• Преподавателю
  • Информатика
  • Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения и управление ими

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения и управление ими

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бекентаева Дина Оразовна Портфолио учителя Отчет С

Филиал АО НЦПК «Өрлеу» Третьего базового уровня

ИПК ПР по Акмолинской области 05.11.2015год

Группа № 4

Город Кокшетау

Рефлексивный отчет о проведенной серии последовательных уроков, подтверждающий внедрение и управление изменениями в процессе преподавания и обучения и управление ими

Эта Программа основана на конструктивистской теории преподавания, которая в наше время считается, наиболее популярной, а так же получившая мировое признание в образовательном процессе. После ознакомления и изучения этих курсов, по моему мнению, я уже не смогу работать по-старому, так как уровневые курсы повлияли на то, чтобы изменить мой взгляд на преподавание, позволили увидеть меня с другой стороны. Например, я считала, что многое я знаю, но как оказалось, мне еще нужно многому учиться. Но, тем не менее, я рада тому, что я изменила свою точку зрения на процесс обучения. Для всех не секрет, что ученикам в последние годы стало не интересно обучаться в школе. И поэтому последнее время я все задавала себе вопрос, как достичь хороших результатов, что нужно сделать, чтобы заинтересовать учащихся. Эти курсы, посодействовали мне нахождению ответов на мои вопросы. Курсы изменили мой взгляд о роли учителя при обучении учащихся. Конечно, я понимаю, что мне нужно плодотворно и усердно работать, чтобы внести изменения на свое преподавание, отказаться от своих стереотипов, хотя это не так легко. Но, тем не менее, теперь я точно знаю, что мне делать и чего добиваться.

При разработке серии 4-х уроков я старалась внедрить все семь модулей, уроки, которые я проводила во время практики в школе, были в 6 - ом классе по предмету информатика. На протяжении серии 4 - х последовательных уроков, мы изучали раздел «Информация». На первом уроке мы изучали тему «Информационная картина мира». Затем изучали свойство информации, защита информации и антивирусные программы, сжатие информации и программы архиваторы.

Через процесс обучения учащихся, я узнала то, что эти модули дают раскрытию талантов у учащихся. Что с помощью этих модулей мне легче стало определить, кто освоил материал, а кто нет, а также проследить уровень освоения материала. Так же я узнала, что работа становиться интересной, плодотворной. Внедрять семь модулей Программы в учебный процесс означает для меня, во - первых это учиться, как мне так и ученикам, быть современным, как это требуется в ХХI веке, во - вторых усердно работать, чтобы достичь определенных результатов в процессе обучения, в третьих сделать так, чтобы было возможно заинтересовать учеников к своему предмету. После того как я провела первый урок себе взяла на заметку, что нужно составлять задания учитывая временной режим, а так же возрастные особенности у учащихся, в связи с этим внесла некоторые изменения в своем среднесрочном планировании. Внедряя эти семь модулей на 4 - х уроках в итоге я получила такие результаты.

Когда я внедряла модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», я была в замешательстве, получиться ли у меня внедрить этот модуль так, чтобы он стал эффективным. И поэтому все свои уроки построила в форме парной работы, групповой работы, индивидуальной работы, коллективной работы. В ходе таких работ я заметила, как ученики стали активными, особенно они проявили интерес к работе в группе. Я в основном была в роли наблюдателя, наблюдала только за процессом, оказывала помощь только тогда, когда нужно было подтолкнуть, дать направление, помочь в чем-то. Были трудности во времени, ученики не соблюдали временной режим во- время выполнения задания, а так же они иногда забывали о соблюдении критериев в групповой работе. Так как я впервые применяла групповую форму работу, им было немного тяжело. Я уверена, если я буду систематический применять такие формы работы, то учащиеся научатся соблюдать временной режим, соблюдать правила работы в группе, которые мы составили, и будем составлять в классе.

Следующие модули тесно взаимосвязаны между собой, это модуль «Обучение талантливых и одаренных» и модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Если быть честным то, у меня возникли затруднения при внедрении этого модуля. На мой взгляд талантливые - это творческие дети, а одаренные учащиеся - это и есть способные учащиеся по нашему предмету. Все учащиеся имеет право в раскрытии своих талантов и способностей, ведь в каждом ученике есть свое «Я». И из этого следует, что каждый учитель должен выработать инклюзивный подход в обучении. Самовыражаться имеют право все ученики. После обсуждения этого модуля с коллегами, я сделала вывод, что на уроках буду составлять задания, которые окажут помощь в осуществлении, как выявить талантливых и одаренных учащихся. Я на своих уроках составляла уровневые упражнения для одаренных учащихся. А вот задания для талантливых я не составляла. Но не все еще потеряно, как говориться кто не работает, тот не ошибается. В дальнейшем я учту свои ошибки и постараюсь исправить их в положительную сторону. На уроках я старалась создавать атмосферу сотрудничества для плодотворной работы учеников, задания составляла с учетом возрастных особенностей. И сделала вывод, что эти модули являются одним из важных модулей Программы.

Один из важных модулей - это модуль критическое мышление. Этот модуль дает возможность критический мыслить, анализировать, оценивать, осмысливать. Учащийся в процессе обучения сами строят этот процесс, сами следят за своим развитием, сами определяют итоговый результат. Уроки, составленные на основе этого модуля, способствует пополнению словарного запаса у учеников. С приемами обучения критическому мышлению я раньше не была знакома, считая этот модуль скучным и неинтересным. Но я поменяла свой взгляд, когда познакомилась с этим модулем на первом этапе «Лицом к лицу». Обучаясь на курсах, я узнала, что существует очень много интересных стратегии этого модуля и при правильном внедрении этих стратегии в учебный процесс, уроки проходят оживленными и интересными, а самое главное результативными. И поэтому для внедрения этого модуля в свои уроки я стала искать дополнительную информацию в Интернете, выбирала для себя наиболее полезные, эффективные из них. Я применяла на своих уроках такие стратегии как «Джигсо», чтение с пометками, время круга, «Константинополь», кластеры и т. д. Но стратегия «Константинополь» у меня не получилось, так как ученикам было тяжело придумывать ключевые слова на тему «Архиватор», и мне пришлось упростить задания так, чтобы они составили другие слова, применяя буквы только из этого слова. Все свои уроки я разделила на три этапа технологии критического мышления. Я прекрасно понимаю, что на четырех уроках нереально сразу научить учащихся мыслить критически. Самое главное, что я начала этот процесс и на этом останавливаться не собираюсь. Основная цель была на уроках развитию критического мышления, умение находить контакт на занятиях, тем самым создавая благоприятную среду в классе, умение самому добывать информацию и ее обдумывать. На этапе вызова я старалась мотивировать к уроку, через побуждение у учащихся интерес к изучаемым темам, так же определить уровень знания, которые они имеют на данный момент по этим темам, так как, например, тема «Информационная картина мира» связана с темой «Информация», которую в прошлом году мы изучали с ними. На этом этапе я использовала стратегии «Поймай вопрос», «Время круга», которые помогли мне узнать, какими знаниями обладают учащиеся по данным темам и мотивировать их к дальнейшему изучению тем урока. На этапе осмысления использовала прием «Чтение с пометками», стратегию «Джигсо», для того чтобы ученики самостоятельно изучили новый материал. На уроке мне стратегию «Джигсо» было трудно применять в организационном плане, а именно уходило много времени на переходы из одной группы в другую. На стадии рефлексии учащиеся составляли кластеры по изученной теме. На этой стадии можно было проверить, в какой степени освоили материал ученики. В дальнейшей своей трудовой деятельности я буду применять и другие стратегии этой технологии, которая окажет помощь ученикам стать самомотивированными, самостоятельными, увлеченными в учебный процесс. При внедрении этого модуля другие модули само собой интегрируются с ним.

Каждый учитель XXI века, должен применять ИКТ на уроках, знать пользоваться вспомогательными средствами преподавания (видео, аудио материалы и др.). Так как я являюсь учителем информатики, то я не представляю, как можно проводить уроки без вспомогательных средств. А в наше время очень трудно без использования ИКТ технологии провести современный урок для «современных» учеников. Ученики нашей школы практический все владеют цифровыми технологиями, им интересно обучаться, применяя современные технологии. И я хочу научить своих учеников тому, что я знаю. В настоящее время я с уверенностью могу сказать что, большая часть учеников 6 - го класса, могут готовить презентации, добавлять туда разные видеоресурсы, работать в сети Интернет. И при проведении четырех уроков этот модуль работал эффективно. Для выполнения групповых заданий учащиеся пользовались интернетом и сотовыми телефонами, искали материалы по изученному разделу «Информация». Ученикам были показаны на уроках видеоресурсы по соответствующим темам урока. Подача уроков через интерактивную доску, поиск информации в Интернете, пользование компьютерами, сотовыми телефонами - это не весь список возможностей применения ИКТ на уроках. И когда я проводила свои уроки, этот модуль помог преобразить мой урок. Отсюда следует вывод, что точное применение ИКТ на уроках - это один из важных элементов успешного урока.

Для меня был модуль оценивания для обучения и оценивания обучения показался необычным и интересным. Так как для меня и моим ученикам это было новым. Обычно до прохождения этих курсов я сама всегда оценивала учеников на уроке. На уроках иногда осуществлялась обратная связь. Но это было в основном, когда они писали контрольную работу. Применяя этот модуль на 4 - х последовательных уроках, учащиеся учились оценивать свои работы, оценивать работу своих одноклассников. На первом уроке возникли трудности с оцениванием, так как они завышали или занижали оценки своим одноклассником. Когда я спрашивала, почему вы так не объективно оцениваете работы своих одноклассников, то они мне ответили: «Если я ему поставлю плохую оценку, то он и мне так поставит» или же наоборот «Почему он мне поставил заниженную оценку, а я должен ставить ему завышенную». После это я им предложила разработать критерии для оценивания, я объяснила им, что нужно объективно оценивать, а не обращать внимание на то, как поступили другие. Конечно, им еще дополнительно требуется объяснять, что нужно справедливо оценивать, и мы с ними еще об этом не раз будем говорить, а так же еще разрабатывать критерии оценивания. Для оценивания мы применяла маршрутные листы во время проведения стратегии «Джигсо», листы самооценивания, а также применяли «Смайлики Настроения», похлопывание в ладоши, «Сигналы рукой». На одном из уроков предложила ученикам выбрать наблюдателей, для того чтобы они в течение одного задания наблюдали за работой групп и по завершению работы дали формативную оценку. Ученикам понравилось то, что они в свое обучение вносят вклад, что их мнение очень важно и что они хоть немного, но уже знают, что такое критерии оценивания. Их так заинтересовало составление критериев, что Адиль составил таблицу «Мои успехи», где нужно будет указывать успехи в начале урока и в конце урока по шкале от 0 до 5 балов. Конечно, меня это обрадовало, что ученики заинтересовались этим модулем. Формативное оценивание на уроках играет важную роль, так как ученики видят свое продвижение вперед. Применения этого модуля помогло мне, определить, на каком уровне обучения находятся мои учащиеся.

Один из модулей «Управление и лидерство в обучении», по моему мнению я начала внедрять, как только пришла в школу. Так как коллеги, которые не прошли эти курсы начали интересоваться идеями этой Программы. Я объясняла им то, что сама изучала и узнавала от тренеров и коллег на этих курсах. Это послужило, на мой взгляд, толчком для развития интереса у учителей. Так же меня пригласили участвовать в коучинге, которые проводили учителя первого и высшего уровня. Для того чтобы поделиться со своими опытом приобретенные во время курсов, с коллегами. И я с радостью приняла участие. На мой взгляд, это и есть лидерские качества педагога. Таким образом, я ставлю себе цель сделать все, чтобы достичь улучшения обучения и преподавания, т.е. как можно больше вовлекать учителей в этот процесс.

Практика, которую я провела в школе показало мне насколько важно работать по идеям внедрения семи модулей. Эти модули делают урок ученикам интересным, позволяют всем раскрыться, вооружают учеников умениям и навыкам, которые им будут необходимым. Помогли мне повысить интерес к предмету, а также совершенствовать педагогическую деятельность.

В итоге, я хочу сказать, что я взяла для себя много важной информации, которые окажут огромную помощь мне, изменить свое понимание о процессе обучения и в воспитании подрастающего поколения с развитым критическим мышлением. Моя основная задача это, чтобы все свое внимание сосредоточить на обучение личности, способного свои знания и умения осмысливать критический, систематическому размышлению над обучением. После проведения месяца практики в школе я поняла важность этой Программы. Так как, внедряя эти модули на уроках, мы учителя сосредотачиваемся на ученике, организовывая работы в соответствии с образовательными задачами, направленные на знание, понимание и умения у учеников. Это все разрабатывается для того чтобы учащимся была возможность показать свои знания.

В свою дальнейшую практику я внесу такие изменения, как: продолжать учить слушать и слышать как с моей стороны, так и со стороны учеников; внедрять эти семь модулей так, чтобы заинтересовывать своих учащихся; учить их самостоятельности, ответственности за свое обучение. А так же советовать и оказывать помощь своим учителям не прошедших эти курсы по внедрению на урок семи модулей.

Использованная литература:

1. Руководство для учителя - третий (базовый) уровень 4-е издание.

© 2010-2022