Рабочая программа 8 класса

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; Развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоени...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа 8 класса







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Тумботино






«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО учителей Заместитель директора Директор МБОУ СОШ № 1

математики, информатики и по УВР МБОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

физики р.п. Тумботино ____________/К.В. Балакин/

__________/В.С. Клементьев/ ___________/Е.В. Гусева/ Приказ № ______

Протокол № _____ "____" _________ 2014 г. от "____"__________ 2014 г.

от "____" ___________ 2014г







Рабочая программа


ИНФОРМАТИКА И ИКТ


8 класс









Составитель:

учитель информатики

Чурин Руслан Сергеевич







2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8-х классов составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л., федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004г.), примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом.

Цель изучения информатики и ИКТ в 8 классе: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

Развивающие:

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Сроки и этапы реализации рабочей программы

Программа реализуется в течение одного учебного года. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение информатики в 8 классе отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа по информатике и ИКТ рассчитана на 34 учебных часа, согласно годовому учебному графику и расписанию уроков. При этом 2 часа составляет резервное время. Эти часы будут использованы на итоговое повторение, а так же за счет резервного времени 1 час добавлен на изучение темы «Обработка текстовой информации»

В программу внесены следующие изменения: В тему 4 «Обработка текстовой информации» добавлен 1 час за счет резервного времени для выполнения реферата «История вычислительной техники», еще 1 час резервного времени отведен на итоговое повторение основных понятий курса и итоговое тестирование.


Количество контрольных работ

№ п.п.

Раздел

Количество часов

В том числе контрольные работы

Введение

1


Информация и информационные процессы

8

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

1

Обработка графической информации

4

1

Обработка текстовой информации

9

1

Мультимедиа

4

1

Итоговое повторение

1

1

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов, М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012 год.

  2. «Информатика и ИКТ» 8-й класс. Учебник. Автор Босова Л.Л. -М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012,2013 год.


Формы организации учебного процесса

Основные формы организации учебного процесса - урок, практическая работа на компьютере.

Формы промежуточной и итоговой аттестации.

Контроль форсированности навыков происходит на каждом уроке при выполнении упражнений на компьютере. Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов. Тесты предназначены для проверки знаний учащихся. Итоговая аттестация запланирована в виде теста.

Требования к подготовке учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать:

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;

  • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;

  • алгоритмы обработки информации, их свойствах;

  • принципы организации файловой системы, возможности графического интерфейса и правила организации индивидуального информационного пространства;

  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;

  • об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации;

  • о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;

  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;

  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;

  • переводить единицы измерения количества информации;

  • оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

  • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;

  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;

  • проводить проверку правописания текста;

  • использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, мультимедийным проектором, цифровой камерой).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • создавать текстовые и графические документы для различных задач повседневной жизни;

  • создавать тематические презентации;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).


Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

I четверть

Глава 1 «Информация и информационные процессы» (6 часов)



1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение

05.09


2

Информация и её свойства

§ 1.1

12.09


3

Представление информации

§ 1.2

19.09


4

Дискретная форма представления информации

§ 1.3

26.09


5

Единицы измерения информации

§ 1.4

03.10


6

Информационные процессы. Обработка информации

§ 1.5, стр 31-36, задача 8

10.10


7

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§ 1.5 стр 36-39, задача 11

17.10


8

Всемирная паутина как информационное хранилище

§ 1.6

24.10


9

Повторение по теме «Информация и информационные процессы». Контрольная работа


31.10


II четверть

Глава 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» (7 часов)



10

Основные компоненты компьютера

§ 2.1

14.11


11

Персональный компьютер

§ 2.2

21.11


12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

§ 2.3, стр. 68-72

28.11


13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§ 2.3, стр. 72-79

05.12


14

Файлы и файловые структуры

§ 2.4

12.12


15

Пользовательский интерфейс

§ 2.5

19.12


16

Повторение по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Контрольная работа


26.12


III четверть

Глава 3 «Обработка графической информации» (4 часа)



17

Формирование изображения на экране компьютера

§ 3.1

16.01


18

Компьютерная графика

§ 3.2

23.01


19

Создание графических изображений

§ 3.3

30.01


20

Повторение по теме «Обработка графической информации». Контрольная работа


06.02


Глава 4 «Обработка текстовой информации» (9 часов)



21

Текстовые документы и технологии их создания

§ 4.1

13.02


22

Создание текстовых документов на компьютере

§ 4.2

20.02


23

Прямое форматирование

§ 4.3

27.02


24

Стилевое форматирование

§ 4.3

06.03


25

Визуализация информации в текстовых документах

§ 4.4

13.03


26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

§ 4.5

20.03


IV четверть

27

Оценка количественных параметров текстовых документов

§ 4.6

03.04


28

Оформление реферата «История вычислительной техники»


10.04


29

Повторение по теме «Обработка текстовой информации». Контрольная работа


17.04


Глава 5 «Мультимедиа» (4 часа)



30

Технология мультимедиа

§ 5.1

24.04


31

Компьютерные презентации

§ 5.2

08.05


32

Создание мультимедийной презентации

§ 5.2

15.05


33

Повторение по теме «Мультимедиа». Контрольная работа


22.05


Повторение



34

Повторение основных понятий курса.

Итоговое тестирование


29.05




Содержание программы учебного курса

1. Информация и информационные процессы (8 часов)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов;

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;

  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;

  • определять основные характеристики операционной системы;

  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;

  • получать информацию о характеристиках компьютера;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;

  • выполнять основные операции с файлами и папками;

  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

  • упорядочивать информацию в личной папке;

  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

  • использовать программы-архиваторы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

3. Обработка графической информации (4 часа)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

4. Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

  • создавать гипертекстовые документы;

  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;

  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;

  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

5. Мультимедиа (4 часа)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);

  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.

6. Итоговое повторение (2 часа)

Примечание: Итоговое повторение не предусмотрено авторской программой как отдельная тема (эта тема определена как резерв учебного времени), входящая в содержание курса, так как не предусматривает изучение новых понятий, а может рассматриваться лишь как закрепление полученных знаний умений и навыков.


Формы и средства контроля

Контрольная работа № 1 «Информация и информационные процессы»

1. Какое из следующих утверждений точнее всего раскрывает смысл понятия «информация» с бытовой точки зрения?

а) последовательность знаков некоторого алфавита

б) книжный фонд библиотеки

в) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком непосредственно или с помощью специальных устройств

г) сведения, содержащиеся в научных теориях

2. Непрерывным называют сигнал:

а) принимающий конечное число определённых значений

б) непрерывно изменяющийся во времени

в) несущий текстовую информацию

г) несущий какую-либо информацию

3. Дискретным называют сигнал:

а) принимающий конечное число определённых значений

б) непрерывно изменяющийся во времени

в) который можно декодировать

г) несущий какую-либо информацию

4. Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, называют:

а) понятной

б) актуальной

в) объективной

г) полезной

5. Информацию, существенную и ножную и настоящий момент, называют:

а) полезной

б)актуальной

в) достоверной

г) объективной

6. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:

а) текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.

б) научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.

в) обыденную, производственную, техническую, управленческую

г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

7. Известно, что наибольший объём информации физически здоровый человек получает при помощи:

а) органов слуха

б) органов зрения
в) органов осязания
г) органов обоняния

д)вкусовых рецепторов

8. Укажите «лишний» объект с точки зрения соглашения о смысле используемых знаков:

а) буквы

б) дорожные знаки

в) цифры

г) нотные знаки

9. Укажите «лишний» объект с точки зрения вида письменности:

а) русский язык

б) английский язык

в) китайский язык

г) французский язык

10. К формальным языкам относится:

а) русский язык

б) латынь

в) китайский язык

г) французский язык

11. Но форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

а) математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

б) знаковую и образную

в) обыденную, научную, производственную, управленческую

г) визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую

12. Дискретизация информации - это:

а) физический процесс, изменяющийся во времени

б) количественная характеристика сигнала

в) процесс преобразования информации из непрерывной формы в дискретную

г) процесс преобразования информации из дискретной формы в непрерывную

13. Дайте самый полный ответ.

При двоичном кодировании используется алфавит, состоящий из:

а) 0 и 1

б) слов ДА и НЕТ
в) знаков + и -

г) любых двух символов

14. Сколько существует различных последовательностей из символов «плюс» и «минус» длиной ровно шесть символов?

а) 64 6)50 в) 32 г) 20

15. Для пяти букв латинского алфавита заданы их двоичные коды (для некоторых букв - из двух битов, для некоторых - из трёх битов). Эти коды представлены в таблице:

A

B

C

D

E

000

01

100

10

011

Определить, какой набор букв закодирован двоичной строкой 0110100011000.

а) ЕВСЕА б) BDDEA в) BDCEA г) ЕВАЕА

16. Шахматная доска состоит из 8 (столбцом и 8 строк. Какое минимальное количество битов потребуется для кодирования координат одного шахматного поля?

а) 4 6)5 в) 6 г) 7

17. В какой строке единицы измерения информации расположены по возрастанию?

а) гигабайт, мегабайт, килобайт, байт, бит

б) бит, байт, мегабайт, килобайт, гигабайт

в) байт, бит, килобайт, мегабайт, гигабайт

г) бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт

18. Объём сообщения равен 11 Кбайт. Сообщение содержит 11 264символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

а) 64 6)128 в) 256 г) 512

19. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 х 32. Определите информационный объём текста в битах.

а) 1000 6)2400 в) 3600 г) 5400

20. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен из символов алфавита мощностью 16, а второй текст - из символов алфавита мощностью 256. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

а) 12 6)2 в) 24 г) 4

21. Информационные процессы - это:

а) процессы строительства зданий и сооружений

б) процессы химической и механической очистки воды

в) процессы сбора, хранения, обработки, поиска и передачи информации

г) процессы производства электроэнергии

22. Под носителем информации принято подразумевать:

а) линия связи

б) сеть Интернет

в) компьютер

г) материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию

23. В какой строке верно представлена схема передачи информации?

а) источник -» кодирующее устройство -» декодирующее устройство -»приёмник

б) источник -> кодирующее устройство -> канал связи -> декодирующее устройство -> приёмник

в) источник -> кодирующее устройство -» помехи -» декодирующее устройство -> приёмник

г) источник -> декодирующее устройство -» канал связи -> кодирующее устройство -> приёмник

24. Гипертекст - это:

а) очень большой текст

б) текст, в котором могут осуществляться переходы по ссылкам

в) текст, набранный на компьютере

г) текст, в котором используется шрифт большого размера

25. Поисковой системой НЕ является:

а) Google

б) FireFox

в) Rambler

г) Яндекс

26. В таблице приведены запросы к поисковой системе. По какому запросу будет найдено наибольшее количество соответствующих ему страниц?

а) разведение & содержание & меченосцы & сомики

б) содержание & меченосцы

в) (содержание & меченосцы) | сомики

г) содержание & меченосцы & сомики

Ключи

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Ответ

в

б

а

в

б

г

б

б

в

б

б

в

г

а

в

в

г

в

г

б

в

г

б

б

б

в

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

1. Выберите наиболее полное определение.

а) Компьютер - это электронный прибор с клавиатурой и экраном

б) Компьютер - это устройство для выполнения вычислений

в) Компьютер - это устройство для хранения и передачи информации

г) Компьютер - это универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией

2. Укажите, в какой из групп устройств перечислены только устройства ввода информации:

а) принтер, монитор, акустические колонки, микрофон

б) клавиатура, сканер, микрофон, мышь

в) клавиатура, джойстик, монитор, мышь

г) флэш-память, сканер, микрофон, мышь

3. После отключения питания компьютера сохраняется информация, находящаяся:

а) в оперативной памяти

б) в процессоре

в) во внешней памяти

г) в видеопамяти

4. Компьютерная программа может управлять работой компьютера, если она находится:

а) в оперативной памяти

б) на гибком диске

в) на жёстком диске

г) на CD

5. Дополните по аналогии: человек - записная книжка, компьютер:

а) процессор

б) долговременная память

в) клавиатура

г) монитор

6. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:

а) тактовой частоты процессора

б) размера экрана монитора

в) напряжения сети

г) быстроты нажатия клавиш

7. Сколько CD объёмом 600 Мбайт потребуется для размещения информации, полностью занимающей жёсткий диск ёмкостью 40 Гбайт?

а) 15

6)67

в) 68

г) 69

8. Два одинаковых сервера за 2 секунды могут обработать 2 миллиона запросов от пользовательских компьютеров. Сколько миллионов запросов могут обработать 6 таких серверов за 6 секунд?

а) 6

6) 9

в) 12

г) 18

9. Пропускная способность некоторого канала связи равна 128 ООО бит/с. Сколько времени займёт передача файла объёмом 500 Кбайт по этому каналу?

а) 30 с

б) 32 с

в) 4 мин.

г) 240 с

10. При Интернет-соединении с максимальной скоростью передачи данных 192 Кбит/с аудиофайл размером 3600 Кбайт будет наилучшем случае передаваться:

а) 5 мин.

б) больше 15 мин.

в) 10 мин.

г) 2,5 мин.

11. Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют:

а) системой программирования

б) программным обеспечением

в) операционной системой

г) приложениями

12. Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам, - это:

а) файловая система

б) прикладные программы

в) операционная система

г) сервисные программы

13. Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются:

а) драйверами

б) сервисными программами

в) прикладными программами

г) текстовыми редакторами

14. Компьютерный вирус А заполняет 1 Гб памяти за один месяц, вирус В заполняет 1 Гб за два месяца, вирус С заполняет 1 Гб ни три месяца, вирус D заполняет 1 Гб за шесть месяцев. На компьютере одновременно обнаружены сразу все четыре вирус». Через какое время на 1 Гб памяти не останется области, позаполненной вирусами?

а) четверть месяца

б) полонима месяцп

в) один месяц

г) два месяца

15. Файл - это:

а) используемое в компьютере имя программы или данных;

б) поименованная область во внешней памяти

в) программа, помещённая в оперативную память и готовая к
исполнению

г) данные, размещённые в памяти и используемые какой-либо
программой

16. Тип файла можно определить, зная его:

а) размер

б) расширение

в) дату создания

д) размещение

17. Для удобства работы с файлами их группируют:

а) в корневые каталоги

б) в архивы

в) в каталоги

д) на дискете

18. Полный путь к файлу имеет вид C:\BOOK\name_may_l.ppt. Расширение этого файла:

a) namemayl

6)may_l.ppt

в) ppt

г) С:\ВООК\

19. Полное имя файла было С:\Задачи\Физика.dос. Его переместили в каталог Tasks корневого каталога диска D:. Каким стало полное имя файла после перемещения?

а) D:\Tasks\Физика.txt

б) D:\Tasks\Физика.doc

в) В:\Задачи\Tasks\Физика.dос

г) В:\ Tasks \Задачи\Физика.dос

20. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали подкаталог с именем 8_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало

D: \SCHOOL\ INFO\8_CLASS\Список_литературы. txt

Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

а) D:\SCHOOL\INFO\8_CLASS

б) D:\SCHOOL\INFO

в) D:\SCHOOL

г) SCHOOL

21. Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?hel*lo.c?*

а) hello.с

б) hello.cрр

в) hhelolo.cpp

г) hhelolo.c

22. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

а) аппаратным интерфейсом

б) процессом

в) объектом управления

г) пользовательским интерфейсом

23. Какие из перечисленных функций отображены кнопками управления состоянием окна?

а) свернуть, копировать, закрыть

б) вырезать, копировать, вставить

в) свернуть, развернуть, восстановить, закрыть

г) вырезать, копировать, вставить, закрыть.

Ключи

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Ответ

г

б

в

а

б

а

г

г

б

г

б

в

в

б

б

б

в

в

б

б

в

г

в

Контрольная работа № 3 Обработка графической информации»

1. К устройствам ввода графической информации относится:

а) принтер

б) монитор

в) мышь г)видеокарта

2. К устройствам вывода графической информации относится:

а) сканер

б) монитор

в) джойстик

г) графический редактор

3. Наименьшим элементом изображения на графическом экране является:

а) курсор

б) символ

в) пиксель

г) линия

4. Пространственное разрешение монитора определяется как:

а) количество строк на экране

б) количество пикселей в строке

в) размер видеопамяти

г) произведение количества строк изображения на количество точек в строке

5. Цвет пикселя на экране монитора формируется из следующих базовых цветов:

а) красного, синего, зелёного

б) красного, жёлтого, синего

в) жёлтого, голубого, пурпурного

г) красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего,фиолетового

6. Глубина цвета - это количество:

а) цветов в палитре

б) битов, которые используются для кодирования цвета одного пикселя

в) базовых цветов

г) пикселей изображения

7. Видеопамять предназначена для:

а) хранения информации о цвете каждого пикселя экрана монитора

б) хранения информации о количестве пикселей на экране монитора

в) постоянного хранения графической информации

г) вывода графической информации на экран монитора

8. Графическим объектом не является:

а) рисунок

б) текст письма

в) схема

г) чертёж

9. Графический редактор - это:

а) устройство для создания и редактирования рисунков

б) программа для создания и редактирования текстовых изображений

в) устройство для печати рисунков на бумаге

г) программа для создания и редактирования рисунков

10. Достоинство растрового изображения:

а) чёткие и ясные контуры

б) небольшой размер файлов

в) точность цветопередачи

г) возможность масштабирования без потери качества

11. Векторные изображения строятся из:

а) отдельных пикселей

б) графических примитивов

в) фрагментов готовых изображений

г) отрезков и прямоугольников

12. Растровым графическим редактором НЕ является:

а) Gimp

б) Paint

в) Adobe Photoshop

г) CorelDraw

13. Несжатое растровое изображение размером 64 х 512 пикселей занимает 32 Кб памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения?

а) 8

б) 16

в) 24

г) 256

14. Некое растровое изображение было сохранено в файле p1.bmp как 24-разрядный рисунок. Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 16-цветный рисунок?

а) 1,5

б) 6

в) 8

г) размер файла не изменится

15. Сканируется цветное изображение размером 25 х 30 см. Разрешающая способность сканера 300 х 300 dpi, глубина цвета -3 байта. Какой информационный объём будет иметь полученный графический файл?

а) примерно 30 Мб

б) примерно 30 Кб

в) около 200 Мб

г) примерно 10 Мб

16. Рассчитайте объём видеопамяти, необходимой для хранения графического изображения, занимающего весь экран монитора с разрешением 1280 х 1024 и палитрой из 65 536 цветов.

а) 2560 битов

б) 2,5 Кб

в) 2,5 Мб

г) 256 Мб

Ключи

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Ответ

в

б

в

г

а

б

а

б

г

в

б

г

г

б

а

в

Контрольная работа № 4 «Обработка текстовой информации»

1. Что пропущено в ряду: «Символ - ... - строка - фрагмент текста»:

а) слово

б) предложение

в) абзац

г) страница

2. Меню текстового редактора - это:

а) часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом

б) подпрограмма, обеспечивающая управление ресурсами ПК при создании документа

в) окно, через которое текст просматривается на экране

г) информация о текущем состоянии текстового редактора

3. Укажите основную позицию пальцев на клавиатуре.

а) ФЫВА - ОЛДЖ

б) АБВГ - ДЕЁЖ

в) ОЛДЖ - ФЫВА

4. Информация о местоположении курсора указывается:

а) в строке состояния текстового редактора

б) в меню текстового редактора

в) в окне текстового редактора

г) на панели задач

5. Иван набирал текст на компьютере. Вдруг все буквы у него стали вводиться прописными. Что произошло?

а) сломался компьютер

б) произошёл сбой в текстовом редакторе

в) случайно была нажата клавиша CapsLock

г) случайно была нажата клавиша NumLock

6. В каком из перечисленных ниже предложений правильно расставлены пробелы между словами и знаками препинания?

а) Пора, что железо:куй, поколе кипит!

б) Пора, что железо: куй, поколе кипит!

в) Пора, что железо: куй , поколе кипит!

г) Пора , что железо : куй , поколе кипит !

7. Таня набирает на компьютере очень длинное предложение. Курсор уже приблизился к концу строки, а девочка должна ввести ещё несколько слов. Что следует предпринять Тане для того, чтобы продолжить ввод предложения на следующей строке?

а) нажать клавишу Enter

б) перевести курсор в начало следующей строки с помощью курсорных стрелок

в) продолжать набор текста, не обращая внимания на конец строки, - на новую строку курсор перейдет автоматически

г) перевести курсор в начало следующей строки с помощью мыши

8. Что произойдёт при нажатии клавиши Enter, если курсор находится внутри абзаца?

а) курсор переместится на следующую строку абзаца

б) курсор переместится в конец текущей строки

в) абзац разобьётся на два отдельных абзаца

г) курсор останется на прежнем месте

9. Редактирование текста представляет собой:

а) процесс внесения изменений в имеющийся текст

б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла

в) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети

г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста

10. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено чёрточкой: МО|АНИТОР

Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

а) Delete

б) Backspace

н) Delete или Backspase

11. Положение курсора в слове с ошибкой отмечено «юртой ДИАГРАММ|МА

Чтобы исправить ошибку, следует нажать клавишу:

а) Delete

б) Backspace

в) Delete или Backspace

12. При работе с текстом клавиша Insert служит для:

а) переключения режима вставка/замена

б) переключения режима набора букв строчные/прописные

в) переключения раскладки клавиатуры русская/латинская

г) удаления символа слева от курсора

13. Чтобы курсор переместился в начало текста, нужно нажать:

а) Ctrl + Home

б) Esc

в) Caps Lock

г) Page Up

14. Фрагмент текста - это:

а)слово

б) предложение

в) непрерывная часть текста

г)абзац

15. Копирование текстового фрагмента в текстовом редакторе предусматривает в первую очередь:

а) выделение копируемого фрагмента

б) выбор соответствующего пункта меню

в) открытие нового текстового окна

16. Если фрагмент поместили в буфер обмена, то сколько раз его можно вставить в текст?

а) один

б) это зависит от количества строк в данном фрагменте

в) столько раз, сколько требуется

17. Буфер обмена - это:

а) раздел оперативной памяти

б) раздел жёсткого магнитного диска

в) часть устройства ввода

г) раздел ПЗУ

18. Для чего предназначен буфер обмена?

а) для длительного хранения нескольких фрагментов текста и рисунков

б) для временного хранения копий фрагментов или удалённых фрагментов

в) для исправления ошибок при вводе команд

г) для передачи текста на печать

19. Сколько слов будет найдено в процессе автоматического поиска в предложении: «Далеко за отмелью, в ельнике, раздалась птичья трель», если в качестве образца задать слово «ель»?

а) 0 6)1 в) 2 г)3

20. Для считывания текстового файла с диска необходимо указать:

а) размеры файла

б) имя файла

в) дату создания файла

21. В неком текстовом процессоре можно использовать только один шрифт и два варианта начертания - полужирное начертание и курсив. Сколько различных начертаний символов можно получить?

а) 2 6)3 в) 4 г) 6

22. Укажите «лишнее»:

а)вставка

б) изменение начертания

в) изменение цвета

г) выравнивание

23. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём следующего высказывания Жан-Жака Руссо:

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один.

а) 92 бита 6) 220 битов в) 456 битов г) 512 битов

24. Считая, что каждый символ кодируется в кодировке Unicode, оцените информационный объём следующей фразы:

В шести литрах 6000 миллилитров.

а) 1024 байта б) 1024 бита в) 512 байтов г) 512 битов

25. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения на русском языке, первоначально записанного н 16-битоиом коде Unicode, к 8-битоную кодировку

КОИ-8. При этом информационное сообщение уменьшилось ни 800 битов. Какова длина сообщения в символах?

а) 50 6) 100 в) 200 г) 800

26. Для хранения текста в восьмибитовой кодировке требуется 10 Кбайт. Сколько страниц займет этот текст, если на странице размещается 40 строк по 64 символа в строке?

а) 4 6)40 в) 160 г) 256

27. Этап подготовки текстового документа, на котором он заносится во внешнюю память, называется:

а) копированием

б) сохранением

в) форматированием

г) вводом

28. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве в виде:

а) файла

б) таблицы кодировки

в) каталога

г) папки

29. Какой из представленных ниже форматов не относится к форматам файлов, в которых сохраняют текстовые документы?

а)ТХТ 6)DOC b)ODT г) RTF д)РРТ

Ключи

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Ответ

а

а

а

а

в

б

в

в

а

а

в

а

а

в

а

в

а

б

г

а

в

б

в

г

г

б

б

а

д

Контрольная работа № 5 «Мультимедиа»

Вариант - 1

  1. Что такое мультимедиа? Каковы основные составляющие мультимедиа?

  2. Вычислите, сколько байтов занимает на CD одна минута стереозаписи (частота дискретизации - 44000, разрядность 16 битов). Какова максимальная продолжительность стереозаписи на диске емкостью 700 Мб?

  3. Что такое дискретизация звука?

  4. От чего зависит качество преобразования непрерывного звукового сигнала в дискретный сигнал.

  5. Что такое презентация?

Контрольная работа № 5 «Мультимедиа»

Вариант - 2

  1. Что такое мультимедиа? Где применяется технология мультимедиа?

  2. Вычислите, какое количество информации содержит 1,5 - часовой цветной фильм, если один его кадр содержит около мегабайта информации, а за1 секунду сменяется 25 кадров.

  3. Для чего служит звуковая карта?

  4. Каковы особенности мультимедийных продуктов?

  5. Что такое компьютерная презентация?

Перечень учебно-методических средств обучения


Литература

  1. «Информатика и ИКТ» 8-й класс. Учебник. Автор Босова Л.Л. -М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012 год.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов, М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012 год.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Информатика и ИКТ: практикум. Авторы: Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011 год.

  5. Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса metodist.lbz.ru.

  6. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2 - 11 классы сост.: М.Н. Бородин. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2012 год.

Оборудование и приборы

  1. Классная доска

  2. Компьютер или ноутбук

  3. Проектор

  4. Интерактивная доска








© 2010-2022