Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

"Описание материала: В данной работе вы найдете дидактический и раздаточный материал по теме «Алгоритмизация и программирование». Также материал содержит кроссворды по определенным темам. Вы встретите примеры программ: Линейные, разветвляющие, программы с циклами, блок-схемы, лабораторные работы. формирование массивов. Я считаю что эта работа будет полезна как начинающим учителям информатики так и тем преподавателям, которые с компьютером давно на «Ты». Этой теме в тематическом планировании ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»



Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»










































Алгоритм. Свойства алгоритмов.

Команда присваивания.


  1. В III веке до нашей эры греческий математик Эратосфен дал алгоритм для нахождения всех простых чисел, меньше наперед заданного числа n. Этот алгоритм («решето Эратосфена») можно так сформулировать.

    1. Выпиши все натуральные числа от 1 до n.

    2. Зачеркни число 1.

    3. Подчеркни наименьшее из неотмеченных чисел.

    4. Вычеркни все числа, кратные подчеркнутому на предыдущем шаге.

    5. Проверь, имеются ли еще какие-либо неотмеченные числа. Если неотмеченных чисел нет, то подчеркнутые числа - это простые числа между 1 и n, задача решена. Если же имеются еще неотмеченные числа, то перейди к 3).

Пользуясь алгоритмом Эратосфена, выберите все простые числа, которые меньше 100.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100.

2. Формальное исполнение алгоритма «Угадай число»

1) Задумайте число.

  1. Увеличьте его в пять раз.

  2. Прибавьте к результату число 8.

  3. Умножьте на 2.

  4. Прибавьте 84.

СООБЩИТЕ РЕЗУЛЬТАТ (по вашему результату угадаем ответ).

3. Что общего в этих заданиях?

а) Первая в России книга вышла в свет в Москве в 1653 году. Сколько лет у нас печатаются книги?

б) Первый поезд в России пошел из Петербурга в Москву в 1846 году. Сколько лет в России ходят поезда?

в) Петербург (Ленинград, теперь Санкт-Петербург) основан Петром Великим в 1703 году. Сколько лет Петербургу?

г) Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 году. Сколько лет Москве?

д) Первый учебник арифметики под редакцией Магницкого вышел в свет в 1703 году. Сколько лет прошло с тех пор?

4. Какое значение будет принимать переменная после выполнения серии команд:

с:=1 с:=2*с с:=с*с с:=с+4

5. Найдите команды в записи которых допущены ошибки:

1) y:=у/2-у 2) f-1:=f-1 3) «Мир»:=кинотеатр 4) z=5*z 5) 1дом:=36.

6. Точное и понятное предписание исполнителю совершить указанную последовательность команд называется:

а) программой;

б) алгоритмом;

в) кодом;

г) блок - схемой.

ТЕСТ 1. «Свойства алгоритма»

Поставьте в соответствие названиям свойств алгоритма их содержание (смысловое наполнение)

Название свойства

Содержание свойства


  1. Дискретность

  2. Детерминиро-ванность

  3. Понятность

(ясность)

  1. Результативность (конечность)

  2. Правильность

  3. Эффективность

  4. Массовость

а) Описание каждого шага алгоритма должно быть составлено на доступном исполнителю языке и содержать только те команды, которые входят в его систему команд.

б) Алгоритм состоит из последовательности отдельных законченных действий - шагов. Переход к следующему шагу возможен лишь после завершения предыдущего.

в) Алгоритм целесообразно разрабатывать в случае, если:

- его можно применять для решения класса однотипных задач, варьируя в допустимых пределах исходные данные;

- требуется безошибочно и быстро обработать большой массив данных

г) Простота, изящество алгоритма. Это свойство позволяет оценить время выполнения алгоритма и требуемые ресурсы для сравнения различных алгоритмов решения одной и той же задачи между собой.

д) Для каждого алгоритма должно быть более или менее строго доказано, что выполнение алгоритма действительно приведет к решению той задачи, для которой он был разработан

е) Исполнение алгоритма должно приводить к решению поставленной задачи за конечное число шагов

ж) каждый шаг алгоритма и порядок его выполнения, а так же признак завершения действий (конца алгоритма) должны быть точно и однозначно определены

ОТВЕТЫ внесите в таблицу:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

Правильно:

4 - оценка «3»

5 - 6 оценка «4»

7 оценка «5».

Кроссворд 1


Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»


По вертикали: 1. План решения задачи.

По горизонтали: 2. с помощью одного алгоритма можно решить множество однотипных задач. 3. За конечное число действий получается ответ. 4. Выполняется указанный порядок действий. 5. Каждое действие является законченным. 6. Простота, изящество алгоритма. 7. Алгоритм строится в расчете на конкретного исполнителя.

7. Напишите программу для получения одной из картинок на экране

а) снеговик

б) автомобиль

в) елочка

г) домик

д) бабочка

е) и т.д.

Величина

Принимаемые значения

Тип величины

Обозначение типа величины

алгоритмический язык

Бейсик

Числовая

Числа:

натуральные 1, 2, 3, 4, 5,....

целые -1, 4, -17, 0, 39, 125,...

действительные 1.3, -8.4, 65.23, 1/3, 2/9

натуральный

целый

вещественный

нат

цел

вещ

%

принимается по умолчанию

Текстовая (символьная)

символы, слова, текст

литерный

лит

$

Логическая

да, нет

логический

лит

$

ТЕСТ 2. Величины


В-1

В-2

В-3

В-4

1. Правильно ли определен тип величины? (да, нет)

а) количество тетрадей тип вещ;

б) кличка собаки тип лит;

в) вес контейнера тип цел.

а) название хоккейной команды тип лит;

б) объем шара тип цел;

в) количество книжных полок тип цел.

а) название месяца тип цел;

б) количество рабочих дней в месяце тип цел;

в) скорость велосипедиста тип цел.

а) количество планет в Солнечной системе тип вещ;

б) название континента тип лит;

в) площадь земной поверхности тип цел.

2. Определите, является ли величина постоянной или переменной:

а) количество дней в неделе;

б) название естественного спутника Земли;

в) количество дней в январе месяце;

г) количество дней в месяце.

а) стоимость билета в кино;

б) количество букв в русском алфавите;

в) температура воздуха;

г) средняя температура воздуха за прошедшую неделю.

а) количество минут в часе.

б) марка автомобиля.

в) первая космическая скорость.

г) скорость ракеты.

а) скорость теплохода.

б) количество дней в первой декаде месяца.

в) количество дней в третьей декаде месяца.

3. Напишите заголовок для алгоритма:

а) вычисления площади прямоугольного треугольника.

а) для алгоритма определения возраста человека.

а) для алгоритма определения продолжительности киносеанса.

а) для алгоритма вычисления объема куба.

4. Переменные x,у,z, - имеют соответствующий тип: цел, вещ, лит. Из приведенных ниже значений укажите запись с допустимыми значениями для x, у, z:

а) 15,3; 6; «пять».

б) 38; 26,04; «семь».

«да»; 18; 10,3

а) «нет»; 36,8; 27

б) 27,6; 13; «один».

в) 3; 37,47; «Азия».

а) 167; «дождь»; 27.81

б) 19; -57.3; «ноль».

в) «двадцать»; 5; 28.2

а) «есть» 35.4; 59.

б) 0.12;-6; «десять».

в) «отлично».

5. Приведите примерный доступный интервал значения для величин:

а) количество дней в месяце.

б) скорость автомашины.

а) высота горы.

б) количество мест в кинотеатре.

а) влажность воздуха на Земле.

б) количество этажей в доме.

а) температура воздуха на Земле.

б) количество учеников в классе.


Кроссворд 2


Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»


  1. Тип числовой величины

  2. Величина, заключенная в кавычки.

  3. Имеет каждая величина

  4. эти величины бывают целые, вещественные, натуральные.

  5. Каждая величина имеет тип и ….

  6. А$, А - это ….

  7. Какой тип имеет величина 2,3.

  8. Величина, которая не меняется в процессе исполнения алгоритма (программы)


Линейные алгоритмы


  1. Дайте название алгоритму:

  1. Взять лопату.

  2. Приготовить саженец.

  3. Выкопать яму.

  4. Посадить дерево.

  5. Полить посаженное дерево.

алг _______________________

  1. Сделать прическу, одеться соответственно.

  2. Доехать до клуба.

  3. Купить билет.

  4. Пройти в гардероб.

  5. Танцевать до упаду.

алг _____________________


  1. Исправьте алгоритм «Поездка в гости»: (расположи номера по порядку действий)

    1. Выйти из дома.

    2. Выйти из автобуса.

    3. Сесть в автобус №10.

    4. Дойти до автобусной остановки.

    5. Проехать три остановки.

    6. Дойти до дома в котором живет друг.

_____________________________________________________________


  1. Каков будет результат фрагмента программы?

а) 10 А = 2; В = 3; С = 4

20 ? А + В

30 ? А*В*С

_____________________________________________

б) ? 5 MOD 2

____________________________________________

в) 10 PI = 3.14

20 A = SIN(PI) / COS(PI)

30 ? 2/A

_____________________________________________

г) 10 А$ = "Молодец!"

20 ? А

_____________________________________________

11*.Найдите ошибки в приведенной программе (напротив каждой строчки, если надо, внесите исправления или напишите верно)

10 REM Вычислить _____________________

20 (3! + В!)/ 4 (А + В)! _____________________

30 INPUT A, B _____________________

40 A = N : GOSUB 10 _____________________

50 P1 = P _____________________

60 N = B: GOSUB 10 _____________________

70 P2 = P1 ______________________

80 N = A + B: GOSUB 10 ______________________

90 ? "Ответ"; (3 * PI + P2)/ 4* P _____________________

100 END _____________________


ТЕСТ 3. Команда присвоения

1. Выпишите номера команд, в записи которых допущены ошибки:

  1. x, = а + б.

  2. 2В: = ?.

  3. у: = «нет».

  4. а1 = 7 -d

  5. 2*а : = в +1

  6. с : = с +1

  1. в : = «ЭВМ»

  2. 2С: = А + В

  3. а - в : =7

  4. «ЭВМ»:=компьютер

  5. К=d*а

  6. s:s -1

  1. V=f +б-5

  2. 9d:=139

  3. «ИРА»:=имя

  4. n:=n-2

  5. W-D: =L=5

  6. z:= а * в-r

  1. у: = у / 2-у

  2. f-1: = f -1

  3. теплоход: = «Пушкин»

  4. «Мир»: = кинотеатр

  5. z=5*z

  6. 1 дом:=36

2. Определите тип величины Д, если:

Д:=А-3.7

Д:=28

Д:= «да»

Д:= а/б

Д: =К*1.2

Д: = «сок»

Д: =285

Д: =k*d

Д: = «мир»

Д: =а - б

Д: = P - 4.28

Д: =47

Д: =23

Д: = «есть»

Д: =N*0/32

Д: =Д/3

3. Запишите следующее предписание в виде команды присваивания:

а) увеличить значение М на единицу.

б) V сумма величин L и F.

а) увеличит значение s в пять раз.

б) z сумма (разность) величин M и N.

а) уменьшить значение I в три раза.

б) R произведение величин Т и z.

а) уменьшить значение Т на шесть раз.

б) W частное значение А и В.

4. Найдите значение переменной V после исполнения команды присваивания: V: = (L+3)*2 если начальное значение L равно:

а) 2

б) 1.5

а) 11

б) 14.5

а) 3

б) 2.3

а) 12

б) 1.5

5. Найдите значение переменной z после исполнения серии команд:

а: =8

б: =а*4

z: =б-28

а: =5

б: = а*2

z: = а*b

с: =10

d: = c/2

z: =с-d

в: = 6

а: = в * в

z: =а-в









ТУСТ 4. Команда присвоения

В-1

В-2

В-3

В-4

1. Исполните серию команд:

а: =6

b: =(а+7)*2

d: =3

p: =(b+4)*(b/3+2)

d: =8

m: (d+2) / (d-3)

c: =15

t: =(c/3+7)/2

2. Запишите следующие предписания в виде серии команд присвоения:

а) увеличить значение A на 8

б) увеличить значение A в B раз

в) Д - сумма значений величин A и B.

а) уменьшить значение K на 8.

б) увеличить значение М в K раз.

в) А - произведение значение величин M и K.

а) A- частное значение величин B и C.

б) уменьшить значение A на B.

в) увеличить значение A на C.

а) увеличить значение М на 5.

б) Т - разность значений величин Д и М.

в) увеличить значение Т на Д.

3. Определите типы величин А, , , в серии команд присваивания:

A: =7

B: =A/2

C: =A+B

A: =3

p: =OA*7

C: =B/A

A: =3.7

B: =A+6.B

C: = A*B

A: =5

B: = 2/A

C; = A+B

4. Запишите алгоритм для вычисления:

площади параллелограмма.



прямоугольного треугольника.

объёма куба.

равностороннего треугольника.

5. После исполнения серии команд:

c: = d - 3;

f: =c*5 переменная f получила значение 20. Найдите значение d.

b: =v+3;

a: =b-5 переменная а получила значение 11. Найдите начальное значение переменной v.

P: = B/2;

D: =P+4 переменная D получила значение В. Найдите начальное значение В.

s: = L-6;

Y: = s/3 переменная Y получила значение 24. Найдите начальное значение L.


12. Составьте словесный алгоритм деления отрезка пополам с помощью циркуля и линейки.

1) ___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3) ___________________________________________________________

4) ___________________________________________________________

5) ___________________________________________________________

13. Под какой буквой дана правильная запись алгоритма:

а) слушай

думай

отвечай

б) алг

слушай

думай

отвечай

в) алг

слушай

думай

отвечай

кон

г) нач

слушай

думай

отвечай

кон

д) алг

нач

слушай

думай

отвечай

е) алг

нач

слушай

думай

отвечай

кон

14. Дана длина ребра куба (а). Составьте блок схему алгоритма нахождения площади грани, площади полной поверхности и объема куба.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»


15. Дано а. Не используя никаких функций и операций, кроме умножения, получить а8 за три операции. Заполните шаблон, используя таблицу значений при а= 2.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Шаг алгоритма

Аргумент

Промежуточные величины

Результат

Пояснения

а

b

c

y

1

2





2





3





4





5





Вывод ___

6





Конец

16. Ответьте на вопросы:

  1. Какой оператор служит для перевода экрана в графический режим? ___________________

  2. Чем отличается оператор изображения рамки от оператора изображения отрезка? ________________________________________________________

  3. Как изобразить дугу?

___________________________________________________________

  1. Можно ли закрасить незамкнутую область? Что произойдет?

___________________________________________________________

17. Используя оператор DRAW, получите изображение елочки.

10 SCREEN 2

20 PSET (150, 180), 8

30 DRAW "_______________________________________________;"

18. а) алг открой замок нач достань ключ вставь в замочную скважину поверни налево два раза (замок открыт) кон

б) Напиши алгоритм заваривания чая. алг ___________________

нач

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

кон

19*. По заданной блок - схеме алгоритма заполните таблицу значений (R1 = 2, R2 = 6) и восстановите условие задачи.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»







Шаг алгоритма

Аргумент

Промежуточные величины

Результат

Пояснения

R1

R2

S1

S2

S




















































20. Запись математических выражений

Математическая запись

Машинная запись

1. (ах3 +bx+c):(d2-3,4)

(A*X^3+B*X+C)/(D^2 - 3.4)

2. sin 2x cos x : 2 b

(SIN(2*X)*COS(X))/(2*SQR(B))

3. P + (ln z2)2

P + (LOG(Z^2))^2

21. Самостоятельная работа

  1. Записать на Бейсике

а) -15,61 б) 3*1016 в) 0,000014 г) -4*10-8

2. Перевести числа в математическую запись

а) -8.16 б) .006 в) 17 Е -8 г) -1.3 Е 12

3. Записать на языке Бейсик

а) V = H/3(S1 + S2 + (S1S2)0,5

б) S = 2(ab + bc + ac)

в) A = ma (v2-v02)/ (2a)



Кроссворд 3



1

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

2Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

3Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

4Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

5Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»


По вертикали: 1. Устройство или приспособление для выполнения алгоритмов.

По горизонтали: 2. Алгоритм, написанный для компьютера. 3. Определенная последовательность действий, выполнение которых позволяет получить решение поставленной задачи. 4. Случай невыполнения понятной команды из-за особенного состояния среды обитания. 5. Команды, стоящие между началом и концом алгоритма.

22.

Задача 1. Составить алгоритм, блок - схему и программу решения линейного уравнения. Выполните на ЭВМ для а = 3, в = -6.

(Общий вид линейного уравнения ах + в = 0)

алг решение линейных уравнений (вещ а,в, вещ х)

арг а,в

рез х

нач

х:=-в/а

кон


БДидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»лок - схема

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Х:= - в/а

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Программа

10 REM Решение линейного уравнения ах + в = 0

20 INPUT «введи коэффициэнты а,в»; А, В

30 Х = -В/А

40 ? «Х=»; Х

50 END

или можно через DATA/READ (напишите программу)

Ввод программы в ЭВМ и её выполнение.

Можно ли использовать эту программу для решения уравнений с другими коэффициентами?

Решите уравнения: (ответы округлите до сотых)

а) 7х - 5,2 = 0; _____________________________________________

б) 3,2х + 4 = 0; _____________________________________________

в) -2,6х + 3 = 0; ______________________________________________

г) -1,33х - 4,7 = 0 _____________________________________________

Задача 2. Составьте алгоритмы, блок - схему и программу для расчета средней скорости по длине пути и времени движения. (v = s/t) (данные возьмите свои)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3. Машинистка печатает п - страниц в час. Сколько времени потребуется машинистке, чтобы напечатать М страниц. (данные возьмите свои)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Сложные отношения (3 <=X<7) записываются в виде двух простых отношений т.е. (X>=3) и (X<7)

и или не

служат логическими связками между простыми отношениями.

Заменив и или не на AND, OR, NOT получим сложные отношения в языке Бейсик

(X>=3) AND (X<7)

(X< > 0) OR (X< > 3)



Полная форма команды ветвления

Сокращенная форма команды ветвления

Блок - схема для полной команды ветвления

Блок - схема для сокращенной команды ветвления

если условие

то серия I

иначе серия II

все

если условие

то серия I

все

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

23. Многоточие означает, что записано некоторое условие или простая команда. Допустимы или нет следующие сочетания служебных слов (поясните почему)

а) если .....

то .....

все

б) если .....

то .....

иначе

если ....

в) если .....

если ......

то ......

иначе ....

г) если .....

то ....

если ......

то ......

иначе ....

д) если .....

то .....

иначе .....

пока ....

Сокращенная форма команды ветвления.

После _______ снова команда ветвления

После иначе следует команда повторени

Задача. Напишите алгоритм нахождения большего из двух чисел (числа вводятся с клавиатуры, можно числовые выражения)

алг БИД (вещ А, В), вущ У)

дано А, В

надо У

нач

введи А, В

если А > B

то У := A

иначе У := В

все

выведи У

кон

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

ТЕСТ 5. Команда ветвление

I - вариант.

II - вариант.

II - вариант.

VI - вариант.

1. Соблюдается ли условие A5, если A равно:

а) -3;

б) 8;

в) 0;

г) 4.

а) 9;

б) -1;

в) 2.2;

г) 8.

а) 18;

б) 0;

в) 8;

г) -7.3.

а) -6.8

б) 0;

в)6.8;

г) 7.8.

2. Соблюдается ли условие:

Т = «ТОК», если Т равно:

а) «кот»;

б) «т о к»;

в) «ТОК»;

г) «Ток».

P= «ЭВМ». Если P равно:

а) «ЭВМ»;

б) «компьютер»;

в) «ЭВМ»;
г) «Э В М».

A= «лето», если A равно:

а) «лето»;

б) «зима»;

в) «л е т о»;

г) «ЛЕТО».

A= «МАЙ», если A равно:

а) «май»;

б) «Май»;

в) «М А Й»;

г) «МИР».

3. Подберите значение величины B, при которых условия:

а) B>=5/2;

б) B = «код»;

соблюдаются;

не соблюдаются.

а) B= 7.5;

б) B= «ряд»;

соблюдаются;

не соблюдаются.

а) B<=-4;

B= «крот»;

соблюдаются;

не соблюдаются.

а) B<=-2.5;

B= «лед»;

соблюдаются;

не соблюдается.

4. Запишите следующее предложение в виде отношения, если необходимо проверить:

а) больше ли значение величины A числа 5;

б) меньше ли значение величины д числа 8.35;

в) равно ли значение величины М «хорошо».

а) больше ли значение величины А числа 5;

б) меньше ли значение величины д числа 8.35;

в) равно ли значение величины М «отлично».

а) больше ли значение величины А числа 5;

б) меньше ли значение величины д числа 8.35;

в) равно ли значение величины М «отлично».

) больше ли значение величины A «три»;

б) меньше ли значение величины Д числа -5.5;

в) равно ли значение величины М величины K.

5. Найдите значение величины C после исполнения команды ветвления:


если B>=6

то C:=5

иначе C: =12
все

если значение величины B равно:

а) 2;

б) 16;

в) 6.

если D>=6

то C:=6.5

иначе C: =25
все

если значение величины B равно:

а) 4;

б) -4;

в) -9.

если B>=6

то C:=5

иначе C: =12
все

если значение величины B равно:

а) 2;

б) 16;

в) 6.

если B>-2

то C:=B+1

иначе C: =5
все

если значение величины B равно:

а) 2;

б) -10;

в) -2.


Кроссворд 4

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

  1. Другое название ветвления.

  2. Служебное слово, после которого проверяется условие.

  3. Служебное слово, после которого выполняется 2-ая серия команд.

  4. Что проверяется после если.

  5. Служебное слово, означающее конец команды ветвления.

  6. В сокращенной форме команды ветвления она одна.



24. По данной блок-схеме напишите алгоритм и программу и восстановите условие задачи.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




25. Напиши алгоритм, блок - схему и программу для определения кислотности раствора.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

10 REM Опр кис-ти р-ра

20 __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ТЕСТ 6. Команда ветвления


В-1

В-2

В-3

В-4

1. Найдите значение величины С после исполнения команды ветвления:

C:=2

если B>5

то C:=10

все

если значение величины B равно:

а) 8;

б) 3.

C:=-5

если B>8

то C:=27

все

если значение величины B равно:

а) 8;

б) 25.

C:=-5

если B>8.2

то C:=27

все

если значение величины B равно:

а) 8;

б) 25.

C:=8

если B-6.2

то C:=C+2

все

если значение величины B равно:

а) 6.2;

б) -10;

в) -6.2.

2. Запишите следующее предложение в виде отношения, если необходимо проверить:

а) в месяце 30 дней?

Б) точка с координатами (X,У) принадлежит оси абсцисс?

(имена величин выбрать самостоятельно).

А) температура человека повышена?

Б) день недели среда?

(имена величин выбрать самостоятельно).

А) температура человека повышена?

Б) день недели среда?

(имена величин выбрать самостоятельно).

А) человек совершеннолетний?

Б) угол острый?

(имена величин выбрать самостоятельно).

3. Запишите исполнение для команды ветвления:

если Д>3

то C:=8

иначе B:=12

все

если значение величины Д равно:

а) 5;

б) 0.

Если Д<=12

то C:=-8

иначе B:=28

все

если значение величины Д равно:

а) 6;

б) 12.

Если Д<12

то C:=-8

иначе B:=28

все

если значение величины Д равно:

а) 6;

б) 12.

Если Д<3

то C:=-13

иначе B:=0

все

если значение величины Д равно:

а) 0;

б) -3.

4. Запишите команду ветвления для следующей системы:

 2, если X>

Y= 

 8, если X<=6.

-9, если X>-4

Y= 

1.7, если X<=-4

-7, если X>-4

Y= 

1.7, если X<=-4

 0.7, если X>-3.7

Y= 

 0, если X<=-3.7


26. Составьте алгоритм и программу на Бейсике проверки пароля, вводимого с клавиатуры по следующему сценарию:

Введи пароль: (слово)

Если слово угадано (приветствую вас)

Если не угадано (вы не знаете пароля)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Какая пословица зашифрована блок-схемой:

а)

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Да Нет

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Отрежь

Не режь


Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


б) Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование» Да Нет

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

кормит

портит


Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) зашифруй сам «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»

г) «Скучен день до вечера коли делать нечего»

д) «Поспешишь - людей насмешишь»

в) Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование» Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»г) д)






Лабораторная работа по теме «Разветвляющиеся алгоритмы»

(вывод изображений в зависимости от ввода данных)


  1. Выполнение лабораторной работы

Напишите программу получения изображения на экране в зависимости от введенного числа по запросу с клавиатуры.

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Y=


  • если п[0, 10]


  • если п[10, 20]


  • если п[0, 10]

во всех остальных случаях


  1. Повторите операторы машинной графики.

  2. Помните, что оператор INPUT изменяет графический экран на алфавитно - цифровой

  3. Программу назовите «получение изображения на экране»

  4. С помощью оператора INPUT введите число

  5. Переведите экран в графический режим

  6. Исследуйте число п и постройте программу так, чтоб на экране появлялось изображение, согласно заданию.

  7. Осуществляйте проверку после введения нескольких строк.


  1. Итог урока, Д/З.

Все о ветвлении, подумать над презентацией.

Рабочая тетрадь №23


А это интересно!

Каждый год он на лень свою злится:

Через год перестану лениться!

Каждый месяц себе он клянётся:

Через месяц работа начнется!

Каждый день он себя заклинает:

Завтра новую жизнь начинаю!

Каждый час говорит он вздыхая:

Все последний часок отдыхаю!

Исправляется с каждой минутой,

Но работа стоит почему-то.

Каждый год он на лень свою злится:

Каждый месяц себе он клянется:

Каждый день о себя заклинает:

Каждый час говорит он вздыхая:

Исправляется с каждой минутой,

Но работа стоит почему-то.

Все - последний часок отдыхаю!

Завтра новую жизнь начинаю!

Через месяц работа начнется!

Через год перестану лениться!


Схема правильной организации сложных циклов

Сложным называется цикл, содержащий несколько вложенных один в другой простых циклов. В сложном различают внешний и внутренние циклы. При организации сложных циклов необходимо учитывать:

1. Все правила для простого цикла должны соблюдаться;

2. Вход из внешнего цикла во внутренний минуя для, запрещен;

3. Имена параметров циклов, вложенных один в другой, должны быть различными, последовательно расположенных могут быть одинаковыми.

4 Внутренний цикл должен полностью входить в тело внешнего цикла.

Пересечение циклов НЕДОПУСТИМО!

1Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

В цикл с параметром А вложены два последовательно расположенных цикла В и С. Цикл с параметром с в свою очередь является чложным; в него вложен цикл с параметром D. Все условия перечисленные выше соблюдаются.00 FOR A = ………

…………………….

1Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»50 FOR B = ……..

…………………….

2Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»00 NEXT B

…………………….

2Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»50 FOR C = ……..

……………………..

3Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»50 FOR D = ………

……………………..

4Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»00 NEXT D

……………………..

4Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»50 NEXT C

…………………….

5Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»00 NEXT A

Лабораторная работа «Звездное небо»

1) Вывод заголовка на экран

20 REM Звездное небо

30 СLS

40 ? "Сколько звезд на небе"

50 INPUT N

51 SCREEN 2

выполни

2) Вывод одной звезды. Добавим следующие операторы

60 X = RND(1)*640

70 Y = RND(1)*190

80 PSET (X,Y),8

выполни

3) Получение на экране звездного неба из N звезд. Добавим следующие операторы

55 CLS

57 IF K < > 0 GOTO 110

59 FOR K = 1 TO N

85 NEXT K

87 IF INKEY "" GOTO 87

100 GOTO 30

110 END

Оператор в строке 87 задерживает картинку на экране до тех пор, пока вы не нажмете любую клавишу.

  1. Замените точки случайными отрезками ( подумайте, на какие места поставить строки программы?)

X1 = RND(1)*640

Y1 = RND(1)*190

LINE (X, Y) - (X1, Y1), 8

  1. Замените случайные отрезки, на случайные рамки

LINE (X, Y) - (X1, Y1), 8, B

  1. Замените случайные рамки на случайные окружности небольшого случайного радиуса, добавив

R = RND(1)*10

CIRCLE(X, Y), R, 8

4. Контрольные вопросы.

1) Какие операторы служат для изображения точек, отрезков, рамок, окружностей?

2) Можно ли поменять местами строки программы с номерами 50 и 51, почему?

3) Будет ли количество закрашенных окружностей соответствовать вводимому числу N, почему?

4) Какую роль играет строка R = RND(1)*10

ТЕСТ 7. Команда повторения


В-1

В-2

В-3

В-4

1. Какие значения может принять переменная x после исполнения следующей команды цикла:

пока x > 13

нц

x : = x -1

кц

пока x < 13

н. ц.

x : = x + 1

к. ц.

x: = 11

для k от 1 до 5

нц

x : = x -1

кц

x: = 11

для k от 1 до 5

нц

x : = abs (x-11)

кц





2. Определите, какие значения получат переменные s, k и p после исполнения алгоритмов:

s : = 0 k : = 1

пока k< =3

нц

s : = s + k

k : = k + 1

кц

s : = 0 k : = 0

пока k< =3

н. Ц.

K : = k + 1

s : = s + k

кц

p : = 1 k : = 2

пока k< =3

нц

p : = p* + k

k : = k = 1

кц






p : = 1, k : = 2

пока k< =3

нц

p : = p* + k

k : = k + 1

кц

3. Определить зависимость между Y и X; которые устанавливаются после выполнения следующей серии команд:

Y : = x

если y<0

то y:=-y

все

S:=x[1]

для k от 2 до п

нц

s:= s + x [k]

кц

если a>=b и a>=c

то m:=a

иначе если b>=c

то m:=b

иначе m:=c

все

все

если x <0

то y:=0

иначе если x<=1

то y:=x*x

иначе y:=1

все

все

4. Для решения какой задачи предназначен следующий фрагмент программы:

а:=13 b:=1

пока a>0

нц

b:=b*2

a:=a-1

кц

a:=s

пока mod (a,2)=0

нц

a:=a/2

кц

а:=s-1

пока mod (s,a)<>0

нц

a:=a-1

кц

а:=s k:=0

пока mod (a,3)=0

нц

k:=k+1

a:=a/3

кц







5. Найдите ошибку в следующем алгоритме: алг сумма квадратов (веш S)

арг

рез

нач цел k

для k от 1 до 5

нц

s:=s + k*k

кц

кон

арг

рез s

нач цел k

для k от 1 до 5

нц

s:=s + k*k*k

кц

кон

арг

рез s

нач цел k

для k от 1 до 5

нц

s:=s + k*k*

кц

кон

арг

рез s

нач цел k

для k от 1 до 5

нц

s:=s + k*k

кц

кон


6.Является ли правильным следующий алгоритм:

алг вычисление

у =(1+x^2)/(x^2+4) (веш x, y)

арг x

рез y

нач цел v

v:=1+x*x

y:=v/(3+v)

кон

алг наибольшее из трех ( веш a,b,c.max)

арг a,b,c

рез max

нач

если a>=b

то max:=a

иначе если b>=c

то max:=b

иначе max:=c

все

все

кон

алг наиб. Элемент (цел n, веш таб x [1:n], веш max)

арг n,x

рез max

нач цел k,1

1:=1

для k от 1 до n

нц

если x[k]>x[1]

то 1:=k

все

кц

max:=[k]

кон

алг номер. Наиб. Элемента (цел n, веш таб x [1:n], веш min)

арг n,x

рез min

нач цел k

для k от 2 до n

нц

если x[k]<x[min]

то min:=k

все

кц

кон

  1. Изобразите на экране пять случайных точек (прямоугольников, окружностей). Напишите программу, алгоритм и постройте блок - схему.






29. Составьте алгоритм, программу и блок-схему игры с компьютером «Угадай-ка» по следующему сценарию:

Угадай число от 0 до 100 (Х)

Введи число

Если число больше Х, то сообщи много

Если число меньше Х, то сообщи мало

Повторяй до тех пор, пока угадаешь.

30. Напишите программу для появления на экране:

а) мяча, падающего сверху вниз;

б) мяча, летящего сверху вниз;

в) мяча, летящего слева направо;

г) мяча летящего справа налево;

д) движущегося по диагонали.

31. Составьте программу для появления на экране мяча, летящего и меняющегося в размерах:

а) сверху вниз, уменьшающегося;

б) сверху вниз, увеличивающегося;

в) снизу вверх, уменьшающегося;

г) снизу вверх увеличивающегося;

д) справа налево, увеличивающегося;

е) слева направо, уменьшающегося;

ж) по диагонали, уменьшающегося;

з) по диагонали, увеличивающегося.

32. Создать рисунок аллеи из одинаковых деревьев с использованием операторов цикла.

ФОРМИРОВАНИЕ МАССИВОВ

Для формирования массива можно использовать операторы DATA/READ, INPUT, а также элементы массива могут быть получены при выполнении программы или случайным образом с помощью оператора RND.

Пример 1. Сформировать массив Н(8) и напечатать его на экране при следующих значениях элементов: 1, 3, 5, 17, 19, 7, 13, 11.

10 REM Формирование массива H(8)

20 DIM H(8)

30 DATA 1, 3, 5, 17, 19, 7, 13, 11

40 FOR I = 1 TO 8

50 READ H(I)

60 ? H(I)

70 NEXT I

70 END

Пример 2. Ввести в ЭВМ числовую матрицу А, используя для ввода оператор INPUT.

| 1 -2 13 |

A = | 14 -15 21 |

| 35 38 -7 |

10 REM Ввод матрицы

20 DIM A(3, 3)

30 PRINT "ввод матрицы А по строкам"

40 FOR I = 1 TO 3

50 PRINT "элемент"; I; "строки"

60 FOR J = 1 TO 3

70 PRINT J; "элемент"

80 INPUT A(I, J)

90 NEXT J

100 NEXT I

Пример 3. Сформировать массив M(25), состоящий из целых случайных чисел интервала [-40, 70] и вывести его на экран.

10 REM Формирование массива M(25)

20 DIM M(25)

30 FOR I = 1 TO 25

40 M(I) = -40 + INT(RND(1) * 110)

50 PRINT M(I)

60 NEXT I

70 END

Лабораторная работа по теме «Одномерные массивы»

Выполнение работы

Задача 1. Пусть дана таблица

0

1

2

3

4

5

2

4

-3

5

7

-1

Первая строка - номера элементов, вторая - их значения.

Ввести в память ЭВМ значения элементов массива и вывести на экран в виде: А(0) = 2, А(1) = 4, и т.д.

10 DIM A(5)

Резервирует ячейки в памяти ЭВМ

20 FOR I = 0 TO 5

30 INPUT X

Вводит значение элемента

40 A(I) = X

Присваивает элементу массива введенное значение

50 PRINT "A("; I; " ) = "; A(I)

Организует вывод на экран элементов массива

60 NEXT I

Задача 2. Дополнить программу так, чтобы найти сумму элементов массива.

70 REM Сумма элементов

80 FOR I = 0 TO 5

90 S = S + A(I)

Подсчитывает сумму

100 NEXT I

110 PRINT S

Выводит сумму на экран

Задача 3. Дополнить программу к задаче 1 так, чтобы можно было подсчитать количество отрицательных элементов в массиве.

70 REM Сумма отрицательных элементов

80 FOR I = 0 TO 5

90 IF A(I) < 0 THEN N = N + 1

Считает отрицательные элементы

100 NEXT I

110 PRINT N

Выводит на экран кол-во отрицательных элементов

120 END

Самостоятельная работа

1) Написать и исполнить программу заполнения и вывода на экран таблицы квадратов от 1 до 40.

2) Написать и исполнить программу заполнения массива из 20 элементов по формуле y = 0,2x2 - 3x + 0,1 и подсчета суммы положительных элементов.

33. Задачи для самостоятельного решения:

Сформировать массив N(30) состоящий из целых случайных чисел интервала (-40, 60) и вывести его на экран.

А) отрицательные элементы замените нулями, выведите получившийся массив на экран;

б) подсчитайте количество элементов массива равных 25;

в) найдите сумму элементов массива;

г) выведите на экран все элементы массива стоящие на четных местах (т.е. 2-ой, 4-ый, 6-ой и т.д.)

д) найдите произведение элементов массива стоящих на четных местах;

е) присвойте элементам массива стоящим на местах кратных 3, значение равное 100.

Ж) найдите номер 1-го и последнего отрицательного элемента.

34.

Самостоятельная работа по теме МАССИВЫ

В-1

1. Составьте алгоритм, блок-схему или программу, где наименьшее двух заданных чисел будет удвоено.

2. Составьте алгоритм, блок-схему или программу для вычисления n! (n!=1*2*3*….*n)

В-2

1. Составьте алгоритм, блок-схему или программу, где число возводится в куб если оно четное, в противном случае остается неизменным.

2. Составьте алгоритм, блок-схему или программу для нахождения суммы всех двузначных нечетных чисел.

В-3

1. Составьте алгоритм, блок-схему или программу, где числа большие 5 удваиваются, а меньшие или равные 5 возводятся в квадрат.

2. Составьте алгоритм, блок-схему или программу для нахождения суммы всех чисел меньших 50 кратных 3.


ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АЛГОРИТМА.

Алгоритм поиска БИД

алг БИД (вещ а, в, х)

дано а, в

надо х

нач

если а>в

то х:= а

иначе х:= в

все

кон

Алгоритм поиска БИТ

алг БИТ (вещ а, в, с, х)

дано а, в, с

надо х

нач вещ у

БИД (а, в, у)

БИД (у, с, х)

кон

В программировании для обращения к подпрограмме служит оператор GOSUB, а для выхода из подпрограммы оператор RETURN

Правила использования подпрограмм можно проиллюстрировать следующей схемой

Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

35. Заполните пропуски

10 REM Дачный поселок (коттеджи)

20 SCREEN 2 300 REM Подпрограмма (Дача)

30 PSET ( , ),8 310 LINE ( , ) - ( , ), 8, B

40 GOSUB 300 320 LINE

50 PSET ( , ),8 ………….

60 GOSUB 300

70 PSET ( , ),8 500 RETURN

и т.д.

Примечание дачу можно заменить деревом - елочкой, или любой другой картинкой.

ТЕСТ 8. (выберите и подчеркните правильный ответ)

1. Последовательность действий, допустимых для исполнителя, - это …

а) программа;

б) алгоритм;

в) команда;

г) система команд.

2. Запись алгоритма на языке конкретного исполнителя - это …

а) алгоритм;

б) команда;

в) программа;

г) исполнитель.

3. Выявление ошибок и их устранение называется …

а) отладкой задачи;

б) отладкой исполнителя;

в) отладкой примера;

г) отладкой программы.

4. Отдельное указание исполнителю - это …

а) программа;

б) алгоритм;

в) команда;

г) приказ.

5. Человек, робот, автомат, устройство, компьютер, который выполняет чьи-то команды, - это …

а) помощник;

б) исполнитель;

в) программа;

г) раб.

6. Программы, которые содержат команду повторения, называются …

а) линейными;

б) разветвляющимися;

в) циклическими;

г) вспомогательными.

7. Программы, в которых команды выполняются последовательно друг за другом, называются …

а) линейными ;

б) разветвляющимися;

в) циклическими;

г) вспомогательными.

8. Форма организации действий, при которой один и тот же блок команд выполняется несколько раз, называется …

а) следованием;

б) циклом;

в) ветвлением;

г) алгоритмом.

9. Повторяющийся блок действий (команд) называется …

а) повтором;

б) циклом;

в) телом цикла;

г) командой повторения.

10. Блок-схема - это …

а) рисунок алгоритма;

б) графический способ записи алгоритма;

в) таблица;

г) словесное описание алгоритма.

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

Кроссворд 5


Дидактический материал по программированию по теме «Алгоритмизация и программирование»

Поставьте вопросы к данному кроссворду и номера.

По горизонтали: _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По вертикали: ____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Составьте алгоритм и программу для определения длины текста введенного с клавиатуры.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

37. Подсчитайте, сколько раз повторяется символ «*» в тексте?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

38. Определите код символа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

39. Во введенном тексте с клавиатуры, поменять «!» на «?».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

40. Напишите программу, которая из слов «финал», «урок», «турист», «балет», «окно», «луна» составляет слово «футбол»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа «Операции обработки символьных величин. Их запись на языке Бейсик»

Цель: Уметь выполнять операции склеивания, вырезки, замены, нахождения длины символьной величины. Уметь выполнять комбинации над этими операциями.


  1. Выполнение работы (учащиеся получают индивидуальные карточки -задания)

  1. Повторите теоретический материал.

  2. Напишите первую программу и введите текст в компьютер.

  3. Выполните её, если есть ошибки, отладьте программу.

  4. Удалите текст программы из памяти ЭВМ.

  5. Напишите вторую программу и введите её в компьютер.

  6. Запустите программу (при необходимости отладьте).

  7. Если вывод в вашей программе осуществляется вне цикла, поместите в цикл. Если в цикле, вынесите из цикла. Сделайте вывод, объясните результаты работы.


  1. Контрольные вопросы (отчет по работе)

1) Какие данные считаются символьными?

2) Какие алфавиты вам известны?

3) Какие операции обработки символьных величин вам известны? В чем они заключаются?

4) Что такое вырезка?


  1. Домашнее задание

Используя операции вырезки и склеивания, составьте алгоритм и программу получения новых слов из данных. Выведите их на экран.

Текст введите с помощью оператора INPUT A$

А$ = «электростанция», В$ = «гастроном».

Получите слова: «матрос», «астроном», «рентген», «лекция».

Запишите программу получения слов в тетради.

Примерные темы зачетных работ

1. Создание презентации по теме:

а) Линейные алгоритмы и программы;

б) Разветвляющиеся алгоритмы и программы;

в) Команда повторения.

г) Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы;

д) Массивы;

е) Этапы решения задач на ЭВМ.

2. Сообщения:

а) Мухамед ибн Муса аль- Хорезми

б) Подбор интересных заданий к темам (стихи, ребусы, кроссворды, задачи)

39

© 2010-2022