- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа Информатика -8-9 класс (Семакин)
Рабочая программа Информатика -8-9 класс (Семакин)
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кудрявина Е.Ю. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Жигулина К.А.
________________2014 г.
Утверждаю
Директор школы
_____________Савенкова Т.В.
Приказ № _______________ от _____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатика и ИКТ»
8-9 классы
Разработала:
учитель информатики
Кудрявина Е.Ю.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 9 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль - 3 часа
Содержание образовательной программы
9 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование - 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных - 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 10 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера - 13 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа
-
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество
тестовых заданий
практических работ
8
35
1
4
14
9
68
2
8
24
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8 класс
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», ее основные виды;
-
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
-
программный принцип работы компьютера;
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
• определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
-
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
-
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
-
создавать презентации на основе шаблонов;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
-
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9 класс
знать/понимать
-
сущность понятия «информация», её основные виды:
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
-
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
-
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
-
программный принцип работы компьютера:
-
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
-
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
-
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
• основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
-
«1» - отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
-
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. - 176 с: ил.
-
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
-
Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 359 е.: ил
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
-
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. - М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
-
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Звуковой редактор.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
Календарно-тематический план 8 класс
Номер урока
Тема урока
Вид занятий
Оборудование
Практика
Контроль знаний
Домашнее задание
дата
план
факт
1 четверть
1. Человек и информация - 5 часов.
1/1
Вводный инструктаж по ТБ, Предмет информатики. Содержание курса информатики.
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе
Введение, санитарные нормы.
3.09
2/2
Информация и знания. Восприятие информации человеком
Теория
Учебник, ЦОР
§1-2
10.09
3/3
Информационные процессы
Теория
Учебник, ЦОР
Работа с тренажёром клавиатуры
§3
17.09
4/4
Работа с тренажёром клавиатуры
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практической работы №1
§5
24.09
5/5
Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме «Человек и информация»
Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация»
§4
1.10
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
6/1
Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти
Теория
Учебник, ЦОР
§5, 6
8.10
7/2
Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции
Практика
Компьютер, ЦОР
§9,10
15.10
8/3
Пользовательский интерфейс
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером»
Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером»
§12
22.10
9/4
Устройство персонального компьютера и его основные характеристики
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практической работы №2
§7,8
29.10
2 четверть
10/5
Файлы и файловые структуры
Теория
Учебник, ЦОР
§11
12.11
11/6
Файлы и файловые структуры
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практической работы №3
§1-12 -повторить
19.11
12/7
Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».
Практика
Компьютер, ЦОР
Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером»
26.11
3. Обработка текстовой информации - 9 часов.
13/1
Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы
Теория
Учебник, ЦОР
Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»
§13
3.12
14/2
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Теория
Учебник, ЦОР
§14-15
10.12
15/3
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практической работы №4
§15
17.12
16/4
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практической работы №5.
§15
24.12
3 четверть
17/5
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практической работы №6.
§15
14.01
18/6
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Практика
Компьютер, ЦОР
Работа с таблицами. Выполнение практической работы №7
§16
21.01
19/7
Дополнительные возможности текстового процессора
Теория
Учебник, компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер»
§17
28.01
20/8
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
Теория + практика
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №8.
Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер»
§13-17 - повторить
4.02
21/9
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер»
11.02
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
22/1
Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики
Теория
Учебник, ЦОР
§18,21
18.02
23/2
Графические редакторы растрового типа
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Работа с растровым графическим редактором Выполнение практической работы №11
§22
25.02
24/3
Кодирование изображения
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №10
§20
4.03
25/4
Векторная графика
практика
Учебник, ЦОР
Работа с векторным графическим редактором Выполнение практической работы №12
§21
11.03
26/5
Технические средства компьютерной графики
Практика
Компьютер, ЦОР
Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение практической работы №9
Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер»
§19
18.03
4 четверть
5. Технология мультимедиа - 6 часов.
27/1
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации
Теория
Компьютер, ЦОР
§26
1.04
28/2
Компьютерные презентации
Практика
Компьютер, ЦОР
Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение практической работы №13
§26
8.04
29/3
Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа
Теория
Учебник, ЦОР
§24-25
15.04
30/4
Технология мультимедиа
Практика
Компьютер, ЦОР
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение практической работы №14
Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа»
§26
22.04
31/5
Технология мультимедиа
Практика
компьютер, ЦОР
Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»
§18-26 - повторить
29.04
32/6
Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа»
Практика
Компьютер, ЦОР
6.05
6. Повторение - 3 часа.
33
Повторение учебного материала изученного за год
Теория + практика
Учебник, ЦОР
Тренировочный тест по курсу 8 класса
§1-26
13.05
34
Итоговое тестирование по курсу 8 класса
Практика
Учебник, ЦОР
Итоговый тест по курсу 8 класса
20.05
35
Повторение учебного материала изученного за год
Теория
Учебник, ЦОР
§1-26
27.05
Календарно-тематический план 9 класс
Номер урока
Тема урока
Вид занятий
Оборудование
Практика
Контроль знаний
Домашнее задание
дата
план
факт
1 четверть
1. Передача информации в компьютерных сетях 10 часов.
1/1
Вводный инструктаж по ТБ. Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение. Скорость передачи данных.
Теория
Учебник, ЦОР
2.09
2/2
Работа в локальной сети компьютерного класса. ТБ.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №1
§ § 1, 3
3/3
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
Теория
Учебник, ЦОР
8.09/
10.09
4/4
Работа с электронной почтой.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №2
§ 2
5/5
Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете
Теория
Учебник, ЦОР
15.09/
17.09
6/6
Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №3
§ § 4, 5
7/7
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем
Теория+
Практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме «Компьютерные сети»
22.09/
24/01
8/8
Поиск информации в Интернете. Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практических
работ №4,5
§ 5, §1-4 - повторить практическое задание №5
9/9
Итоговая практическая работа по теме «Интернет»
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №6
29.09/
1.10
10/10
Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
Практика
Компьютер, ЦОР
Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях»
2. Информационное моделирование - 5 часов.
11/1
Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели
Теория
Учебник, ЦОР
Интерактивный задачник , раздел «Графические модели»
6.10/
8.10
12/2
Табличные модели.
Теория
Учебник, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели»
§ § 6-8
13/3
Информационное моделирование на компьютере
Теория
Учебник, компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме «Информационное моделирование»
13.10/
15.10
14/4
Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
Теория + практика
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №7
§ 9, 6-8 - повторить
15/5
Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование»
20.10/
22.10
3. Хранение и обработка информации в базах данных - 11 часов.
16/1
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
Практика
Компьютер, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных»
§ 10
17/2
Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.
Теория
Учебник, ЦОР
27.10/
29.10
18/3
Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей.
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №8
§ 11,12
2 четверть
19/4
Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение
практической работы №9
10.11./12.11
20/5
Условия поиска информации, простые логические выражения
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД»
§ 13
21/6
Формирование простых запросов к готовой базе данных
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение
практической работы №10
17.11/
19.11
22/7
Логические операции. Сложные условия поиска
Практика
Компьютер, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах»
§ 13,14
23/8
Формирование сложных запросов к готовой базе данных
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №11
24.11/
26.11
24/9
Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки
Компьютер, ЦОР
Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных»
§ 15, 10-14
25/10
Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №12
§ 15
1.12/
3.12
26/11
Итоговое тестирование по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»
Теория
Учебник, ЦОР
Тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
27/1
Двоичная система счисления.
Теория
Компьютер, ЦОР
8.12/
10.12
28/2
Представление чисел в памяти компьютера
Теория
Учебник, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления»
§16, 17
29/3
Представление чисел в памяти компьютера
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №13
Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»
15.12/
17.12
30/4
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .
Теория
Учебник, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул»
§ §18, 19
31/5
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение
практической работы №14
22.12/
24.12
32/2
Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы
Теория + практика
Учебник, компьютер, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах»
§ 20
3 четверть
33/7
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение
практической работы №15
Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах»
12.01/
14.01
34/8
Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.
Практика
Компьютер, ЦОР
Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах»
§ §21, 22
35/9
Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение
практической работы №16
19.01/
21.01
36/10
Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели
Теория
Учебник, ЦОР
Кроссворд по теме «Электронные таблицы»
§ §23, 24 ,
16-22
37/11
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».
Практика
Компьютер, ЦОР
Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере»
26.01/
28.01
5. Управление и алгоритмы - 10 часов.
38/1
Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.
Теория
Учебник, ЦОР
§ § 25, 27
39/2
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №17.
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы»
2.02/
4.02
40/3
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.
Теория
Учебник, ЦОР
§28, 29
41/4
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов.
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №18.
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы»
9.02/
11.02
42/5
Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием
, ЦОР
§ §26, 30
43/6
Работа с циклами.
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №19
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы»
§ 30
16.02/
18.02
44/7
Ветвления. Использование двух шаговой детализации
Теория
Учебник, ЦОР
§ 31
45/8
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №20
Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»
Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы»
§ 31
24.02/
25.02
46/9
Зачётное задание по алгоритмизации.
Теория
Учебник, ЦОР
§ § 25 - 31
47/10
Итоговый тест по теме «Управление и алгоритмы»
Практика
Компьютер, ЦОР
Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы»
2.03/
4.03
6. Программное управление работой компьютера - 13 часов.
48/1
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных
Компьютер, ЦОР
§ §32, 33
49/2
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
Теория
Учебник, ЦОР
§ §34, 35
10.03/
11.03
50/3
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практической работы .
Теория
Учебник, ЦОР
§ 35
51/4
Оператор ветвления
Теория
Учебник, компьютер, ЦОР
§ §36, 37
16.03/
18.03
52/5
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
Теория+
практика
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №21
§ 38
4 четверть
53/6
Логические операции на Паскале
Практика
Компьютер, ЦОР
§ §37, 38
1.04/
2.04
54/7
Циклы на языке Паскаль
Теория
Учебник, ЦОР
Выполнение практической работы №22
§ §39, 40
55/8
Разработка программ c использованием цикла с предусловием
Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №23
§39
6.04/
8.04
56/9
Одномерные массивы в Паскале
Теория
Учебник, ЦОР
§ §41, 42
57/10
Разработка программ обработки одномерных массивов
Теория + Практика
Компьютер, ЦОР
§ §41, 42
13.04/
15.04
58/11
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве
Теория + Практика
Компьютер, ЦОР
Выполнение практической работы №24
Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера»
§ 43
59/12
Обработка массивов
Теория
ЦОР
Часть 2, §6,1-6,2
20.04/
22.04
60/13
Итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера».
Практика
Учебник, ЦОР
Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
§ § 32 - 43
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
61/1
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления
Теория
Учебник, ЦОР
§ §44, 45
27.04/
29.04
62/2
История ЭВМ и ИКТ
Теория
Учебник, ЦОР
§ § 45 - 47
63/3
История ЭВМ и ИКТ
Практика
Компьютер, ЦОР
§ § 45 - 47
4.05/
6.05
64/4
Основы социальной информатики
Теория
Учебник, ЦОР
Кроссворд по теме «Социальная информатика»
§ §48, 49
65/1
Тест по теме «Информационные технологии и общество»
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество»
§ 44 - 49
11.05/
13.05
8. Итоговое повторение и контроль - 3 часа
66/2
Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 класса
Практика
Компьютер, ЦОР
Тренировочный тест по курсу 9 класса
Учебник 9 кл.
67/3
Итоговое тестирование по курсу 9 класса
Теория
Учебник, ЦОР
Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса
18.05/
20.05
68/4
Повторение изученного за курс 8-9 классов
Практика
Компьютер, ЦОР
Итоговый тест по курсу 8-9 классов
Учебник 9 кл.