• Преподавателю
  • Информатика
  • Из опыта работы учителя информатики «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»

Из опыта работы учителя информатики «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоз...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»


Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В связи с эти у обучающихся должны формироваться следующие компетентности:

  1. Ценностно-смысловая - уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

  2. Учебно-познавательная - готовность к самостоятельной познавательной деятельности, ее самооценке.

  3. Информационная - готовность к самостоятельному поиску, анализу, отбору и оценке необходимой информации из различных источников; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

  4. Коммуникативная - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях; навыки работы в группе.

  5. Компетентность разрешения проблем - способность анализировать нестандартные ситуации; уметь принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

  6. Личностная - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку как наиболее общих выработанных способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Для того, чтобы формировать ключевые компетентности и поддерживать у учащихся интерес к предмету информатика и ИКТ, у меня возникла необходимость строить обучение и воспитание на активной основе. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. Причем использую его на уроках, во внеурочной и во внеклассной деятельности. Для формирования компетентностной личности необходимо включение ее в познавательную учебную деятельность и внеклассную работу.

С точки зрения развития учебно-исследовательских навыков, практикую уроки следующих типов.

Урок - мини-проект. Результат поиска ответа на проблемный вопрос оформляется в виде мини-проекта, созданного в среде программирования или в прикладной программе.

Урок - практическая работа. Это может быть моделирование ситуации, эксперимент или исследование из другой предметной области.

Урок - проектное исследование Примером исследовательской деятельности на уроке может служить работа по моделированию ситуаций в электронных таблицах.

Урок - деловая игра. Проектирование на таких уроках, как правило, связано с изучением табличного процессора или СУБД MS Access.

Урок - виртуальная экскурсия В качестве проекта может быть «виртуальный музей», «экскурс в историю», «виртуальная экскурсия по городу» и т.п.

Урок-практикум. На уроках решаем задачи, моделирующие процессы или явления из других учебных предметов или из жизни.

Урок-защита проектов В форме защиты проекта удобно организовать повторение, особенно обобщающее повторение в конце учебного года.

Проектная деятельность во внеклассной работе. формирует у учащихся личностную компетентность, воспитывает значимые общечеловеческие ценности такие, как чувства ответственности и самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.

Учащийся, занимающийся проектно-исследовательской деятельностью, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях. А значит, у него формируются как предметные так и метапредметные (компетентностные) качества личности.

Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «информатики и ИКТ». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении) и за счет реализации деятельностного подход к обучению, основанного на принципах технологии проектно-исследовательского обучения. Таким образом, в преподавании информатике и ИКТ на основе проектно-исследовательской технологии создаются условия для развития как предметных (специальных) компетентностей так и надпредметных (ключевых) компетентностей.

Результатами проектно-исследовательской деятельности являются различные буклеты,Web-страницы, презентации причем на различные темы с других предметов, создание графических изображений, используя различные графические редакторы, создание кроссвордов в приложении Excel, решение математических, физических, экономических задач используя офисные приложения, рефераты и статьи.

Например, после изучения темы "Электронные таблицы" учащиеся выполняют на уроках информатики проект "Кроссворд - проверь свои знания" или проект «Создай свой кроссворд». Кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт. Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel. Длительность проекта: два урока

Ход проекта:

  1. определение темы вопросов для кроссворда

  2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами

  3. создание макета кроссворда на бумаге

  4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда

  5. запись вопросов и ответов

  6. представление результата работы

В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам.

Об эффективности использования проектно-исследовательской деятельности на уроках свидетельствует высокий уровень успеваемости обучающихся.

Мониторинг КУ за три года по информатике и ИКТ

Из опыта работы учителя информатики «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроке информатики и ИКТ»

Результаты ГИА по информатике у обучающихся, сдававших этот предмет по выбору всегда положительные, хотя процент выбравших этот предмет для сдачи экзамена невысок - 2-3%. Но в рамках реализации проекта «Темп» к 2017 году планируется увеличение количества обучающихся, которые будут сдавать информатику по выбору в ходе ГИА, в дальнейшем будут ориентироваться на выбор профессий и специальностей, связанных с данным предметом.


© 2010-2022