Статья на тему Опыт создания рабочей программы

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наталья Викторовна Лисовенко

учитель информатики

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение Общеобразовательная школа № 19 г. Новороссийск

Создание рабочей программы по информатике и ИКТ

с учетом требований ФГОС


В настоящее время рабочая программа учителя является неотъемлемой частью его деятельности и необходимым помощником педагога. Но создание рабочей программы учителем - трудоёмкий и сложный процесс, особенно для педагогов с небольшим стажем работы в школе. В данной статье осуществлено описание собственного опыта по созданию рабочей программы по предмету информатика и ИКТ с учетом требований Федерального Государственного общеобразовательного стандарта для ступени 5-9 класс общеобразовательной школы № 19 города Новороссийска.

Рабочая программа - это основной документ учителя, создаваемый индивидуально каждым педагогом и утверждаемый педагогическим советом школы в начале учебного года, но не позднее 10 сентября. Она создается на основе примерной основной образовательной программы по предмету и Государственных стандартов. В рабочей программе, наряду с содержанием дисциплины информатика и ИКТ, определяется структура данного предмета, и количество часов, отведенных на изучение информатики и ИКТ на каждой ступени обучения. Так же, в рабочую программу вносятся результаты освоения предмета учениками, которые планируется достичь в результате учебной деятельности с учетом вида и типа образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса, и указание условий, существующих в образовательном учреждении для изучения предмета. Одним из требований к рабочей программе является наличие двух уровней результатов обучения ребенка к каждому разделу учебной программы: базового («Выпускник научится») и повышенного («Выпускник получит возможность научиться»). Общее количество часов, предусмотренных на изучение данного предмета, должно совпадать с количеством часов, предусмотренных в рамках примерной основной образовательной программы.

При создании рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» в МАОУ СОШ № 19 г. Новороссийска большое внимание было уделено выбору учебника, так как, согласно ФГОС, необходимо, что бы учебник, используемый общеобразовательной организацией в учебном процессе, входил в Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 год. Для нашей общеобразовательной школы оптимальным оказался учебник Л.Л. Босовой «Информатика» для 5-9 классов. В настоящее время ученики нашей школы проходят обучение информатике именно по этому учебнику.

Структура рабочей программы, разработанной в соответствии с ФГОС, должна иметь следующий вид:

  1. Титульный лист.

Включает полное наименование общеобразовательного учреждения, название предмета, уровень изучения данного предмета, класс, фамилию, имя, отчество учителя, год составления рабочей программы.

  1. Пояснительная записка.

Необходимым элементом является указание нормативных актов, на основе которых создана рабочая программа, цели и задачи обучения информатике и ИКТ, общая характеристика программы, количество часов, отведенных на изучение предмета, виды и формы осуществления контроля знаний, результаты обучения, используемые учебные пособия.

  1. Общая характеристика учебного курса «Информатика и ИКТ».

В данный раздел рабочей программы необходимо внести информацию об учебном предмете информатика и ИКТ, наименование разделов учебной программы, их характеристика, результаты освоения учебного курса, система оценки работы учащихся, перечень контрольных и практических работ по предмету.

  1. Место курса в базисном учебном плане.

Включает сведения о реализации обучения данному предмету в нашей школе, количество часов, предусмотренных для информатики и ИКТ в неделю, общее количество часов за учебный год и т.д.

  1. Результаты освоения курса.

В данный раздел рабочей программы вносится информация о планируемых результатах освоения предмета двух уровней (базового и повышенного), личностные, предметные и метапредметные показатели учебной деятельности для каждого раздела программы обучения. Минимальные результаты освоения предмета «Информатика и ИКТ» в обязательном порядке должны соответствовать Федеральным Государственным общеобразовательным стандартам.

  1. Содержание курса.

Этот раздел является основным в рабочей программе. Он включает в себя подробное описание содержания курса «Информатика и ИКТ» по каждому разделу и по каждой теме согласно КТП. Содержание курса должно отражать обязательный минимум примерной основной образовательной программы Государственного общеобразовательного стандарта.

  1. Календарно-тематическое планирование.

Оформление КТП производится в виде таблицы, в которую включается следующая информация: раздел учебной программы, количество часов, отведенных на изучение данного раздела, темы уроков, темы практических и контрольных работ, определение основных видов деятельности на уроке, планируемые даты проведения занятий, фактические даты проведения занятий, а также универсальные учебные действия, формируемые в результате образовательного процесса.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Данный раздел рабочей программы учителя формируется с учетом той материально-технической и учебно-методической базы, которая присутствует в конкретном учебном заведении. Необходимо составить полный перечень пособий, учебников, мультимедийных и других ресурсов (с указанием количества), которые есть в наличии и могут быть использованы при подготовке к уроку и при проведении урока педагогом.

  1. Планируемые результаты изучения курса.

В данный раздел вносится информация о требованиях к уровню подготовки учащихся. Необходимо учитывать тот факт, что данные требования формируются на основе Федерального Государственного общеобразовательного стандарта и примерной рабочей программы, поэтому результаты обучения учеников данному курсу не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. Планируемые результаты изучения курса должны определять уровень достижений детей, быть понятными для учащихся и подлежащими оценке.

Кроме того, существуют общие требования к оформлению рабочей программы. Текст данного документа должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Office Word. Шрифт, используемый при наборе текста - Times New Roman, кегль 14, одинарный или полуторный межстрочный интервал, выравнивание по ширине. Обязательным является указание списка использованных ресурсов, в который, в алфавитном порядке, вносят все использованные источники информации.

Все эти требования были учтены при создании рабочей программы по информатике и ИКТ в МАОУ СОШ № 19 города Новороссийска. Данный документ успешно прошёл рассмотрение методическим объединением школы, согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем утвержден решением педагогического совета школы.

Таким образом, этап работы учителя по созданию рабочей программы является основополагающим в деятельности педагога. От того, насколько правильно, глубоко и содержательно составлена рабочая программа, зависит вся дальнейшая образовательная деятельность учителя. Поэтому очень важно обратить особое внимание на составление этого документа и добиться того, чтобы рабочая программа педагога соответствовала всем требованиям Федерального Государственного общеобразовательного стандарта.

Список использованных ресурсов:

  1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями на 6 апреля 2015 года)

  2. минобрнауки.рф/документы

  3. school.umk-spo.biz/articles/docdis/pab-prog

  4. kkidppo.ru/sites/default/files/metodicheskie_rekomendacii_informatika_2014-2015_0.pdf

  5. kabmuz.elanskaya.edusite.ru/p3aa1.html



© 2010-2022