- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая пограмма по информатике 8 класс
Рабочая пограмма по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сабанова В.С. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ программы базового курса информатики (Авторы: И.Г. Семакин и др) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к подготовке школьников в области информатики и ИКТ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
уметь
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране каталог диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Учебно-тематический план
Тема 1. Человек и информация - 5 часов
Тема 2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов
Тема 3. Текстовая информация и компьютер - 9 часов
Тема 4. . Графическая информация и компьютер - 5 часов
Тема 5. Технология мультимедиа - 8 часов
Резерв 1 ч
Содержание курса информатики и ИКТ для VIII класса
(35 часов)
Тема 1. Введение (1 ч).
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Техника безопасности и организация рабочего места.
Тема 2. Человек и информация (4 ч).
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Тема 3. Первое знакомство с компьютером (7 ч).
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Тема 4. Текстовая информация и компьютер (9ч).
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Тема 5. Графическая информация и компьютер (5 ч).
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль -3 часа
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
-
50-70% - «3»;
-
71-85% - «4»;
-
86-100% - «5».
По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
-
Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
-
Задачник-практикум по информатике в 2-х ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Учебно-тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, всего 35 ч)
№ урока
Теоретический материал
Задание на дом
Дата проведения
план
факт
I четверть
Модуль 1. Введение в предмет. Человек и информация. Первое знакомство с компьютером.
1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности и организация рабочего места.
Введение. П/з№1
2
Информация и знания. Восприятие информации человеком.
§1, 2 Д/3№1
3
Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры
§3 Д/3№3
4
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
§4 Д/3№4
5
Предыстория информатики
§5-6
6
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.
§7-8 Д/3№5
7
Файлы и файловые структуры
§8, 12 Д/3№6
8
Работа с файловой структурой операционной системы
§8 П/З №1
II четверть
9
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних устройств
§9 Д/3№7, П/З №2
10
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.
§10-11
11
Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы.
§13 , П/З №3
12
Тестирование
Тест №1
Модуль 2. Текстовая информация и компьютер
13
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.
§14 Д/3№8
14
Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста
§14 П/З №4
15
Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы. Системы перевода и распознавания текстов.
§15 Д/3№11
16
Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа.
§15,16 П/З №5
III четверть
17
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены.
§16, П/З №6
18
Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст
П/З №7
19
Маркированные и нумерованные списки. Понятие шаблонов и стилей.
П/З №8
20
Вставка формул. Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста.
П/З №9
21
Тестирование.
Тест №2
Модуль 3. Графическая информация и компьютер. Технология мультимедиа.
22
Компьютерная графика: области применения. Понятие растровой и векторной графики.
§17, Д/З №12
23
Графические редакторы. Работа с растровым графическим редактором.
П/З №10
24
Принципы кодирования изображения.
§19 Д/З №13
25
Работа с векторным графическим редактором
§20 П/З №11
26
Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе
§18 Д/З №14, П/З №12
IV четверть
27
Понятие мультимедиа и области применения. Компьютерные презентации.
Д/З №15
28
Создание презентации с использованием текста, графики и звука
П/З №13
29
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.
Д/З №16
30
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука (при отсутствии возможности- с использованием гиперссылок)
П/З №14
31
Итоговое тестирование
Тест №3
32-35
Резерв учебного времени.
8