- Преподавателю
- Информатика
- Доклад на тему Формы и виды домашнего задания по информатике
Доклад на тему Формы и виды домашнего задания по информатике
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Быкова Е.П. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Доклад
Подготовила:
Учитель информатики
Быкова Е.П.
Домашняя работа учащихся - особый вид индивидуальной самостоятельной работы, которая проходит без руководства учителя.
Домашняя учебная работа
-
приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудности;
-
учит планировать время;
-
воспитывает чувство ответственности, инициативу и активность школьника;
-
создает благоприятное условия для углубления
знаний, развития способностей и интересов.
Все домашние задания можно разделить на несколько групп:
1. Закрепляющие. Задания, идентичные заданиям, выполняемым на уроке.
Пример:
-
Составить алгоритм, с помощью которого "Чертежник"
нарисует ваше имя.
-
Дана картинка. Подписать основные части компьютера.
-
Соедините стрелками основные элементы с соответствующими им
надписями.
2. Обучающие. Задания, которые учащиеся уже могут выполнить в силу изученного
материала, но которые еще не разбирались на уроке.
Пример:
Тема "Алгоритмы с разветвлением".
1. Даны 2 числа. Найти наименьшее из них.
2. Даны 3 числа. Найти минимальное.
3. Задано натуральное число а. Является ли оно четным?
3. Развивающие. Задания, которые своим условием или решением связаны с другими предметными областями, а также в результате выполнения которых ученики получают жизненно важные выводы. Необычные задания.
Пример:
-
Выполни перевод координат из двоичной системы в десятичную систему счисления и отметь точки на координатной плоскости (работа выполняется на обычном листе бумаги в клеточку). Соедини точки в заданной последовательности.
-
Составь задание, подобное выполненному.
4. Индивидуальные. Задания разного уровня сложности, разрабатываемые по конкретной теме для разных учащихся.
Пример:
1. В виде карточек на каждого ученика. Например, по системам счисления:
Двоичная система счисления.
Вариант 1
-
Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную:
1001, 111, 10011, 1100, 10001
-
Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную:
17, 3, 10, 18, 25, 61
Вариант 2
-
Переведите данные числа из двоичной системы счисления в десятичную:
1011, 110, 1001, 100, 100001
2. Переведите данные числа из десятичной системы в двоичную:
16, 21, 11, 16, 27, 63
5. Творческие. Задания, которые учащиеся получают на некоторый срок, а также на уроке контроля (самостоятельная или контрольная работа), когда старая тема изучена, а новая еще не взята: составление кроссвордов, ребусов, презентаций.
Примеры:
1) Урок выполнения контрольной или подытоживающей тему самостоятельной работы: составить кроссворд или ребус по пройденной теме. Учащиеся выполняют это задание на компьютере. Результат приносят на электронных носителях или в виде распечатки.
2) Тема "Основы работы с текстовой информацией".
Проект "Мой рисунок": учащиеся создают рисунок в графическом редакторе. Затем переносят его в текстовый редактор и сочиняют историю о нем.
6. Практические. Задания, требующие для выполнения наличия компьютера.
Пример:
Тема "Основы работы с системами управления базами данных".
Создать файл базы данных. Подготовить в нем таблицу "Ученики" с помощью мастера. Таблица должна содержать следующие сведения: Имя, Фамилия, Адрес, Домашний Телефон, Увлечения, Портрет. Полученную таблицу сохранить на электронном носителе.
В школьной практике я использую следующие виды домашней учебной работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- одна на весь класс;
-
Индивидуальная учебная домашняя работа.
В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
-
Зашифруйте с помощью азбуки Морзе свое имя, фамилию, название любимого предмета.
2. Перевод даты дня рождения в другую систему счисления.
-
При изучении темы «Моделирование и формализация» - построение генеалогического древа своей семьи.
-
При изучении табличных баз данных - подготовка материала для создания БД «Домашняя видеотека».
2. Групповая (группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания)
Например.
-
При изучении темы «Базы данных» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары.
2. При изучении темы «Создание презентаций»
Предлагается собрать материал на определенную тему.
Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
3.Творческая.
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка.
К творческим домашним заданиям по информатике можно отнести занимательные и творческие задачи, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, разработку проектов, написание сообщений, докладов, рефератов.
Примеры:
-
Придумайте и запишите сиквейны
- компьютер;
- общение;
- модель.
2. Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.
Напишите небольшой текст о том, как проходит ваша неделя. Дайте
оценку тому, как проходит ваша неделя. Что бы вы хотели изменить,
чтобы время использовалось более рационально?
3. Придумайте и оформите собственный способ кодирования букв русского
алфавита: графический (с помощью картинок или знаков), числовой или
символьный.
4. Проведите наблюдения за погодой в своем населенном пункте в течение
полного месяца. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Для визуализации полученных данных постройте: график изменения
температуры, диаграмму облачности, график изменения давления.
5. Проведите небольшой опрос среди родственников, друзей, знакомых
или соседей по следующим вопросам:
-
Что вы читаете (учебную или научную, научно-популярную, художественную
литературу, глянцевые журналы и газеты)?
2) Сколько времени в день вы затрачиваете на чтение (до 30 минут, от
30 минут до 1 часа, более 1 часа)?
Опросите не менее 10 человек. Информацию представьте в таблицах.
Визуализируйте полученную информацию с помощью круговых диаграмм.
6. Оформите с использованием таблиц и рисунков свою визитную карточку. На листе должно быть размещено 12 одинаковых визиток.
-
Дифференцированная (которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика) .
Уровни сложности:
1уровень - задания, требующие усвоения правил в
пределах образовательного стандарта
и получение оценки - 3-4;
2 уровень - задания, требующие выхода за пределы
объема, усвоения правил, выходящих
за пределы образовательного
стандарта и стимулирующих более
высокую оценку - 4-5;
3 уровень - задания, требующие
самостоятельных решений,
находок, идей, творческого
подхода и стимулирующих
высокую оценку - 5.
Примеры дифференцированных заданий:
Например, в 9 классе при объяснении темы «Алгоритмизация и программирование» я использую двухуровневое домашнее задание.
Первый (базовый) уровень. Обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам:
Составьте алгоритм решения задачи:
1. Дано три числа a,b,c. Найти их сумму и среднее арифметическое.
2. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу и площадь.
Второй (повышенный) уровень. Его задания выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
Составьте алгоритм решения задачи:
1. Дано три числа a,b,c. Найти сумму и частное двух больших из них.
2. По координатам вершин треугольника найти его периметр и площадь.
Для 11 класса я использую также разноуровневые задания.
Задание. Составить программу на языку Turbo Pascal.
Задача 1. "3"
Определить уровень учебных достижений (начальный, средний, достаточный, высокий) по полученной оценке.
Задача 2. "4"
Пусть к - целое от 1 до 365. Напечатать на экране на какой день недели приходится к-й день года, в котором 1 января - понедельник.
Задача 3. "5"
Ввести номер месяца и номер дня, вывести число дней, оставшихся до Нового года.
Пример:
Введите номер месяца:
12
Введите день:
25
До Нового года осталось 6 дней.
Задание. Составить программу на языку Turbo Pascal.
"4": Ввести номер месяца и вывести название времени года.
Пример:
Введите номер месяца:
4
весна
"5": Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом "год", "года" или "лет".
Пример:
Введите возраст: Введите возраст:
24 57
Вам 24 года Вам 57 лет
5. Одна на весь класс.
Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию
творческих способностей учащихся, но в ходе их выполнения у
учащихся отрабатываются различные навыки, формируются
умения.
Пример.
1. Внимательно прочитайте текст параграфа. Письменно ответьте на вопросы.
2. Выпишите основные понятия и дайте их определения.
3. Решите логическую задачу: Алеша, Иван и Гриша нашли в земле старинный сосуд. Рассматривая находку, каждый высказал два предположения: 1) Алеша: «Это сосуд греческий и изготовлен в V веке»; 2) Иван: «Это сосуд финикийский и изготовлен в III веке»; 3) Гриша: «Этот сосуд греческий и изготовлен в IV веке». Учитель истории сказал ребятам, что каждый из них прав только в одном из двух предположений. Где и в каком веке изготовлен сосуд?
Все эти виды домашних заданий могут быть предназначены:
• для закрепления пройденного материала;
• для подготовки в усвоении нового материала.
Эти работы преследуют следующие цели:
1. приведение в систему материал какого-либо раздела,
2. развитие мышления учащихся;
3. предупреждение отставания учащихся;
4. расширение и углубление знаний;
5. воспитание интереса к предмету и др.
6. решения нетипичных и нестандартных задач;
7. изготовление наглядных пособий, схем, таблиц и т.д.
В ходе выполнения домашней работы закрепляются формируемые навыки, создаются условия для самостоятельного применения приобретенных знаний, поэтому правильная постановка системы домашнего задания положительно отразится в учебновоспитательном процессе ученика.
Творческие домашние задания способствуют усвоению и углублению знаний по информатике, ускорению темпов овладения информационными технологиями, выработке устойчивых навыков самостоятельной работы, экономии времени, снижению нагрузки, позволяют систематизировать знания по информатике и закрепить изученный материал.