Урок информатики на тему Модель, как отражение существенных свойств реального объекта

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: информатика

Класс: 6 б

Школа: Средняя общеобразовательная школа № 17

Дата проведения: 3.12.2014

Номер урока: 12

Тип урока: Комбинированный

Тема урока: Модель, как отражение существенных свойств реального объекта.

Оборудование: ПК, инструкционная карта, презентация, тетрадь, модель автомобиля, динозавра.

Цель урока:

Ввести понятие модели объекта, ее свойств и способов представления.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с понятием модели, её свойствами и способами представления;

  • дать понятие моделирование и его целей.

Развивающие:

  • Развитие познавательных интересов, умения конспектировать.

Воспитательные:

  • Формирование информационной культуры, умения и навыков коллективного и самостоятельного овладения знаниями,

  • умения слушать собеседника

Метод обучения: объяснительно - иллюстрированный.

План - урока:

I. Организационное начало урока.

II. Повторение ранее изученного

III. Актуализация знаний.

IV. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов.

VIII. Выставление оценок.

IX. Д/З.

X. Организационное окончание урока.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.

    • Приветствие

    • Объявление темы и целей урока.

  2. Повторение ранее изученного.

Работа по инструкционной карте.

Проверка, самооценивание.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: «С различными моделями и модельными представлениями люди встречаются постоянно. По существу моделями являются карты дорог, фотографии, рисунки, различные описания, списки и многие другие знаковые представления информации».

Давайте я назову объект, а вы попробуете назвать его модель.

Дом - макет дома, чертеж.

Платье - эскиз платья

Земной шар - глобус, атлас.

А теперь наоборот, я называю модель, а вы пытаетесь назвать сам объект этой модели.

Скелет - человек,

Кукла - человек.

Глобус - земной шар,

Игрушечный самолет.

Посмотрите, пожалуйста, на предметы у меня в руках. Что Вы видите? Что заменяют эти предметы? Для чего человек создал их? Каким общим словом их все можно назвать?

Мы все с детства пользуемся словом «модель»: модель самолета, модель машины, модель космического корабля или подводной лодки. Модели позволяют в наглядной форме представить объекты и процессы (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения.

  1. Изучение нового материала.

(Работа с презентацией)

И так, что же такое модель?

Открываем тетради, записываем тему урока и число.

А сейчас откройте презентацию на ваших компьютерах.

Давайте определим причины, по которым прибегают к построению моделей:

  • 1. В реальном времени оригинал может уже не существовать, или его нет в действительности (теория вымирания динозавров).

  • 2. Оригинал может иметь много свойств и взаимосвязей. Чтобы глубоко изучить какое-то свойство, полезно отказаться от менее существенных, вовсе не учитывая их. (карта местности, модели живых организмов)

  • 3.Оригинал либо очень велик, либо очень мал (глобус, модель атома, модель солнечной системы)

  • 4.Процесс протекает очень быстро или очень медленно (модель внутреннего сгорания)

  • 5. Исследование объекта может привести к его разрушению

Модель - это некоторое упрощенное подобие реального объекта, которое отражает какие - либо его свойства.

Моделью является любое наглядное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таблица. Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта.

  • Для чего же создают модели?

  • Объект огромный (планета Земля),

  • объект маленький (молекула ДНК),

  • процесс протекает очень быстро (двигатель внутреннего сгорания), процесс протекает медленно (старение),

  • исследование объекта опасно для окружающих (атомный взрыв),

  • исследование объекта может повлечь его разрушение (микроорганизмы).

Модели бывают материальные и информационные. Куклы, игрушки, скульптуры - это материальные (натурные) объекты. Текст, рисунок, схема, фотография карта, чертеж - информационные модели. Все модели обладают общим свойством - они несут информацию об объектах реальной действительности.

Процесс создания моделей называется моделирование.

Приступать к моделированию можно тогда когда определены существенные свойства объекта. Важно также ответить на вопрос, с какой целью мы создаем модель?

Возьмите, пожалуйста, приготовленные листочки бумаги. Ваша задача - нарисовать цветок.

Левая часть рисует цветок для учебника биологии, правая - для иллюстрации детской сказки.

Давайте, сравним результаты. Смотрите, оба рисунка - это модели цветка. Значит, моделировали мы один и тот же предмет.

Почему мы получили разные результаты?

В основе каждой модели лежит конкретная цель. От цели моделирования зависят требования к модели, какие именно признаки объекта оригинала она должна отразить.

Цели создания модели бывают разные:

  • сохранить информацию о наблюдаемом объекте;

  • передать информацию о нем другим людям;

  • показать, как будет выглядеть объект, который ещё не существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит, построен;

  • изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта - оригинала дорого, опасно или невозможно

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объекта - оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно отразить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели.

IV. Физкультминутка

Прежде чем продолжить дальнейшую работу давайте проведем физкультминутку для глаз.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - направо - вниз - влево и в обратную сторону: вверх - влево - вниз - вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  1. Закрепление изученного материала.

Задания в инструкционной карте. Взаимопроверка.

Просмотр видео ролика, создание модели самолета.

  1. Подведение итогов.

Теперь давайте ответим на несколько вопросов.

  1. Как называются модели, которые могу дать словесное описание оригинала? (информационные)

  2. Как называется объект, с которого делается модель? (оригинал)

  3. Как называется процесс создания модели? (моделирование)

  4. Моделью, какого объекта является кукла? (человек)

  5. Какой информационной моделью можно описать физическое явление? (формула)

  6. Как называются модели, которые передают внешний вид объекта? (материальные)

  7. Как называется упрощенное подобие объекта? (Модель)

Молодцы

  1. Выставление оценок.

  2. Д/З.

Задание1. Объект моделирования - дом. Какие свойства этого объекта будут существенными для:

а) архитектора, составляющего план дома;

б) строителя, определяющего перечень материалов, необходимых для строительства;

в) художника, рисующего пейзаж, частью которого является дом?

Задание 2. Изучив дополнительную литературу, используя ресурсы Интернета написать эссе «Зачем человеку множество моделей?»

IX.Организационное окончание урока.

4


© 2010-2022