Методическая разработка урока по информатике на тему Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум

им. А.В. Яковлева»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

тема: «Компьютерные вирусы. Антивирусные программы»







Разработала: Залютдинова И.А.,

преподаватель информатики



Челябинск, 2013

Дата проведения урока: 03.12.13

Номер группы: 103

Специальность: «Организация обслуживания в общественном питании»

Тема: Компьютерные вирусы. Методы защиты от компьютерных вирусов

Тема урока: Компьютерные вирусы. Антивирусные программы

Цели урока:

Обучающая:

- изучение понятия компьютерного вируса;

- ознакомление с основными типами компьютерных вирусов;

- раскрытие понятия антивирусных программ;

- ознакомление с основными профилактическими мероприятиями защиты данных.

Развивающая:

- умение работать самостоятельно и в группах с учебным материалом;

- умение выражать свои мысли грамотно;

Воспитательные: содействовать формированию общих компетенций и профессионально важных личностных качеств (ОК 1 … проявлять устойчивый интерес к своей специальности; ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество); ответственность за порученное дело (ОК 3. … анализировать рабочую ситуацию, итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы) ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться..); ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения:

ТСО: экран, проектор, персональные компьютеры, фонохрестоматия.

Учебно-наглядные пособия: раздаточный материал

ЦОР: презентация по теме занятия, электронная лекция.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, метод самостоятельной работы.

Методические приемы:

подбор материала из заданных источников, монологический рассказ по предложенному плану, анализ объекта изучения, работа с наглядными пособиями и дидактическими средствами, комментирование, постановка учебной проблемы.

Формы работы обучающихся: индивидуальные, групповая, фронтальная.


Ход занятия

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Этап постановки целей -10 мин.

  3. Этап изучения нового материала - 20-25 мин.

  4. Подведение итогов - 5 мин.

  5. Домашнее задание - 3 мин.

Список литературы

Основная:

  1. Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебное пособие для студентов СПО. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. - 416 с.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень: учебник. - 7-е изд. - М.: Издательство «БИНОМ», 2012 г. - 192 с.

Дополнительная

  1. Шауцукова Л.З. Информатика: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 416 с.: ил.

  2. Симонович С.В. Информатика. Базовый курс: учебник для студентов вузов. - 2-изд. - СПб.: Питер, 2009. - 640 с.

  3. Методическая копилка учителя информатики: [Электронный ресурс] - metod-kopilka.ru/

  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [Электронный ресурс] - festival.1september.ru/

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока/ Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Результат, Формируемые ОК,

1 Вводная часть

  1. Организационный момент

Организация группы к восприятию материала.

Приветствие. Преподаватель отмечает отсутствующих. Проверяет наличие учебных принадлежностей.

Преподаватель предлагает обучающимся объединиться в группы по 5 человек.

Объявление темы урока и этапов урока.

(презентация, слайд № 1)

Просмотр видеоролика по теме «Компьютерные вирусы»

(презентация, слайд № 2)

youtube.com/watch?v=MmXCSQa2b6o

Настраиваются на работу, слушают преподавателя, занимают рабочие места, готовят рабочее место к работе,

настраиваются на восприятие материала урока

Готовность группы к работе; быстрое включение обучающихся в деловой ритм; организация внимания


ОК 6

  1. Целевая установка

Формулировка цели, оценка значимости для обучающихся нового учебного материала. Озвучить, какими ЗУН должны овладеть.

Вопрос к обучающимся: «Что вы хотели бы узнать по данной теме?»

(вопросы обучающихся записываются на доске в столбик)

Обучающиеся задают интересующие их вопросы о вирусах и антивирусных программах

Сформулированы цели занятия, определены учебные проблемы

ОК 2

ОК 6

«Исходя из заданных вами вопросов можно определить план нашего занятия. Он представлен на слайде:

(презентация, слайд № 3)

Запишите, пожалуйста, план в тетрадь»

Обучающиеся записывают план в тетрадь

Сформирован ориентир хода урока

ОК 2

ОК 3

2. Основная часть

2.1. Восприятие и первичное осмысление материала, формирование новых знаний

Обеспечить восприятие учебного материала, сформировать новые знания по данной темы путем обсуждения, поиска информации из источников, анализирования ситуации, организации собственной деятельности исходя из поставленных целей.



















2.2 Закрепление усвоенных знаний

Вопрос к обучающимся: Подумайте и ответьте на вопрос «Что такое вирус и почему он получил именно такое название»

(презентация, слайд № 4)

Теперь на слайде вы видите определение компьютерного вируса, давайте его запишем.

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, высказывая свои точки зрения

Обучающиеся записывают в тетрадь определение вирусов

Выявлен уровень понимания объекта изучаемой темы

ОК 2

ОК 3

ОК 6

Мы выяснили, что вирус - это программа написанная человеком. Возникает вопрос «Когда был создан первый вирус и как они развивались и проявляли себя?». Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос несколько обучающихся подготовили короткие сообщения, которые расскажут об основных этапах развития вирусов. Прошу их выйти и сделать свои доклады.

(сообщения сопровождаются слайдами №5-8)


Выходят по очереди четыре обучающихся к доске и делают мини-сообщения об истории вирусов.

Определены этапы развития вирусов, приведены примеры, названы создатели вирусов

ОК 2

ОК 3

«Спасибо докладчикам! Прошу обучающихся группы задать интересующие вопросы по услышанному материалу»

Преподаватель дает оценку и сообщениям и вопросам обучающихся.

Обучающиеся задают вопросы каждому выступающему по услышанному материалу.

Докладчики отвечают

Осмыслен и проанализирован услышанный материала, сформированы знания

ОК 2

Если вопросов больше нет, то преподаватель предлагает вернуться на свои места выступающих, и предлагает перейти к следующему этапу урока.

«Как вы могли заметить вы сидите в группах. Каждая группа будет заниматься изучением компьютерных вирусов определенного типа. Ваша задача состоит в том, чтобы определить его воздействие, способ проникновения в систему и методы защиты системы от данного вируса (план представлен на слайде №9).

На работу у вас 10 минут. Итак:

1 группа изучает загрузочные вирусы.

2 группа - файловые вирусы.

3 группа - макровирусы

4 группа - сетевые вирусы

После этого представитель от каждой команды выступает с докладом, а члены группы помогают выступающему, дополняя его ответ».



Обучающиеся работают в группах с раздаточным материалом, составляют план выступления, делают пометки в тетрадях.

С помощью раздаточного материала найдена и проанализирована информация, выбраны формы и методы дальнейшей работы над текстом.

ОК 3

ОК 4

ОК 6


Время истекло. Давайте посмотрим на результаты вашей работы. Прошу каждого участника группы выступить с докладом

По очереди выходят представители каждой группы и делают сообщения по своей теме. Участники группы выступающего дополняют ответ. Участники других групп задают интересующие их вопросы.

Организован порядок выступлений. Сделаны доклады каждой группы и рассмотрен вопрос о типах вирусов

ОК 2

ОК 9

(презентация, слайд №10)

При таком разнообразии компьютерных вирусов возникают следующие вопросы «Что будет, если не пользоваться средствами защиты информации?»,

«Как бороться с вирусами?»,

«Сколько специализированных средств защиты необходимо для полной защиты системы и информации?»


Обучающиеся отвечают на заданные вопросы

Разобраны ответы на поставленные вопросы, выявлены начальные знания обучающихся по данному вопросу

ОК 2

ОК 6

Для защиты информации от вирусов существуют специальные программы называемые антивирусными. Запишите, пожалуйста, определение антивирусных программ в тетрадь

(презентация, слайды №11)

Обучающиеся записывают определение антивирусных программ.

Материал зафиксирован в тетради. Сформированы знания об антивирусных программах.

ОК 2

Так как в настоящее время почти у каждого дома стоит компьютер с выходом в интернет, то антивирусные программы являются очень мощным инструментом защиты информации.

Какие антивирусные программы вы можете назвать?

(Обучающиеся перечисляют известные им программы, после этого открывается слайд №12)


Обучающиеся отвечают на вопросы

Определены начальные знания обучающихся

ОК 2

ОК 3

«Для того чтобы обезопасить свой компьютер от заражения вирусом давайте сформулируем некоторые профилактические мероприятия»

(презентация, слайд №13)

Обучающиеся читают на слайде текст и комментируют

Разобран вопрос о профилактике системы ПК, проанализированы, систематизированы полученные знания

ОК 2

ОК 3

ОК 6

«На этом рассмотрение темы сегодняшнего занятия закончено и теперь давайте проведем небольшой тест для закрепления знаний»

(презентация, слайд №14)

Преподаватель записывает оценки за тест в журнал

Обучающиеся занимают места за компьютерами и проходят тест.

Закреплены знания, полученные на занятии, с применением компьютерного тестирования

ОК 5

ОК 9

2.3 Выдача домашнего задания

Получить такое задание, чтобы закрепить полученные знания и умения, сохранить эмоциональное состояние занятия

Домашнее задание - Е.А. Колмыкова «Информатика и ИКТ» стр. 110-112

письменно ответить на вопрос «Классификация антивирусных программ»

(презентация, слайд№15)

Обучающиеся записывают домашнее задание

Получены задание и инструктаж по выполнению.

ОК 2

ОК 3

ОК 6

3.Заключительная часть

3.1. Подведение итогов урока

Подведем итоги занятия.

(презентация, слайд №16)Мы прошли очень большую и важную тему в информатике - Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

(обучающиеся еще раз смотрят на план занятия и вкратце отвечают по каждому пункту)

Все сегодня работали очень хорошо и достойны оценки «отлично» за работу в группах и каждый из вас получает свою оценку за пройденный тест.

Большое спасибо за урок!

(презентация, слайд №17)

Обучающиеся заслушивают оценки, полученные за урок, собирают учебные принадлежности и готовятся покинуть аудиторию.

За работу на занятии выставлено много хороших и отличных оценок.

Преподаватель благодарит детей за урок.

ОК 1

ОК 2


© 2010-2022