- Преподавателю
- Информатика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб. 07. ИНФОРМАТИКА И ИКТ Для специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб. 07. ИНФОРМАТИКА И ИКТ Для специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галиакберова Э.Ф. |
Дата | 24.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХМАО - ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО - ЮГРЫ
НЯГАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.07. Информатика и ИКТ
Для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Нягань, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной рабочей программы учебной дисциплины (Федерального государственного образовательного стандарта) Информатика и ИКТ по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.01 Дошкольное образование,
Согласовано:
на заседании ПЦК
Протокол №______
от «______» ____________2014г.
Председатель ПЦК
________________ М.И. Лейсле
Утверждаю: Зам. директора по УМР БУ «Няганский технологический колледж»
__________________ М.Г. Штепина
Разработчик:
Преподаватель БУ «Няганский технологический колледж»
_________________Э.Ф. Галиакберова
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование раздела
Стр.
1.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2.
Структура и содержание учебной дисциплины
7
3.
Условия реализации учебной дисциплины
13
4.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является профильной общеобразовательной.
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальностям (профессиям) СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
-
создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
-
использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в музыкально-педагогической деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
-
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических,числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
-
возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
-
назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.различные подходы к определению понятия «информация»;
2.методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
3.назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
4.назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
5.использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117часов 108 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные работы
68
контрольные работы
10
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
индивидуальное проектное задание
24
работа с учебной и справочной литературой
подготовка доклада
7
подготовка реферата
8
решение вариативных задач
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
-
Наименование тем и разделов
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсов
Объем часов
Дата
Сам.
работа
Уровень освоения
ВВЕДЕНИЕ
Содержание учебного материала:
6
Использование компьютера в образовательных учреждениях разного типа: компьютер на занятии с детьми; компьютер - хранитель мультимедийных материалов; поиск методических материалов с сети интернет; ведение учетно-отчетной документации; компьютер - средство связи с родителями.
2-2
Изучение правил техники безопасности и гигиенических требований при работе на компьютере в образовательном учреждении.
Контрольная работа 1 по теме: Входной контроль
2-4
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка памятки (презентации, открытки, плаката и т.д.) на тему "Дошкольник, компьютер, здоровье".
2
ТЕМА 1.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
Содержание учебного материала:
10
Классификация компьютерных сетей. Сеть Интернет и ее сервисы. Безопасность в Интернет. Правовые нормы использования информационных ресурсов в сети Интернет. Информационное облако: понятие, структура, предназначение.
2-6
Лабораторная работа № 1 «Поиск профессионально-ориентированных web-ресурсов в сети Интернет.»
2-8
2-10
Лабораторная работа № 2 «Создание каталога web-ресурсов, связанных с профессиональной деятельностью»
Лабораторная работа № 3 Коммуникационные возможности современных компьютерных сетей.
2-12
Самостоятельная работа обучающихся:
Разработка методических рекомендация по организации безопасной работы в сети Интернет.
2
ТЕМА 2. ПРИКЛАДНОЕ
ПРОГРАММНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ
ТЕКСТОВ
Содержание учебного материала:
Ввод, редактирование и форматирование текста в текстовом редакторе. Текстовое представление информации
20
Лабораторная работа № 3 «Использование основных функций редактирования и форматирования»
2-14
2-16
4-20
2-22
Лабораторная работа №4 «Списки и колонки. Создание и редактирование графических изображений»
Лабораторная работа №5«Технология создания и обработки текстовой информации»
Лабораторная работа № 6 «Создание, заполнение и оформление таблиц в текстовом редакторе.»
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата на материале, найденном в сети интернет, с обязательной вставкой различных объектов (рисунков, таблиц и др.).
10
Контрольная работа 2 по теме: Прикладные программные средства. Текстовый редактор
2-24
ТЕМА № 3 :
ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ:СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ,
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Содержание учебного материала
26
Возможности динамических (электронных) таблиц. Ознакомить студентов с основами программы Microsoft Excel. Ячейка, строка, столбец, адрес, методы вычислений в электронных таблицах, создать электронную таблицу с использованием стандартных функций. Производить расчеты в электронной таблице. Методы вычислений в электронных таблицах. Ведение отчетно-учетной документации образовательного учреждения. Представление промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности с помощью динамических таблиц.
Лабораторная работа № 7«Основные понятия. Типы данных. Форматирование таблицы»
2-26
Лабораторная работа № 8 «Построение диаграмм».
2-28
Лабораторная работа № 9 «Ввод формулы. Вычисления по формулам»
2-30
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных, назначение баз данных; телекоммуникации. Структура данных, СУБД, типы СУБД, поле, запись, файл, методы ввода данных в базу. Осуществлять поиск заданных данных в базе данных; создать собственную базу данных, создать отчет, способы сортировки данных, банк данных.
Лабораторная работа № 10 «Создание таблиц». «Создание связей между таблицами».
2-32
Лабораторная работа № 12 «Отбор данных с помощью запросов»
Лабораторная работа № 13 «Использование форм в базе данных»
Лабораторная работа № 14 «Создание отчетов»
2-34
2-36
2-38
Контрольная работа 3по теме: Создание индивидуальной базы данных
2-40
Самостоятельная работа обучающихся:
10
Отработка практических навыков работы базами данных и динамическими таблицами.
ТЕМА 4.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -ПОМОЩНИКИ УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ, ЗАНЯТИЙ
Содержание учебного материала:
26
Компьютерная графика: векторная и растровая графика, графические редакторы, их возможности, форматы графических файлов. Основные инструменты графического редактора.
2-42
Лабораторная работа № 15 Обработка графических объектов облачными сервисами.
2-44
Лабораторная работа № 16 Компьютерная презентация на уроке (занятии) в образовательных учреждениях разного типа.
2-46
Лабораторная работа № 17 Классификация компьютерных презентаций: интерактивная презентация, презентация со сценарием; непрерывно-выполняемая презентация.
2-48
Рекомендации по оформлению презентации. Учет возрастных особенностей аудитории при подготовке и использовании компьютерных презентаций и других мультимедийных продуктов.
2-50
Лабораторная работа № 18 Создание графических объектов: векторных изображении; растровых изображений; анимационной графики.
2-52
Лабораторная работа № 19 Редактирование и компрессия звуковых файлов.
2-54
Лабораторная работа № 20 Создание простейшей презентации: создание фона презентации; создание текста; вставка рисунка; настройка анимации текста и других графических объектов. Включение в презентацию звукового оформление и других элементов.
2-56
Контрольная работа 4 по теме: Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска мультимедийных объектов с помощью современных программных средств.
2-58
Самостоятельная работа обучающихся: Создание и оформление раздаточного материала для работы с детьми дошкольного возраста. Подготовка презентации на заданную тему "Мой любимый детский сад".
8
ТЕМА 5. СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Содержание учебного материала:
36
Компьютерные телекоммуникационные сети. Сеть интернет.
2-60
Лабораторная работа № 21 Использование телекоммуникационных возможностей Интернет для организации профессиональной деятельности.
2-62
Лабораторная работа № 22 Особенности создания и размещение в сети интернет личного сайта для опубликования материалов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
2-64
Лабораторная работа № 23 Создание личного сайта с размещением материалов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
10-74
Контрольная работа по теме 5: Информация в интернете.
2-76
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка материала для размещения на личном сайте.
7
Дифференцированный зачет:
2-78
Всего:
117
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «ИНФОРМАТИКА и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
столы компьютерные;
-
шкафы;
-
комплекты заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
-
персональные компьютеры, подключенные к локальной сети и интернет;
-
интерактивная доска;
-
мультимедийная система;
-
принтер;
-
сканер;
-
многофункциональное устройство;
Лицензионное программное обеспечение:
-
операционная система MS Windows XP.
-
комплект прикладных программ Microsoft Office 2010.
-
программа архивирования данных WinRar.
-
антивирусная программа NOD 32.
-
браузеры Internet Explorer, Opera.
-
программа распознавания текста ABBYY FineReader 8.0.
-
программа для обработки звука Sound Forge.
-
программа для обработки видео Pinnacle Studio 11.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. - 309 с.
-
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2006. - 3294 с.
-
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. - 5-е изд. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. - 246 с.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д.Угринович. - 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 387 с.
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 308 с.
-
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10-11 классов / Н.Д.Угринович. - 3-е изд. - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 511 с.
Для преподавателей
-
Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика»: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 368 с: ил.+CD.
-
Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2010. - М., ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 896 с.
-
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. - М., 2005.
-
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. - М., 2005.
-
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. - М., 2006.
-
Макарова Н.В. Информатика. Учебник. - М., 2006.
-
Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В.Макаровой . -3-е изд.перераб. - М.: Финансы и статистика, 2006. 256 с.: ил.
-
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. - М., - 2005.
-
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. - М., 2005.
Интернет-ресурсы:
-
lemoi-dvgu.ru/
-
ru.wikipediа/
-
uatur.com/html/informatika/
-
gdpk.narod.ru/
-
tpu.ru/
-
psbatishev.narod.ru/
Дополнительные источники:
-
Информатика. 10-11 класс / Под ред.Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2006. - 300 с.: ил.
-
Семакин ИГ. Информатика. 11-й класс/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер - М.:БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2006. - 144 с.: ил.
4.Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «ИНФОРМАТИКА и ИКТ» осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Знания:
-
различные подходы к определению понятия «информация»;
-
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
-
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей, телекоммуникационные технологии);
-
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
-
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
-
назначение и функции операционных систем
Методы - устный, письменный опрос.
Форма - фронтальная, индивидуальная, групповая.
Вид контроля: контрольная, самостоятельная, зачёт, тестирование, практическая работы; кроссворды, рефераты, викторины.
1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.
3. Текущий контроль в форме:
-защиты индивидуальных проектных заданий (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение),
- работы с учебной и справочной литературой,
-подготовка докладов, подготовка рефератов,
-решение вариативных задач,
- подготовка отчетов,
- выполнение контрольных работ по темам разделов дисциплины,
-тестирования,
-отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции
4. Рубежный контроль по темам «Информационная деятельность человека», «Информация и информационные процессы»
5. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета .
Умения:
-
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
распознавать информационные процессы в различных системах;
-
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
-
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
-
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
-
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
-
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
-
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Разработчики:
БУ СПО НПК
Преподаватель
Э.Ф. Галиакберова
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
Эксперты:
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)
(место работы)
(занимаемая должность)
(инициалы, фамилия)