- Преподавателю
- Информатика
- Конспект урока по информатике на тему Табличные модели (9 класс)
Конспект урока по информатике на тему Табличные модели (9 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Янченко Л.П. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
9 КЛАСС 7
ЗАЧЕТНЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ
Озерская СОШ №3
Дата (класс): 4.10.2011 (9А класс),
3.10.2011 (9Б класс).
ТЕМА: «табличные информационные миодели»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель: дать четкое понятие табличным информационным моделям.
Знания и умения:
-
знать понятие таблица;
-
понимать, что таблица является отображением различных процессов;
-
знать и различать типы таблиц;
-
знать понятие матрицы, двоичной матрицы.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, презентация по теме.
Задачи урока
Обучающие:
-
дать представление о таблицах, матрицах, двоичной матрицы;
-
познакомить учащихся с типами таблиц;
-
научить различать таблицы различных типов;
-
изучить: таблица как способ представления информации.
Развивающие:
-
развитие познавательных интересов;
-
развивать у школьников творческое мышление, логическое мышление;
-
формировать умение школьников применять современное программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
-
развитие внимания, памяти, мышления;
-
развитие творческих способностей;
-
развитие самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательные:
-
прививать интерес к предмету;
-
воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, воспитание информационной культуры учащихся;
-
формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности;
-
воспитывать информационную культуру школьников;
-
способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости.
План урока
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Проверка д/з - 5 мин.
-
Актуализация знаний - 4 мин.
-
Объяснение новой темы - 13-15 мин.
-
Закрепление нового материала - 16-18 мин.
-
Подведение итогов урока и домашнее задание - 2 мин
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 МИН.).
-
Тема, число на доске;
-
приветствие (Здравствуйте ребята, присаживайтесь);
-
проверяем готовность к уроку (ручки, карандаш, линейка, тетрадь, учебник, дневник и техника безопасности);
-
устно проговариваю план урока.
-
Проверка д/з - (5 мин)
Проверка в устной форме, затем дети сдают бланки.
Тема: Графические информационные модели
1. Постройте графическую модель вашей комнаты, указав на ней расположение всех предметов мебели, окон и дверей. Запишите название построенной модели (карта, план, схема, чертёж, график).
2. Постройте графическую модель (график) Петиной успеваемости за год. (По четвертям) для следующих предметов: физика, химия, алгебра, геометрия.
Петины оценки:
физика - 5 4 4 5
химия - 3 4 3 4
алгебра - 4 4 3 4
геометрия - 3 3 4 3
3. Зарисуйте любой пример графической схемы (кроме примеров, приведённых в учебнике)
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (4 МИН)
Повторение
Перед учащимися ставятся вопросы:
-
Что такое модель? (Модель - упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении) Слайд 1, Слайд 2.
-
Что такое информационная модель? (Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром) Слайд 3.
-
Перечислите примеры графических информационных моделей? Слайд 4.
-
Зачем нужны графики, схемы, чертежи? Слайд 5.
-
Что такое моделирование? Слайд 5, Слайд 6.
Далее идет изучение нового материала.
Слайд 7.
Как вы думаете, в каком виде нам представлено обычное расписание поездов и самолетов, уроков и так далее?
Представление объектов и их свойств в форме таблицы часто используется в научных исследованиях. Так, на развитие химии и физики решающее влияние оказало создание Д. И. Менделеевым в конце XIX века периодической системы элементов, которая представляет собой табличную информационную модель. В этой модели химические элементы располагаются в ячейках таблицы по возрастанию атомных весов, а в столбцах - по количеству валентных электронов, причем по положению в таблице можно определить некоторые физические и химические свойства элементов.
Табличные информационные модели проще всего строить и исследовать на компьютере с помощью электронных таблиц.
-
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ (15 МИН).
Слайд 8. Классификация табличных информационных моделей
*Табличные информационные модели бывают 3 типов: объект - свойство, объект - объект, двоичная матрица.
Слайд 9.
В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих строках (или столбцах) таблицы
Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С помощью таблиц могут быть построены как статические, так и динамические информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций.
Слайд 10, 11.
Таблица типа «Объект-свойство»
В одной строке содержится информация об одном объекте или событии, в столбцах отображено свойство объектов.
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.
Таблица на слайдах 10,11 - это информационная модель погоды на определенные дни.
Показания снимались в течение 4 дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать *как информационную модель процесса изменения состояния погоды ( привмер таблицы «Объект-свойство»)
Эти таблицы относятся к наиболее часто используемому типу таблиц. Их будем называть таблицами, типа «объект-свойство». В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте, столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.
Конечно, строки и столбцы в таблицах можно поменять местами, повернуть их на 90*, Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, что строк в них больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Слайд 12,13.
Другим распространенным типом таблиц являются *таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Назовем их таблицами типа «объект-объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости. Пример на слайде.
Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой клетке на пересечении строки и столбца - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
Таблица на слайде 13 тоже имеет тип «объект-объект». Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии дорог между населенными пунктами.
Слайд 14,15
Двоичные матрицы
*В математике прямоугольная Таблица, составленная из чисел, называется матрицей. *Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной, матрицей.
В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, чтс единица обозначает посещение, ноль - непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов - геологию и цветоводство и т. д.
В таблицах, представляющих собой *двоичные матрицы, отражается качественный характер село и между объектами (есть дорога - нет дороги; посещает - не посещает и т. п.).
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (18 МИН)
Слайд 16.
Вопросы для размышления
-
Какие системы объектов целесообразно и возможно представлять с помощью табличных моделей?
-
В чем состоит удобство табличного представления информации?
-
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».
-
Что такое матрица? Что такое двоичная матрица?
Практическое задание на пк.
Задание в Excel. Представьте в табличной форме сведения об увлечениях ваших одноклассников (в Вашей группе). Какой тип таблицы вы используете для этой цели?
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 МИН)
На этом уроке мы с вами:
-
дали представление о понятие таблица;
-
научились различать типы таблиц;
-
дали понятие матрицы, двоичной матрицы;
-
составили собственную таблицу сведений об увлечениях одноклассников.
Выставление оценок активным ребятам, принимавшим участие в обсуждениях и активно отвечавших на поставленные вопросы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ домашнее задание отсылаю каждому на почту, дети выполняют в Ворде и отсылают учителю на почту.
Домашнее задание
Тема: Табличные модели
1. Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома. Определите тип, к которому они относятся: «объект-свойство» или «объект-объект».
2. Использование табличной модели часто облегчает решение информационно задачи. В следующей таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах средней школы.
Расписание занятий
№ урока
9а
9б
10а
10б
11а
11б
1
2
3
4
5
6
Выполните следующие задания:
- определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
- найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
- в школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон» (пустых уроков);
- распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой
3. В компьютерной сети узловым является сервер, с которым непосредственно связаны все остальные серверы. Дана следующая двоичная матрица. В ней С1, С2, С3, С4, С5 - обозначения серверов сети. Определите, какой сервер является узловым.
С1
С2
С3
С4
С5
С1
1
0
0
1
0
С2
0
1
0
1
0
С3
0
0
1
1
0
С4
1
1
1
1
1
С5
0
0
0
1
1
4. Придумайте свой пример двоичной матрицы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 9 класс.
-
Интернет ресурсы.
-
Базовый курс (теория и методика преподавания, собранные конспекты студентов).
-
Учебник «Информатика и информационные технологии» (Н.Угринович).
-
Пособие «Информатика в таблицах».
Панкратова Людмила Павловна (ХиИнф -52)