• Преподавателю
  • Информатика
  • ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы информационных технологий по специальности среднего профессионального образования 230401. 51 Информационные системы

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы информационных технологий по специальности среднего профессионального образования 230401. 51 Информационные системы

Программа учебной дисциплины "ОСНОВЫ информационных технологий" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401.51 Информационные системы.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, из них лабораторных занятий 116 часов;самостоятельной работы обу...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Выксунский металлургический колледж»









ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы информационных технологий

по специальности среднего профессионального образования

230401.51 Информационные системы




















г. Выкса

2014г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401.51 Информационные системы.

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Выксунский металлургический колледж»

Разработчики:

Йулдошова Т.А. - преподаватель ГБОУ СПО «Выксунский металлургический колледж»












СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



































  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Технические средства информатизации

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401.51 Информационные системы.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;

  • работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

  • работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок.

знать:

  • основные понятия: информация и информационные технологии;

  • технологии сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации;

  • классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;

  • общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;

  • назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;

  • процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;

  • периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;

  • операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы выполнения файлами;

  • локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;

  • поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;

  • идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;

  • общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;

  • информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, из них лабораторных занятий 116 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 59 часов.













  1. Структура и содержание учебной дисциплины


  1. 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия

116

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы

59

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические средства информатизации»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Введение в дисциплину. Учебная дисциплина, ее основные задачи и связь с другими дисциплинами.

1


Раздел 1

Средства информатизации

86


Тема 1.1.

Информация. Двоичное кодирование информации

Понятие информации и свойства информации. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.

2

2

Определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.

2

2

Понятие системы счисления. История развития систем счисления.

2

2

Позиционные и непозиционные системы счисления.

2

2

Перевод чисел в позиционных системах счисления.

2

2

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

2

2

Представление и обработка чисел в компьютере.

2

2

Формы представления чисел. Естественная форма. Форма с плавающей точкой.

2

2

Преобразование чисел из естественной формы в нормализованную.

2

2

Кодирование чисел. Целые без знака. Целые со знаком.

2

2

Прямой код. Дополнительный код. Обратный код. Вещественные числа.

2

2

Представление символьной, графической и звуковой информации. Представление текстовой информации, кодировки: ASCII, КОИ-8, Windovs-1251, Unicode.

2

2

Представление графической информации, дискретизация изображения. Векторные и растровые изображения. Квантование цвета. Цветовые модели. Представление звуковой информации, звукозапись. Квантование звука. Принципы компьютерного воспроизведения.

2

2

Тема 1.2.

Логические основы устройства компьютера

Логические схемы.

2

2

Логическая схема полусумматора, сумматора.

2

2

Структурная схема сумматора.

2

2

Задачи анализа и синтеза схем.

2

2

Тема 1.3

Основы алгоритмизации и объектно -ориентированного программирования

Основные типы алгоритмических структур: линейные, разветвляющиеся, циклические.

2

2

Рекурсивные алгоритмы. Разработка алгоритмов.

2

2

Простейшие алгоритмы и запись их в графическом представлении.

2

2

История развития языков программирования. Классификация языков программирования.

2

2

Метаязыки описания языков программирования. Грамматика языка программирования.

2

2

Тема 1.4

Компьютер и программное обеспечение

Персональный компьютер и его секторы. История отечественной вычислительной техники.

2

2

Архитектура персонального компьютера. Принципы и архитектура Джона фон Неймана.

2


Принцип открытой архитектуры. Системная плата ПК. Шина. Центральный процессор ПК.

2

2

Виды памяти персонального компьютера. Организация памяти ПК, иерархическая структура памяти.

2

2

Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. Назначение и виды периферийных устройств.

2

2

Программное обеспечение: определение, состав, структура. Назначение. Классификация ПО. Характеристика программных средств.

2

2

Виды инструментальных программ. Системные программы. Операционные системы. Драйверы. Утилиты. Назначение.

2

2

Прикладные программы. Виды прикладных программных продуктов, назначение.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1, выполнение индивидуальных заданий.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Определение свойств информации.

  2. Составление схемы «Классификация информационных технологий по сферам применения»

  3. Составление памятки и/или таблицы и/или конспекта «Классификация ЭВМ и определение их технических характеристик»

  4. Составление опорного конспекта «Поколения ЭВМ»

  5. Написание доклада «Общие принципы работы ЭВМ (принципы Ч. Бэббиджа и Дж. фон Неймана)»

  6. Составление опорного конспекта «Архитектуры ЭВМ. Принцип открытой архитектуры»

  7. Определение перечня носителей информации: их видов и принципов хранения информации для каждого.

  8. Составление опорного конспекта «Логическая и физическая структуры дисков»

  9. Изучение зон клавиатуры, назначения и эффективных приемов работы с клавиатурой.

  10. Составление списка программных средств для каждого вида ПО: системного, прикладного и инструментального.

26

3

Раздел 2

Информационные и коммуникационные технологии

89


Тема 2.1

Графические редакторы

Технологии и системы обработки графической информации. Системы компьютерной графики и их функциональные возможности. Графические форматы.

2

2

Тема 2.2

Текстовые редакторы

Технология обработки текстовых документов. Форматы текстовых документов. Структура окна. Режимы работы. Настройки программы и ее интерфейса. Установка параметров MS Word. Основные виды работ (загрузка, создание, сохранение, закрытие документа). Установка параметров страниц. Печать

2

2

Форматирование данных. Ввод текста в документ. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре. Редактирование текста. Перемещение по документу. Колонтитулы. Вставка номеров страниц.

2

2

Работа с таблицами. Создание пустой таблицы. Ввод информации в таблицу. Форматирование таблицы. Изменение ширины столбца, высоты строки, размеров ячейки. Изменение числа строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Разбиение таблицы. Преобразование готового текста в таблицу и таблицы в текст. Сортировка записей. Фиксация заголовков таблиц. Автоформат таблицы. Вставка формул

2

2

Сервисные функции.

Закладки. Автозамена. Автотекст. Автоформат. Автоперенос.

Работа с объектами в тексте.

Виды работ с внедренными объектами. Использование рисунков из коллекции Clipart. Внедрение графики в документ. Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе. Использование панели Рисование. Вставка объектов из WordArt. Редактор математических формул.

2

2

Тема 2.3

Табличные редакторы

Электронные таблицы (ЭТ): назначение, возможности, принципы устройства, область применения. Табличный процессор. Базовые элементы программы. Печать рабочих книг, листов. Имитация печати.

2


2

Ввод данных и редактирование данных Ячейка. Структура ячейки. Содержимое ячеек. Ввод данных в рабочую таблицу. Редактирование данных. Перемещение по рабочему листу, книге.

2

2

Блоки данных и рабочие листы Блоки данных. Способы выделения на рабочем листе. Работа с блоками. Копирование значений. Автозаполнение. Прогрессии. Операции с рабочими листами.

2

2

Форматирование ЭТ. Форматирование ячеек. Форматирование таблицы, шрифта. Автоформатирование. Выравнивание. Длинные надписи. Ориентация текста. Объединение и разбиение ячеек. Формат числа. Типы и форматы данных в электронных таблицах. Округление чисел. Пользовательские форматы.Условное форматирование

2

2

Формулы и функции в ЭТ. Создание формул. Арифметические формулы. Копирование формул. Заполнение диапазона формулой. Функции. Вставка функций. Мастер функций. Логические выражения. Адресация. Абсолютная и относительная адресация. Смешанная адресация. Имена. Использование имен при наборе формул. Глобальные и локальные имена в рабочей книге. Ссылка на имя в другой книге.

2

2

Графическое представление данных в ЭТ. Диаграммы. Мастер диаграмм. Создание диаграмм и графиков. Сохранение и печать диаграмм. Настройка диаграммы. Добавление данных на диаграмму.

2

2

Тема 2.4

Программы подготовки презентаций

Презентации: назначение, виды, область применения. Системы подготовки презентации. Создание презентаций. Технология создания презентаций. Режимы создания слайдов. Создание слайдов в различных режимах. Разметка слайдов. Сохранение презентации, слайдов

2

2

Ввод и редактирование данных Ввод, редактирование текста на слайдах. Форматирование текста слайдов (символов, абзацев). Форматирование слайдов, презентаций

2

2

Вставка объектов. Работа с панелью инструментов Рисование. Вставка таблиц и объектов.

2

2

Создание эффектов анимации. Применение анимационных эффектов в презентации. Настройка анимации. Создание специальных эффектов.

2

2

Подготовка к демонстрации презентации. Смена слайдов. Настройка смены слайдов. Настройка презентаций. Настройка времени. Звукозапись.

Звуковые переходы. Демонстрация слайдов

2

2

Тема 2.5

Базы данных

Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Основные понятия. Данные: понятие, модели. Базы данных (БД): виды, назначение, организация, область применения. Реляционная модель БД

2

2

Система управления базами данных. Разработка БД. Создание БД. Создание таблиц в СУБД. Режимы. Создание таблиц с использованием Мастера таблиц. Создание таблиц путем ввода данных. Создание таблиц в режиме конструктора. Работа с полями. Форматы полей

2

2

Построение связей. Типы запросов. Обработка данных. Построение запросов в режиме конструктора. Построение запросов с помощью Мастера. Вычисляемые поля. Групповые операции. Перекрестные запросы. Свойства запросов Сортировка. Фильтрация.

2

2

Виды работ. Виды форм. Создание однотабличной формы. Редактирование форм. Подчиненные формы. Условное форматирование. Отчеты в БД Отчеты: основные элементы, возможности. Создание отчетов Печать отчетов. Создание отчета с подчиненной частью. Построение отчетов, включающих диаграммы, рисунки. Сжатие данных. Проведение анализа таблиц. Обновление данных в БД. Работа с данными из внешних источников.

2

2

Тема 2.6

Коммуникационные технологии

Компьютерные сети: назначение, виды, использование. Виды компьютерных сетей. Способы управления, право собственности. Топология компьютерных сетей. Функциональные роли компьютеров в сети

2

2

Методы передачи данных. Компоненты сети. Общая схема системы передачи информации. Каналы передачи данных. Кабельные и беспроводные линии связи. Характеристики. Аппаратура линий связи. Устройства соединения компьютерных сетей.

2

2

Локальные сети: протоколы, стандарты. Логическая структуризация сети: причины, аппаратные средства (мосты, коммутаторы, маршрутизаторы).

2

2

Сетевое программное обеспечение (серверное и клиентское). Стандартные роли сервера.

Типовые задачи администрирования. Идентификация и авторизация пользователей сети. Сохранение и восстановление паролей пользователей.

2

2

Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет): назначение, структура, технологии доступа. Особенности глобальной сети. Протокол TCP. Протокол IP. Подключение к Интернету. Подключения удаленного доступа. Методы удаленного доступа.

2

2

Службы Интернета Терминальный режим. Электронная почта. Служба телеконференций Usenet. Служба имен доменов. Служба передачи файлов. Службы IRC и ICQ). Служба WorldWideWeb (WWW). Организация работы службы Поиск информации в Интернете.

2

2

Гипертекстовая система WorldWideWeb (WWW). Гипертекстовые способы хранения и представления информации. Универсальный указатель ресурсов (URL). Языки разметки документов.

2

2

Тема 2.7

Информационная безопасность

Информационная безопасность Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам. Установка паролей. Использование средств ОС для защиты информации. Поиск и удаление вирусов.

2

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2, выполнение индивидуальных заданий.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Составление памятки и/или таблицы и/или конспекта по теме: Дополнительные возможности текстового редактора.

  2. Создание и использование макросов для автоматизации часто выполняемых задач в ЭТ.

  3. Конвертирование презентации.

  4. Проведение анализа данных и работа в справочной системе СУБД.

  5. Написание реферата на одну из тем:

а) Эволюция вычислительных сетей.

б) Понятие «открытая система» (модель ISO/OSI).

в) История создания и развития сети Интернет.

г) Технология «клиент-сервер».

д) Службы (сервисы) Интернета.

е) Поисковые механизмы в Интернете.

ж) Сетевой и почтовый этикет.

  1. Определение адреса компьютера.

3. Настройка браузера.

4. Проектирование web-страниц.

5. Написание реферата на одну из тем:

а) Компьютерные вирусы и способы защиты от них.

б) Резервное копирование.

в) Восстановление данных

33

3

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет



Всего

117


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса

Оборудование и рабочих мест компьютерного класса:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению практических работ.

Технические средства обучения:

- сетевой обучающий класс с лицензионным программным обеспечением, с выходом в сеть Интернет;

- мультимедиапроектор;

- документ камера;

- сканер;

- интерактивная доска;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Огнева М.В., Федорова А.Г., Шуринова Е.В. Основы информационных технологий Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Саратов: "Научная книга", 2009. Ч .1.

  2. Острейковский В.А. Информатика Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.:Высш. шк., 2009.

  3. Е.В.Михеева Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2010

  4. Е.В.Михеева Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2009

  5. М.Ю. Свиридова Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2007

Дополнительная источники:

  1. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Угринович Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  3. Информатика. Базовый курс / под ред.С. В.Симоновича. -Изд. 2-е. - СПб: Питер, 2010.

  4. Акулов О. А., Медведев Н. В. Информатика: базовый курс. - Изд. 2-е. - М.: Омега-Л, 2009.

  5. Могилев А. В. и др. Информатика: учебн. пособие, под ред. Е. К. Хеннера. - Изд. 2-е. - М.: Академия, 2008. 6. Могилев, А. В.и др. Практикум по информатике: учебн. пособие, под ред. Е.К. Хеннера. - Изд. 2-е. - М.: Академия, 2008.

Интернет-источники:

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: window.edu.ru/window, свободный. - Загл. с экрана.

  2. Российская национальная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nlr.ru/lawcenter, свободный. - Загл. с экрана.

  3. Электронные библиотеки России /pdf учебники студентам [Электронный ресурс]. - Режим доступа : gaudeamus.omskcity.com/my_PDF_library.html, свободный. - Загл. с экран.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;

текущий контроль: оценка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

Знания:

основные понятия: информация и информационные технологии; технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации

текущий контроль: устный (и/или письменный) опрос, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов

текущий контроль: устный (и/или письменный) опрос, тестирование, оценка выполнения практических работ

общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера

текущий контроль: устный (и/или письменный) опрос, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, тестирование

назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть WorldWideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение

текущий контроль: оценка решения ситуативных задач, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ

информационная безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

текущий контроль: устный (и/или письменный) опрос, экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ, тестирование, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Разработчики:

ГБОУ СПО ВМК преподаватель математического и общего

естественнонаучного цикла Йулдошова Т.А.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


© 2010-2022