставляемыми Интернет-ресурсами по предмету.

Среди ЦОРов особое место занимают Интернет-ресурсы. Требование научности предоставляемой ими информации наиболее значимо при их оценке как учителем, так и учащимися, поэтому необходимо развивать навыки критической оценки предоставляемой Интернет-ресурсами информации и способов организации информации (эргономичность сайта). В первом случае речь идет о предоставлении пользователю информации об источниках получения тех или иных материалов (система ссылок) и аннотированной характеристике материалов, размещенных на сайте. Во втором наличие инструкций о принципах организации материалов и простота доступа к ним (например, наличие карты сайта и системы гиперссылок). Кроме того, необходимо учитывать наличие аналогичного книжному грифа, фиксирующего авторство Интернет-сайта или Интернет-портала, а также поддержку той или иной общественной организацией или государственным органом.

Интернет-среда становится важнейшим в современном обществе источником информации, в том числе, образовательной. Учителя-словесники не могут не учитывать этого в своей повседневной педагогической практике. Освоение Интернет-технологий в самое ближайшее время станет одной из базовых компетенций учителя. Интернет-ресурсы, во-первых, должны стать значимым источником новой информации и предоставлять эксклюзивный материал для моделирования уроков, во-вторых, стать источником и организатором самообразования учителя-словесника и как филолога и как методиста, в-третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта.

В той или иной степени различные Интернет-ресурсы уже сейчас позволяют осуществлять эти функции: информационную, обучающую, рефлексивную.

Информационную функцию выполняют прежде всего Интернет-ресурсы, аккумулирующие информацию по различной тематике: энциклопедии, библиотеки, словари, справочники и т. д. Например: Стихи.Ру: Энциклопедия поэзии (stihi.ru/encyclopedia/), Русский филологический портал (philology.ru/), Русская виртуальная библиотека (rvb.ru/about/index.html), Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы (klassika.ru/), Библиотека Максима Мошкова (lib.ru/) и другие (См. Каталог Интернет-ресурсов по литературе). В данном случае мы имеем дело с аналогами печатных источников информации, представленными в новом виде.

Однако появились образовательные ресурсы, хотя и не выстраивающие целенаправленный диалог с пользователем, в то же время предполагающие его активность. Имеются в виду ресурсы, материалы которых требуют от учителя активности в перестройке предоставляемой ими инф ормации с целью переноса этой информации из виртуального пространства Интернета в реальное познавательное пространство урока литературы, а также перестройки и перекомпановки этих материалов в этом пространстве. Например: Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале» (litera.edu.ru/), Биографии великих русских писателей и поэтов (writerstob.narod.ru/), Электронная библиотека Александра Белоусенко (belousenkolib.narod.ru/) и другие. Мало отличаясь от традиционных печатных методических материалов, такие Интернет-ресурсы значительно расширяют границы возможностей учителя-практика, предоставляя ему аудио и видео-материалы, найти им применение в структуре профессиональной деятельности - задача учителя. Работа с такими Интернет-ресурсами предполагает повышение уровня профессиональной компетентности учителя.

Обучающую функцию выполняют на сегодняшний день Интернет ресурсы пассивного и интерактивного вида.

Первые предоставляют учителю возможность познакомиться с представленными в Интернете теоретико-методическими материалами (вузовские учебники, научные статьи и т. д.), предметными программами, методическими рекомендациями по различной тематике, вариантами поурочного планирования, описаниями инновационных технологий литературного образования и т. д.. Способствуя самообразованию педагога, они не меняют характер его познавательной деятельности в сравнении с традиционными формами самообразования. Например: История русской литературы XX века: методические разработки (teneta.rinet.ru/rus/hilit/hilit_metod.htm), Виртуальное методическое объединение учителей литературы (edu.nsu.ru/vmrus/), Материалы к урокам по русской литературе (edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?ids=2&id=2449) и другие.

Вторые, хотя на сегодняшний день таких считанные единицы, предлагают учителю не просто не известные ему методические материалы, но различные формы дистантного самообразования: участие в Интернет-семинарах, выполнение творческих заданий, обмен педагогическим опытом, участие в «форумном» обсуждении профессиональных проблем и методик. Например: Методико-литературный Интернет-сайт (mlis.ru), Русофил. Методика (russofile.ru/strategy/), несомненно, сайт Телешколы (internet-school< /SPAN>.ru), с которым Вы в данный момент работаете, и другие. Эти ресурсы активно влияют на изменение уровня и качества профессиональной компетентности учителя. Их отличает высокий уровень диалогичности: самообразование учителя осуществляется вследствие интенсивности коллективного взаимодействия с коллегами и научными консультантами, что существенно сказывается на процессах профессиональной коррекции и самокоррекции. Надо полагать, за такими интерактивными интернет-ресурсами будущее. В перспективе они могут составить реальную конкуренцию существующей на сегодняшний день системе повышения квалификации учителей, сосуществовать с системой очного обучения в школе и успешно их дополнять.

Важнейшим фактором профессионального развития учителя оказывается способность к рефлексии самого разного уровня и качества, в известной степени эту способность развивают сайты, отмеченные выше как интерактивные, однако сейчас появляются и отдельные Интернет-страницы и целые сайты, побуждающие учителя к дискуссионному обсуждению стоящих перед ним проблем, например, «Журнальный зал» в «Русском Журнале» (magazines.russ.ru/) или Сетевая словесность (litera.ru/slova).

Наиболее распространенной и простой формой использования Интернет-ресурсов в практике учителя литературы оказывается обращение к новым источникам информации, необходимой для подготовки к урокам. В такой ситуации они аналогичны любым печатным источникам. В этом случае от учителя требуется овладение элементарными пользовательскими навыками, способствующими ориентации в пространстве профессионально ориентированного Интернета. В этом ему может помочь Каталог образовательных Интернет-ресурсов (edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=2216), размещенный на Российском образовательном портале (См. Рубрику «Заметки на полях»).

Однако информатизация образовательного процесса позволяет использовать Интернет-источники в режиме on-line («здесь и сейчас»), непосредственно на уроке. Таким образом, сама логика обращения к информационным Интернет-ресурсам должна быть продумана заранее. Естественно, что все возможные формы использования информационных возможностей Интернет-ресурсов предугадать невозможно и, следовательно, описать способы обращения к ним на уроке затруднительно, тем не менее, некоторые из них могут быть заранее спрогнозированы.

Интернет-библиотеки помогут учителю справиться с дефицитом текстов при подготовке учащихся к уроку литературы и в течение самого урока. В данном случае от учителя требуется овладение элементарными пользовательскими навыками и способность сориентироваться в пространстве Интернета и сориентировать в нем учащихся, проще говоря, помочь найти необходимую в данный момент ссылку (см. каталог Интернет-ресурсов по литературе. См. выше).

Информационные Интернет-ресурсы полезны при сборе дидактического материала на урок, а отобранные материалы могут быть представлены на уроке, например, биографические справки, иконография писателей и деятелей культуры. При этом Интернет позволяет преодолевать монологичность школьных учебников по литературе, предоставляя ученику право выбирать точку зрения или формировать свою. Учитель может формировать собственную базу данных, а ученик свою.

Остановимся подробнее на методическом аспекте использования биографических источников и приведем развернутые примеры. Учитель может ограничиться краткими биографическими справками о писателях, которые можно найти на многих литературных сайтах, например, таких, как Классика.Ru - электронная библиотека классической литературы (klassika.ru/), Русская виртуальная библиотека (rvb.ru/about/index.html), Русский биографический словарь (rulex.ru/be.htm) и других, представленных в Каталоге Интернет-ресурсов). Работа учащихся со справочными биографическими материалами может сопровождаться заданием составить хронограф жизни и творчества писателя. В данном случае от учащегося требуется овладение элементарными пользовательскими навыками.

Учитель также может составить вопросы и задания по биографии писателя, на которые учащиеся должны ответить в процессе работы с биографическими справками. Такие вопросы и задания целесообразно давать, когда мы имеем дело не с краткими справками, а с развернутыми материалами, представленными на различных, часто тематически и персонально сориентированных сайтах, например: Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского (geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html), Русский писатель И.С. Тургенев (turgenev.org.ru/ik.htm), В.В. Маяковский (mayakovsky.narod.ru/), И.А. Бунин (kulichki.com/inkwell/hudlit/ruslit/bunin.htm) И. Бродский: труды и дни (yanko.lib.ru/books/non-fiction/brodsky_work_and_days.htm), В. Набоков (nabokov.spb.ru/libary/libary.html, nabokov.tk/), В. П. Астафьев (fro196.narod.ru/library/astafiev/content.htm) и других. Назовем возможные варианты вопросов и заданий для работы учащихся с биографическими источниками:

- Какие биографические, культурные и исторические события повлияли на жизненную позицию писателя? Какие из них он расценивал как «эмблематичные» (Ф.М. Достоевский)?

- Кто из окружения писателя наиболее повлиял на его жизненный и творческий путь? Почему? (Например, собственно этой проблеме посвящен сайт «Летопись личных и творческих взаимоотношений В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова» (ppf.asf.ru/letop.html)

- Как характеризуют писателя как человека и творца круг его интересов и занятий, а также его эстетические предпочтения? (Такой вопрос и аналогичные ему возможны, когда в материалах сайта можно найти такого рода материалы, например, на сайтах о Г. Р. Державине (litera.ru/stixiya/authors/derzhavin.html), об А.И. Куприне (kuprin.de/ruindex.htm), о В. Набокове (nabokov.spb.ru/libary/libary.html, nabokov.tk/), об А. Платонове (hrono.ru/proekty/platonov/index.html), об И. Бродском (yanko.lib.ru/books/non-fiction/brodsky_work_and_days.htm), о В.П. Астафьеве (fro196.narod.ru/library/astafiev/content.htm), о Л.Н. Толстом (tolstoy.ru/main/index.html) и других.

- Какое из портретных или фотографических изображений ярче и точнее отражает ваше представление о писателе? Как бы вы распределили эти изображения, чтобы передать ваше представление об эволюции писателя? (Такие задания предполагают работу с иконографией писателя либо непосредственно на уроке, либо при подготовке к уроку. В таком случае учащийся готовит собственную презентацию на основе материалов, взятых из Интернет-ресурсов, в которых собраны такого рода материалы. Например: Л.Н. Толстой (tolstoy.ru/main/index.html), А.П. Чехов (chehov.niv.ru/), Н.А. Заболоцкий (panianna.chat.ru/zabolotsky/) и другие).

Информационные Интернет-ресурсы могут привлекаться на урок в качестве справочного теоретико-литературного и историко-культурного материала.

В качестве развернутого примера используем обращение к популярному «Учебнику стихосложения» на сайте «Стихи. Ru» (stihi.ru/uchebnik/) при изучении стихотворных текстов. Обращение к этому и подобного рода источникам может быть заранее спланировано учителем, а может стать следствием возникшего спонтанно со стороны учащихся информационного запроса и стать не запланированным элементом урока или самостоятельной работы учащегося, однако элементом, к которому учитель должен быть профессионально готов.

Например, в процессе анализа стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» на уроках литературы в 9 классе учащиеся могут обратить внимание на почти полное текстуальное совпадение 1 и 5 строф, образующее кольцевую композицию, «разорванную» заключительной 6 строфой, таким образом, перед читателем возникает сразу три вопроса: 1) что такое кольцевая композиция? 2) каковы функции кольцевой композиции? 3) какова функция кольцевой композиции в стихотворении А.С. Пушкина, если он разрывает композиционное кольцо заключительной шестой строфой? Очевидно, что ответы на эти вопросы, а первые два вопроса предполагают обращение к специальной справочной литературе, в частности, представленной на выше названном сайте, взаимосвязаны. Интернет-источник может быть активирован прямо на уроке, в зависимости от информационного запроса, который возникает непосредственно в ходе обсуждения стихотворения.

Такого рода примеров может быть бесчисленное множество. Главное заключается в том, что компьютеризация образования повышает его качество, во всяком случае, когда речь идет о расширении и применении источниковой базы справочной литературы.


© 2010-2022