Конспект урока Система и окружающая среда. Система как черный ящик

Представлена технологическая карта урока в формате ФГОС. Цели данного урока:•формирование понятия системы, её состава и структуры;•формирование умения анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода, понимания необходимости использования системного подхода в жизни;•формирование понимания значения хороших навыков работы в текстовом процессоре для учебы и жизни.  Решаемые учебные задачи: •расширить и обобщить представления школьников о системах объектов; •освоить новые приемы с...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок 9. Система и окружающая среда. Система как черный ящик

Цели урока:

  • формирование понятия системы, её состава и структуры;

  • формирование умения анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода, понимания необходимости использования системного подхода в жизни;

  • формирование понимания значения хороших навыков работы в текстовом процессоре для учебы и жизни.

Решаемые учебные задачи:

  • расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;

  • освоить новые приемы создания графических объектов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • объект;

  • система;

  • входы системы;

  • выходы системы;

  • системный подход;

  • системный эффект;

  • черный ящик.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор;

  • ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Системы объектов»;

2) плакат «Системы»;

3) файл-заготовка Домик.doc (odt).


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку

Проверяют свою готовность к уроку

Саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2

Этап актуализации и проверки знаний учащихся

Раздает карточки с заданиями на повторение основных понятий предыдущих тем.

Контролирует работу учащихся.

Проверяет правильность выполнения заданий

Работают в парах по карточкам.

№1. В два столбика записаны понятия (система, структура, объект, классификация, множество, файл) и их определения. Нужно найти каждому понятию его определение.

  1. №2. Разделите следующие системы на три группы. Какие это группы?

  1. разговорный язык

  2. Солнечная система

  3. население города

  4. математический язык

  5. автомобиль

  6. футбольный клуб


  1. Ответ: разделить на: материальные системы, нематериальные системы, смешанные системы.


Постановка и решение проблемы, анализ, синтез, умение контролировать и оценивать себя и других, группировать и классифицировать объекты.

3

Постановка цели урока


С помощью наводящих вопросов формулирует тему

С помощью наводящих вопросов формулируют тему и цели урока

Умение выражать свои мысли, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

4

Изучение нового материала

- Можно ли кабинет Информатики считать системой? (да)

- Как можно попасть в наш кабинет? (через дверь, окно, проделать дыру в стене или потолке).

- Замените это все (дверь, окно, дыра) одним словом. (вход)

- У системы «кабинет» есть несколько входов.

- Ваш класс является системой? Как может новый ученик попасть в эту систему?

- Итак, в системе «класс» тоже есть вход.

- А что еще может быть у системы?

На экране демонстрируется дерево.

- Дерево можно выделить из окружающей среды как систему, из чего состоящую?

- Входы этой системы, например, вода (появляется лейка). Назовите другие входы.

На доске добавляют картину «солнце», «угл.газ».

- Что может быть выходом этой системы?

- Приведите свои примеры системы, входов и выходов.

- Сколько входов и выходов может иметь система

- Иногда систему называют «черным ящиком». Как вы думаете почему?

- Где вам встречалось это понятие?

- Найдите в учебнике, почему систему называют «черным ящиком».

- Можно ли автомобиль назвать системой? Кто-нибудь из вас уже учился, например, с папой ездить на машине? Назовите входы для этой системы; выходы.

- Как устроена коробка передач? Вам не известно, т.е. для вас автомобиль - это «черный ящик».

Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе системы.

- Приведите свои примеры

Анализируют, отвечают на вопросы учителя



Ответ: выход


Ответы: из корня, ствола, веток и листьев.

Ответы: минеральные вещества, углекислый газ, солнечный свет и т.д.

Ответы: тень от кроны, кислород, древесина, молодые побеги и другое.

Приводят примеры

Ответ: система может иметь множество входов и выходов.

Выдвигают свои предположения

Ответ: в игре «Поле чудес» есть черный ящик, в котором что-то лежит, что-то неизвестное.

Ответ: …человек не знает, как «внутри» устроена система.

Ответ: бензин; передвижение.


Приводят примеры

- умение использовать имеющиеся знания (из других областей, например, биологии) для получения новых знаний, умение четко формулировать мысль, слушать других, анализировать, делать выводы, развитие речи, организация поиска информации (по учебнику)

5

Первичная проверка понимания

Предлагает задание и контролирует работу учащихся.

Задание 1:

Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы:

  • свет;

  • звук;

  • электромагнитные волны;

  • электроэнергия;

  • мускульная сила человека;

  • изображение;

  • цвет;

  • пыль;

  • грязь;

  • тепло;

  • холод;

  • регулятор громкости;

  • кнопка включения\выключения;

  • стоимость.

Проверяет и анализирует с учащимися правильность выполнения задания.

Задание 2 (по учебнику): Нами получены протоколы испытаний некоторого «черного ящика», описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.

Конспект урока Система и окружающая среда. Система как черный ящик

- Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. В жизни мы все уже с ними сталкивались.

В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и тп.), чтобы достичь определенного результата на выходе (получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит «внутри», не объясняется.

А сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу.

Работают в парах.

Два ученика выполняют задание на интерактивной доске. Они распределяют входы и выходы на два столбика.



Проверяют правильность выполнения задания, контролируют и оценивают друг друга

Отвечают, делают предположения


Контроль, оценка, коррекция, управление поведением и оценивание партнера, умение анализировать, умение кратко формулировать мысль, умение обрабатывать информацию

6

Практическая работа

Проверяет знания правил ТБ.

Организует работу учащихся по выполнению практической работы

Один ученик проговаривает правила техники безопасности.

Читают задания и выстраивают план действий.

Выполняют практическую работу №5, задания 4-5

Домик.doc (odt)

Формирование навыков работы с ПК, самоорганизация, планирование своей деятельности, волевая саморегуляция

7

Итоги урока, рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности. Своего поведения. Возвращает на начало урока «в прошлое».

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Что бы вы изменили в ходе урока?

Шпионская история

Шпион засел в кустах и оценивает ситуацию на КПП.

Подходит офицер, часовой ему: «Пароль».

Офицер: «26».

Часовой: «Отзыв».

Офицер: «13».

Часовой: «Проходи».

Подходит второй: «Пароль!» - «22».

«Отзыв» - «11».

«Проходи»

Ну, шпион решил, что всё просёк, бежит к часовому.

Часовой: «Пароль».

Шпион: «100».

Часовой: «Отзыв».

Шпион: «50».

В-общем, расстреляли шпиона. Какой ответ должен был быть правильным?

Правильный ответ - 3.

Это количество букв в слове "сто" (100).

И все предыдущие ответы - это количество букв в названных словах: 26 - 13 букв, 22 - 11 букв.


Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли

8

Информация о домашнем задании

Предлагает разные формы домашней работы:


  1. §5 (3, 4), РТ: №65 (д-о), №66. Доп.: №67.

  2. Составить кроссворд по пройденным темам (мин. 7 слов)

  3. Доклад на тему «Нужны ли в авиации черные ящики»

Выбирают и записывают домашнее задание

Ответственность за свои действия, свой выбор.

Дополнительный материал для учителя и учащихся:

  1. Черный ящик. История компьютера. chernykh.net/content/view/158/

  2. История «черных ящиков». Наука-просто.ru. nauka-prosto.ru/page/istorija-chjornyh-jashhikov




© 2010-2022