- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока Система и окружающая среда. Система как черный ящик
Конспект урока Система и окружающая среда. Система как черный ящик
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пацук Т.А. |
Дата | 23.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 9. Система и окружающая среда. Система как черный ящик
Цели урока:
-
формирование понятия системы, её состава и структуры;
-
формирование умения анализировать окружающие объекты с точки зрения системного подхода, понимания необходимости использования системного подхода в жизни;
-
формирование понимания значения хороших навыков работы в текстовом процессоре для учебы и жизни.
Решаемые учебные задачи:
-
расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;
-
освоить новые приемы создания графических объектов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
-
объект;
-
система;
-
входы системы;
-
выходы системы;
-
системный подход;
-
системный эффект;
-
черный ящик.
Используемые на уроке средства ИКТ:
-
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор;
-
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Системы объектов»;
2) плакат «Системы»;
3) файл-заготовка Домик.doc (odt).
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку | Проверяют свою готовность к уроку | Саморегуляция, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2 | Этап актуализации и проверки знаний учащихся | Раздает карточки с заданиями на повторение основных понятий предыдущих тем. Контролирует работу учащихся. Проверяет правильность выполнения заданий | Работают в парах по карточкам. №1. В два столбика записаны понятия (система, структура, объект, классификация, множество, файл) и их определения. Нужно найти каждому понятию его определение.
| Постановка и решение проблемы, анализ, синтез, умение контролировать и оценивать себя и других, группировать и классифицировать объекты. |
3 | Постановка цели урока
| С помощью наводящих вопросов формулирует тему | С помощью наводящих вопросов формулируют тему и цели урока | Умение выражать свои мысли, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4 | Изучение нового материала | - Можно ли кабинет Информатики считать системой? (да) - Как можно попасть в наш кабинет? (через дверь, окно, проделать дыру в стене или потолке). - Замените это все (дверь, окно, дыра) одним словом. (вход) - У системы «кабинет» есть несколько входов. - Ваш класс является системой? Как может новый ученик попасть в эту систему? - Итак, в системе «класс» тоже есть вход. - А что еще может быть у системы? На экране демонстрируется дерево. - Дерево можно выделить из окружающей среды как систему, из чего состоящую? - Входы этой системы, например, вода (появляется лейка). Назовите другие входы. На доске добавляют картину «солнце», «угл.газ». - Что может быть выходом этой системы? - Приведите свои примеры системы, входов и выходов. - Сколько входов и выходов может иметь система - Иногда систему называют «черным ящиком». Как вы думаете почему? - Где вам встречалось это понятие? - Найдите в учебнике, почему систему называют «черным ящиком». - Можно ли автомобиль назвать системой? Кто-нибудь из вас уже учился, например, с папой ездить на машине? Назовите входы для этой системы; выходы. - Как устроена коробка передач? Вам не известно, т.е. для вас автомобиль - это «черный ящик». Человеку куда важнее знать, к каким результатам на выходе приведут определенные воздействия на входе системы. - Приведите свои примеры | Анализируют, отвечают на вопросы учителя
Ответ: выход
Ответы: из корня, ствола, веток и листьев. Ответы: минеральные вещества, углекислый газ, солнечный свет и т.д. Ответы: тень от кроны, кислород, древесина, молодые побеги и другое. Приводят примеры Ответ: система может иметь множество входов и выходов. Выдвигают свои предположения Ответ: в игре «Поле чудес» есть черный ящик, в котором что-то лежит, что-то неизвестное. Ответ: …человек не знает, как «внутри» устроена система. Ответ: бензин; передвижение.
Приводят примеры | - умение использовать имеющиеся знания (из других областей, например, биологии) для получения новых знаний, умение четко формулировать мысль, слушать других, анализировать, делать выводы, развитие речи, организация поиска информации (по учебнику) |
5 | Первичная проверка понимания | Предлагает задание и контролирует работу учащихся. Задание 1: Рассматривая объект «телевизор» как систему, выберите для нее из предложенного подходящие входы и выходы:
Проверяет и анализирует с учащимися правильность выполнения задания. Задание 2 (по учебнику): Нами получены протоколы испытаний некоторого «черного ящика», описывающие входы и соответствующие им выходы системы. Необходимо определить тип входной информации (числовая, текстовая, символьная) и правило ее преобразования.
- Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники являются описаниями черного ящика. В жизни мы все уже с ними сталкивались. В них объясняется, что нужно сделать на входе (включить, нажать, повернуть и тп.), чтобы достичь определенного результата на выходе (получить фруктовый сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит «внутри», не объясняется. А сейчас, я предлагаю вам выполнить практическую работу. | Работают в парах. Два ученика выполняют задание на интерактивной доске. Они распределяют входы и выходы на два столбика.
Проверяют правильность выполнения задания, контролируют и оценивают друг друга Отвечают, делают предположения
| Контроль, оценка, коррекция, управление поведением и оценивание партнера, умение анализировать, умение кратко формулировать мысль, умение обрабатывать информацию |
6 | Практическая работа | Проверяет знания правил ТБ. Организует работу учащихся по выполнению практической работы | Один ученик проговаривает правила техники безопасности. Читают задания и выстраивают план действий. Выполняют практическую работу №5, задания 4-5 Домик.doc (odt) | Формирование навыков работы с ПК, самоорганизация, планирование своей деятельности, волевая саморегуляция |
7 | Итоги урока, рефлексия | Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности. Своего поведения. Возвращает на начало урока «в прошлое». - Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? - Что бы вы изменили в ходе урока? Шпионская история Шпион засел в кустах и оценивает ситуацию на КПП. Подходит офицер, часовой ему: «Пароль». Офицер: «26». Часовой: «Отзыв». Офицер: «13». Часовой: «Проходи». Подходит второй: «Пароль!» - «22». «Отзыв» - «11». «Проходи» Ну, шпион решил, что всё просёк, бежит к часовому. Часовой: «Пароль». Шпион: «100». Часовой: «Отзыв». Шпион: «50». В-общем, расстреляли шпиона. Какой ответ должен был быть правильным? Правильный ответ - 3. Это количество букв в слове "сто" (100). И все предыдущие ответы - это количество букв в названных словах: 26 - 13 букв, 22 - 11 букв.
| Отвечают на вопросы учителя | Рефлексия, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли |
8 | Информация о домашнем задании | Предлагает разные формы домашней работы:
| Выбирают и записывают домашнее задание | Ответственность за свои действия, свой выбор. |
Дополнительный материал для учителя и учащихся:
-
Черный ящик. История компьютера. chernykh.net/content/view/158/
-
История «черных ящиков». Наука-просто.ru. nauka-prosto.ru/page/istorija-chjornyh-jashhikov