Методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ ПО ПРОФЕССИИ 230103.02 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Методическая разработка представляет собой комплект сценариев мероприятий и положений о конкурсах, а также творческий отчет о проведении профессиональной недели по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации. .
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

















































ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»










Шарый Людмила Александровна, мастер производственного обучения




МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ






Белово

2014


РАССМОТРЕНЫ

Предметно-цикловой комиссией

Протокол № ____

от «____» _________ 20__ г.

председатель ПЦК

__________ Н.И. Дорошенко

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

__________ Пономаренко М.М.


«____» _________ 20__ г.



Рецензент(ы):

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим Советом к изданию и использованию в учебном процессе


«____» _________ 20__ г.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ ПО ПРОФЕССИИ 230103.02 МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Методическая разработка представляет собой комплект сценариев мероприятий и положений о конкурсах, а также творческий отчет о проведении профессиональной недели по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

.



Методическая разработка составлена мастером производственного обучения ГБОУ СПО «БТЖТ» Шарый Л.А.






ГБОУ СПО «БТЖТ», г. Белово, 2014 г.

Пояснительная записка

Учиться профессии должно быть всегда интересно. Только в этом случае процесс обучения может быть успешным. Педагогам постоянно приходится задумываться над тем, как развивать познавательный интерес обучающихся. Одним из наиболее действенных способов повышения интереса к профессии и мотивации к изучению профессиональных дисциплин в нашем техникуме является проведение профессиональных недель.

Профессиональная неделя - одна из форм работы предметно-цикловой комиссии технического профиля, отражающая целенаправленную, коллективную, индивидуальную, практическую деятельность педагогов, направленную на повышение качества обучения, профессиональной подготовки и развития творческо-исследовательской деятельности обучающихся. Это возможность показать учащимся, что обучение - это не только работа на занятиях в техникуме и выполнение домашних заданий.

Обучение профессии может быть интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий. В методической разработке представлена методика проведения профессиональной недели по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, которая проводится под девизом: «Умным быть - модно!».

Методическая разработка представляет собой комплект сценариев мероприятий и положений о конкурсах, а также своеобразный творческий отчет о проведении профессиональной недели по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.

Цели и задачи проведения профессиональной недели:

  • мотивация обучающихся к углубленному изучению профессиональных дисциплин, развитие их творческих способностей;

  • повышение интереса к выбранной профессии;

  • закрепление знаний и умений, полученных в процессе обучения;

  • стимулирование профессионального роста преподавателей, совершенствование творческого потенциала, внедрение в учебный процесс передовых технологий обучения;

  • воспитание стремления к достижению более высоких результатов при получении профессии;

  • выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;

  • побуждение к систематическому обобщению и самостоятельному изучению материала по образовательной программе;

  • побуждение к совершенствованию художественно-творческих способностей;

  • развитие ассоциативного, образного мышления, любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

  • развитие у обучающихся коммуникативных и профессиональных компетенций;

  • расширение круга профессиональных умений и навыков по выбранной профессии;

  • воспитание культуры поведения в обществе;

  • укрепление содружества между педагогами и обучающимися;

  • реклама учебного заведения с целью привлечь потенциальных абитуриентов.

Цикл мероприятий, проводимых в рамках профессиональной недели направлен на углубление взаимосвязей между теоретическими знаниями и производственным обучением и является возможным путем их совершенствования. И как форма коллективной методической работы мастеров производственного обучения и преподавателей профцикла она является наиболее эффективной.

По замыслу организаторов профессиональной недели по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации, каждый обучающийся должен быть активным участником всех мероприятий недели, попробовать свои силы в различных видах деятельности: участвовать в конкурсе профессионального мастерства, интеллектуальных конкурсах и викторинах, создавать и самим разгадывать кроссворды, пропагандировать профессию, которую они выбрали.

В рамках недели проведены согласно плану (Приложение А) следующие мероприятия:

  1. «Моя профессия - самая лучшая» - выпуск стенгазеты, буклетов, календарей профориентационной направленности;

  2. «Матрица» - конкурс кроссвордов по теме «Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации»;

  3. «Звёздный час» - интеллект-шоу профессиональной направленности;

  4. «Лучший по профессии Мастер по обработке цифровой информации» - конкурс профессионального мастерства;

  5. «Дебют первокурсника» - конкурсно-развлекательная программа профессиональной направленности.

Профессиональные недели, как форма деятельности формируют творческие и интеллектуальные способности, коммуникативные и профессиональные умения обучающихся, а также способствуют росту профессиональных компетенций преподавателей и мастеров, давая возможность проявить себя организаторами мероприятий или разработчиками заданий. Профессиональная неделя Мастер по обработке цифровой информации - тому подтверждение. Для всех участников эта неделя была интересной, запоминающейся и участвовали они в ней не ради отметок, а из желания попробовать свои силы в профессиональной деятельности, что отражено в фотоотчете (Приложение Б). В целом, заявленные цели профессиональной недели были реализованы.

Методическая разработка имеет рекомендательный характер, идеи мероприятий профессиональной направленности могут быть успешно использованы педагогами для проведения недель по другим профессиям либо для проведения предметных недель.



Содержание




Пояснительная записка……………………………………..

4

1

Методическая разработка конкурсно-развлекательной программы профессиональной направленности «Дебют первокурсника» …………………………………………….



7


Список литературы и источников………………………..

19


Приложение А План проведения профессиональной недели по профессии Мастер по обработке цифровой информации …………………………………………………



20


Приложение Б Фотоотчет о проведении профессиональной недели по профессии Мастер по обработке цифровой информации ………………………..



21






































МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОНКУРСНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ДЕБЮТ ПЕРВОКУРСНИКА»





Пояснительная записка

Мероприятие «Дебют первокурсника» проводится в форме конкурсно-развлекательного мероприятия профессиональной направленности.

Цели проведения мероприятия:

Способствовать

  • Развитию интереса к освоению профессии;

  • Повышению интереса обучающихся к изучению, углублению и расширению знаний, умений и навыков в области профессиональных дисциплин;

  • Повышению уровня информационной культуры обучающихся;

  • Развитию творчества и таких ключевых компетенций как общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие.

Задачи:

  • Создать условия для проявления учащимися профессиональной подготовки;

  • Выявить уровень качества практических навыков обучающихся;

  • Повышать престиж профессии «Мастер по обработке цифровой информации».

Форма проведения: конкурс за командное первенство.

Место проведения: ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта», кабинет информатики и информационных технологий.

Участники:

  • мастер производственного обучения Шарый Л.А., классный руководитель Анисимова Т.В.

  • члены жюри;

  • обучающиеся группы Ц13, 2 команды.

План проведения конкурса

  1. Приветствие, девиз - 3 мин (3 балла).

  2. Разминка - 3 мин (10 баллов).

  3. Синонимы - 5 мин (10 баллов).

  4. Конкурс «Попробуй угадай» - 5 мин (5 баллов).

  5. Ребусы 6 мин. (1 ребус-2 балла).

  6. Конкурс капитанов - 10 мин (10 баллов).

  7. Заключение (подведение общего итога по всем конкурсам, награждение победителей) - 10 мин.

Ход мероприятия

Вступительное слово.

Уважаемые жюри, гости и участники!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на конкурсе профессиональной направленности по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», в котором соревноваться будут учащиеся 1-го курса. Давайте поприветствуем всех.

Каждому учащемуся будет предоставлена возможность проверить свои знания, умения и навыки в работе по профессии «Мастер по обработке цифровой информации» и, конечно же, поверить в свои возможности, почувствовать уверенность в своём будущем.

А оценивать ваши знания и умения будет компетентное жюри.

  1. Маханько О.Н., мастер производственного обучения

  2. Красулина И.В., преподаватель экономики

  3. Исакова З.Л., старший мастер.

И, наконец, я представляю наших участников, которые покажут, сегодня, все, на что они способны, продемонстрируют своё мастерство.

Команды:

  1. Мастера

  2. Скромняшки.

И для начала мы проведём жеребьевку и определим, какая команда, под каким номером будет выступать на конкурсе.

(капитаны подходят и вытягивают номер команды)

А мне остаётся только пожелать удачи нашим конкурсантам и рассказать притчу:

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца - поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: «Что у меня в руках - живое или неживое?» Если мудрец ответил бы «живое», он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы «неживое», молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»…

Всё в ваших руках!

Итак, мы начинаем конкурс.

  1. Приветствие

Участники команд показывают название своей команды, девиз.

2. Разминка

Дана таблица с двумя колонками, в первой колонке представлены высказывания. Если высказывание верное, то во второй колонке поставьте знак «+», если нет - знак «-».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 10.

  1. Клавиатура - это клавишное устройство ввода информации.


  1. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа - это принтер.


  1. Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией.


  1. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране - курсор.


  1. Устройство, предназначенное для обработки информации - процессор.


  1. Жесткий магнитный диск для хранения информации в компьютере называется дискетой.


  1. Манипулятор ручного управления курсором - мышь.


  1. Чтобы переместить курсор на новую строку в тексте надо нажать клавишу Shift.


  1. Элемент клавиатуры - это клавиша.


  1. Микрофон - это устройство вывода информации.


Ответы: 1 - (+), 2 - (-), 3 - (+), 4 - (+), 5 - (+), 6 - (-), 7 - (+), 8 - (-), 9 - (+), 10 - (-).

3. Конкурс «Синонимы»

Дана таблица с двумя колонками, в которой в первом столбце написаны слова, а во втором - необходимо написать слово-синоним.

Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.

Примеры: смелый - храбрый.

Исходное слово

Слово-синоним

  1. 8 бит


  1. Азбука


  1. Знак


  1. Дисплей


  1. Винчестер


  1. Каталог


  1. Лазерный диск


  1. Пиктограмма


  1. ЭВМ


  1. ОЗУ




Эталон:

Исходное слово

Слово - синоним

  1. 8 бит

Байт

  1. Азбука

Алфавит

  1. Знак

Символ

  1. Дисплей

Монитор

  1. Винчестер

Жесткий диск

  1. Каталог

Папка

  1. Лазерный диск

СD

  1. Пиктограмма

Знак

  1. ЭВМ

Персональный компьютер

  1. ОЗУ

Оперативная память

1 слово-синоним - 1 балл, максимальное количество баллов - 10.

4. «Попробуй угадай»

При любом обмене информации должны существовать приемник и источник информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.

Сейчас по 3 члена команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации.

Задание:

  1. Команде «Мастера»:

  1. Принтер

  2. Компьютер завис

  3. Злобный вирус

  1. Команде «Скромняшки»:

1.Мышь

2. Мальчик играющий в компьютер

3. Добрый вирус

5. Расшифруйте ребусы

6. Конкурс капитанов

Из предложенных ответов выбрать правильные (подчеркните):

Чтобы компьютер мог обрабатывать данные, от него требуется способность:

  • хранить цифры и буквы

  • осуществлять обратную связь с пользователем

  • узнавать человеческий голос

  • переводить информацию из звуковой в числовую

В состав любого компьютера может входить:

  • процессор

  • устройства ввода-вывода

  • телескоп

  • устройство памяти

  • телефон

В какой системе счисления работает компьютер

  • в десятичной

  • в двенадцатеричной

  • в двоичной

Где находятся входные данные при работе с компьютером, и что произойдет, если машину выключить

  • на клавиатуре, принтер печатает ответ задачи

  • на доске, на экране появится ответ задачи

  • в ОЗУ, всякая информация сотрется, если она не записана в памяти компьютера


Чтобы ввести данные в компьютер, можно использовать

  • клавиатуру

  • громкоговоритель

  • дисковод

  • магнитофон

  • сканер

  • печатную машинку


Каковы виды памяти компьютера

  • внешняя память

  • зрительная память

  • оперативная память

  • постоянная память

  • феноменальная память

Чтобы ввести данные, записанные на диске в оперативную память надо поместить диск …

  • в магнитофон

  • в дисковод

  • в принтер

  • в книгу


Процессор для компьютера - это тоже самое, что для человека …

  • желудок

  • глаза

  • уши

  • мозг

  • руки

Что необходимо иметь пользователю, чтобы компьютер мог выполнить какую-либо полезную работу?

  • условие задачи

  • подробные пояснения к задаче

  • рисунок или чертеж

  • программу

Подведение итогов

жюри объявляет результаты конкурса и победителей.

Заключение

Мастер по обработке цифровой информации - профессия универсальная, это первая ступень квалификации в области компьютерных технологий. Но, став на эту ступеньку, можно увидеть перспективу, с неё начинается дорога в будущее. В наши дни обществу требуется много людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с компьютерными технологиями и информационными системами. Вот почему профессия мастер по обработке цифровой информации так необходима.

Высокий уровень информационной культуры, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

И сегодня мы убедились в том, что вы обладаете всеми этими качествами и с легкостью устроитесь на работу и будете востребованы на рынке труда.






Приложение А

РМетодическая разработкаебусы

Методическая разработкаМетодическая разработка




Приложение Б

Протокол конкурса


Конкурс

«Мастера»

«Скромняшки»

1

Название команды, девиз (3 балла)

3

3

2

Разминка (10 баллов)

10

9

3

Синонимы (1 слово - 1 балл)

9

5

4

Попробуй угадай (5 баллов)

18

18

5

Ребусы (1 ребус - 2 балла)

12

10

6

Конкурс капитанов (10 баллов)

6

5


Итог

58

50






Список литературы и источников


  1. Остроух, А.В. Ввод и обработка цифровой информации [Текст]: учебник для нач. проф. образования / А.В. Остроух. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.

  2. Киселев, С.В. Оператор ЭВМ [Текст]: учебник для нач. проф. образования / С.В. Киселев. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.











































Приложение А

План проведения профессиональной недели по профессии Мастер по обработке цифровой информации

РАССМОТРЕН:

на заседании ПЦК

технического профиля

Протокол №05

От «13» января 2014 г.

Председатель ПЦК

_________Н.И. Дорошенко


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УПР

ГБОУ СПО «БТЖТ»

______ М.М.Пономаренко


«____»___________ 2014 г.



ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ

по профессии

230103.02 Мастер по обработке цифровой информации

Наименование мероприятия

Дата и время проведения

Место проведения

Ответственный за проведение

1

«Моя профессия - самая лучшая» - выпуск стенгазеты, буклетов, календарей профориентационной направленности

10.02.2014 г.

1310

Кабинет №14

Анисимова Т.В.,

Шарый Л.А.,

редакционная коллегия группы Ц13

2

«Матрица» - конкурс кроссвордов по теме «Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации»

11.02.2014 г.

1310

Кабинет №14

Анисимова Т.В., Шарый Л.А.

3

«Звёздный час» - интеллект-шоу профессиональной направленности

12.02.2014 г.

1310

Кабинет №14

Анисимова Т.В.

4

«Лучший по профессии Мастер по обработке цифровой информации» - конкурс профессионального мастерства

13.02.2014 г.

1310

Кабинет №14

Шарый Л.А., Анисимова Т.В.

5

«Дебют первокурсника» - конкурсно-развлекательная программа профессиональной направленности

14.02.2014 г.

1310

Кабинет №14

Шарый Л.А.

6

Подведение итогов

15.02.2014 г.


Гулина И.Ю., Дорошенко Н.И.,






Приложение Б

Фотоотчёт о проведении профессиональной недели

«Мастер по обработке цифровой информации»

Методическая разработка

Методическая разработка













Методическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработка

Методическая разработка















Методическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработка

Методическая разработкаМетодическая разработка









Методическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаМетодическая разработка















Методическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаМетодическая разработка











Методическая разработкаКМетодическая разработкаМетодическая разработкаМетодическая разработкаалендари о профессии





Буклеты о профессии

Методическая разработка

СМетодическая разработкатенгазета с рекламой профессии

Методическая разработка







Конкурс кроссвордов «Матрица»


© 2010-2022