• Преподавателю
  • Информатика
  • Метод разработка Экзаменационное портфолио по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»

Метод разработка Экзаменационное портфолио по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»

«Хранение, поиск и  сортировка данных» входит в 3 главу «Хранение и обработка информации в базах данных» рабочей программы по информатике разработанной с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семаки...  
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии


Экзаменационное портфолио

по дисциплине

«Теория и методика преподавания информатики»





на тему:

«Технология хранения, поиска и

сортировки данных»


Выполнил: учитель информатики

МБОУ «Юнгинская СОШ им.

С. М. Михайлова» Моргаушского района

Киршева Ирина Валериановна

Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологий

Гурьева Оксана Валериевна









Чебоксары 2013

II. Содержание 3

III. Список литературы 15

IV. Приложение 1. 16

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» 22

Открытый класс 22

Учительский портал 22

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 22


II. Содержание


1. Пояснительная записка


1.1. В какую содержательную линию входит тема

Данная тема «Хранение, поиск и сортировка данных» входит в 3 главу «Хранение и обработка информации в базах данных» рабочей программы по информатике разработанной с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г., на основе Примерной программы основного общего образования по информатике (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. Сост.М.Н.Бородин, М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.) и образовательной программы Семакина И.Г.,Хеннера Е.К.: Программа курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для 8 - 9 классов и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 класса.


1.2. Место темы в учебном плане и порядок изучения темы

Тема «Базы данных» содержит в себе ряд узловых вопросов, имеющих фундаментальное значение для курса информатики в целом. В этой теме ученики впервые встречаются с понятием величины (в дальнейшем будет широко использоваться в электронных таблицах, в алгоритмах и программах).

Величина - это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера.

С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип.

Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:

множеством значений, которые может принимать величина;

множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;

формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.

Изучение темы «Базы данных» может происходить на разных уровнях:

Минимальный: дать общие представления о базах данных, научить работе с готовой БД: осуществлять поиск информации, сортировку, удаление и добавление записей.

Углубленный: познакомить с основами проектирования БД, научить создавать базы данных, обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных. Знать структуру и заполнять БД.

Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы. Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открыть файл с БД.

Представляя ученикам БД, необходимо обратить внимание на то, что наряду с самой таблицей в памяти компьютера хранится описание ее структуры, откуда пользователь может узнать параметры полей: имя, тип, формат и др. (в Access это делается в режиме «Таблица - Конструктор»).


1.3. Цели изучения темы

Дать представление о назначении баз данных.

Познакомить с основными реляционными базами данных.

Обучить основным приемам работы с базой данных

Обучить организации поиска, сортировки, редактирования данных.







2. Содержание темы (примерное тематическое планирование) [3]

Понятие базы данных (БД), информационной системы.

Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ.

Системы управления БД и принципы работы с ними.

Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения.

Логические операции.

Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».


3. Планируемые результаты освоения содержания темы.

Для основной школы по ГОС 2004:

В результате освоения курса информатики в основной школе учащиеся получат представление: о понятии «информация» - одном из основных обобщающих понятий современной науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и передачей данных. Также о методах представления и алгоритмах обработки данных, дискретизации, о программной реализации алгоритмов.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

У выпускников будут сформированы:

навыки и умения, необходимые для работы с основными видами программных систем и интернет-сервисов (с опорой на их применение на протяжении всего учебного процесса по различным предметам).

Для основной школы по ФГОС НОО и ООО:

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:

осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;

формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки;

понимание роли информационных процессов в современном мире;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.


4. УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы, развитие темы в данном УМК по классам [7]

УМК «Информатика» 7 - 9 класс (ФГОС)/УМК «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс
Автор Семакин И. Г. и др.

Метод разработка Экзаменационное портфолио по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему: «Технология хранения, поиска и сортировки данных»

Состав УМК

7-9 класс (ФГОС)

8-9 класс

Информатика: учебник для 7 класса

Информатика: учебник для 8 класса

Информатика: учебник для 9 класса

Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1

Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2

Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие

Информатика и ИКТ. Основная школа : комплект плакатов и методическое пособие

Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса

Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса

Электронное сопровождение УМК:

Авторская мастерская И.Г. Семакина

ЭОР Клавиатурный тренажер «Руки солиста» на портале Единой коллекции ЦОР

ЭОР к УМК И.Г. Семакина и др. «Информатика и ИКТ», 8 класс и 9 класс на портале Единой коллекции ЦОР

Лекторий «Олимпиадная информатика»

Сайт всероссийской олимпиады школьников по информатике

Сетевые компьютерные практикумы







5. Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК [2]

Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»


8 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Введение в предмет

1

1

2

Человек и информация

5

3

1

1

3

Первое знакомство с компьютером

7

4

2

1

4

Текстовая информация и компьютер

10

4

5

1

5

Графическая информация и компьютер

5

3

2

6

Технология мультимедиа

6

2

2

2

Итого

34

17

10

5

2

9 класс


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Лабораторные и практические работы,

ч.

Контрольная работа, ч.

Самостоятельная,

ч.

1

Передача информации в компьютерных сетях

10

3

5

1

1

2

Информационное моделирование

5

3

1

1

-

3

Хранение и обработка информации в базах данных

12

5

5

1

1

4

Табличные вычисления на компьютере

10

6

3

1

-

5

Управление и алгоритмы

11

5

4

1

1

6

Программное управление работой компьютера

14

6

7

1

-

7

Информационные технологии и общество

6

3

1

2

-

Итого

68

31

26

8

3


Тема урока

Вид занятий


Оборудо-вание

Практика

Контроль знаний

Домашнее

задание

16/1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»

§ 10 Д/з№7

17/2

Назначение СУБД.

Теория

Учебник, ЦОР

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8

§ 11

18/3

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.

Теория

Учебник, ЦОР

§ 12 Д/з№8

19/4

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере

Практика

Компьютер, ЦОР

Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9

§ 12

20/5

Условия поиска информации, простые логические выражения

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»

§ 13 Д/з№9

21/6

Формирование простых запросов к готовой базе данных

Теория

Учебник, ЦОР

Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10

§ 13

22/7

Логические операции. Сложные условия поиска

Практика

Компьютер, ЦОР

Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»

§ 14 Д/з№10

23/8

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Практика

Компьютер, ЦОР

Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11

§ 14

24/9

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

Компьютер, ЦОР

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»

§ 15 Д/з№11

25/10

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение

Теория + практика

Учебник, компьютер, ЦОР

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12

§ 15

26/11

Итоговая работа по базам данных

Теория

Учебник, ЦОР

Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13

Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§ 10 - 15

2712

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных».

Итоговое

Компьютер, ЦОР

Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»

§10 - 15


С сайта metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk8-9.php


6. Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК из рекомендованных в Федеральном перечне

В начальной школе из рекомендуемых учебных программ 2-4 классов Матвеева Н.В.и др., в курсе «Информатика и ИКТ » в разделе «Данные и компьютер» рассматривают термин данные - закодированная информация и, что одну и ту информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.

В среднем звене 8-9 классах в авторской программе курса основной школы под редакцией Н.Д.Угринович, содержится тема база данных в электронных таблицах.

В авторской программе под редакцией И.Г.Семакин курс «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10 - 11 классов в 11 классе прослеживается данная тема: из них 3 ч - теория, и 2ч - практика.

Учащиеся должны знать:

что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;

что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

что такое логическая величина, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

организовывать поиск информации в БД;

редактировать содержимое полей БД;

сортировать записи в БД по ключу;

добавлять и удалять записи в БД;

создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


III. Список литературы


  1. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

  2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Программа базового курса информатики / Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar .

  7. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.


IV. Приложение 1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Базы данных и системы управления базами данных


ФИО

Киршева Ирина Валериановна

Место работы

МБОУ «Юнгинская СОШ им. С.М.Михайлова» Моргаушского района

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Хранение, поиск и сортировка информации,

урок №1.

Базовый учебник

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, учебник для 9 класса


Цель урока: введение понятия базы данных, введение и обработка БД в и системы управления базами данных

Задачи:

-обучающие познакомить учащихся с понятием базы данных, их видами, структурными элементами; отрабатывать навыки по применению БД в СУБД;

-развивающие развивать алгоритмическое мышление; мыслительную деятельность; обогащение словарного запаса; умений и склонности к рефлексии, самостоятельности выполнения практических заданий на компьютере;

-воспитательные воспитание интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы, бережного отношения к технике, объективного отношения к результатам работы компьютерных программ, потребности и умения работать в коллективе для решения совместной задачи.

Тип урока изложение нового материала

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, практическая работа, работа с компьютерной моделью

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры

Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Приветствие. Отметка отсутствующих.

1

2.

Актуализация знаний

Кроссворд «Ввод данных в БД»

(№1)

Демонстрация через проектор лучших кроссвордов учащихся

Комментирование выполненных заданий.

Ответы на дополнительные вопросы

8

3.

Объяснение нового материала

Понятие СУБД. Классификация СУБД.

(№2)




Проектирование таблиц

(№3)



Проектирование отчетов

(№4)

Проектирование запросов

(№5)





Проектирование форм

(№ 6)




Объяснение нового материала с использованием Презентации и одновременно демонстрации алгоритма выполнения работы в редакторе Access.

Рассмотрение основных понятий с примерами.

Таблицы - это основной объект базы данных, в котором хранятся все данные, имеющиеся в базе, а также структура базы (поля, их типы, свойства).

Запросы позволяют выбирать данные из одной или нескольких связанных таблиц. Результатом выполнения запроса является результирующая таблица, которая наряду с другими таблицами может быть использована при обработке данных. С помощью запросов можно также обновлять, удалять или добавлять данные в таблицы.

Формы служат для ввода и просмотра данных в удобном для пользователя виде, который соответствует привычному для него документу. При помощи форм можно добавлять в таблицы новые данные, а также редактировать или удалять существующие. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты.

Отчёты предназначены для формирования выходных документов и вывода их на печать. Основное их отличие от форм заключается в том, что в отчёте отображаются все данные и в них предусмотрена возможность группировать данные по различным критериям. Отчёты могут содержать специальные элементы оформления, характерные для печати документов: колонтитулы, номера страниц и т.д.

Понятие «циклические алгоритмы».

Виды циклических алгоритмов: цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром.

Реализация циклов в языке программирования Паскаль

Наглядные примеры по использованию циклов

Вопросы для самопроверки учащихся

Вложенные циклы

Разбор задач на вложенные циклы

Запись определений в тетрадь.


Составление таблицы по презентации.

Разбор заданий


15

4.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз

1

5.

Практическая работа

Создание таблицы, запросов и отчетов по ней в СУБД.

Объяснение и комментирование заданий практической работы.

Создать таблицу «Зачёты» с полями: № п/п, Фамилия имя ученика, класс, зачёт по математике, зачёт по физике, зачет по информатике. Заполнить таблицу сдачи зачётов по физике и математике для 10 учащихся. С помощью запросов добавить данные зачёта по информатике.

Создать по таблице отчет для печати.

Выполнение практических заданий на компьютере.

17

6.

Подведение итогов. Домашнее задание

Вопросы работы в СУБД.

Домашнее задание -практикум.

Рефлексия. Комментирование домашнего задания.

Создать в СУБД таблицу «Поликлиника» из пяти полей и 15 записей.

Проверка уровня знаний по работе с БД.

3










Приложение к плану-конспекту урока

Основная алгоритмическая структура: цикл

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Ввод данных в БД

Кроссворд

fcior.edu.ru/card/23364/vvod-dannyh-v-bd.html

2

Понятие СУБД. Классификация СУБД.

Презентация

fcior.edu.ru/card/23464/ponyatie-subd-klassifikaciya-subd.html

3

Проектирование таблиц

Презентация

fcior.edu.ru/card/23368/proektirovanie-ekrannyh-form.html

4

Проектирование отчетов

Презентация

fcior.edu.ru/card/28709/proektirovanie-otchetov.html

5

Проектирование запросов

Модель

fcior.edu.ru/card/23435/proektirovanie-ekrannyh-form.html

6

Проектирование форм

Модель

fcior.edu.ru/card/23368/proektirovanie-ekrannyh-form.html


V. Приложение 2.

Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.

Название сайта

Ссылка

Infourok.ru

infourok.ru/informatika.html?subcat=12

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

school-collection.edu.ru/

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

lbz.ru/

Лабораторно-практические работы

metod-kopilka.ru/

Методическая копилка учителя информатики

metod-kopilka.ru/

Методическая служба издательства «Бином»:

metodist.lbz.ru/


Открытый класс

openclass.ru/

Рубрика «Информатика»

prosv.ru

Сайт К.Ю. Полякова:

kpolyakov.spb.ru

Сайт Тимофеева А.А.

alantim.narod.ru/m03.htm

Cеть творческих учителей

it-n.ru/

Учительский портал

uchportal.ru/load/17

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

fcior.edu.ru/methods.page


1

© 2010-2022