Доклад на тему Формы и виды домашнего задания по информатике

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Доклад

Доклад на тему Формы и виды домашнего задания по информатике





Подготовила:

Учитель информатики

Быкова Е.П.

Доклад на тему Формы и виды домашнего задания по информатике




Домашняя работа учащихся - особый вид индивидуальной самостоятельной работы, которая проходит без руководства учителя.

Домашняя учебная работа

  • приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудности;

  • учит планировать время;

  • воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника;

  • создает благоприятное условия для углубления

знаний, развития способностей и интересов.

Все домашние задания можно разделить на несколько групп:

1. Закрепляющие. Задания, идентичные заданиям, выполняемым на уроке.

Пример:

  • Составить алгоритм, с помощью которого "Чертежник"

нарисует ваше имя.

  • Дана картинка. Подписать основные части компьютера.

  • Соедините стрелками основные элементы с соответствующими им

надписями.

2. Обучающие. Задания, которые учащиеся уже могут выполнить в силу изученного

материала, но которые еще не разбирались на уроке.

Пример:

Тема "Алгоритмы с разветвлением".

1. Даны 2 числа. Найти наименьшее из них.

2. Даны 3 числа. Найти минимальное.

3. Задано натуральное число а. Является ли оно четным?

3. Развивающие. Задания, которые своим условием или решением связаны с другими предметными областями, а также в результате выполнения которых ученики получают жизненно важные выводы. Необычные задания.

Пример:

  1. Выполни перевод координат из двоичной системы в десятичную систему счисления и отметь точки на координатной плоскости (работа выполняется на обычном листе бумаги в клеточку). Соедини точки в заданной последовательности.

  2. Составь задание, подобное выполненному.


4. Индивидуальные. Задания разного уровня сложности, разрабатываемые по конкретной теме для разных учащихся.

Пример:

1. В виде карточек на каждого ученика. Например, по системам счисления:

Двоичная система счисления.

Вариант 1

  1. Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную:

1001, 111, 10011, 1100, 10001

  1. Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную:

17, 3, 10, 18, 25, 61

Вариант 2

  1. Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную:

1011, 110, 1001, 100, 100001

2. Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную:

16, 21, 11, 16, 27, 63

5. Творческие. Задания, которые учащиеся получают на некоторый срок, а также на уроке контроля (самостоятельная или контрольная работа), когда старая тема изучена, а новая еще не взята: составление кроссвордов, ребусов, презентаций.

Примеры:

1) Урок выполнения контрольной или подытоживающей тему самостоятельной работы: составить кроссворд или ребус по пройденной теме. Учащиеся выполняют это задание на компьютере. Результат приносят на электронных носителях или в виде распечатки.

2) Тема "Основы работы с текстовой информацией".

Проект "Мой рисунок": учащиеся создают рисунок в графическом редакторе. Затем переносят его в текстовый редактор и сочиняют историю о нем.

6. Практические. Задания, требующие для выполнения наличия компьютера.

Пример:

Тема "Основы работы с системами управления базами данных".

Создать файл базы данных. Подготовить в нем таблицу "Ученики" с помощью мастера. Таблица должна содержать следующие сведения: Имя, Фамилия, Адрес, Домашний Телефон, Увлечения, Портрет. Полученную таблицу сохранить на электронном носителе.

В школьной практике я использую следующие виды домашней учебной работы:

- индивидуальная;

- групповая;

- творческая;

- дифференцированная;

- одна на весь класс;


  1. Индивидуальная учебная домашняя работа.

В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.


  1. Зашифруйте с помощью азбуки Морзе свое имя, фамилию, название любимого предмета.

2. Перевод даты дня рождения в другую систему счисления.

  1. При изучении темы «Моделирование и формализация» - построение генеалогического древа своей семьи.

  2. При изучении табличных баз данных - подготовка материала для создания БД «Домашняя видеотека».

2. Групповая (группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания)

Например.

  1. При изучении темы «Базы данных» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары.

2. При изучении темы «Создание презентаций»

Предлагается собрать материал на определенную тему.

Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

3.Творческая.

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка.

К творческим домашним заданиям по информатике можно отнести занимательные и творческие задачи, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, разработку проектов, написание сообщений, докладов, рефератов.

Примеры:

  1. Придумайте и запишите сиквейны

- компьютер;

- общение;

- модель.

2. Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.

Напишите небольшой текст о том, как проходит ваша неделя. Дайте

оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить,

чтобы время использовалось более рационально?

3. Придумайте и оформите собственный способ кодирования букв русского

алфавита: графический (с помощью картинок или знаков), числовой или

символьный.

4. Проведите наблюдения за погодой в своем населенном пункте в течение

полного месяца. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Для визуализации полученных данных постройте: график изменения

температуры, диаграмму облачности, график изменения давления.

5. Проведите небольшой опрос среди родственников, друзей, знакомых

или соседей по следующим вопросам:

  1. Что вы читаете (учебную или научную, научно-популярную, художественную

литературу, глянцевые журналы и газеты)?

2) Сколько времени в день вы затрачиваете на чтение (до 30 минут, от

30 минут до 1 часа, более 1 часа)?

Опросите не менее 10 человек. Информацию представьте в таблицах.

Визуализируйте полученную информацию с помощью круговых диаграмм.

6. Оформите с использованием таблиц и рисунков свою визитную карточку. На листе должно быть размещено 12 одинаковых визиток.


  1. Дифференцированная (которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика) .

Уровни сложности:

1уровень - задания, требующие усвоения правил в

пределах образовательного стандарта

и получение оценки - 3-4;

2 уровень - задания, требующие выхода за пределы

объема, усвоения правил, выходящих

за пределы образовательного

стандарта и стимулирующих более

высокую оценку - 4-5;

3 уровень - задания, требующие

самостоятельных решений,

находок, идей, творческого

подхода и стимулирующих

высокую оценку - 5.

Примеры дифференцированных заданий:

Например, в 9 классе при объяснении темы «Алгоритмизация и программирование» я использую двухуровневое домашнее задание.

Первый (базовый) уровень. Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам:

Составьте алгоритм решения задачи:

1. Дано три числа a,b,c. Найти их сумму и среднее арифметическое.

2. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.

Второй (повышенный) уровень. Его задания выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Составьте алгоритм решения задачи:

1. Дано три числа a,b,c. Найти сумму и частное двух больших из них.

2. По координатам вершин треугольника найти его периметр и площадь.

Для 11 класса я использую также разноуровневые задания.

Задание. Составить программу на языку Turbo Pascal.

Задача 1. "3"
Определить уровень учебных достижений (начальный, средний, достаточный, высокий) по полученной оценке.

Задача 2. "4"
Пусть к - целое от 1 до 365. Напечатать на экране на какой день недели приходится к-й день года, в котором 1 января - понедельник.

Задача 3. "5"
Ввести номер месяца и номер дня, вывести число дней, оставшихся до Нового года.
Пример:
Введите номер месяца:
12
Введите день:
25
До Нового года осталось 6 дней.

Задание. Составить программу на языку Turbo Pascal.

"4": Ввести номер месяца и вывести название времени года.

Пример:

Введите номер месяца:

4

весна

"5": Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом "год", "года" или "лет".

Пример:

Введите возраст: Введите возраст:

24 57

Вам 24 года Вам 57 лет

5. Одна на весь класс.

Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию

творческих способностей учащихся, но в ходе их выполнения у

учащихся отрабатываются различные навыки, формируются

умения.

Пример.

1. Внимательно прочитайте текст параграфа. Письменно ответьте на вопросы.

2. Выпишите основные понятия и дайте их определения.

3. Решите логическую задачу: Алеша, Иван и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая находку, каждый высказал два предположения: 1) Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке»; 2) Иван: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке»; 3) Гриша: «Этот сосуд греческий и изготовлен в IV веке». Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?

Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:
• для закрепления пройденного материала;
• для подготовки в усвоении нового материала.

Эти работы преследуют следующие цели:
1. приведение в систему материал какого-либо раздела,
2. развитие мышления учащихся;
3. предупреждение отставания учащихся;
4. расширение и углубление знаний;
5. воспитание интереса к предмету и др.
6. решения нетипичных и нестандартных задач;
7. изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.

В ходе выполнения домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для самостоятельного применения приобретенных знаний, поэтому правильная постановка системы домашнего задания положительно отразится в учебновоспитательном процессе ученика.

Творческие домашние задания способствуют усвоению и углублению знаний по информатике, ускорению темпов овладения информационными технологиями, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы, экономии времени, снижению нагрузки, позволяют систематизировать знания по информатике и закрепить изученный материал.



© 2010-2022