• Преподавателю
  • Информатика
  • «Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра, Пономаренко Алексей, 7 класс

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра, Пономаренко Алексей, 7 класс

Игра как вид деятельности направлена на удовлетворение потребностей человека в развлечении, расслаблении, развитии определенных навыков и умений. С помощью игр люди общаются, отдыхают, планируют свое свободное время.Современный мир богат различными проявлениями игры: от конкурсов и розыгрышей до спортивных состязаний. Особое место занимают компьютерные игры, которые имеют большую популярность у детей. В компьютерной игре ребенок стремится показать свои лучшие способности. Грандиозные развлекател...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Амурской области


Отдел образования администрации Завитинского района


районная научно-практическая конференция школьников

«Наука. Творчество. Исследование»

Секция

«Психология»


Игромания:

увлечение или зависимость

Подготовили:

Ивлева Александра Юрьевна

учащаяся 7 класса

МБОУ СОШ с.Антоновка

Завитинский р-он

ул. Школьная 18

676883

Пономаренко Алексей Антонович

учащийся 7 класса

МБОУ СОШ с.Антоновка

Завитинский р-он

ул. Школьная 18

676883

Руководитель:

Арефина Наталья Ильинична

учитель информатики

МБОУ СОШ с.Антоновка

Завитинский р-он

ул. Школьная 18

676883

antonovka- [email protected]

42-2-15

с. Антоновка

2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………......................3-4

  1. Игромания: увлечение или зависимость ……………………................5-7

1.1 История развития и классификация компьютерных игр..........................5

1.2 Компьютерная игровая зависимость и причины её появления ……...6-7

  1. Результаты исследования.………………………………………………8-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.......11

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..12-22









ВВЕДЕНИЕ

Игра как вид деятельности направлена на удовлетворение потребностей человека в развлечении, расслаблении, развитии определенных навыков и умений. С помощью игр люди общаются, отдыхают, планируют свое свободное время.

Современный мир богат различными проявлениями игры: от конкурсов и розыгрышей до спортивных состязаний. Особое место занимают компьютерные игры, которые имеют большую популярность у детей. В компьютерной игре ребенок стремится показать свои лучшие способности. Грандиозные развлекательные возможности компьютерных игр привели к глобальной увлеченностью ими, которые порой выходят за грани нормы и приобретают характер психологической зависимости.

С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют "компьютерными фанатами" или "геймерами" (от английского "game" - игра).

У нас есть куча друзей, которые увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, учебе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном. Так что это - простое хобби, увлечение или… игровая зависимость от компьютера? Нам кажется, проблема влияния компьютерных видеоигр на человека на сегодняшний день является одной из актуальных.

Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители - с учителями, и так далее. И ответа все равно нет. Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать: Что же такое игромания, в какие игры играют наши сверстники, какие из них полезны, а какие могут отрицательно влиять на психику.

Цель исследования: изучить какое место в жизни подростков занимают компьютерные игры, и какое влияние они могут оказывать на ребенка.

Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:

  • Описать виды компьютерных игр;

  • Проанализировать причины появления компьютерной зависимости;

  • Выявить последствия увлечения компьютерными играми;

  • Разработать примеры развивающих компьютерных игр.

Объект исследования: подростки, играющие в компьютерные игры

Предмет исследования: зависимость подростков от компьютерных игр

Методы исследования: анкетирование, тестирование, анализ.

Гипотеза исследования: Чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает зависимость и наносит вред здоровью, а значит необходимо исключить компьютерные игры из жизни детей и подростков.

Практическая значимость: результаты и материал данной исследовательской работы могут быть использованы классными руководителями, психологами, родителями с целью проведения разъяснительной работы об опасности компьютерных игр.

Таким образом, данная работа может быть полезной для ознакомления широкому кругу людей, так как компьютеры уже вошли в нашу повседневную жизнь, у каждого есть родные или близкие (в особенности дети) которые связанны с компьютером, наш долг обезопасить их от влияния компьютера и от всего, что с ним связано.

База исследования: исследование проводилось среди обучающихся 5-11 классов МБОУ СОШ с.Антоновка, Завитинского района, Амурской области. Выборка респондентов составила 36 человек.


  1. Игромания: увлеченность или зависимость

    1. История развития и классификация компьютерных игр

Первые видеоигры появились намного раньше не только персональных компьютеров, но и игровых приставок!

В 1952-м, кембриджский аспирант Артур Дуглас написал программу, с помощью которой можно было играть в крестики-нолики. Она называлась "ОХО" ("нолик" - "крестик" - "нолик"). Цели она преследовала самые серьезные - с ее помощью он хотел продемонстрировать возможности компьютера.

В 1958 году американский физик Вилли Хигинботем написал еще одну игровую программу. Будучи заядлым игроком в теннис, он назвал свое детище Tennis for Two - "Теннис для двоих". В лаборатории игра произвела фурор - серьезные физики занимали очередь, чтобы поиграть в "Теннис для двоих".

Следующей вехой в истории компьютерных игр стал 1961 год, когда Стив Рассел вместе с группой однокурсников из Массачусетсского технологического института создал игру Space war, которая стала прообразом всех современных интерактивных игр. Игра быстро стала популярной среди студентов университета, ее активно скачивали через компьютерную сеть ARPAnet.

В 1980 году появляется самая популярная приставочная игра в мире (согласно Книге рекордов Гиннесса) - Pac Man. Эта игра оказалась не только самой массовой, но и одной из самых жизнеспособных - приключения колобка, который движется по лабиринту и поедает разноцветные кружочки.

Не менее знаковыми играми стали Super Mario Bros, Arkanoid и, конечно же, Tetris - кстати, все упомянутые получили вторую жизнь в версиях для PC и благополучно существуют по сей день.


  1. Компьютерная игровая зависимость и причины её появления

Игровая зависимость, гейминг - форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.

У детей игровая зависимость проявляется в навязчивом увлечении компьютерными играми, которые в силу возрастных психологических особенностей еще сложно контролировать свои эмоции и чувства. Среди стадий компьютерной зависимости выделяют следующие:

Стадия легкой увлеченности - характеризуется возникновением начального интереса к игре, ее сюжету. Запускается механизм формирования условного рефлекса, когда игра способна изменить эмоционально-психическое состояние ребенка. Устойчивая, постоянная потребность к игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценность для ребенка.

Стадия увлеченности - переход на эту стадию формирования зависимости сопровождается появлением потребности в компьютерной игре, которая может доминировать с уже сложившимися интересами и увлечениями. Увлеченность уже на этой стадии принимает систематический характер.

Стадия зависимости - формируется зависимость как важная часть личности. Зависимость делиться на социализированную - форма поддержании социальных контактов с социум, она менее пагубна влияние на психику ребенка. И индивидуализированную часть - нарушается мировоззрение и взаимодействие с окружающим миром.

Стадия привязанности - характеризуется угасанием игровой активности. Если игрок не осознал причин и механизмов формирования пагубного пристрастия, в ситуациях кризиса, при появлении новых «заманчивых» игр она вновь становится активна.

Среди основных причин возникновения компьютерной зависимости у детей можно отметить:

Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют нужного внимания ребенку, не интересуются его состоянием душевного мира. Развод родителей или частые ссоры в семье так же могут послужить проблемой ухода ребенка в другую реальность.

Отсутствия у ребенка серьёзных увлечений. Компьютерные игры подкупают своей доступностью, когда у ребёнка нет необходимости заводить новые знакомства, ходить в секции и кружки, если есть всегда рядом доступное и готовое развлечение.

Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Застенчивость, наличие физического недостатка могут привести к формированию черт характера, которые будут мешать установлению дружеских отношении, как злобность, замкнутость, чрезмерная жадность, агрессивность, обидчивость. В таких ситуациях компьютерная игра для ребенка является средством нормализации психического состояния.

Общая неудачливость ребёнка. Компьютерная игра выступает своеобразной психологической защитой - создаёт иллюзию успеха и удачи. Таким образом, зависимость от компьютерной игры - это отчаянная попытка ребёнка создавать и контролировать чувства, которые не возникают в реальной жизни.

Перечисленные причины обусловливают уход ребёнка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Нередко, когда ребёнок погружается в виртуальный мир, он не может ему сопротивляться.

Итак, чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.


  1. Результаты исследования

Для определения зависимости от компьютерных игр было проведено исследование среди учащихся 5-11классов МБОУ СОШ с. Антоновка, Завитинского района, Амурской области. Для исследования использовался метод анкетирования (см. приложение № 1, № 2). Было опрошено 36 обучающихся, среди которых 19 девушек и 17 юношей в возрасте от 12 до 18лет.

Исследование показало, что 9% опрошенных играют в компьютерные игры каждый день, 23% - играют один или два раза в неделю, 56% - играют очень редко (примерно раз в месяц) и 12% опрошенных учеников ответили, что не играют вообще (см. приложение № 3).

Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки; 1/5 девочек играют в компьютерные игры и заняты этим минимум два часа в неделю; среди мальчиков процент "игроков" гораздо выше (57%) (см. приложение № 4).

Кроме того, мальчики тратят на компьютерные игры в среднем в два раза больше времени. 23% опрошенных тратят на игру время, которое раньше могли проводить с семьей и друзьями (см. приложение № 5).

Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Так, мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения ("Аркады"), игры типа "Стратегия"; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические игры (см. приложение № 6).

На вопрос «Влияют ли неудачи в игре на ваше настроение и отношение к людям?» ответы респондентов распределились следующим образом: 79% сказали, что нет, 15% ответили, что из-за проигрышей испытывают раздражение и злость, а 6% играющих школьников расстраиваются настолько, что готовы что-нибудь разбить или кого-нибудь ударить (см. приложение № 7).

Есть и обратная зависимость. У 11% опрошенных неудачи в учебе, в личной жизни, а также семейные проблемы усиливают желание поиграть в компьютерные игры (см. приложение № 8).

Учащиеся школы отметили, что чрезмерное увлечение компьютерными играми негативно влияет на их здоровье. 14% опрошенных признались, что во время длительной игры за компьютером часто испытывают головную боль и острую резь в глазах, но все равно продолжают играть.

74% опрошенных ребят согласились с тем, что игры способны отвлекать от учебы и что увлечение компьютерными играми отрицательно влияет на успеваемость. 19% из них сознались, что погружаются в игры, отлынивая от учебы.

На вопрос «Как вы оцениваете свою зависимость от компьютерных игр?» 78% сказали, что не испытывают никакой зависимости, 19% ответили, что чувствуют слабую зависимость, и только 3% признались, что подвержены зависимости компьютерных игр (см. приложение № 9).

Готовность полностью отказаться от компьютерных игр выразили 87% опрошенных, 13% сказали, что они не готовы отказаться от компьютерных игр (см. приложение № 10).

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что больше половины наших учеников находятся на стадии легкой увлеченности компьютерными играми. На этой стадии постоянная потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека, и носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.

Анализируя анкеты, изучив положительные факторы влияния компьютерных игр на подростков, мы пришли к выводу, что компьютерные игры позволяют получить и усовершенствовать многие качества, которые нам пригодятся в жизни: развивают воображение, логику, быстроту реакции, помогают определить свои интересы в жизни, тренируют память (см. приложение № 11).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Но, компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

В своем исследовании мы доказали, что первая часть нашей гипотезы о том, что чрезмерное увлечение компьютерными играми вызывает зависимость и наносит вред здоровью, верна. А вот вторую часть наше исследование опровергло.

Компьютерная игра с каждым днём становится всё более значительной частью подростка, и игру нельзя запрещать, а наоборот следует внедрять в учебный процесс и досуг подростка. Но с её внедрением следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание её отрицательного воздействия. Запретить компьютерные игры невозможно, но принять необходимые меры нужно. Мы предлагаем вам познакомиться с рекомендациями, которые позволят сделать компьютер - не игрушкой, а инструментом для полезной деятельности, который должен служить на благо, а не во вред человеку.

ПОМНИ! Чего бы ни достигал человек в виртуальном мире, все это исчезает, как только выключается компьютер. А успехи в реальной жизни останутся навсегда, в особенности, если человек проявил свои лучшие качества, помогал окружающим людям и своей стране.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ

1. Ендальцева Ю. Вредны ли компьютерные игры: аргумента «за» и «против» //Югорское время № , 2007. - с.18

2. Как провоцируют зависимость разные компьютерные игры? internetua.com/kak-provociruuat-zavisimost-raznie-kompuaternie-igri

3. Леонтьев В.П. Компьютерная энциклопедия школьника. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006

4. Мартынова О. С. Зависимость от компьютерных игр у детей. psyonline.ru/

5. Рязанцева И.А. Компьютер - окно в мир или путь к одиночеству.

6. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. - 2003, № 2. - С.145-151.

7. Энциклопедия для детей. Т.22. Информатика/ Главный редактор Е.Хлебалина; ведущий научный редактор А.Леонов. - М.: Аванта+, 2004.

8. Яницкий М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр, medicinform.net/comp/comp_psych11.htm




Приложение № 1


Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости

Верны ли эти утверждения? (Да, нет)

1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?
2. Часто ли вы замечаете, что проводите больше времени за компьютером, чем намеревались?

3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake, Cont.Str., St.Trek Voyager и т.п.)
11. У Вас дома более 3-х дисков с играми, которые вы часто используете.
12. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода от проблем реальной жизни.
13. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто, чтобы успокоиться.

14.Часто ли вы замечаете, что пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени за компьютером?

15.Часто ли страдают ваши успехи в учебе или работе, так как вы слишком много времени проводите в Сети?

16. Часто ли вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

17. Часто ли вы говорите себе «еще» минутку, находясь в Интернете?

18. Часто ли вы выбираете время провести в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда- либо с друзьями?

19. Чувствуете ли эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

20. Проводите ли вы время за компьютером и играми, больше чем 3 часа в день?

21. Бывают ли у вас боли в спине, чаще чем 1 раз в неделю , после работы за ПК?

22. Бывают ли у вас ощущения сухости в глазах?

23. Случалось ли вам пренебречь приемом пищи, или есть прямо за компьютером?

24. Случалось ли вам пренебречь личной гигиеной, чтоб провести это время за компьютером?

25. Появились ли у вас нарушения сна с тех пор, как вы стали использовать компьютер ежедневно?

Приложение №2

Анкета

Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на вопросы данной анкеты! Впиши ответ или подчеркни выбранный вариант.

  1. Твой возраст (________________) и пол (женский, мужской).

  2. Чему ты отдашь предпочтение:

  • Посещению спортивной секции

  • Прогулке на свежем воздухе

  • Занятиям в творческом кружке

  • Чтению

  • Компьютерной игре

  • Встрече с друзьями

  1. В каком возрасте ты впервые сел за компьютер? ________________

  2. Компьютерная игра для меня это…

    • Мой личный успех

    • Развлечение в свободное время

    • Возможность проявить себя

    • Друг

    • Возможность уйти от проблем

  3. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

  • Каждый день

  • 1 раз в неделю

  • Редко

  • Не играю совсем

  1. Сколько времени тратите на компьютерные игры?

_________________________________________________________

  1. В какие игры ты играешь?

_________________________________________________________

  1. Какой жанр игр ты предпочитаете?

  • Логические

  • Ролевые

  • Стрелялки

  • Бродилки

  • Стратегии

  • Симуляторы (гонки и др.)

  1. Считаешь, что все компьютерные игры безвредны? (да, нет)

  2. Считаете ли вы себя игроманом? (да, нет)

  3. Как ты считаешь, компьютерные игры могут вызывать зависимость? (да, нет)

  4. Считаете ли вы проблему игровой зависимости актуальной в современном обществе? (да, нет)

  5. Чем по-вашему полезны компьютерные игры?

Приложение №3


Играют в компьютерные игры каждый день


«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс




Приложение № 4

Занимаются компьютерными играми (мальчики и девочки)

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс




Приложение № 5

Занятость компьютерными играми

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс




Приложение№ 6

Предпочтение игр

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс




Приложение № 7

Влияние игры на настроение и отношение к людям

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс




Приложение № 8

Компьютерная игра

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс





Приложение № 9

Зависимость от компьютерных игр

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс





Приложение № 10

Отказ от компьютерных игр

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс





Приложение № 11

Польза компьютера

«Наука. Творчество. Исследование» Игромания: увлечение или зависимость подготовили: Ивлева Александра , Пономаренко Алексей , 7 класс


© 2010-2022