Рабочая программа «Информатика и ИКТ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Мордовия

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники

имени А.И.Полежаева»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ





























2013 г.

О

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________ Л.В.Филютина

Директор техникума, к.т.н.

______________ В.В.КонаковДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

«Информационные технологии»

Председатель ПЦК

____________ Мордашева Т.Ю.

Протокол __________

от «____» ___________ 20__ г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - ФГОС) по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Разработчик:

Фадеева Е.А., преподаватель технических дисциплин, ГБОУ РМ СПО Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А. И. Полежаева

Рецензенты:

Смольянов А.Г., зав.кафедрой технологий программирования, доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им.Н.П.Огарева»

Романова О.В., преподаватель ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева»

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 «Программирование в компьютерных системах», входящих в состав укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • обрабатывать текстовую и числовую информацию;

  • применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;

  • обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ;

  • составлять и отлаживать программы на языке Basic с применением ветвлений, цикла и массивов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • назначение и виды информации;

  • технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации;

  • технические средства реализации информационных процессов;

  • программные средства реализации информационных процессов;

  • технологию использования и разработку информационных систем;

  • телекоммуникационные технологии;

  • операторы и структуру языка программирования Basic.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;

самостоятельной работы обучающегося 46 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

141

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:


лабораторные работы

26

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

46

в том числе:


разработка плакатов

8

работа с основной и дополнительной литературой

27

рефераты

11

Итоговая аттестация в форме экзамена




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Информация и информационные процессы


9


Тема 1.1.Введение. Понятие информации

Понятие и свойства информации. Теория информации. Содержание и структура информатики.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 1.2. Информационные процессы

Представление информации. Измерение информации. Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

3

Тема 1.3. Принцип обработки информации в ПК

Принцип обработки текстовой информации. Принцип обработки графической информации. Принцип обработки звуковой информации.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Раздел 2.Технические средства реализации информационных процессов

17

Тема 2.1. История развития вычислительной техники

ЭВМ на электронных лампах. ЭВМ на транзисторах. ЭВМ на основе интегральных схем. ЭВМ на основе микропроцессоров.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему «История развития вычислительной техники»

2


Тема 2.2. Архитектура ПК

Понятие «архитектура». Архитектура Чарльза Беббиджа. Архитектура Джон фон Неймана. Архитектура будущего.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 2.3. Функциональная схема ЭВМ

Схема персонального компьютера. Системная плата. Процессор. Системная шина.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 2.4. Системный блок

Корпус. Блок питания. Материнская плата. Процессор. Видеокарта. Оперативная память. Звуковая карта. HDD. Оптические приводы.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 2.5.Периферийные устройства

Устройства ввода данных. Устройства вывода данных. Устройства хранения данных. Устройства обмена данных.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: «Периферийные устройства»

2


Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов

10

Тема 3.1 Классификация программных средств

Понятие «программное обеспечение». Системное ПО. Прикладное ПО. Системы программирования

2


1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 3.2. Защита информации

Информационная безопасность. Виды несанкционированного доступа. Обеспечение безопасности информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерный вирус. Виды компьютерных вирусов. Защита от компьютерных вирусов.

2

3

Лабораторная работа

Системное ПО

2


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: «Вирусы и антивирусные программы»

3

Раздел 4. Технологии использования и разработки информационных систем

36

Тема 4.1. Понятие информационной системы, классификация информационных систем

Понятие «информационная система». История развития информационной системы. Классификация информационной системы. Структура информационной системы. Разновидности информационных систем.

2


1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 4.2. Интернет как глобальная информационная система. Организация локальных и глобальных сетей.

Аппаратные средства локальной сети. Топологии сети. Организация передачи данных в сети. История развития глобальных сетей. Аппаратные средства Интернета. Каналы связи. Программное обеспечение Интернета. Службы Интернета.

2


3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 4.3. Web-сайт -гиперструктура данных.

Публикации в Интернете. Средства создания Web-страниц. Проектирование Web-страниц. Размещение Web-сайта на сервере.

2



Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

3

Тема 4.4.Компьютерный текстовый документ как структура данных

Виды текстовых документов. Возможности текстовых документов. Интерфейс программы. Метод создания сносок, колонтитулов, гиперссылок, списка, формулы в различных текстовых редакторах.

2

3

Лабораторная работа

Ввод, редактирование и форматирование текстовых документов

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 4.5. Электронные таблицы

Виды электронных таблиц. Возможности электронных таблиц. Интерфейс программы. Построение графиков функций в электронных таблицах. Обработка числовых данных в электронных таблицах. Электронные таблицы как базы данных.

2

3

Лабораторная работа

Применение электронных таблиц для расчетов. Обработка данных.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: «Современные видеоустройства»

2

Тема 4.6. База данных - основа информационной системы

Понятие «база данных». Модели баз данных. Особенности реализации реляционной модели баз данных. Системы управления базами данных.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 4.7. Логические условия выбора данных

Понятие «условие выбора». Логическая величина. Логическое выражение. Операции отношения. Логические операции. Простое логическое выражение. Сложное логическое выражение.

2

3

Лабораторная работа

Проектирование многотабличной базы данных

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 4.8. Мультимедийные технологии

Виды мультимедийных технологий. Особенности работы с презентациями: создание слайдов, вставка формул, диаграмм, музыки, эффектов анимации.

2

3

Лабораторная работа

Создание презентаций

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 4.9. Информация, информационные процессы, информационные системы

Сравнение способа обработки различных видов информации в ПК. Сравнительная характеристика информационных систем. Отличие информационных систем от информационных процессов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Раздел 5. Алгоритмизация

18

Тема 5.1 Моделирование и формализация

Понятие «модель» и «моделирование». Виды моделей. Этапы построения компьютерной модели.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 5.2. Алгоритм как модель деятельности

Содержание учебного материала

2

3

Понятие «алгоритм». Объект моделирования. Формы представления алгоритмов. Трассировка алгоритма.

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: «История возникновения алгоритма»

2


Тема 5.3. Линейные алгоритмы

Понятие «линейный алгоритм». Структура линейного алгоритма. Блок-схема линейного алгоритма. Свойства алгоритма.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 5.4. Разветвляющиеся алгоритмы

Понятие «разветвляющийся алгоритм». Структура разветвляющегося алгоритма. Блок-схема разветвляющегося алгоритма.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 5.5. Циклические алгоритмы

Понятие « циклический алгоритм». Структура циклического алгоритма. Блок-схема циклического алгоритма.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Плакат на тему: «Алгоритмы»

3


Раздел 6. Программирование

51

Тема 6.1. Классификация языков программирования

Виды языков программирования. История создания языков программирования. Сферы применения языков программирования. Особенности реализации программ.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Плакат на тему: «Языки программирования»

3


Тема 6.2. Основные элементы языка Basic

Общая характеристика алгоритмического языка Basic.Символы языка Basic. Простейшие конструкции языка: числа, переменные, стандартные функции, арифметические выражения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 6.3. Операторы языка Basic.

Оператор присваивания. Оператор безусловного перехода. Операторы цикла. Оператор- комментарий. Операторы ввода-вывода.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой. Плакат на тему: «Операторы языка программирования»

2


Тема 6.4. Организация линейных программ

Структура программы. Метод составление алгоритма для линейной программы. Метод составления линейной программы.

2

2

Лабораторная работа

Составление и отладка линейных программ.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.5. Разработка разветвляющихся программ

Структура программы. Метод составление алгоритма для разветвляющихся программ. Метод составления разветвляющейся программы.

2

2

Лабораторная работа

Составление и отладка разветвляющихся программ

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.5. Разработка циклических программ

Структура программы. Метод составление алгоритма для циклических программ. Метод составления циклических программ.

2

2

Лабораторная работа

Составление и отладка циклических программ.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.6. Одномерный массив

Определение массива. Переменная с индексами. Описание массива. Схема алгоритма одномерных массивов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Тема 6.7. Организация ввода-ввода элементов массива

Структура программы для ввода-вывода элементов массива. Методы ввода-вывода элементов массива. Примеры решения задач с использованием массивов.

2

3

Лабораторные работы

Ввод-вывод элементов массива

Составление и отладка программ с одномерными массивами


2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.7. Двумерный массив


Структура программы для ввода-вывода двумерного массива. Методы ввода-вывода элементов двумерного массива. Примеры решения задач с использованием двумерных массивов.

2

3

Лабораторная работа

Составление и отладка программ с двумерными массивами

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.8. Операторы машинной графики

Структура программы для построения геометрических фигур. Методы построения геометрических фигур. Примеры решения задач с использованием операторов машинной графики.

2

2

Лабораторные работы

Создание графических изображений

Решение задач


2

2


Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1

Тема 6.9. Современные информационно-компьютерные технологии

Современные аппаратные устройства. Современное программное обеспечение.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой

1


Итого

141


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ»

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;

  • интерактивная доска;

  • видеопроектор;

  • аудиоустройства (колонки, микрофон).

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места и персональный компьютер по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя с персональным компьютером;

  • интерактивная доска;

  • видеопроектор;

  • аудиоустройства (колонки, микрофон);

  • операционные системы семейства Windows XP/Vista;

  • альтернативная операционная система Mac OS X;

  • пакет программ Microsoft Office 2003|2007;

  • альтернативный пакет программ Neo Office;

  • язык программирования Basic.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Информатика и ИКТ: Семакин И.Г., Хеннер Е.К., учебник для 10-11

классов-М.- БИНОМ, 2008

2. Информационные технологии: учебник/Голицина О.Л., Максимов Н.В.,

Партыка Т.Л., Попов И.И. -М:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008

3. Пользователь ПК: Программы, которые нужно знать/Е.В. Милютина

О.П. Андреева, Л.А. Скворцова- М.:АСТ:Астрель, Владимир,2007

4. Сергеева И.И., Музалевская А.А., Тарасова Н.В. Информатика: учебник-

М: ИНФРА-М, 2009

5.Святозарова Г.И., Мельникова А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик -М.: Наука, 1988

6.Москвитина А.А., Новиков В.С. Бейсик-М.:Высшая школа,1989



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

обрабатывать текстовую и числовую информацию

лабораторные работы

применять мультимедийные технологии обработки и представления информации

лабораторные работы

обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакетов прикладных программ

лабораторные работы, зачет

составлять и отлаживать программы на языке Basic с применением ветвлений, цикла и массивов

лабораторные работы, тестирование

Знания:

назначение и виды информации

индивидуальные задания

технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации

тестирование

технические средства реализации информационных процессов

тестирование

программные средства реализации информационных процессов

лабораторные работы

технологию использования и разработку информационных систем

индивидуальные задания

телекоммуникационные технологии

лабораторные работы

операторы и структуру языка программирования Basic

лабораторные работы

6


© 2010-2022