Конспект урока по информатике на тему Текст как форма представления информации

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока информатики

5 класс

Разработан: студент - практикант Алексеева А.В.

Тема: «Текст как форма представления информации»

Тип урока: изучение нового материала.

Учебный материал:

1. Босова Л.Л. Учебник для 5 класса. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г. -184с

2. Рабочая тетрадь по информатике для 5 класса (ФГОС). Босова Л.Л., Босова А. Ю. 2013 г.

Цель урока: раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    • формирование представлений о тексте как форме представления информации;

    • формировать умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;

    • формировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;

  2. Развивающие:

    • развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации;

    • умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

    • развитие ИКТ-компетентности;

  3. Воспитательные:

    • формирование умений управлять своей учебной деятельностью;

    • формирование мотивации постановкой познавательных задач;

    • развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

    • формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь.

Планируемые результаты:

  • предметные - формирование понятия о представлении информации в виде текста, формирование понимания смыслового аспекта текста;

  • метапредметные - формирование и развитие ИКТ-компетентности; вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; умение осознанно строить речевое высказывание; самоконтроль; формировать умение самостоятельной работы с материалом учебника; формировать умение сравнивать; формирование способности регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке;

  • личностные - формирование ответственного отношения к учению; осознание своих возможностей.

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.

  2. Познавательные УУД: умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию; формирование алгоритмического мышления и объектно-ориентированного мышления, формирование и развитие ИКТ-компетентности.

  3. Коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.

План урока

  1. Организационный момент - 1 мин

  2. Актуализация субъектного опыта обучающихся - 4 мин

  3. Изучение новых знаний и способов деятельности - 12 мин

  4. Первичная проверка понимания изученного- 8 мин

  5. Проверка усвоения изученного материала с помощью практических заданий - 12 мин

  6. Домашнее задание - 1 мин

  7. Подведение итогов - 2 мин



















Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

  1. Актуализация субъектного опыта обучающихся

- Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним:

  • Что такое информация? (Это сведения об окружающем нас мире. Знания, сведения получаемые в школе из книг, телепередач; новости, которые мы слышим по радио и от людей).

  • Какие действия человек совершает с информацией? (Хранение, прием, передача и обработка информации.)

  • Как человек хранит информацию?

( Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте, дисках и т.д.)

  • Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш - карты, жёсткий диск)

  • Что понимается под кодированием информации? (Это представление информации с помощью некоторого кода) Пример: В школе Код знаний (5-отлично), Нотные знаки

Вспомним еще одно определение: Это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

  • А что понимается под декодированием информации? (Это действие по восстановлению первоначальной формы представления информации. Но надо знать код).

  • Какие виды информации по форме представления вы знаете? (числовая, текстовая, графическая, звуковая)

  • Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)? (Зависит)

- Ты часто читаешь книги? Расскажи о самой любимой твоей книге.

-В какой форме может быть представлена информация в книгах?

-Бегло пролистай учебную книгу на твоем столе. Скажи, какой формы представления информации больше? Почему?

  • А где сейчас можно хранить информацию любого вида? (Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию).

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока. (Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов)

-Поставь перед собой цель на этот урок (раскрыть сущность текста как одной из форм представления информации, рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.)

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности

Мы научились представлять графическую информацию с помощью чисел, используя метод координат. Одной из распространенных форм представления информации является текст. Каждый из вас имеет представление, что такое текст, а как определяется понятие «текст».

Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Всякий письменный текст - это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Прочитай в учебнике на стр. 55 фразы: Кто к нам пришёл!

Кто к нам пришёл?

Чем они отличаются?

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя, помиловать.

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали (камень глина, дерево, папирус, пергамент, бумага) и с помощью чего (острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки). Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.

- Что явилось помощником создания текстов в настоящее время?

Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

То есть, компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.


  1. Первичная проверка понимания изученного

Фронтальный опрос:

Вопросы: Что такое текст? Что такое текстовая информация? С какой целью вы создаёте тексты? Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубишь топором»? Что общего и в чём различие возможностей текстового редактора и текстового процессора.


  1. Проверка усвоения изученного материала с помощью практических заданий

- Ребята, давайте посмотрим как вы умеете работать с текстом. Вам нужно написать письмо от имени героев фильмов. Причем «письмо» может быть написано не только от имени человека любой профессии, возраста или культурного уровня, но и от имени неодушевленных предметов. На выполнение задания у вас есть 8 минут. (После выполнения задания ученики читают свои «письма», а остальные пытаются угадать, от имени какого героя они написаны).

  1. Домашнее задание

- А теперь, откройте дневники и запишите домашнее задание стр. 55-56 § 8 учить.

7. Подведение итогов урока

- Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока.

Продолжите предложения:

- Что было главным на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Что было интересным?

- Что было непонятным?

- Что вызвало затруднения?




© 2010-2022