Рабочая программа по информатике для 5-10 классов

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.


Рабочая программа по информатике для 5-10 классов разработана на основе Образовательной программы КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида, Положения о рабочей программе КГБС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида» и с учётом авторской программы Н.В.Макаровой (Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция)).

В авторскую программу внесены следующие изменения: в связи со статусом специального коррекционного образовательного учреждения и в соответствии с учебным планом учреждения на изучение курса информатики в 5-9 классах отводится по 1 уроку в неделю, в год всего 35 часов, в 10 классе отводится по 1 уроку в неделю, в год всего 34 часа. Авторская программа рассчитана на 1 час в неделю в 5-6 классах, на 2 часа в неделю в 7-9 классах, 68 часов в год в каждом классе. В связи с этим произведено следующее перераспределение учебного материала:

- темы «Основы классификации объектов», «Классификация моделей», «Прикладная среда табличного процессора», «Классификация компьютеров по функциональным возможностям» перенесены из 8 класса в 9 класс;

- темы «Основные этапы моделирования», «Моделирование в среде графического редактора», «Моделирование в среде текстового процессора», «Система управления базой данных», «Логические основы построения компьютеров» перенесены из 9 класса в 10 класс.

Основная идея данной рабочей программы заключается в следующем:

В дисциплине «Информатика» для базового уровня предлагается выделить три фундаментальных направления обучения: информационная картина мира, программное обеспечение информационных технологий, техническое обеспечение информационных технологий. Это системообразующие направления всего периода обучения, и развиваются они на основе концентрического подхода. Базовый курс «Информатика» рассчитан на непрерывность обучения, начиная с 5-го класса. В 5-6-х классах осуществляется пропедевтика основных понятий и технологий базового курса «Информатика». В 7 классе учащиеся начинают осваивать базовый уровень информатики. Здесь закладываются основы системного мышления. Знакомство с понятийным аппаратом предметной области и основами системного анализа начинается с рассмотрения понятия «информация», которое затем закрепляется в темах, посвященных изучению компьютерных технологий. Базовые технологии работы на компьютере изучаются в системной среде Linux, в графическом редакторе растровой и векторной графики, в текстовом процессоре Writer. Учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации и программирования в среде, где учатся управлять Черепашкой с помощью команд и простейших программ. Учащиеся знакомятся с аппаратной частью компьютера. В 8-10 классах на основе концентрического подхода введённые ранее понятия закрепляются при изучении технологии работы в системной среде и в табличном процессоре. Происходит освоение объектно-ориентированного подхода к разработке программ в среде kTurtle. Изучается технология работы в Интернете, с электронной почтой, основами языка HTML. Продолжается изучение аппаратной части компьютера и основ кодирования. Программы школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи имеют свои особенности, которые наряду с общеобразовательной подготовкой обеспечивают решение задач коррекционной направленности. Поэтому при преподавании предмета используются специальные методы и приёмы работы.

Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:

5-6 классы

  • формирование представления об основных понятиях информатики;

  • развитие творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

  • освоение начальной технологии работы в системной среде Linux;

  • освоение технологии работы в среде графического редактора;

  • освоение технологии работы в среде kTurtle;

  • пропедевтика понятий и технологии моделирования в среде графического редактора и в среде kTurtle.

9-10 классы

  • формирование у учащихся системы базовых знаний по информатике;

  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Linux, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных;

  • освоение коммуникационной технологии в глобальной сети Интернет;

  • формирование знаний по техническому обеспечению информационных технологий;

  • приобретение знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • освоение информационных технологий моделирования в среде графического редактора, в текстовом процессоре;

  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;

  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;

  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Специальными задачами преподавания информатики в школе являются:

  • формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:

-система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль

информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

-знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов,

создания и исследования информационных моделей;

-умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе

современных информационно-коммуникационных технологий;

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в старшей школе.

Курс информатики для 5-10 классов включает систему понятий, относящихся к:

5 классу

- учимся работать на компьютере: освоение системной среды Linux. Правила ТБ в кабинете информатики. Простейшая технология работы с текстом. Вычисление на компьютере с помощью калькулятора. Представление о составном документе.

- компьютерная графика: освоение среды графического редактора. Редактирование рисунков. Точные построения графических объектов. Представление об алгоритме.

6 классу

- компьютерная графика: конструирование из мозаики. Правила ТБ в кабинете информатики. Моделирование в среде графического редактора.

- среда программирования: знакомство со средой kTurtle и технологией работы в ней. Создание микромира и его обитателей. Организация движения Черепашки. Составление программ. Роль датчиков.

7 классу

- информационная картина мира: понятие об информации. Правила ТБ в кабинете информатики. Представление информации. Информационная деятельность человека. Информационные процессы. Представление об объектах окружающего мира. Понятие модели.

- программное обеспечение информационных технологий: системная среда Linux. Прикладная среда графического редактора. Прикладная среда текстового процессора. Основы алгоритмизации. Представление о программе. Среда программирования.

- техническое обеспечение информационных технологий: компьютер как средство обработки информации. Устройства памяти. Устройства ввода и вывода информации.

8 классу

- информационная картина мира: представление об объектах окружающего мира. Правила ТБ в кабинете информатики. Информационная модель объекта. Информационные основы процессов управления.

- программное обеспечение информационных технологий: основы алгоритмизации. Среда программирования. Системная среда Linux. Общая характеристика прикладной среды. Классификация программного обеспечения. Коммуникации в глобальной сети Интернет.

- техническое обеспечение информационных технологий: представление о микропроцессоре. Взаимодействие устройств компьютера. История развития компьютерной техники.

9 классу

- информационная картина мира: информационная модель объекта. Правила ТБ в кабинете информатики.

Представление о системе объектов. Основы классификации объектов. Классификация моделей.

- программное обеспечение информационных технологий: основы алгоритмизации. Прикладная среда табличного процессора.

- техническое обеспечение информационных технологий: аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

10 классу

- информационная картина мира: информационная модель объекта. Правила ТБ в кабинете информатики.

Основные этапы моделирования. Моделирование в среде графического редактора. Моделирование в среде текстового процессора.

- программное обеспечение информационных технологий: система управления базой данных.

- техническое обеспечение информационных технологий: логические основы построения компьютера. Классификация компьютеров по функциональным возможностям.

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся научатся:

5 класс

  • выбирать пункты меню;

  • запускать программу и завершать работу с ней;

  • изменять размеры и расположение окна;

  • вводить и редактировать текст;

  • приводить исторические примеры приспособлений, используемых для расчетов;

  • выполнять расчеты с помощью программы Калькулятор;

  • располагать окна на Рабочем столе и поочередно в них работать;

  • создавать составной документ;

  • настраивать Панель инструментов;

  • создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;

  • выделять и перемещать фрагмент рисунка;

  • создавать графический объект из типовых фрагментов;

  • сохранять рисунок в файле и открывать файл;

  • использовать для построения точных геометрических фигур клавишу Shift;

  • редактировать графический объект по пикселям;

  • рисовать пиктограммы;

  • разрабатывать алгоритм и в соответствии с ним создавать графический объект;

  • использовать при создании графического объекта циклический алгоритм.

6класс

  • создавать меню типовых элементов мозаики (готовых форм);

  • разрабатывать алгоритм конструирования из меню готовых форм;

  • конструировать разнообразные графические объекты.

  • приводить примеры моделей из окружающей среды;

  • строить модели в графическом редакторе;

  • управлять движением Черепашки;

  • рисовать простейшие фигуры;

  • пользоваться инструментами при создании микромиров;

  • моделировать прямолинейное движение с разными скоростями;

  • моделировать движение по сложной траектории;

  • моделировать движение с повторяющимися фрагментами (делать анимацию);

  • разрабатывать программы;

  • использовать в программах команды организации цикла;

  • составлять программы рисования графических объектов;

  • составлять программы для мультипликационного сюжета.

  • использовать датчики для изменения параметров Черепашки;

  • создавать бегунки;

  • использовать датчик случайных чисел.

7 класс

  • определять информационный объем любого текста;

  • кодировать текст с помощью какого-либо способа.

  • приводить примеры информационной деятельности человека;

  • приводить примеры использования технических устройств при работе с информацией;

  • приводить примеры носителей информации;

  • приводить примеры способов защиты информации;

  • шифровать фразы с помощью своего ключа.

  • приводить примеры информационных процессов в обществе, в живой природе, в технике;

  • приводить примеры технических устройств, используемых в информационной технологии.

  • выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

  • называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

  • перечислять действия, характеризующие объект;

  • определять среду обитания объекта;

  • представлять сведения об объекте в виде таблицы.

  • приводить примеры материальных моделей;

  • приводить примеры нематериальных моделей;

  • формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;

  • выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

  • работать в программе Проводник;

  • выполнять стандартные действия с окнами;

  • изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

  • осуществлять запуск приложений или документов и переключаться между задачами;

  • работать в стандартных средах: Калькулятора; Paint;

  • создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

  • создавать и редактировать любой графический объект;

  • осуществлять действия, как с фрагментом, так и с рисунком в целом;

  • создавать и редактировать текстовый документ;

  • владеть операциями редактирования текста;

  • владеть операциями форматирования текста;

  • создавать списки (бюллетени), колонтитулы, многоколоночный текст;

  • создавать текст в форме таблицы;

  • подготавливать к печати текст;

  • создавать в тексте графические объекты;

  • создавать и редактировать формулы.

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

  • составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

  • классифицировать программы;

  • объяснить отличия процедурного и объектного подходов при программировании на примерах из окружающей жизни.

  • перемещать Черепашку по рабочему полю в разных направлениях.

  • разрабатывать программы рисования графических объектов;

  • производить необходимые действия с программой;

  • разрабатывать процедуры с параметрами и без них для рисования объектов;

  • разрабатывать программы на основе типовых конструкций алгоритма;

  • создавать графические объекты как результат выполнения циклического алгоритма.

  • объяснить отличие одного вида памяти от другого;

  • провести сравнение различных видов памяти по основным характеристикам.

  • свободно работать на клавиатуре компьютера;

  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства ввода и производить его установку в компьютере;

  • ориентироваться в характеристиках устройств вывода;

  • осуществлять физическое подключение к системному блоку любого устройства вывода и производить его установку в компьютере.

8 класс

  • выделять объект управления и управляющее воздействие;

  • указывать наличие или отсутствие обратной связи;

  • приводить примеры систем управления разного типа.

  • приводить примеры материальных моделей;

  • приводить примеры нематериальных моделей;

  • формулировать цель, прежде чем создавать информационную модель;

  • выделять соответствующие цели характеристики объекта;

  • представлять информационную модель объекта в виде таблицы.

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

  • составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

  • просматривать информацию о параметрах папки и файла;

  • выполнять разными способами стандартные действия с папками и файлами;

  • работать в программе Проводник;

  • выполнять стандартные действия с окнами;

  • изменять параметры Рабочего стола: фон, рисунок, цвет, заставку;

  • осуществлять запуск приложений или документов и переключаться между задачами;

  • работать в стандартных средах;

  • создавать составной документ, используя различные технологии обмена данными;

  • производить проверку файлов на наличие вируса;

  • производить архивацию и разархивацию файлов и папок.

  • рассказывать, как проявляются в прикладных средах принципы наглядности, многозадачности, интеграции разнотипных документов;

  • приводить примеры использования конкретной технологии обмена данными.

  • работать в браузере;

  • сформировать адрес в сети;

  • искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;

  • включать графическую иллюстрацию в Web-документ;

  • сделать гиперссылку в Web-документе;

  • пользоваться электронной почтой, производя все необходимые операции с сообщением;

  • понятие аппаратного обеспечения персонального компьютера;

  • основные этапы обработки информации;

  • назначение и основные характеристики микропроцессора;

  • базовую структурную схему компьютера;

  • назначение системного блока и системной платы;

  • характеристику системной шины;

  • назначение портов, слотов;

  • принцип открытой архитектуры компьютера.

  • рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компьютерной техники;

  • привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа.

9 класс

  • выделять объекты из окружающего мира и вести о них рассказ;

  • называть параметры, характеризующие объект, и указывать их возможные значения;

  • перечислять действия, характеризующие объект;

  • определять среду обитания объекта;

  • представлять сведения об объекте в виде таблицы, формулировать цель, при которой объект следует рассматривать как систему;

  • приводить примеры систем;

  • приводить примеры отношений и связей между объектами;

  • определять вид отношений и связей между объектами в конкретной системе;

  • разрабатывать информационную модель системы в соответствии с заданной целью.

  • приводить примеры классификации всевозможных объектов, выделяя на каждом уровне основание классификации;

  • отображать классификацию в виде иерархической схемы;

  • определять в чем проявляется свойство наследования.

  • приводить примеры моделей, относящихся к определенному классу;

  • приводить примеры моделей из школьной жизни.

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

  • составлять алгоритмы для различных ситуаций или процессов в виде блок-схем;

  • создавать структуру электронной таблицы и заполнять ее данными;

  • редактировать любой фрагмент электронной таблицы;

  • записывать формулы и использовать в них логические функции;

  • использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования;

  • создавать и редактировать диаграмму;

  • организовывать защиту данных.

  • классификацию компьютерных сетей и назначение каждого вида;

  • характеристики каналов связи;

  • назначение сетевых адаптеров и модемов;

  • понятие протокола передачи данных.

  • классификацию современного парка компьютеров;

  • основные технические параметры, по которым различаются классы компьютеров;

  • характеристику класса больших компьютеров;

  • характеристику класса малых компьютеров;

  • представление о сервере и его типах;

  • представление о суперкомпьютере.

10 класс

  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

  • задавать цель моделирования и осуществлять формализацию задачи на этапе постановки задачи;

  • создавать информационную модель и преобразовывать ее в компьютерную модель на этапе разработки модели.

  • проводить моделирование в среде графического редактора;

  • создавать меню типовых мозаичных форм;

  • создавать геометрические композиции с помощью меню типовых мозаичных форм;

  • моделировать конструкции по общему виду, по трем проекциям;

  • моделировать геометрические операции.

  • выделять объекты текстового документа и его параметры;

  • составлять различные виды знаковых моделей средствами текстового процессора;

  • проводить моделирование в среде текстового процессора.

  • создавать и редактировать структуру базы данных;

  • заполнять данными созданную структуру и проводить их редактирование;

  • просматривать базу данных в режиме списка и формы;

  • форматировать поля базы данных;

  • создавать и редактировать форму, включая в нее рисунки;

  • сортировать данные;

  • создавать фильтры и осуществлять выборку данных;

  • создавать отчет по базе данных.

  • написать таблицу истинности для основных логических операций;

  • построить таблицу истинности для логического выражения;

  • записать логическое выражение на основе таблицы истинности.

Система оценки достижений обучающихся

Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Основными формами проверки учебных достижений учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на компьютере, тестирование, устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе. К недочётам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочётами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования. Самостоятельная работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

Оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Оценка «4» выставляется, если:

  • ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

Оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках или тексте программы.

Оценка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Оценка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на компьютере оценивается следующим образом:

Оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.

Оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

Оценка «3» ставится, если: работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

Оценка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

В программе используются следующие условные обозначения:

(п)- Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер,2010.

Содержание тем учебного курса

№ урока

Наименование раздела, тем

Количество

часов

Контрольная работа/Зачётное занятие

Примечание

5 класс

35

2

1-13

Учимся работать на компьютере

13

1

14-34

Компьютерная графика

21

1

35

Повторение

1



6 класс

35

3

1-8

Компьютерная графика

8

1

9-34

Среда программирования

26

2

35

Повторение

1



7 класс

35

4

1-8

Информационная картина мира

8

1

9-30

Программное обеспечение информационных технологий

22

2

31-34

Техническое обеспечение информационных технологий

4

1

35

Повторение

1



8 класс

35

4

1-6

Информационная картина мира

6

1

7-29

Программное обеспечение информационных технологий

23

2

30-34

Техническое обеспечение информационных технологий

5

1

35

Повторение

1


9 класс

35

3

1-9

Информационная картина мира

9

1

10-29

Программное обеспечение информационных технологий

20

1

30-34

Техническое обеспечение информационных технологий

5

1

35

Повторение

1



10 класс

34

3

1-15

Информационная картина мира

15

1

16-25

Программное обеспечение информационных технологий

10

1

26-33

Техническое обеспечение информационных технологий

8

1

34

Повторение

1


Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 5 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)


№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки


Раздел 1. Учимся работать на компьютере

1

§1.1

Освоение системной среды Linux. Правила ТБ в кабинете информатики.

Компьютер- это новое рабочее место. Основные устройства компьютера.

Правила ТБ.

Основные понятия: Linux, системный блок, клавиатура, мышь, монитор, центральный процессор, оперативная память, жёсткий диск

Расширение словарного запаса понятиями по теме.

Развитие памяти.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой.


2

§1.2

Освоение системной среды Linux.

Изображение на экране монитора, появляющееся после включения и загрузки компьютера, принято называть Рабочим столом. На Рабочем столе размещены значки с подписями. Эти значки принято называть объектами. Правила ТБ.

Основные понятия: рабочий стол, корзина, объект, виртуальный мир, панель задач, индикатор клавиатуры

Развитие информационной речи и логического мышления учащихся

Работа со словарем

Фронтальный опрос.

Разбор домашнего задания.


3

§1.3

Освоение системной среды Linux

Для действий с объектами Рабочего стола используются специальное устройство - мышь. Основные приёмы работы с мышью.

Основные понятия: указать, выделить, переместить, открыть

Введение в связную речь новых терминов.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Эвристическая беседа. Участие в беседе.

Словарная работа.

Работа в парах.

Компьютерный практикум.


4

§1.4

Освоение системной среды Linux

Назначение графического интерфейса. Состав графического интерфейса-графические объекты на экране.

Основные понятия: графический интерфейс

Введение в связную речь новых понятий.

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся.

Работа над новыми понятиями.

Работа с интерактивной доской.


5

§1.5

Освоение системной среды Linux

Одним из способов, при помощи которых пользователь управляет компьютером, является выбор из меню. Меню бывает Главное, вложенное или скрытое.

Основные понятия: Главное меню, вложенное меню

Отработка правильного употребления терминов.

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Слушание объяснений учителя.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем.

Разбор домашнего задания.

Компьютерный практикум.


6-7

§1.6

Освоение системной среды Linux

Компьютерное окно - это ограниченная рамкой область экрана для размещения компьютерных объектов и выполнения действий с ними. Элементы окна.

Основные понятия: окно, строка меню

Расширение словарного запаса понятиями по теме.

Развитие логического мышления при решении информационных задач.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем

Фронтальный опрос.

Разбор домашнего задания.


8

§1.7

Простейшая технология работы с текстом

Клавиатура - устройство ввода для создания текстов. Место, где появится символ, набранный на клавиатуре, показывает текстовый курсор. Основные элементы клавиатуры.

Основные понятия: клавиатура, алфавитно-цифровые, служебные клавиши, текстовый курсор

Дифференцирование понятий по теме урока.

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Самостоятельная работа с учебником.

Чтение текста.

Словарная работа. Работа с электронным по­собием.


9-10

§1.8-1.10

Простейшая технология работы с текстом

Действия по исправлению ошибок и изменению содержания текста называют редактированием. Основные правила набора текста. Принтер - специальное печатающее устройство.

Основные понятия: редактирование, принтер, фрагмент, буфер обмена

Отработка правильного употребления понятий. Развитие информационной речи и логического мышления при решении задач.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа над новыми понятиями.

Работа с раздаточным материалом.


11

§1.11

Вычисление на компьютере с помощью калькулятора

История создания счётных приборов. Программа Калькулятор. Выполнение арифметических действий на Калькуляторе.

Основные понятия: абак, канкули, суан-пан, счёты, калькулятор

Развитие информационной речи и логического мышления.

Коррекция объёма внимания.

Эвристическая беседа. Участие в беседе.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


12

§1.12

Представление о составном документе

Документ, созданный с помощью разных программ, называется составным. Окно, с которым в данный момент производится работа, называется активным.

Основные понятия: составной документ, активное окно

Работа с терминами.

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Систематизация знаний.

Работа с интерактивной доской.


13

Контрольная работа

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме: «Учимся работать на компьютере».

Развитие навыков самоконтроля.

Привитие аккуратности в работе.

Самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов


Раздел 2. Компьютерная графика

14-17

§2.1-2.4

Освоение среды графического редактора

Инструменты для рисования. Компьютерная графика. Создание компьютерного рисунка. Настройка инструментов.

Основные понятия: графический редактор, палитра, компьютерная графика, заливка, инструменты графического редактора, настройка инструментов

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Закрепление умения ориентироваться в учебнике. Коррекция и развитие кратковременной памяти.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.


18-22

§2.5-2.9

Редактирование рисунков

Редактирование компьютерного рисунка. Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Сохранение рисунка. Открытие рисунка, сохранённого на диске.

Основные понятия: редактирование рисунка, правка, фрагмент, рисунка, выделение, сборка рисунка, файл, приём вспомогательных построений

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Самостоятельная работа с учебником в парах.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


23-26

§2.10-2.13

Точные построения графических объектов

Построение графических объектов с помощью дополнительных клавиш использования трафаретов. Понятие пикселя и пиктограммы. Построение пиктограмм.

Основные понятия: трафареты, пиксель, пиктограмма

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.Упражнение в проговаривании своих действий.

Коррекция и развитие связной устной речи.

Коррекция и развитие памяти.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.



27-33

§2.14-2.20

Представление об алгоритме

Алгоритмы. Происхождение слова «алгоритм». Компьютерная среда и алгоритмы. Виды алгоритмов. Метод последовательного укрупнения. Повторяющиеся действия в алгоритмах и их использование.

Основные понятия: алгоритм, среда исполнителя, алгоритмический поиск, отражение и поворот

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция произвольного и непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем. Компьютерный практикум.


34

Контрольная работа

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме: «Компьютерная графика».

Развитие навыков самоконтроля.

Самостоятельная работа с оперативным контролем.


35

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.






Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 6 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)

№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки

Раздел 2. Компьютерная графика

1-4

§2.21-2.23

Конструирование из мозаики. Правила ТБ в кабинете информатики

Конструирование из мозаики. Правила ТБ. Использование меню готовых форм. Конструирование из кубиков. Создание композиций. Основные понятия: меню готовых форм, конструирование, композиция

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Коррекция памяти.

Эвристическая беседа с учащихся. Словарная работа.

Обобщение изученного материала.


5-7

§2.24-2.25

Моделирование в среде графического редактора

Моделирование окружающего мира. Учебные модели.

Основные понятия: модель, моделирование

Развитие информационной речи при ответах на вопросы. Коррекция внимания.

Слушание объяснений учителя.

Словарная работа.

Обобщение изученного материала.


8

Контрольная работа

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам.

Развитие навыков самоконтроля.

Самостоятельная работа с контролем и коррекцией результатов


Раздел 3. Среда программирования

9-12

§3.1-3.6

Знакомство со средой kTurtle и технологией работы в ней

Понятие алгоритмического языка. Характеристика среды kTurtle. Основные команды исполнителя черепашки. Правила написания команд.

Основные понятия: алгоритмический язык, Лого, kTurtle, команда, входные данные, меню форм и меню инструментов

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Коррекция кратковременной памяти.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.


13-14

§3.7

Создание микромира и его обитателей

Моделирование движения объектов. Последовательность создания движущегося объекта.

Основные понятия: личная карточка

Активизация словарного запаса учащихся.Развитие личностных качеств учащихся.

Самостоятельная работа с учебником в парах.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


15-20

§3.8-3.12

Организация движения Черепашки

Управление курсом движения. Моделирование движения по сложной траектории. Моделирование повторяющегося фрагмента траектории.

Основные понятия: нулевое направление, траектория, фаза движения, расширяемый язык

Развитие информационной речи. Упражнение в проговаривании своих действий.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.



21

Контрольная работа

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам.

Развитие навыков самоконтроля.

Привитие аккуратности в работе.

Самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов


22-29

§3.13-3.14


Составление программ

Правила оформления программ. Составление графических программ.

Основные понятия: программа, цикл, тело цикла

Закрепление умения давать ответы на вопросы.

Коррекция внимания.

Слушание объяснений учителя. Фронтальный опрос. Работа со словарем. Практикум.


30-33

§3.15-3.20

Роль датчиков

Знакомство с датчиками. Использование датчиков для изменения состояния. Создание бегунков, регулирующих параметры.

Основные понятия: датчик, бегунок, регулятор

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Коррекция памяти и переключения внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Словарная работа.

Обобщение изученного материала.


34

Контрольная работа

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам.

Развитие навыков самоконтроля.

Привитие аккуратности в работе.

Самостоятельная работа с оперативным контролем и коррекцией результатов


35

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.



Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 7 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)


№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки


Раздел 1. Информационная картина мира

1

§1

Понятие об информации. Правила ТБ в кабинете информатики

Информация - сведения об объектах окружающего мира. Человек воспринимает информацию с помощью пяти органов чувств. Виды и свойства информации. Правила ТБ.

Основные понятия: информация, органолептическая информация

Развитие информационной речи и логического мышления.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности и объёма внимания.

Эвристическая беседа. Участие в беседе.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.



2

§2

Представление информации

Информацию можно представить в различной форме. Единицы измерения объёма информации. Кодирование и декодирование информации.

Основные понятия: код, кодирование, бит, глубина цвета, частота дискретизации

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Закрепление умения ориентироваться в учебнике. Коррекция и развитие памяти.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.


3

§3

Информационная деятельность человека

Виды информации и их преобразования. Действия с информацией.

Основные понятия: входная и выходная информация, канал связи, носитель информации, криптография

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Самостоятельная работа с учебником в парах. Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


4

§4

Информационные процессы

Представление об информационных процессах. Информационные процессы в обществе, живой природе, технике. Понятие информационной технологии. Компьютер - основное техническое средство информационной технологии.

Основные понятия: информационные процессы, коммуникационная среда, информационная технология

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Коррекция и развитие связной устной речи.

Коррекция и развитие долговременной памяти.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.



5,6

§6

Представление об объектах окружающего мира

Объект - некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая как единое целое. Свойства, действия и среда объекта.

Основные понятия: объект, параметр, среда

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция произвольного и непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем. Компьютерный практикум.


7

§7.1

Понятие модели

Модель - аналог (заместитель) оригинала, отражающий некоторые его характеристики. Модели бывают материальные и нематериальные. Примеры моделей.

Основные понятия: модель

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Коррекция памяти и переключения внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Словарная работа.

Обобщение изученного материала.


8

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Информационная картина мира».

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Развитие памяти, внимания. Закрепление навыков самоконтроля.

Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

9-12

§14

Системная среда Linux

Назначение системной среды. Представление о файле, папки. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ. Организация обмена данными.

Основные понятия: среда Linux, меню, файл, папка, дисководы, графический интерфейс, окно, элементы управления, приложение, документ, задача, буфер обмена

Введение в связную речь новых терминов.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.

Работа на компьютере


13-16

§2(п)

Прикладная среда графического редактора

Общая характеристика графического редактора. Создание и редактирование рисунка. Создание и редактирование рисунка с текстом.

Основные понятия: графический редактор, палитра, компьютерная графика, заливка, растр,

фрагмент изображения, пиксель, инверсия цвета

Отработка правильного употребления терминов.

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем. Компьютерный практикум.


17-20

§3(п)

Прикладная среда текстового процессора

Создание и редактирование текстового документа. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы. Печать документа

Основные понятия: текстовый документ, структурирование, макет, текстовый процессор, вид начертания, кегль, смещение, кернинг, втяжка, интерлиньяж

Введение в связную речь новых понятий.

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция произвольного внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Словарная работа. Работа на компьютере. Обобщение изученного материала.


21

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам из раздела «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


22-23

§12


Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма и его формы представления. Виды алгоритмов. Стадии создания алгоритмов.

Основные понятия: алгоритм, алгоритмизация, свойства алгоритма, формы представления алгоритма, виды алгоритма, тело цикла, вспомогательный алгоритм, алгоритмический поиск

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы. Коррекция и развитие объёма внимания.

Развитие логического мышления учащихся.

Эвристическая беседа. Участие в беседе.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.



24

§13.1-13.3

Представление о программе

Исполнитель алгоритма. Понятие программы. Подходы к созданию программы.

Основные понятия: исполнитель, программа, программирование, дискретность, детерминированность, процедура

Развитие информационной речи при ответах на вопросы. Коррекция устойчивого внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.


25-29

§7(п)

Среда программирования

Основной инструментарий среды. Разработка вариантов алгоритмов для среды. Процедура и программный модуль. Процедура с параметром.

Основные понятия: Лого, команда, графический исполнитель, процедура, программный модуль, параметр

Развитие информационной речи и логического мышления учащихся.

Коррекция и развитие кратковременной памяти.

Самостоятельная работа с учебником в парах.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


30

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам из раздела «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий

31

§16


Компьютер как средство обработки информации

Назначение аппаратного обеспечения компьютера. Состав базового комплекта компьютера. Понятие производительности компьютера.

Основные понятия: аппаратное обеспечение компьютера, производительность компьютера, процессор, микросхема, тактовая частота

Введение в связную речь новых терминов.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Работа с книгой. Чтение текста. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.

Компьютерный практикум.


32

§18


Устройства памяти

Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя и внешняя память.

Основные понятия: память компьютера, доступ, ёмкость, постоянная память, оперативная память, кэш-память, плотность записи, форматирование диска

Отработка правильного употребления терминов.

Закрепление умения давать ответы на вопросы. Коррекция внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа над новыми понятиями.

Работа с электронным по­собием.


33

§19

§20


Устройства ввода и вывода информации

Классификация устройств ввода вывода. Клавиатура. Манипуляторы. Сенсорные устройства ввода. Устройства сканирования и распознавания речи. Мониторы. Принтеры. Плоттеры. Устройства звукового вывода.

Основные понятия: драйвер устройства, манипуляторы, трекбол, тачпад, сенсорный экран, световое перо, дигитайзер, сканер, видеокарта, программа-драйвер, видеосистема, плоттер

Введение в связную речь новых понятий.

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция произвольного внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Словарная работа.

Систематизация знаний.


34


Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


35

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.






Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 8 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)


№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки

Раздел 1. Информационная картина мира

1-2

§6

Представление об объектах окружающего мира(повторение). Правила ТБ в кабинете информатики

Объект - некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая как единое целое. Свойства, действия и среда объекта. Правила ТБ.

Основные понятия: объект, параметр, среда

Развитие информационной речи и логического мышления при решении информационных задач.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа над новыми понятиями. Работа с интерактивной доской.


3

§7.2

Информационная модель объекта

Понятие информационной модели. Формы представления информационных моделей.

Основные понятия: информационная модель, формы представления

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Слушание объяснений учителя. Работа над новыми понятиями.

Работа с электронным по­собием.


4

§7.3

Информационная модель объекта

Создание собственных информационных моделей заданных объектов на основе разобранных примеров. Основные понятия: информационная модель, формы представления

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Словарная работа.

Моделирование. Работа в парах.


5

§5

Информационные основы процессов управления

Замкнутая и разомкнутая схемы управления. Автоматическая, неавтоматическая и автоматизированная системы управления.

Основные понятия: объект управления, управляющее воздействие, схема управления

Коррекция и развитие связной устной речи.

Упражнение в проговаривании своих действий. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Систематизация знаний.

Словарная работа.


6

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Информационная картина мира».

Развитие связной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Ответы на вопросы. Практикум


Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

7-9

§12;

§ 8(п)

Основы алгоритмизации

Алгоритм. Свойства алгоритма и его формы представления. Виды алгоритмов. Стадии создания алгоритмов. Основные понятия: алгоритм, алгоритмизация, свойства алгоритма, формы представления алгоритма, алгоритмический поиск

Расширение словарного запаса терминами по теме.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Анализ таблиц, схем.

Работа со словарем.

Фронтальный опрос.

Практикум на ПК.


10-12

§13;

§ 7(п)

Среда программирования

Основной инструментарий среды. Процедура и программный модуль. Процедура с параметром. Переменная в алгоритме. Логика в среде программирования. Основные понятия: Лого, команда, графический исполнитель, переменная, рекурсия

Развитие информационной речи при ответах на вопросы. Коррекция устойчивого внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа с книгой. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.


13-16

§14;

§ 1.8-1.10(п)

Системная среда Linuх

Назначение системной среды. Представление о файле, папке. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ.Технология и способы обмена данными. Антивирусная защита информации. Основные понятия: Linux, файл, папка, графический интерфейс, окно, приложение, документ, задача, буфер обмена

Развитие информационной речи и логического мышления учащихся.

Коррекция и развитие кратковременной памяти.

Самостоятельная работа с учебником в парах.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


17

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам из раздела «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Ответы на вопросы. Практикум


18

§15

Общая характеристика прикладной среды

Роль и назначение прикладной среды, её структура и интерфейс. Редактирование и форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды.

Основные понятия: прикладная среда, интеграция, интерфейс, редактирование, форматирование, инструменты прикладной среды

Введение в связную речь новых терминов.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.

Работа на компьютере


19,20

§13.4

Классификация программного обеспечения

Программное обеспечение и его классификация. Инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы аппаратной части компьютера.

Основные понятия: программное обеспечение, прикладная среда, язык программирования

Отработка терминов.

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Фронтальный опрос.

Работа со словарем. Компьютерный практикум.


21-28

§6(п)

Коммуникации в глобальной сети Интернет

Возможности Интернета. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Возможности электронной почты.

Основные понятия: Интернет, электронная почта, FTR, Telnet, WWW, Web-сервер, Браузер, Адрес, гипертекст, гиперссылка, язык HTML, теги, формат GIF, формат JPEG

Введение в связную речь новых понятий.

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция произвольного внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Словарная работа. Работа на компьютере. Обобщение изученного материала.


29

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по изученным темам из раздела «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Компьютерный практикум.


Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий

30-31

§17

Представление о микропроцессоре

Микропроцессор и его назначение. Основные характеристики микропроцессора - тактовая частота и разрядность.

Основные понятия: процессор, микросхема, производительность компьютера, тактовая частота

Отработка правильного употребления терминов.

Коррекция непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Работа над новыми понятиями.

Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с электронным по­собием.


32

§21

Взаимодействие устройств компьютера

Структурная схема компьютера. Принцип программного управления. Назначение системной шины. Принцип открытой архитектуры.

Основные понятия: системная плата, системная шина, порты, системные часы, плата расширения, слот расширения

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция произвольного внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Словарная работа.

Работа в парах.


33

§24,28

История развития компьютерной техники

Развитие компьютерной техники от поколения к поколению. Перспективы развития компьютерных систем.

Основные понятия: семантическая паутина, оптический компьютер, нейрокомпьютер, квантовый компьютер

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Расширение словарного запаса терминами по теме.

Систематизация знаний.

Словарная работа.


34

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практикум


35

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.


Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 9 класса (1 час в неделю, всего 35 часов)

№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки

Раздел 1. Информационная картина мира

1-2

§7.2-7.3

Информационная модель объекта (повторение). Правила ТБ в кабинете информатики

Понятие информационной модели. Формы представления информационных моделей. Правила ТБ.

Основные понятия: информационная модель, формы представления моделей

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти.

Работа с книгой. Чтение текста.

Фронтальный опрос. Словарная работа.

Компьютерный практикум.


3

§8.1-8.2

Представление о системе объектов

Между объектами существуют разнообразные отношения. Примеры отношений. Связь - отношение между объектами, когда изменение параметров одного объекта приводит к изменению параметров другого объекта.

Основные понятия: отношения объектов, связь объектов

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция устойчивого внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа над новыми понятиями.

Фронтальный опрос.


4-5

§8.3-8.4

Представление о системе объектов

Понятие системы Основные признаки системы. Примеры построения информационной модели системы.

Основные понятия: система, среда, целостность системы

Развитие информационной речи при ответах на вопросы. Развитие мыслительной деятельности.

Эвристическая беседа с учащихся.

Работа со словарем.

Компьютерный практикум.


6

§9

Основы классификации (объектов)

Понятие класса. Классификация объектов на классы и подклассы на основании общих признаков. Наследование свойств. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.

Основные понятия: класс, классификация

Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция и развитие объёма внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа над новыми понятиями.

Работа с книгой.

Анализ схем.

Фронтальный опрос.


7-8

§10

Классификация моделей

Основанием для классификации моделей служат один или несколько признаков, общих для некоторых групп моделей. Модели классифицируются по области использования, по способу представления.

Основные понятия: модель, классификация моделей

Расширение словарного запаса понятиями по теме. Отработка правильного употребления понятий, проговаривание своих действий.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся. Работа с интерактивной доской.

Работа над новыми понятиями.


9

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Информационная картина мира».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля и словарного запаса по теме.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

10-14

§12

Основы алгоритмизации

Алгоритм. Его свойства и формы представления. Виды алгоритмов. Стадии создания алгоритмов.

Основные понятия: алгоритм, алгоритмизация, линейный алгоритм, циклический алгоритм, тело цикла, вспомогательный алгоритм

Расширение словарного запаса терминами по теме.

Упражнение в проговаривании своих действий.

Слушание объяснений учителя. Работа с ИАД. Анализ таблиц, схем. Работа со словарем.Фронтальный опрос. Компьютерный практикум.


15-28

§4(п)

Прикладная среда табличного процессора

Общая характеристика табличного процессора. Создание, редактирование и форматирование табличного документа. Использование функций и логических формул. Представление данных в виде диаграмм.

Основные понятия: табличный процессор, электронная таблица, ячейка, строка, столбец, диапазон ячеек, диаграмма, ссылка, виды ссылок, форматирование

Развитие информационной речи и логического мышления учащихся.

Коррекция и развитие кратковременной памяти.

Слушание объяснений учителя.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


29


Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Фронтальный опрос учащихся.

Практическая работа на компьютере.


Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий

30-31

§22

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей

Виды компьютерных сетей. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров и модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.

Основные понятия: локальная, региональная, корпоративная, глобальная сети, сетевой адаптер, модем

Отработка правильного употребления терминов. Закрепление умения давать ответы на вопросы, используя слова из вопросов.

Коррекция непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя.

Работа над новыми понятиями.

Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с электронным по­собием.


32-33

§25-27

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

Основы классификации компьютеров. Класс больших и малых компьютеров.

Основные понятия:суперкомпьютеры, серверы, портативные компьютеры промышленные компьютеры

Введение в связную речь новых понятий.

Коррекция памяти и внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Словарная работа.

Работа в парах.


34


Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Работа в группах.Ответы на вопросы.Слушание и анализ выступлений своих товарищей.


35

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.


Календарно-тематическое планирование

уроков информатики для 10 класса (1 час в неделю, всего 34 часа)


№ урока

§

Тема

Содержание

Коррекционные цели

Виды учебной деятельности

Сроки

Раздел 1. Информационная картина мира

1

§7

Информационная модель объекта (повторение). Правила ТБ в кабинете информатики.

Понятие модели, примеры моделей. Модели бывают материальные и нематериальные. Понятие информационной модели. Формы представления информационных моделей. Правила ТБ.

Основные понятия: модель, информационная модель

Закрепление умения давать развёрнутые ответы на вопросы.

Коррекция и развитие долговременной памяти.

Работа с книгой. Чтение текста.

Работа с интерактивной доской.

Словарная работа.

Фронтальный опрос.


2

§11.1-11.2

Основные этапы моделирования

Понятие моделирования. В наиболее общем виде моделирование можно представить несколькими этапами. Все этапы определяются поставленной задачей и целями моделирования.

Основные понятия: моделирование, этапы моделирования

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

Коррекция произвольного внимания.

Эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.

Работа над новыми понятиями.

Работа с электронным по­собием.


3

§11.3-11.5

Основные этапы моделирования

Этапы моделирования. Компьютерная модель - это модель, реализованная средствами программной среды. С появлением компьютерной техники появился новый уникальный метод исследования - компьютерный эксперимент.

Основные понятия: компьютерная модель, тест, тестирование

Развитие информационной речи при ответах на вопросы.

Закрепление умения ориентироваться в учебнике.

Коррекция непроизвольного внимания.

Слушание объяснений учителя. Работа со словарем.

Фронтальный опрос.

Компьютерный практикум.


4-10

§11

Моделирование в среде графического редактора

Основные этапы моделирования. Создание моделей в среде графического редактора.

Основные понятия: модель, моделирование в среде графического редактора

Введение в связную речь новых терминов. Коррекция внимания.

Развитие речи и логического мышления при решении

информационных задач.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа на компьютере. Моделирование и конструирование.


11-14

§11

Моделирование в среде текстового процессора

Основные этапы моделирования. Создание моделей в среде текстового процессора.

Основные понятия: модель, моделирование в среде текстового процессора

Расширение и активизация словарного запаса учащихся. Развитие мыслительных процессов учащихся.

Эвристическая беседа с учащихся. Словарная работа. Компьютерный практикум. Моделирование на компьютере.


15

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Информационная картина мира».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Закрепление словарного запаса по теме.

Работа в группах. Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Практическая работа на компьютере.


Раздел 2. Программное обеспечение информационных технологий

16-24

§5(п)

Система управления базой данных

Общая характеристика системы управления базой данных. Создание структуры и заполнение базы данных. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Разработка отчёта для вывода данных.

Основные понятия: база данных, структурирование данных, поле, запись, структура базы данных

Расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Коррекция переключения внимания.

Эвристическая беседа. Участие в беседе. Работа с интерактивной доской.

Фронтальный опрос.

Обобщение изученного материала.


25

Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Программное обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Ответы на вопросы.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа на компьютере.


Раздел 3. Техническое обеспечение информационных технологий

26-32

§23

Логические основы построения компьютера

Основные понятия алгебры логики. Операции над высказываниями. Составление таблицы истинности. Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

Основные понятия: логика, высказывание

Развитие информационной речи и логического мышления учащихся.

Коррекция и развитие кратковременной памяти.

Слушание объяснений учителя. Работа с интерактивной доской.

Работа над новыми понятиями. Работа с электронным по­собием.


33


Зачётное занятие

Проверка уровня усвоения учащимися материала по теме «Техническое обеспечение информационных технологий».

Развитие информационной речи, памяти. Закрепление навыков самоконтроля.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Работа на ПК.


34

Повторение

Обобщение изученного материала.

Развитие информационной речи учащихся.

Анализ допущенных ошибок. Работа с ИАД.


Методическое обеспечение образовательного процесса.

Основная литература:

Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер, 2009.

Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень/Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2010.

Информатика и ИКТ. Практикум. 8-9 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер,2010.

Информатика и ИКТ. Учебник. 8-9 класс. / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. - СПб.: Питер,2010.

Дополнительная литература:

Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс/ Под ред. профессора Н.В.Макаровой. - СПб.:Питер,2006.

Информатика. Методическое пособие для учителей. 9 класс/ Под ред. профессора Н.В.Макаровой. - СПб.:Питер,2006.

Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике:8-9 классы.-2-е изд, перераб. и доп.-М.: ВАКО, 2008.

Информатика в школе: Периодическое издание. - М.: Образование и Информатика.

Николов Р., Сендова Е. Начала информатики. Язык Лого / Под ред. Б.Сендова: Пер. с болг. / Под ред. А.В. Гиглавого. - М.: Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1990.

Немчанинова Ю.П. Алгоритмизация и основы программирования на базе kTurtle (ПО для обучения программированию kTurtle): Учебное пособие.-Москва:2008.-50с.

Емельянов Э.В. Лабораторный практикум по информатике.

Емельянов Э.В. Внедрение операционной системы Linux в учебный процесс. Заметки для учителя.

Емельянов Э.В. Работа с веб-текстами. Методические рекомендации.

Зидьберман М.А. Работа с векторным редактором Inkscape. Практикум.

М.С.Кукушкина. Работа в OpenOffice.org. Табличный процессор Calc. Методические задания и указания для выполнения лабораторных работ.

Интернет-технологии для работников системы образования. Учебные материалы. - Барнаул, 2001 г.

Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие.-Москва,2008.

Мультимедийные пособия:

Газета «Информатика». Ознакомительная версия. (Набор дисков).

Информатика . 5 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой.

Информатика . 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой.

Информатика . 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В.Макаровой.

КГОУ ДПО «АКИПКРО». Интерактивный комплекс в современной школе.

Серия «Практические курсы по информационным технологиям. Практический курс INTERNET EXPLORER.

Образовательные электронные ресурсы:

rusedu.net/ - сетевое сообщество педагогов

pedsovet.org/ - живое пространство образования

metod-kopilka.ru/ - методическая копилка учителя информатики

rusedu.ru/- архив учебных программ и презентаций

uchportal.ru/ - учительский портал

rusedu.info/ - информационные технологии в образовании

klyaksa.net/ - информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ

inf777.narod.ru/ - сайт «Информатика в школе»

portal.krsnet.ru/ - сайт «Шпаргалка учителю информатики»

school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

pingvinus.ru/- всё о Linux в деталях

© 2010-2022