- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа учебной дисциплины Логика (1 курс)
Рабочая программа учебной дисциплины Логика (1 курс)
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алексеева О.П. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональная образовательная организация
Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко
Логика
Рабочая учебная программа
по профессии «Оператор ЭВМ»
Магнитогорск
2014
РЕКОМЕНДОВАНО К ПУБЛИКАЦИИ УТВЕРЖДАЮ
Решение заседания кафедры Директор ГБОУ ПОО МТК им В.П.Омельченко
протокол №_____от __________ 20 г. ________________________
Логика. Рабочая учебная программа по профессии «Оператор ЭВМ» для обучающихся МТК.
Автор-составитель: Алексеева О.П. - преподаватель информатики
Рецензент:
Рабочая учебная программа составлена в соответствии требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по профессии "Оператор ЭВМ" и регионального компонента, разработанного ЧИРПО (ост. 9ПО. 2.25-98) и может быть использована для проведения занятий по профессии "Оператор ЭВМ".
Магнитогорск, 2014.
МТК
Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины «Логика» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии "Оператор ЭВМ" начального профессионального образования.
Рабочая учебная программа дисциплины «Логика» разработана с учетом современных требований к специалисту, работающему в области информационных технологий. Оператору ЭВМ требуются не только сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, но и умение использовать предоставляемые возможности, т.е. необходим определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде. Информационная среда в свою очередь побуждает специалиста постоянно оценивать свои знания, уметь соотносить модели знаний и информации.
Рабочая учебная программа «Логика» содержит основы знаний о формах и способах мышления, основы учения о способах рассуждений и доказательств. Предмет «Логика» относится к циклу специальных дисциплин для студентов, обучающихся по профессии «Оператор ЭВМ». Законы логики отражают в сознании человека свойства, связи и отношения объектов окружающего мира, что позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной формы.
Базой для освоения данной дисциплины являются знания, полученные студентами при изучении информатики и математики в основной школе. При освоении программы у студентов формируется информационно-коммуникационная компетенция - знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Сформированное в курсе логическое мышление позволит обучающимся находить новые пути решения задач дисциплин естественнонаучного цикла, научит строить перспективу и предвидеть возможные результаты. Обучающиеся, прошедшие курс практической логики, избегают в профессиональной деятельности неоднозначности при составлении деловых и официальных документов и бессистемности в обработке информации. Они способны быстро выделять рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать аргументационную силу тех или иных доводов в дискуссии, находить и исправлять ошибки.
Целью изучения дисциплины «Логика» является формирование логического мышления у обучающихся, развитие логической памяти.
Данная дисциплина базируется на знаниях общеобразовательных дисциплин «Математика», «Психология» и предметов профессиональной подготовки «Автоматизация производства на базе ЭВТ»; является базой для изучения таких дисциплин, как «Технология программирования», «Программное обеспечение» (прикладные программы).
В результате изучения предмета обучающиеся должны:
-
иметь представление:
-
об основных законах логически правильного мышления;
-
знать:
-
основные понятия и определения алгебры логики;
-
логическую символику;
-
знать основные логические операции их определения и таблицы истинности;
-
правила составления логических выражений;
-
правила вычисления значения истинности сложных высказываний;
-
логические законы и правила преобразования логических выражений;
-
логические основы компьютера;
-
логические основы действия сумматора, триггера;
-
уметь:
-
проводить классификацию повествовательных предложений;
-
использовать основные понятия и операции алгебры логики для построения логических выражений по логической схеме, конструирования простых логических схем на основе логических высказываний;
-
приводить примеры высказываний, высказывательных форм, предикатов;
-
из данных высказываний образовывать новые высказывания;
-
читать логические схемы, записывать логические выражения, преобразовывать их;
-
определять значения истинности высказываний, высказывательных форм, предикатов;
-
строить таблицы истинности для высказываний;
-
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
-
упрощать сложные высказывания с помощью законов алгебры логики;
-
строить функциональные схемы простейших устройств ЭВМ;
-
использовать основные понятия алгебры логики для описания действия логических схем сумматора, триггера;
-
решать практические задачи средствами алгебры логики.
Программа составлена с учетом параметров качества обучения:
- уровень усвоения содержания.
=1 - ученический (узнавание),
=2 - алгоритмический (воспроизведение).
- ступень абстракции - уровень описания содержания обучения.
=1 - феноменологическая (естественный язык изложения),
=2 - предсказательная (предусматривающая объяснение природы и свойств явлений, причин и следствий на языке науки).
К - коэффициент автоматизма деятельности,
, где
спец. - время, затраченное на выполнение деятельности специалистом;
уч. - время, затраченное на выполнение деятельности обучающимся, 1К0,5.
Вид учебных занятий: лекция, практические работы; интегрированный урок, деловая игра.
Приложением к программе является контрольный блок.
Логическая структура курса «Логика»
Тематический план
Номер и название разделов, тем
Кол-во часов
Параметры качества обучения
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Самостоятельная работа
Уровень усвоения,
Ступень абстракции,
Коэффициент автоматизма, К
1
2
3
4
5
6
7
8
Введение
1
1
Раздел №1.Основы логики.
27
15
12
1
2
0,5
Тема №1. Алгебра высказываний.
5
5
1
2
0,5
Тема №2. Логические выражения и таблицы истинности.
8
2
6
1
2
0,5
Тема №3. Логические функции.
4
4
2
2
0,5
Тема №4. Логические законы.
10
4
6
2
2
0,5
Раздел №2. Логические основы ЭВМ.
10
4
6
2
2
0,5
Тема №5. Логические элементы ЭВМ.
2
2
2
2
0,5
Тема №6. Логические схемы устройств компьютера.
8
2
6
2
2
0,5
ИТОГО:
38
20
18
Содержание предмета
Введение
Предмет и значение логики. История возникновения логик; основные определения, умозаключение и его виды.
Раздел №1. Основы логики
ТЕМА №1. Алгебра высказываний
Мышление как предмет логики. Формы мышления. Понятие алгебры логики; определения высказывания, высказывательной формы, предиката. Определение логических операций, таблицы истинности логических операции. Связь логики с математикой. Высказывания и их логические значения (истина и ложь). Соотношение естественного языка и формального исчисления.
ТЕМА №2. Логические выражения и таблицы истинности
Определение логического выражения; правила составления логических выражений; логические законы и правила преобразования логических выражений; правила построения таблиц истинности. Арифметическое умножение и логическое умножение, сходство и различие.
ТЕМА №3. Логические функции
Определение логических функций: логические функции двух переменных; таблицы истинности для логических функций. Логические операции («И», «ИЛИ», «НЕ»). Связки. Логические функции. Преобразование логических функций.
ТЕМА №4. Логические законы
Равносильные логические выражения; законы логики; правила преобразования логических выражений с помощью законов логики. Упрощение структурных формул и логических выражений.
Раздел №2. Логические основы ЭВМ
ТЕМА №5 Логические элементы ЭВМ
Элементарные устройства ЭВМ: инвертор, конъюнктор, дизъюнктор. Понятие конъюнктора, дизъюнктора и инвертора; таблицы истинности для логических элементов.
ТЕМА №6. Логические схемы устройств компьютера
Логические схемы устройств компьютера; таблицы истинности для сумматоров и триггеров. Структурные формулы и функциональные схемы сумматоров (элементарная база процессоров), триггеров (элементарная база оперативной памяти и регистров), шифраторов (элементарная база контроллеров). Построение логических схем устройств компьютера. История докомпьютерной эпохи.
Перечень практических работ
Номер и название темы
Темы практических работ
Кол-во часов
Всего
ТЕМА №2.
-
Составление таблиц истинности для логических высказываний нескольких переменных
6
6
ТЕМА №4.
-
Упрощение логических высказываний с помощью законов логики.
2
6
-
Решение логических задач
4
ТЕМА №6.
-
Построение логических схем
6
6
ВСЕГО
18
Литература
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. Том 1. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2013. - 304с.
-
Соколова О.Л. Поурочные разработки по информатике 10 класс. Учебно-методическое издание. - М.: «ВАКО», 2007. - 400с.
-
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 511с.
-
Угринович Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 400с.
Приложение к рабочей учебной программе «Логика» для обучающихся по профессии «Оператор ЭВМ»
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
Входной тест
Верно ли утверждение:
-
«Автотранспортное предприятие находится на территории г. Магнитогорска, а автобус следует в г. Челябинск. Означает ли это, что он вернется обратно»
-
Да
-
Нет
-
Р=1
-
«Зимой сутки короче, чем летом»
-
Да
-
Нет
-
Р=1
-
«Пять яблок можно разделить между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно осталось в корзине»
-
Да
-
Нет
Р=1
-
«К четырем спичкам можно приложить пять спичек так, чтобы получилось три»
-
Да
-
Нет
Р=1
-
«Из бумажного квадрата сгибанием можно получить равнобедренный треугольник»
-
Да
-
Нет
Р=1
-
«Из бумажного квадрата сгибанием можно получить равносторонний треугольник»
-
Да
-
Нет
Р=1
-
«Треугольник со сторонами 4 м, 5м и 3м - прямоугольный»
-
Да
-
Нет
Р=1
Выберите правильный ответ:
-
Количество ударов, которые делают часы с боем за сутки.
-
24
-
156
Р=1
-
План комнаты, который соответствует рисунку:
а)
б)
в)
г)
Р=1
10. Часть рисунка и его адрес (по принципу игры «Морской бой», например А4, Е2)
А В С D Е F
1
2
3
4
5
6
а) б) в) г) д)
Р=5
11. Найдите закономерность и нарисуйте недостающий элемент
а) б) в)
Р=3
12.Замочные скважины, к которым подходят данные ключи:
а) б) в) г)
д) е) ж) з)
Р=8
13.Кубик, который получится из предложенной заготовки:
а) б) в) г) д) е)
Р=1
Эталон ответов к входному тесту
-
а
-
б
-
а
-
а
-
а
-
б
-
а
-
б
-
г
-
В1, В6, Д5, А6, Д3
-
, ,
-
е, в, г, д
-
г
Итоговый тест
Выберите правильный ответ:
-
Ученый, работы которого послужили началом исследований в области формальной логики.
-
IV в. до н.э., Аристотель
-
середина XIX в., Джордж Буль
-
VI в., Пифагор
-
V в., Евклид
-
Р=1
Закончите предложение.
-
Высказывание - . . .
-
предложение, относительно которого можно сказать истинно оно или ложно
-
повествовательное предложение, при подстановке значений переменных в которое получают истинное или ложное высказывание
-
повелительное предложение, которое можно охарактеризовать как истинное или ложное
-
предложение, которое не является ни истинным, ни ложным
Р=1
-
Значениям истинности и лжи соответствуют обозначения . . .
-
Р, Q
-
1, 0
-
Л, И
-
Р=1
Выберите правильный ответ:
-
Логическая связка, которая соответствует отрицанию высказываний:
-
¬
-
-
-
-
-
Р=1
-
Логическая связка, которая соответствует конъюнкции высказываний:
-
¬
-
-
-
-
-
Р=1
-
Логическая связка, которая соответствует импликации высказывания:
-
¬
-
-
-
-
-
Р=1
-
Логическая связка, которая соответствует дизъюнкции высказываний:
-
¬
-
-
-
-
-
*
-
Р=1
-
Логическая связка, которая соответствует эквиваленции высказываний:
-
¬
-
-
-
-
-
Р=1
Закончите предложение.
-
В логическом выражении из двух переменных, соединенных операцией конъюнкция .
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие
Р=1
-
В логическом выражении из двух переменных, соединенных операцией дизъюнкция . .
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие
Р=1
-
В логическом выражении из двух переменных, соединенных операцией импликация..
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие
Р=1
-
В логическом выражении из двух переменных, соединенных операцией эквиваленция
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны
-
результат будет истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно либо ложны, либо истинны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны
-
результат будет ложным тогда и только тогда, когда из истинного основания следует ложное следствие
Р=1
-
Количество строк в таблице истинности для логического выражения из трех переменных равно . . .
-
3
-
6
-
8
-
9
Р=1
-
Количество столбцов в таблице истинности для логического выражения определяется по формуле . . .
-
2n+k, где n - количество логических операций, а k - количество логических переменных в выражении
-
n+k, где n - количество логических переменных, а k - количество логических операций в выражении
-
2n+k, где n - количество логических переменных, а k - количество логических операций в выражении
-
n+k, где n - количество логических операций, а k - количество логических переменных в выражении
Р=1
Выберите правильный ответ:
-
Логическая формула равносильная высказыванию .
-
-
-
А
-
Р=1
-
Формулы, выражающие закон общей инверсии (законы де Моргана):
Р=2
-
Логическая схема инвертора:
а) б) в) г)
Р=1
-
Логическая схема конъюнктора:
а) б) в) г)
Р=1
-
Логическая схема дизъюнктора:
а) б) в) г)
Р=1
-
Логическое выражение, которое соответствует построенной схеме:
Р=1
-
Схема, соответствующая логическому выражению :
а) б) в)
Р=1
Эталон ответов к итоговому тесту
-
а
-
б
-
б
-
а
-
г
-
в
-
д
-
б
-
а
-
в
-
г
-
б
-
в
-
в
-
а
-
а, г
-
г
-
б
-
а
-
в
-
а