- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа «Информатика и ИКТ»
Рабочая программа «Информатика и ИКТ»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фадеева Е.А. |
Дата | 20.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники
имени А.И.Полежаева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
2013 г.
О
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
_______________ Л.В.Филютина
Директор техникума, к.т.н.
______________ В.В.КонаковДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией
«Информационные технологии»
Председатель ПЦК
____________ Мордашева Т.Ю.
Протокол __________
от «____» ___________ 20__ г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - ФГОС) по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Разработчик:
Фадеева Е.А., преподаватель технических дисциплин, ГБОУ РМ СПО Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева
Рецензенты:
Смольянов А.Г., зав.кафедрой технологий программирования, доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им.Н.П.Огарева»
Романова О.В., преподаватель ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
обрабатывать текстовую и числовую информацию;
-
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
-
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ;
-
составлять и отлаживать программы на языке Basic с применением ветвлений, цикла и массивов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
назначение и виды информации;
-
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;
-
технические средства реализации информационных процессов;
-
программные средства реализации информационных процессов;
-
технологию использования и разработку информационных систем;
-
телекоммуникационные технологии;
-
операторы и структуру языка программирования Basic.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
141
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
в том числе:
лабораторные работы
26
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46
в том числе:
разработка плакатов
8
работа с основной и дополнительной литературой
27
рефераты
11
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Информация и информационные процессы
9
Тема 1.1.Введение. Понятие информации
Понятие и свойства информации. Теория информации. Содержание и структура информатики.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 1.2. Информационные процессы
Представление информации. Измерение информации. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
3
Тема 1.3. Принцип обработки информации в ПК
Принцип обработки текстовой информации. Принцип обработки графической информации. Принцип обработки звуковой информации.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Раздел 2.Технические средства реализации информационных процессов
17
Тема 2.1. История развития вычислительной техники
ЭВМ на электронных лампах. ЭВМ на транзисторах. ЭВМ на основе интегральных схем. ЭВМ на основе микропроцессоров.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему «История развития вычислительной техники»
2
Тема 2.2. Архитектура ПК
Понятие «архитектура». Архитектура Чарльза Беббиджа. Архитектура Джон фон Неймана. Архитектура будущего.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 2.3. Функциональная схема ЭВМ
Схема персонального компьютера. Системная плата. Процессор. Системная шина.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 2.4. Системный блок
Корпус. Блок питания. Материнская плата. Процессор. Видеокарта. Оперативная память. Звуковая карта. HDD. Оптические приводы.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 2.5.Периферийные устройства
Устройства ввода данных. Устройства вывода данных. Устройства хранения данных. Устройства обмена данных.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему: «Периферийные устройства»
2
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
10
Тема 3.1 Классификация программных средств
Понятие «программное обеспечение». Системное ПО. Прикладное ПО. Системы программирования
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 3.2. Защита информации
Информационная безопасность. Виды несанкционированного доступа. Обеспечение безопасности информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерный вирус. Виды компьютерных вирусов. Защита от компьютерных вирусов.
2
3
Лабораторная работа
Системное ПО
2
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему: «Вирусы и антивирусные программы»
3
Раздел 4. Технологии использования и разработки информационных систем
36
Тема 4.1. Понятие информационной системы, классификация информационных систем
Понятие «информационная система». История развития информационной системы. Классификация информационной системы. Структура информационной системы. Разновидности информационных систем.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.2. Интернет как глобальная информационная система. Организация локальных и глобальных сетей.
Аппаратные средства локальной сети. Топологии сети. Организация передачи данных в сети. История развития глобальных сетей. Аппаратные средства Интернета. Каналы связи. Программное обеспечение Интернета. Службы Интернета.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.3. Web-сайт -гиперструктура данных.
Публикации в Интернете. Средства создания Web-страниц. Проектирование Web-страниц. Размещение Web-сайта на сервере.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
3
Тема 4.4.Компьютерный текстовый документ как структура данных
Виды текстовых документов. Возможности текстовых документов. Интерфейс программы. Метод создания сносок, колонтитулов, гиперссылок, списка, формулы в различных текстовых редакторах.
2
3
Лабораторная работа
Ввод, редактирование и форматирование текстовых документов
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.5. Электронные таблицы
Виды электронных таблиц. Возможности электронных таблиц. Интерфейс программы. Построение графиков функций в электронных таблицах. Обработка числовых данных в электронных таблицах. Электронные таблицы как базы данных.
2
3
Лабораторная работа
Применение электронных таблиц для расчетов. Обработка данных.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему: «Современные видеоустройства»
2
Тема 4.6. База данных - основа информационной системы
Понятие «база данных». Модели баз данных. Особенности реализации реляционной модели баз данных. Системы управления базами данных.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.7. Логические условия выбора данных
Понятие «условие выбора». Логическая величина. Логическое выражение. Операции отношения. Логические операции. Простое логическое выражение. Сложное логическое выражение.
2
3
Лабораторная работа
Проектирование многотабличной базы данных
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.8. Мультимедийные технологии
Виды мультимедийных технологий. Особенности работы с презентациями: создание слайдов, вставка формул, диаграмм, музыки, эффектов анимации.
2
3
Лабораторная работа
Создание презентаций
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 4.9. Информация, информационные процессы, информационные системы
Сравнение способа обработки различных видов информации в ПК. Сравнительная характеристика информационных систем. Отличие информационных систем от информационных процессов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Раздел 5. Алгоритмизация
18
Тема 5.1 Моделирование и формализация
Понятие «модель» и «моделирование». Виды моделей. Этапы построения компьютерной модели.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 5.2. Алгоритм как модель деятельности
Содержание учебного материала
2
3
Понятие «алгоритм». Объект моделирования. Формы представления алгоритмов. Трассировка алгоритма.
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат на тему: «История возникновения алгоритма»
2
Тема 5.3. Линейные алгоритмы
Понятие «линейный алгоритм». Структура линейного алгоритма. Блок-схема линейного алгоритма. Свойства алгоритма.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 5.4. Разветвляющиеся алгоритмы
Понятие «разветвляющийся алгоритм». Структура разветвляющегося алгоритма. Блок-схема разветвляющегося алгоритма.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 5.5. Циклические алгоритмы
Понятие « циклический алгоритм». Структура циклического алгоритма. Блок-схема циклического алгоритма.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Плакат на тему: «Алгоритмы»
3
Раздел 6. Программирование
51
Тема 6.1. Классификация языков программирования
Виды языков программирования. История создания языков программирования. Сферы применения языков программирования. Особенности реализации программ.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Плакат на тему: «Языки программирования»
3
Тема 6.2. Основные элементы языка Basic
Общая характеристика алгоритмического языка Basic.Символы языка Basic. Простейшие конструкции языка: числа, переменные, стандартные функции, арифметические выражения.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.3. Операторы языка Basic.
Оператор присваивания. Оператор безусловного перехода. Операторы цикла. Оператор- комментарий. Операторы ввода-вывода.
2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой. Плакат на тему: «Операторы языка программирования»
2
Тема 6.4. Организация линейных программ
Структура программы. Метод составление алгоритма для линейной программы. Метод составления линейной программы.
2
2
Лабораторная работа
Составление и отладка линейных программ.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.5. Разработка разветвляющихся программ
Структура программы. Метод составление алгоритма для разветвляющихся программ. Метод составления разветвляющейся программы.
2
2
Лабораторная работа
Составление и отладка разветвляющихся программ
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.5. Разработка циклических программ
Структура программы. Метод составление алгоритма для циклических программ. Метод составления циклических программ.
2
2
Лабораторная работа
Составление и отладка циклических программ.
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.6. Одномерный массив
Определение массива. Переменная с индексами. Описание массива. Схема алгоритма одномерных массивов.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.7. Организация ввода-ввода элементов массива
Структура программы для ввода-вывода элементов массива. Методы ввода-вывода элементов массива. Примеры решения задач с использованием массивов.
2
3
Лабораторные работы
Ввод-вывод элементов массива
Составление и отладка программ с одномерными массивами
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.7. Двумерный массив
Структура программы для ввода-вывода двумерного массива. Методы ввода-вывода элементов двумерного массива. Примеры решения задач с использованием двумерных массивов.
2
3
Лабораторная работа
Составление и отладка программ с двумерными массивами
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.8. Операторы машинной графики
Структура программы для построения геометрических фигур. Методы построения геометрических фигур. Примеры решения задач с использованием операторов машинной графики.
2
2
Лабораторные работы
Создание графических изображений
Решение задач
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Тема 6.9. Современные информационно-компьютерные технологии
Современные аппаратные устройства. Современное программное обеспечение.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с основной и дополнительной литературой
1
Итого
141
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»
Технические средства обучения:
-
персональный компьютер;
-
интерактивная доска;
-
видеопроектор;
-
аудиоустройства (колонки, микрофон).
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-
посадочные места и персональный компьютер по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя с персональным компьютером;
-
интерактивная доска;
-
видеопроектор;
-
аудиоустройства (колонки, микрофон);
-
операционные системы семейства Windows XP/Vista;
-
альтернативная операционная система Mac OS X;
-
пакет программ Microsoft Office 2003|2007;
-
альтернативный пакет программ Neo Office;
-
язык программирования Basic.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Информатика и ИКТ: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., учебник для 10-11
классов-М.- БИНОМ, 2008
2. Информационные технологии: учебник/Голицина О.Л., Максимов Н.В.,
Партыка Т.Л., Попов И.И. -М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008
3. Пользователь ПК: Программы, которые нужно знать/Е.В. Милютина
О.П. Андреева, Л.А. Скворцова- М.:АСТ:Астрель, Владимир,2007
4. Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В. Информатика: учебник-
М: ИНФРА-М, 2009
5.Святозарова Г.И., Мельникова А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик -М.: Наука, 1988
6.Москвитина А.А., Новиков В.С. Бейсик-М.:Высшая школа,1989
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
обрабатывать текстовую и числовую информацию
лабораторные работы
применять мультимедийные технологии обработки и представления информации
лабораторные работы
обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ
лабораторные работы, зачет
составлять и отлаживать программы на языке Basic с применением ветвлений, цикла и массивов
лабораторные работы, тестирование
Знания:
назначение и виды информации
индивидуальные задания
технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации
тестирование
технические средства реализации информационных процессов
тестирование
программные средства реализации информационных процессов
лабораторные работы
технологию использования и разработку информационных систем
индивидуальные задания
телекоммуникационные технологии
лабораторные работы
операторы и структуру языка программирования Basic
лабораторные работы
6