Рабочая программа по информатике для 5 класса

Рабочая программа для 5 класса составлена на основе авторской образовательной программы  Босовой Л. Л. Из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель. Изучение информатики в 5 класce направлено на достижение следующих целей: •             развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, предс...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Средняя общеобразовательная школа № 3»


Согласовано Утверждена

«____» _______ 2014 г. приказ № ____

Заместитель директора по УР от « ___» ________2014 г.




Рабочая программа

по информатике

(5 класс)


Составитель:

Подкорытов Дмитрий Сергеевич,

преподаватель информатики

I квалификационной категории




2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общеучебный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ изучение предмета информатика предполагается в 8-9 классах. Но во многих школах страны в преимущественно за счет вариативного компонента, формируемого выбором участников образовательного процесса выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно- коммуникационных технологий. В ГБОУ СО «СОШ №3» обучение основам предмета «Информатики» начинается со 2-го класса (со 2-го по 7-ой классы реализуется за счет вариативного компонента). Пропедевтический этап обучение информатике и ИКТ в 5-7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Рабочая программа для 5 класса составлена на основе авторской образовательной программы Босовой Л. Л. Из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель.

Изучение информатики в 5 класce направле­но на достижение следующих целей:

  • развитие общеучебных умений и навыков на осно­ве средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами ин­формации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную де­ятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объ­ект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллекту­альных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в про­цессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информацион­ных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, на­правленную на овладение первичными навыками иссле­довательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составлен­ных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентирован­ный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной рабо­ты; стремление использовать полученные знания в про­цессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно фор­мулировать мысль в понятной собеседнику форме; уме­ния выступать перед аудиторией, представляя ей ре­зультаты своей работы с помощью средств ИКТ

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену мето­дов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свес­ти работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о рас­пределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятель­ность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы: 1) организационный момент; 2) активизация мышле­ния и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объ­яснение нового материала или фронтальная работа по реше­нию новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровож­даемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по воз­можности используя традиционные и электронные нагляд­ные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые поня­тия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; пра­вильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за ком­пьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки); 5) подведе­ние итогов урока.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Информация вокруг нас.

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Элек­тронная почта.

Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразова­ние информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на перели­вание. Задачи на переправы.

Информационные технологии.

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и ор­ганизация рабочего места.

Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила име­нования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Глав­ное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово. Предложение, абзац. Приемы редактиро­вания (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Форма­тирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразо­вание фрагментов. Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта дви­жения с помощью смены последовательности рисунков.

Информационное моделирование.

Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логиче­ских задач. Диаграммы. Схемы.

Планируемые результаты изучения информатики

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распро­странения;


  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять зна­чимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с ис­пользованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой дея­тельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознан­ного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение мето­дов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоя­тельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты:

Информация вокруг нас.

Учащийся научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информаци­онный объект»;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;


  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам пред­ставления на материальных носителях;

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности кон­кретного субъекта к его восприятию.

Учащийся получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

  • сформировать представление о способах кодирования информации;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;

  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использо­ванием таблиц;

  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки - свойства, действия, поведение,состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самосто­ятельно выбранному признаку - основанию классификации;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

Информационные технологии.

Учащийся научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;

  • создавать, переименовывать, Перемещать, копировать и удалять файлы;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор»;

  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;

  • создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопас­ности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Учащийся получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;

  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и пра­вилах организации индивидуального информационного пространства;

  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

  • приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, ри­сунки;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств тексто­вого процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, раз­меру и цвету, к выравниванию текста;

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редак­тора;

  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразо­ванными фрагментами;

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презента­цию на экране компьютера или с помощью проектора;

  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать со­общения);

  • научиться сохранять для индивидуального пользования найденные в сети Интернет материалы;

  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Информационное моделирование.

Учащийся научится:

  • «читать» простые таблицы, круговые и столбчатые диаграммы, схемы и др.;

  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символи­ческой формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;

  • строить простые информационные модели из различных предметных областей.

Учащийся получит возможность:

  • познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, диаграмм;

  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, диаграмма) в соответствии с постав­ленной задачей.

Материально-техническое обеспечение

  1. Литература.

  1. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коло­менская. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова, Л. Л. Изучаем информационные технологии в У-У1 классах // Информатика в школе : прил. к журн. «Информатика и образование». - 2004. - № 6.

  3. Босова, Л. Л. Преподавание информатики в 5-7 классах / Л. Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Югова, Н. Л. Поурочные разработки по информатике : 5 класс / Н. Л. Югова, Р. Р. Камалов. - М. : ВАКО, 2010. - (В помощь школьному учителю).

2. Интернет-ресурсы.

  1. Бородин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы : метод, пособие / М. Н. Бородин. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - Режим доступа : files.lbz.ru/рdf/mpBosova5-9gos.pdf

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. - Режим доступа: festival.1september.ru/informatics

  4. Информатика. 5 класс : электронное приложение к учебнику. - Режим доступа : metodist.lbz.ru./аvtors/informatika/3/еоr5.php

3. Технические средства обучения.

  1. Компьютеры.

  2. Интерактивная доска.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Сканер.

  5. Web -камера.

  6. Цифровой фотоаппарат.

  7. Наушники и микрофон.

  8. Принтер (черно-белый).

  9. Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.

  10. Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.


  1. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления пла­катов, схем.

Таблица соответствия УМК требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)

№ урока

Тема урока

Элементы содержания (базовые понятия)

Образовательные ресурсы

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас

Информация. Виды информации по способу получения (зрительная, обонятельная, тактильная, вкусовая, звуковая).

Виды информации по форме представления (текстовая, графическая, видеоинформация, звуковая).

Действия с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Виртуальная лаборатория

«Оптические иллюзии»

ЭПУ: - презентация «Информация вокруг нас», «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»; как мы воспринимаем информацию, «Техника безопасности».

ЕК ЦОР анимации «Классификация информации по способу ее восприятия людьми»

Интерактивное задание «Кто как видит»;

Виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии»

Научатся: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места.

Получат возможность: сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки

Познавательные: умеют работать с учебником и электронным приложением к учебнику; определяют основную и второстепенную информацию в тексте; проводят анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные учителем. Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Соблюдение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

§1,2, упр. № 7

Информационные технологии (3 ч)


Тема урока

Элементы содержания (базовые понятия)

Образовательные ресурсы

Планируемые результаты

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

2

Компью­тер -универсальная машина для работы с информа­цией

Универсаль­ный объект. Компьютер. Аппаратное обеспечение (процессор, память, опера­тивная память, жесткий диск, клавиатура, монитор). Техника без­опасности при работе с компьютером. Игра «Пары»

ЭПУ:

презентации «Ком­пьютер - универсаль­ная машина для рабо­ты с информацией», «Компьютер на служ­бе человека», «Техни­ка безопасности»;

плакаты «Компью­тер и информация», «Техника безопасно­сти»;

игра «Пары».

ЕК ЦОР:

анимации «Компью­тер, его роль в жизни человека», «Основные устрой­ства (системный блок, монитор, мышь, кла­виатура) и их назна­чение»

Научатся: опреде­лять устройства компьютера (основ­ные и подключае­мые) и выполняе­мые ими функции; различать програм­мное и аппаратное обеспечение ком­пьютера

Познавательные: самостоя­тельно выделяют и формули­руют познавательную цель; выбирают наиболее эффектив­ный способ выполнения за­даний.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: выража­ют свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соот­ветствии с задачами и услови­ями коммуникации

Понимание роли компьютера в совре­менной жизни; спо­собность и готов­ность принятия ЗОЖ за счет знания основ­ных гигиенических, эргономических, технических условий безопасной эксплуа­тации средств ИКТ

§2.

РТ: № 12, 13, 14, 23. Дополни­тельное задание: РТ: № 24, 32.

У: № 9, с. 16


3

Ввод ин­формации в память компьюте­ра. Вспо­минаем клавиатуру

Устройства ввода инфор­мации. Клавиа­тура, группы клавиш (функ­циональные, символьные, клавиши управ­ления курсором, специальные, клавиши до­полнительной клавиатуры). Комбинация клавиш. Основная по­зиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. Слепая десяти­пальцевая печать.

Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру

ЕК ЦОР:

• анимации «Группы клавиш и их назначе­ние», «Функ­циональные клавиши», «Алфавитно- цифровые клавиши» «Блок клавиш управления курсором», «Дополни­тельная цифровая кла­виатура», «Клавиша контекст­ного меню», «Положение рук. Привязка к клавишам».

Клавиатурные трена­жеры

Научатся: опреде­лять устройства ввода информации и выполняемые ими функции; вводить информа­цию в компьютер с помощью клавиа­туры; грамотно произносить назва­ния клавиш. Получат возмож­ность: овладеть приемами квали­фицированного клавиатурного письма

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символи­ческие средства; умеют сжато передавать содержание текста.

Регулятивные: проявляют во­левую саморегуляцию в ситуа­ции затруднения при работе с клавиатурным тренажером; оценивают правильность вы­полнения учебного действия. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности; владеют диалоги­ческой формой речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой де­сятипальцевой печа­ти на клавиатуре

§3.

РТ: № 25, 26, 28, 33. Дополни­тельное задание: РТ: № 35,

4

Управление компьюте­ром, прие­мы управ­ления ком­пьютером

Программное обеспечение. Документ. Ра­бочий стол. Панель задач. Указатель мы­ши. Меню. Главное меню. Окно. Элемен­ты окна (строка заголовка, сво­рачивающая, разворачиваю­щая, закрывающая кнопки, строка меню, рабочая об­ласть, полосы прокрутки, рамки окна). Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управ­ления компью­тером»

ЕК ЦОР:

• анимации «Компью­терные программы», ч. 1 , «Ком­пьютерные програм­мы», ч. 2 , «Мышь и назначение», «Назначение кнопок мыши», «Операция перетаскивания», «Двойной клик», «Колесо мыши»

«Приемы выделения со вспомо­гательными клави­шами Сtrl и Shift, «Элементы интерфейса»;

игры «Раскраски», «Пазл», «Музыкаль­ные кирпичи», «Раздели поровну», «Эволюция»;

тренажеры «Внеш­ний вид», «Двойной клик»

Научатся: рабо­тать с основными элементами поль­зовательского ин­терфейса: исполь­зовать меню, об­ращаться за справ­кой, работать с ок­нами (изменять размеры и переме­щать окна, реаги­ровать на диалого­вые окна); вводить информацию в компьютер с по­мощью клавиатуры и мыши

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста параграфа; умеют сжато передавать содержание текста; выбирают основания и критерии для сравнения объ­ектов; упорядочивают инфор­мацию в личном информаци­онном пространстве. Регулятивные: определяют последовательность промежу­точных целей с учетом конеч­ного результата; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммунникативные: учитывают и координируют в сотрудниче­стве отличные от собственной позиции других людей

Понимание важности для современного человека владения навыками работы с компьютером

§4.

РТ: № 38, 39, 42, 53. Дополни­тельное задание: РТ: № 54. У: №21, с. 34


Информация вокруг нас (6 ч)

5

Хранение

информации

Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса». Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Память (память человечества, память челове­ка, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память). Носитель инфор­мации. Файл, папка.

Практическая работа № 3 «Создаем и со­храняем файлы»

ЭПУ:

презентации «Хра­нение информации», «Носители информа­ции», «Хранение ин­формации: история

и современность»;

плакаты «Хранение информации», «Как хранят информацию в компьютере».

ЕК ЦОР:

анимации «Хранение информации. Память», «Информация и ее носитель», «Файлы и папки»

Научатся: приво­дить примеры хра­нения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры современ­ных и древних но­сителей информа­ции; запускать на выполнение программу, рабо­тать с ней, закры­вать программу; создавать, сохра­нять файлы. Получат возмож­ность: сформиро­вать представле-

ние о хранении инфор­мации как информа­ционном процессе, его роли в совре­менном обществе; понять единую сущность процесса хранения инфор­мации человеком и технической системой

Познавательные: выполняют операций со знаками и символами; упорядочивают инфор­мацию в личном информаци­онном пространстве; работают с информацией разных видов.

Регулятивные: самостоятель­но формулируют познаватель­ную цель и строят действия

в соответствии с ней

Коммуникативные: выража­ют свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуще­ствляют сотрудничество в поиске и сборе информации

Понимание значения хранения информа­ции для жизни чело­века и человечества; проявление учебно­познавательного интереса к новому учебному материалу

§5.

РТ: № 55, 59, 63,

64, 67. Дополни­тельное задание: РТ: № 57, 61,68, 69

6

Передача

информации

Информация. Действия с ин­формацией. Передача инфор­мации.

Источник инфор­мации.

Информацион­ный канал. Приемник ин­формации

ЭПУ:

презентации «Пере­дача информации», «Средства передачи информации»;

плакат «Передача информации».

ЕК ЦОР:

анимации «Источник и приемник информа­ции», «По­мехи при передаче информации»

Научатся: приво­дить примеры пе­редачи информа­ции в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; определять источник, прием­ник, канал инфор­мации; определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способ­ности субъекта к его восприятию. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о передаче инфор­мации как информа­ционном процессе, его роли в совре­менном обществе

Познавательные: работают с информацией разного вида (текст, графические изображе­ния, аудио- и видеоматериалы); создают и преобразуют модели и схемы в процессе выполне­ния заданий.

Регулятивные: составляют план действий и строго его придерживаются; оценивают правильность выполнения дей­ствия и вносят коррективы при необходимости. Коммуникативные: аргумен­тируют свое мнение и позицию в коммуникации; последовательно и полно передают парт­неру необходимую информа­цию для построения действия

Понимание значения коммуникации для жизни человека и че­ловечества; умение ясно, точно, грамот­но передавать свои мысли в устной и письменной речи

§6,

с. 41-42. РТ: № 70, 72, 74. Дополни­тельное задание: РТ: № 75

7

Электрон­ная почта

Тест по теме «Информа­ция и инфор­мационные процессы». Передача ин­формации. Электронная почта.

Электронное

письмо.

Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой»

ЭПУ:

• презентация «Пере­дача информации»

Научатся: рабо­тать с электронной почтой (регистри­ровать бесплатный электронный поч­товый ящик, писать, отправлять и полу­чать электронные письма).

Получат возмож­ность: приобрести опыт решения за­дач из разных сфер человеческой дея­тельности с приме­нением средств информационных технологий

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; структурируют знания; устанавливают анало­гии.

Регулятивные: вносят коррек­тивы и дополнения в состав­ленные планы; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнером

Понимание значения коммуникации для жизни человека и че­ловечества; учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу

§ 6, с. 43. РТ: № 76, 77.

Дополни­тельное задание: РТ: № 78

8

В мире ко­дов. Спосо­бы кодиро­вания ин­формации

Условный знак. Код. Кодиро­вание, декоди­рование.

Интерактив­ное задание «Расшифруй слово»

ЭПУ:

презентация «Коди­рование информации». ЕК ЦОР:

интерактивное зада­ние «Расшифруй сло­во»

Научатся: кодиро­вать и декодиро­вать сообщения, используя про­стейшие коды. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о способах кодиро­вания информации

Познавательные: перекодиру­ют информацию из простран­ственно-графической или зна­ково-символической формы в другую; умеют выборочно передавать содержание текста; строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: учитывают правило в планировании и кон­троле способа решения; преоб­разуют практическую задачу в познавательную. Коммуникативные: управля­ют поведением партнера: кон­тролируют, вносят коррективы, оценивают действия партнера

Понимание значения различных кодов в жизни человека; способность к само­оценке на основе критерия успешно­сти учебной деятель­ности

§7,

с. 46-49. РТ: № 79- 98 (выбо­рочно, по усмот­рению учителя)

9

Метод ко­ординат

Код, кодирова­ние. Графиче­ский, числовой, символьный способы коди­рования. Метод координат.

Игра «Морской бой». Интер­активное зада­ние «Графиче­ские диктанты и Танграм»

ЭПУ:

презентация «Коди­рование информации»;

игра «Морской бой». ЕК ЦОР:

интерактивное зада­ние «Графические диктанты и Танграм» (170378).

Свободное ПО:

электронный прак­тикум «Координатная плоскость»

Научатся: кодиро-вать и декодиро­вать сообщения при заданных пра­вилах кодирования. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о способах кодиро­вания информации

Познавательные: понимают необходимость выбора той или иной формы представле­ния (кодирования) информа­ции в зависимости от постав­ленной задачи. Регулятивные: определяют последова-

тельность промежу­точных целей с учетом конеч­ного результата. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматиче­скими и синтаксическими нормами родного языка

Потребность в само­выражении и само­реализации

§7,

с. 50-52. РТ: № 99 (количе­ство вари­антов - по жела­нию уче­ника), 100. Дополни­тельное задание: РТ: № 101

10

Текст как форма представ­ления ин­формации. Компью­тер - основ­ной инстру­мент подготовки тек­стов

Текст. Тексто­вая информа­ция. Текстовые процессоры и редакторы. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений или компьютер­ный словарный диктант

ЭПУ:

• презентации «Тек­стовая информация», «Цепочки слов»

Научатся: созда­вать несложные тексты.

Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о тексте как форме представления ин­формации; овладеть приемами квали­фицированного клавиатурного письма

Познавательные: находят и выделяют необходимую ин­формацию, в том числе с помо­щью компьютерных средств; строят логические цепочки рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; принимают по­знавательную цель, сохраняют ее при выполне

нии учебных действий.

Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению раз­ных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Чувство личной от­ветственности за ка­чество окружающей информационной среды

§8, п. 1,3. РТ: № 102, 104 (по­строить одну

из цепочек по выбору учащего­ся), 105


Информационные технологии (4 ч)

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста

Текстовый до­кумент. Объек­ты текстового документа (символ, слово, строка, абзац, фрагмент).

Гипертекст. Практическая работа № 5 «Вводим текст»

ЭПУ:

презентация «Тексто­вая информация»;

плакат «Подготовка текстовых докумен­тов»;

файлы-заготовки «Слова.rtf», «Ана­граммы.rtf».

ЕК ЦОР:

упражнение «Дик­тант» (196599)

Научатся: приме­нять правила ввода текста; создавать несложные тексто­вые документы, сохранять их, от­крывать ранее со­зданные документы и вносить измене­ния в текст. Получать возмож­ность: научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; сформировать представление о текстовом доку­менте, его основ­ных объектах

Познавательные: умеют со­ставлять тексты; осознанно и произвольно строят рече­вое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: вносят коррек­тивы и дополнения в состав­ленные планы; оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и де­лать выбор

Чувство личной от­ветственности за ка­чество окружающей информационной среды

§ 8, п. 2, 4. РТ: №111, 103

12

Редакти­рование

текста

Текстовый до­кумент.

Редактирование текстового до­кумента. Операции: за­мена, вставка, удаление. Практическая работа № 6 «Редактируем текст»

ЭПУ:

презентация «Тексто­вая информация»;

плакат «Подготовка текстовых докумен­тов»;

файлы-заготовки «Вставка.rtf», «Удале­ние. rtf», «Замена. rtf», «Смысл. rtf», «Буквы, rtf», «Пословицы. rtf», «Большой.rtf»

Научатся: приме­нять текстовый редактор для ре­дактирования про­стейших текстов. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о компьютере как об инструменте обработки тексто­вой информации; расширить знания о функциях и назна­чении текстового редактора

Познавательные: осуществ­ляют выбор наиболее эффек­тивных способов решения за­даний в зависимости от кон­кретных условий. Регулятивные: фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем; обращаются за помощью к учителю, сверстникам

Способность к эмо­циональному воспри­ятию информацион­ных объектов

§8,

с. 59-60. РТ: № 110, 112

13

Работаем с фрагмен­тами текста

Текстовый до­кумент. Редак­тирование тек­стового доку­мента. Буфер обмена. Фраг­мент, операции с фрагментом (копирование, перемещение, удаление, вставка). Практическая работа 7 «Работаем с фрагментами текста»

ЭПУ:

презентация «Тек­стовая информация»;

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файлы-заготовки «Лишнее. rtf», «Луко­морье. rtf», «Фраза. rtf », «Алгоритм. rtf», «Мед­вежонок. rtf», «100. rtf», «Слог. rtf».

ЕК ЦОР:

анимации «Комби­нации клавиш для ко­пирования и переме­щения» , «Копирование и пере­мещение второй кнопкой мыши», «Поиск фра­зы в тексте»; игра «Поиск фразы в тексте»

Научатся: выде­лять, перемещать, удалять фрагменты текста, заменять один фрагмент текста на другой; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о компьютере как об инструменте обработки тексто­вой информации; расширить знания о назначении и функциях тексто­вого редактора; осуществлять ор­фографический контроль в тексто­вом документе с помощью средств текстового процес­сора

Познавательные: устанавли­вают аналогии; выделяют существенную информацию из текстов разных видов; со­здают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: проявля­ют уважительное отношение к партнерам, внимание к лич­ности другого

Понимание важности грамотного редакти­рования компьютер­ных текстов; соблю­дение моральных норм и этических требований

§8,

с. 61-62. РТ: № 113, 114,115

14

Формати­рование

текста

Текстовый до­кумент. Фор­матирование текста. Вырав­нивание текста (по правому краю, по цен­тру, по левому краю, по ши­рине). Шрифт, начертание. Практическая работа № 8 « Форматируем текст»

ЭПУ:

презентация «Тек­стовая информация»;

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файл-заготовка «Ра­ду га. rtf.

ЕК ЦОР:

анимация «Приемы работы с текстом»

Научатся: исполь­зовать простые способы формати­рования (выделе­ние жирным шриф­том, курсивом, из­менение величины шрифта) текстов. Получат возмож­ность: сформиро­вать представление о форматировании как этапе создания текстового доку­мента; оформлять текст в соответст­вии с заданными требованиями к шрифту, его на­чертанию, размеру и цвету, к вырав­ниванию текста

Познавательные: осознанно и произвольно строят рече­вое высказывание в устной и письменной форме; свободно воспринимают тексты разных жанров; умеют составлять тек­сты различных жанров, соблю­дая нормы построения текста. Регулятивные: строят дейст­вия в соответствии с познава­тельной целью. Коммуникативные: допуска­ют возможность существова­ния у людей различных точек зрения; используют речь для регуляции своей деятельности

Чувство личной от­ветственности за ка­чество окружающей информационной среды

§8.

РТ:№ Ц8. Дополни­тельное задание: РТ:№> 119

Информационное моделирование (2 ч)

15

Представ­ление ин­формации в форме таблиц.

Структура

таблицы.

Создание

простых

таблиц

Таблица. Стро­ка, столбец, ячейка. Практическая работа 9 «Создаем про­стые таблицы» (задания 1 и 2)

ЭПУ:

• презентация «Пред­ставление информа­ции в форме таблиц»; файл-заготовка «Семь чудес света.doc»

Научатся: созда­вать, форматиро­вать, заполнять данными простые таблицы средства­ми текстового ре­дактора.

Получать возмож­ность: сформиро­вать представле­ние о структуре таблицы

Познавательные: применяют таблицы для представления разного рода однотипной ин­формации с использованием компьютерных средств. Регулятивные: учитывают ориентиры действия, выделен­ные учителем в новом учебном материале.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных задач

Учебно-познаватель­ный интерес к таблич­ной форме представ­ления информации

§9,

с. 64-66. РТ: № 121, 123,124

16

Табличное

решение

логических

задач

Таблица. Логи­ческие задачи. Взаимно одно­значное соот­ветствие. Практическая работа 9 «Создаем про­стые таблицы» (задания 3 и 4)

ЭПУ:

презентация «Таб­личный способ реше­ния логических задач»;

файл-заготовка «За­гадки.dос»

Научатся: перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы; вставлять картинку в таблицу и прида­вать рисунку раз­меры по своему усмотрению. Получат возмож­ность: научиться решать логические задачи на взаимное соответствие с ис­пользованием таб­лиц

Познавательные: представ­ляют информацию в табличной форме; используют таблицы для фиксации взаимно одно­значного соответствия между объектами двух множеств. Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый кон­троль по результату. Коммуникативные: форму­лируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет

Способность к само­оценке на основе критерия успешно­сти учебной деятель­ности

§9,

с. 66-68. РТ: № 126, 127.

Дополни­тельное задание: РТ: № 129

Информация вокруг нас

17

Разнообра­зие нагляд­ных форм представ­ления ин­формации

Рисунок. Схема. Наглядность. Разноуровне­вая практиче­ская контроль­ная работа теме «Созда­ние текстовых документов».

Виртуальная

лаборатория

«Разъезды»

ЭПУ:

• презентации «Нагляд­ные формы представ­ления информации», «Поезда», «Тепло­ходы». К ЦОР:

• виртуальная лабора­тория «Разъезды» (154823)

Научатся: решать задачи на разъезды. Получат возмож­ность: представ­лять информацию в наглядной форме

Познавательные: выбирают форму представления инфор­мации в зависимости от реша­емой задачи; составляют схемы на основе текстового материала.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят коррективы и дополне­ния в составленные планы. Коммуникативные: обмени­ваются знаниями между чле­нами группы для принятия эффективных совместных решений

Готовность к равно­правному сотрудни­честву; соблюдение моральных норм и этических требо­ваний

§ Ю, с. 69-71. У: № 5, 6, с. 73.

РТ: № 132. Дополни­тельное задание: РТ: № 137

Информационное моделирование (1 ч)

18

Диаграммы. Создание диаграмм на компью­тере

Диаграммы

столбиковая,

круговая.

Практическая работа №10 «Строим диа­граммы» (зада­ния 1 и 3; за­дания 2, 4, 5 для более силь­ных учеников)

ЭПУ:

презентация «Нагляд­ные формы представ­ления информации»; ЕК ЦОР:

интерактивное зада­ние «Диаграммы»

Научатся: созда­вать столбиковые и круговые диа­граммы; устанав­ливать параметры диаграммы в диа­логовом окне; из­менять тип диа­граммы

Познавательные: выбирают форму представления инфор­мации в зависимости от реша­емой задачи; грамотно визуа­лизируют числовые данные. Регулятивные: самостоятель­но формулируют познаватель­ную цель и строят действия в соответствии с ней. Коммуникативные: управляют поведением партнера: убежда­ют его, контролируют, коррек­тируют и оценивают его дей­ствия

Положительное от­ношение к школе; способность к само­оценке на основе критерия успешно­сти учебной деятель­ности

§ 10, с. 72-73. РТ: № 134, 135,136

Информационные технологии (3 ч)

19

Компью­терная гра­фика. Ин­струменты графиче­ского ре­дактора

Компьютерная

графика.

Графический

редактор.

Инструменты

Графического

редактора. Практическая работа № 11 «Изучаем ин­струменты графического редактора» (любые задания в зависимости от уровня подготовки класса)

ЭПУ:

презентация «Ком­пьютерная графика»;

файлы-заготовки «Подкова.bmp», «Многоугольники. bmp», «Эскиз1.bmp», «Эскиз2.bmp»

Научатся: приме­нять простейший графический редак­тор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возмож­ность: видоизме нять готовые гра­фические изобра­жения с помощью средств графиче­ского редактора -

Познавательные: выбирают форму представления инфор­мации в зависимости от реша­емой задачи; действуют по ал­горитму.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии поставленной задачей и усло­виями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане. Коммуникативные: продук­тивно разрешают конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

Способность к эмо­циональному вос­приятию графиче­ской информации

§1Ь

с. 74-81. РТ: № 138, 139

20

Преобразо­вание гра­фических изобра­жений

Графический редактор. Ска­нер. Графиче­ский планшет. Инструменты графического редактора. Фрагмент. Практическая работа № 12 «Работаем с графическими фрагментами»

ЭПУ:

презентация «Ком­пьютерная графика»;

файлы-заготовки «Природа.bmp», «Шляпы.bmp», «Акробат.bmp»

Научатся: опреде­лять устройства ввода графической информации; при­менять простейший графический редак­тор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возмож­ность: видоизме­нять готовые гра­фические изобра­жения с помощью средств графиче­ского редактора

Познавательные: анализиру­ют графические объекты с це­лью выделения существенных и несущественных признаков; составляют изображение из фрагментов, самостоятель­но достраивая недостающие компоненты.

Регулятивные: проявляют способность к волевому уси­лию в ситуации затруднения; осуществляют итоговый и по­шаговый контроль по резуль­тату.

Коммуникативные: с учетом целей коммуникации доста­точно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Способность увязать учебное содержание с собственным жиз­ненным опытом

§ 11, с. 78-81. РТ: № 142, 143, 144

21

Создание графиче­ских изоб­ражений

Графический редактор. Графический примитив. Фрагмент. Практическая работа № 13 «Планируем работу в гра­фическом ре­дакторе» (за­дание 1 и одно, два задания на усмотрение учителя)

ЭПУ:

презентации «Ком­пьютерная графика», «Планируем работу

в графическом редак­торе»;

файл-заготовка «Цветок.bmp»

Научатся: приме­нять простейший графический редак­тор для создания и редактирования простых рисунков. Получат возмож­ность: научиться создавать сложные графические объ­екты с повторяю­щимися и/или пре­образованными фрагментами

Познавательные: выделяют в сложных объектах простые; анализируют условия и требо­вания заданий; находят общие фрагменты в графических изображениях.

Регулятивные: планируют работу по конструированию сложных объектов из простых.

Коммуникативные: выража­ют свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Понимание значимо­сти подготовки в области информа­тики и ИКТ в усло­виях развития ин­формационного об­щества

§11-

РТ: № 145. Дополни­тельное задание: РТ: № 146

Информация вокруг нас (8 ч)

22

Разнообра­зие задач обработки информа­ции. Си­стематиза­ция инфор­мации

Тест по теме «Обра-

ботка информации средствами текстового и графическо­го редакторов». Информация. Обработка ин­формации. Ин­формационная задача. Систе­матизация ин­формации. Интерактивное упражнение «Выделение предметов по общим при­знакам»

ЭПУ:

презентация «Обра­ботка информации»;

плакат «Обработка информации».

ЕК ЦОР:

интерактивное упражнение «Выделе­ние предметов по об­щим признакам»

Научатся: приво­дить примеры об­работки информа­ции в деятельности человека, живой природе, обществе, технике

Познавательные: выделяют предметы по общим призна­кам; систематизируют инфор­мацию различными способами; определяют основания класси­фикаций для заданных классов. Регулятивные: определяют последовательность промежу­точных целей с учетом конеч­ного результата. Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллек­тивном обсуждении проблем

Владение первичны­ми навыками анализа и критичной оценки получаемой инфор­мации

§ 12, с. 83-85. РТ: № 148, 149,150

23

Списки - способ упорядочи­вания ин­формации

Информация. Обработка ин­формации. Си­стематизация информации. Нумерованные и маркирован­ные списки. Практическая работа № 14 «Создаем списки»

ЭПУ:

презентация «Обра­ботка информации»;

плакат «Обработка информации»;

файлы-заготовки «English.rtf, «Чудо. rtf», «Природа. rtf», «Делитель. rtf "

Научатся: созда­вать маркирован­ные и нумерован­ные списки в тек­стовом редакторе. Получат возмож­ность: создавать объемные тексто­вые документы, включающие списки

Познавательные: знают подхо­ды к сортировке информации; понимают ситуации, в которых целесообразно использовать нумерованные и маркирован­ные списки.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и усло­виями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане. Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совмест­ной деятельности, а также в ситуации столкновения интересов

Владение первичны­ми навыками анализа и критической оцен­ки получаемой ин­формации

§ 12, с. 83-85. РТ: № 151, 152

24

Поиск информации

Информация. Обработка ин­формации. Си­стематизация информации. Поиск инфор­мации.

Практическая работа № 15 «Ищем инфор­мацию в сети Интернет» (задание 1 - выполняют все учащиеся, задания 2, 3 - по группам

ЭПУ:

презентация «Обра­ботка информации»;

плакат «Обработка информации»;

файл-заготовка «Клавиатура. rtf»

Научатся: осуще­ствлять поиск ин­формации в сети Интернет с исполь­зованием простых запросов (по одно­му признаку). Получат возмож­ность: научиться сохранять для ин­дивидуального использования найденные в сети Интернет мате­риалы

Познавательные: умеют ис­кать и выделять необходимую информацию с помощью ком­пьютерных средств; при со­хранении информации соблю­дают порядок в личной папке. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориен­тиры действия в новом учеб­ном материале в сотрудниче­стве с учителем. Коммуникативные: обмени­ваются знаниями между чле­нами группы для принятия эффективных совместных решений; строя т продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками

Ответственное отно­шение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения

§ 12, с. 85-86. РТ: № 153, 154,155

25

Кодирование как измене­ние формы представле­ния инфор­мации

Информация. Обработка ин­формации. Кодирование информации.

Практическая работа на ос­нове №160 в РТ

ЭПУ:

презентация «Обра­ботка информации»;

плакат «Обработка информации»

Научатся: переко­дировать инфор­мацию из одной пространственно­графической или знаково-символи­ческой формы в другую, а также использовать гра­фическое представ­ление (визуализа­цию) числовой информации. Получат возмож­ность: выбирать форму представле­ния данных в соот­ветствии с постав­ленной задачей'

Познавательные: преобразуют информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-симво­лическую; перекодируют информацию из одной знаковой системы в другую; выбирают форму представления инфор­мации в зависимости от стоя­щей задачи.

Регулятивные: самостоятель­но форму-лируют познаватель­ную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: строят понятные для партнера выска­зывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что - нет

11онимание роли ин­формационных про­цессов в современ­ном мире

§ 12, с. 86. РТ: № 158, 159,162

26

Преобразова­ние инфор­мации по за­данным пра­вилам

Информация: входная и вы­ходная. Обра­ботка инфор­мации. Правила обработки ин­формации. Работа с при­ложением «Калькулятор» (на основе № 164, 167- 170, 173 в РТ)

ЭПУ:

презентация «Обра­ботка информации»;

плакат «Обработка информации»

Научатся: выпол­нять арифметиче­ские вычисления с помощью про­граммы «Кальку­лятор».

Получат возмож­ность: преобразо­вывать информа­цию по заданным правилам

Познавательные: проводят анализ полученной информа­ции и делают выводы; выпол­няют преобразование инфор­мации по заданным правилам. Регулятивные: учитывают правило в планировании и спо­собе контроля.

Коммуникативные: проявля­ют активность во взаимодей­ствии друг с другом для реше­ния коммуникативных задач

Ориентация на пони­мание причин успеха учебной деятельности

§ 12, с. 87-88. РТ: № 165, 166, 174. Дополни­тельное задание: РТ: № 173

27

Преобразо­вание ин­формации путем рассуждений

Информация.

Обработка

информации.

Логические

рассуждения.

Виртуальная

лаборатория

« Черные

ящики»

ЭПУ:

презентации «Обра­ботка информации», «Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации».

ЕК ЦОР:

виртуальная лабора­тория «Черные ящи­ки»

Получат возмож­ность: преобразо­вывать информа­цию путем рассуж­дений

Познавательные: проводят анализ полученной информа­ции и делают выводы; строят логические цепочки рассужде­ний, устанавливая причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последова­тельность действий. Коммуникативные: проявля­ют готовность адекватно реа­гировать на нужды других, оказывать помощь и эмоцио­нальную поддержку партнерам

Понимание роли ин­формационных про­цессов в современ­ном мире

§ 12, с. 88-90. У: № 15, 16, с. 96. РТ: № 176, 178


28

Разработка плана дей­ствий. Задачи о пере­правах

Информация. Обработка ин­формации. Раз­работка плана действий. Зада­чи о переправах. Интерактив­ное задание «Задачи о пе­реправах»

ЭПУ:

презентации «Обра­ботка информации», «Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации».

ЕК ЦОР:

виртуальная лабора­тория «Переправы» ;

интерактивное зада­ние «Задачи о пере­правах»

Научатся: разра­батывать план дей­ствий для решения задач на переправы. Получат возмож­ность: приобрести опыт решения за­дач на переправы

Познавательные: действуют по алгоритму; ищут и выделя­ют необходимую информацию. Регулятивные: планируют пу­ти достижения цели и опреде­ляют способы действий в рам­ках предложенных условий; соотносят свои действия с пла­нируемыми результатами; кор­ректируют свои действия в со­ответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правиль­ность поставленной задачи. Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению раз­ных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Внимательное отно­шение к получаемой информации, стрем­ление к организации собственной деятель­ности путем разработ­ки плана действий

§ 12, с. 90-93. РТ: № 179, 180 (запи­сать ре­шение в тетрадь). Дополни­тельное задание: РТ: № 183

29

Табличная форма за­писи плана действий. Задачи о перели­ваниях

Табличная форма записи плана дейст­вий. Задачи о перелива­ниях.

Виртуальная лаборатория «Переливания», интерактив­ные задания «Задачи на пе­реливание», «Ханойские башни»

ЭПУ:

презентации «Обра­ботка информации», «Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации»;

логическая игра «Переливашки».

ЕК ЦОР:

виртуальная лабора­тория «Переливания»;

интерактивные за­дания «Задачи на пе­реливание» , «Ханойские башни»

Научатся: разра­батывать план дей­ствий для решения задач на перелива­ния; представлять план действий в табличной форме. Получат возмож­ность: приобрести опыт решения задач на переливания

Познавательные: Переводят текст в табличную форму; составляют схемы решения задач; выводят следствия из имеющихся в условии зада­чи данных.

Регулятивные: планируют пу­ти достижения цели и опреде­ляют способы действий в рам­ках предложенных условий; соотносят свои действия с пла­нируемыми результатами; кор­ректируют свои действия в со­ответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правиль­ность поставленной задачи. Коммуникативные: выража­ют свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Готовность и способ­ность к соблюдению норм и требований школьной жизни

§ 12, с. 90-93. У: № 20, с. 98.

РТ: № 181, 184

Информационные технологии (3 ч)

30

Создание движущих­ся изобра­жений

Информация. Обработка ин­формации. План действий. Сюжет, видео­сюжет.

Практическая работа №17 «Создаем ани­мацию» (зада­ние 1)

ЭПУ:

презентации «Обра­ботка информации», «Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации»;

образец выполнения задания «Морское дно.ррt»;

презентации «Св_тема1.ррt», «Св_тема2.ррt», Св_тема3.ррt», «Лебеди, ррt»

Научатся: запус­кать редактор пре­зентаций; поме­щать на слайд ранее подготов­ленные рисунки; настраивать и про­сматривать анима­цию; сохранять ре­зультаты работы в редакторе пре­зентаций. Получат возмож­ность: научиться создавать на задан­ную тему мульти­медийную презен­тацию, слайды которой содержат графические изоб­ражения, анимацию

Познавательные: работают с информацией разного вида: текстовой, графической; осо­знанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в со­ответствии с поставленной задачей и условиями ее реали­зации, в том числе и во внут- реннем плане.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных ком­муникативных задач

Способность увязать учебное содержание с собственным жиз­ненным опытом

§ 12, с. 93-94. У: №21, с. 98

31

Создание анимации по соб­ственному замыслу

План действий. Сюжет. Ани­мация. Настройка анимации. Практическая работа №17 «Создаем ани­мацию» (зада­ние 2)

ЕК ЦОР:

• цифровое видео «Покадровая анима­ция»

Научатся: созда­вать анимации по собственному замыслу.

Получат возмож­ность: выбирать форму представле­ния данных в соот­ветствии с постав­ленной задачей

Познавательные: осуществ­ляют синтез как составление целого из частей; устанавли­вают аналогии; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи в за­висимости от конкретных условий.

Регулятивные: учитывают правило в планировании и кон­троле способа решения; вно­сят необходимые коррективы в действие после его заверше­ния на основе оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматиче­скими и синтаксическими нормами родного языка

Понимание значи­мости подготовки в области информа­тики и ИКТ в усло­виях развития ин­формационного общества

Творческое

задание

32

Выполне­ние итого­вого

мини-­проекта

Обобщение и систематиза­ция понятий, изученных в 5 классе по ин­форматике. Практическая работа «Со­здаем слайд- шоу»

Получат возмож­ность: выбирать форму представле­ния данных в соот­ветствии с постав­ленной задачей

Познавательные: устанавли­вают причинно-следственные связи; обобщают информацию, полученную на уроке; делают выводы. Регулятивные: различают способ и результат действия; проявляют познавательную инициативу в учебном сотруд­ничестве.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнером

Понимание значимо­сти подготовки в об­ласти информатики и ИКТ в условиях развития информа­ционного общества

Творческое

задание

Итоговое повторение (2 ч)

33

Итоговое

тестиро­вание

Повторение. Итоговое те­стирование

Получат возмож­ность: работать с различными ви­дами информации; самостоятельно планировать и осуществлять коллективную и информационную деятельность, пред­ставлять и оцени­вать ее результаты на основе средств и методов инфор­матики

Познавательные: осознанно и произвольно строят рече­вые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: осознают уро­вень своих знаний. Коммуникативные: понимают относительность мнений и под­ходов к решению проблемы

Ориентация на по­нимание причин успеха в учебной деятельности

Творческое

задание

34-35

Резерв

учебного

времени

Примерные темы работ учащихся:

1) текстовый документ «Че­му я научился на уроках ин­форматики»;

рисунок

в графическом редакторе;

комбиниро­ванный доку­мент, создан­ный средства­ми текстового и графического редакторов;

анимация на свободную тему;

интерактив­ный кроссворд по основным понятиям курса;

презентация «История письменности»

Получат возмож­ность: работать с различными видами информа­ции; самостоятель­но планировать осуществлять коллективную и информацион­ную деятельность, представлять и оценивать ее ре­зультаты на основе средств и методов информатики

Познавательные: используют знаково-символические средст­ва, в том числе модели и схемы для решения задач. Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную; осуществляют ито­говый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: выража­ют свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Ответственное и из­бирательное отноше­ние к информации



© 2010-2022