- Преподавателю
- Информатика
- Статья на тему Опыт создания рабочей программы
Статья на тему Опыт создания рабочей программы
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисовенко Н.В. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Наталья Викторовна Лисовенко
учитель информатики
Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 19 г. Новороссийск
Создание рабочей программы по информатике и ИКТ
с учетом требований ФГОС
В настоящее время рабочая программа учителя является неотъемлемой частью его деятельности и необходимым помощником педагога. Но создание рабочей программы учителем - трудоёмкий и сложный процесс, особенно для педагогов с небольшим стажем работы в школе. В данной статье осуществлено описание собственного опыта по созданию рабочей программы по предмету информатика и ИКТ с учетом требований Федерального Государственного общеобразовательного стандарта для ступени 5-9 класс общеобразовательной школы № 19 города Новороссийска.
Рабочая программа - это основной документ учителя, создаваемый индивидуально каждым педагогом и утверждаемый педагогическим советом школы в начале учебного года, но не позднее 10 сентября. Она создается на основе примерной основной образовательной программы по предмету и Государственных стандартов. В рабочей программе, наряду с содержанием дисциплины информатика и ИКТ, определяется структура данного предмета, и количество часов, отведенных на изучение информатики и ИКТ на каждой ступени обучения. Так же, в рабочую программу вносятся результаты освоения предмета учениками, которые планируется достичь в результате учебной деятельности с учетом вида и типа образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса, и указание условий, существующих в образовательном учреждении для изучения предмета. Одним из требований к рабочей программе является наличие двух уровней результатов обучения ребенка к каждому разделу учебной программы: базового («Выпускник научится») и повышенного («Выпускник получит возможность научиться»). Общее количество часов, предусмотренных на изучение данного предмета, должно совпадать с количеством часов, предусмотренных в рамках примерной основной образовательной программы.
При создании рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» в МАОУ СОШ № 19 г. Новороссийска большое внимание было уделено выбору учебника, так как, согласно ФГОС, необходимо, что бы учебник, используемый общеобразовательной организацией в учебном процессе, входил в Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 год. Для нашей общеобразовательной школы оптимальным оказался учебник Л.Л. Босовой «Информатика» для 5-9 классов. В настоящее время ученики нашей школы проходят обучение информатике именно по этому учебнику.
Структура рабочей программы, разработанной в соответствии с ФГОС, должна иметь следующий вид:
-
Титульный лист.
Включает полное наименование общеобразовательного учреждения, название предмета, уровень изучения данного предмета, класс, фамилию, имя, отчество учителя, год составления рабочей программы.
-
Пояснительная записка.
Необходимым элементом является указание нормативных актов, на основе которых создана рабочая программа, цели и задачи обучения информатике и ИКТ, общая характеристика программы, количество часов, отведенных на изучение предмета, виды и формы осуществления контроля знаний, результаты обучения, используемые учебные пособия.
-
Общая характеристика учебного курса «Информатика и ИКТ».
В данный раздел рабочей программы необходимо внести информацию об учебном предмете информатика и ИКТ, наименование разделов учебной программы, их характеристика, результаты освоения учебного курса, система оценки работы учащихся, перечень контрольных и практических работ по предмету.
-
Место курса в базисном учебном плане.
Включает сведения о реализации обучения данному предмету в нашей школе, количество часов, предусмотренных для информатики и ИКТ в неделю, общее количество часов за учебный год и т.д.
-
Результаты освоения курса.
В данный раздел рабочей программы вносится информация о планируемых результатах освоения предмета двух уровней (базового и повышенного), личностные, предметные и метапредметные показатели учебной деятельности для каждого раздела программы обучения. Минимальные результаты освоения предмета «Информатика и ИКТ» в обязательном порядке должны соответствовать Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам.
-
Содержание курса.
Этот раздел является основным в рабочей программе. Он включает в себя подробное описание содержания курса «Информатика и ИКТ» по каждому разделу и по каждой теме согласно КТП. Содержание курса должно отражать обязательный минимум примерной основной образовательной программы Государственного общеобразовательного стандарта.
-
Календарно-тематическое планирование.
Оформление КТП производится в виде таблицы, в которую включается следующая информация: раздел учебной программы, количество часов, отведенных на изучение данного раздела, темы уроков, темы практических и контрольных работ, определение основных видов деятельности на уроке, планируемые даты проведения занятий, фактические даты проведения занятий, а также универсальные учебные действия, формируемые в результате образовательного процесса.
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Данный раздел рабочей программы учителя формируется с учетом той материально-технической и учебно-методической базы, которая присутствует в конкретном учебном заведении. Необходимо составить полный перечень пособий, учебников, мультимедийных и других ресурсов (с указанием количества), которые есть в наличии и могут быть использованы при подготовке к уроку и при проведении урока педагогом.
-
Планируемые результаты изучения курса.
В данный раздел вносится информация о требованиях к уровню подготовки учащихся. Необходимо учитывать тот факт, что данные требования формируются на основе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта и примерной рабочей программы, поэтому результаты обучения учеников данному курсу не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. Планируемые результаты изучения курса должны определять уровень достижений детей, быть понятными для учащихся и подлежащими оценке.
Кроме того, существуют общие требования к оформлению рабочей программы. Текст данного документа должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Office Word. Шрифт, используемый при наборе текста - Times New Roman, кегль 14, одинарный или полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине. Обязательным является указание списка использованных ресурсов, в который, в алфавитном порядке, вносят все использованные источники информации.
Все эти требования были учтены при создании рабочей программы по информатике и ИКТ в МАОУ СОШ № 19 города Новороссийска. Данный документ успешно прошёл рассмотрение методическим объединением школы, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем утвержден решением педагогического совета школы.
Таким образом, этап работы учителя по созданию рабочей программы является основополагающим в деятельности педагога. От того, насколько правильно, глубоко и содержательно составлена рабочая программа, зависит вся дальнейшая образовательная деятельность учителя. Поэтому очень важно обратить особое внимание на составление этого документа и добиться того, чтобы рабочая программа педагога соответствовала всем требованиям Федерального Государственного общеобразовательного стандарта.
Список использованных ресурсов:
-
Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями на 6 апреля 2015 года)
-
минобрнауки.рф/документы
-
school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-prog
-
kkidppo.ru/sites/default/files/metodicheskie_rekomendacii_informatika_2014-2015_0.pdf
-
kabmuz.elanskaya.edusite.ru/p3aa1.html