Методические рекомендации Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

Здоровьесбережение на уроках информатики        Особое  значение имеет профилактика утомления и развития школьной близорукости на уроках информатики. Это обусловлено большим объёмом зрительной информации, который учащиеся получают на этих уроках. Поэтому, очень важно правильно организовать здоровьесбережение на уроках информатики.      При организации занятий в кабинете информатики необходимо руководствоваться СанПиН «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительн...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методические рекомендации Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 82 »

Методические рекомендации Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики










Методические рекомендации


«Здоровьесберегающие технологии

на уроках информатики»







Автор-составитель: Швечков А.Е.,

учитель информатики

высшей квалификационной

категории















Новокузнецк, 2011 г.


«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский


Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.

Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни - от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Проводимая в стране модернизация школьного образования одним из главных приоритетов называет приоритет сохранения здоровья учащихся.

Основными документами регламентирующими широкое внедрение здоровьесберегающих технологий в школе являются:

  • Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)";

  • постановление Правительства РФ от 29.12.2001. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»;

  • постановление Правительства РФ от 29.05.2002. № 363 «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005)»;

  • приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.05.2000. №1418 «Об утверждении положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения»;

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Одним из основных направлений здоровьесбережения школьников является работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции организации и интенсивности учебного процесса, обеспечении соответствия учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка или подростка.

Утомление - естественный физиологический процесс, характеризующийся временным снижением функций в результате выполнения определенного объема работы. Кроме того, быстрому развитию утомления способствуют неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, несоблюдение режима труда и отдыха. Об утомлении школьника свидетельствуют следующие признаки:

  1. снижение продуктивности труда (увеличиваются число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);

  2. ослабление внутреннего торможения (двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

3) ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм
и координация движений);

4) появление чувства усталости.

Эти признаки не стойкие, они быстро исчезают, и умственная работоспособность восстанавливается при смене вида деятельности, во время активного отдыха на перемене, пребывания на открытом воздухе или после возвращения из школы. Однако нередко у школьников интенсивная или длительная работа на фоне неполного восстановления работоспособности вызывает переутомление - патологический процесс, при котором происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. Начальные симптомы переутомления: изменения в поведении школьника, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.), расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы, снижение успеваемости. Следует заметить, что микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью.

Выраженными признаками переутомления являются:

1) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

2) нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истерические реакции);

3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу, нарушение функций желудочно-кишечного тракта;

4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.

В последние годы отмечается тенденция к росту патологии органов зрения и формированию так называемой школьной близорукости. В психическом развитии ребенка значение зрения уникально. Известно, что его нарушение вызывает у детей большие затруднения в познании окружающего мира, сужает социальные

контакты, ограничивая возможность заниматься многими видами
деятельности.

Здоровьесбережение на уроках информатики


Особое значение имеет профилактика утомления и развития школьной близорукости на уроках информатики. Это обусловлено большим объёмом зрительной информации, который учащиеся получают на этих уроках. Поэтому, очень важно правильно организовать здоровьесбережение на уроках информатики.

При организации занятий в кабинете информатики необходимо руководствоваться СанПиН «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

Класс информатики перед началом и после каждого академического часа учебных занятий должны быть проветрен. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Работа на компьютерах должна проводиться в индивидуальном ритме. Двигательный режим и темп работы на комьютерах в компьютерном классе должны быть свободными. При проведении занятий обязательно чередование теоретической и практической работы на протяжении урока. Продолжительность занятий на ПЭВМ зависит от возраста учащихся, технических данных ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.

Длительность работы с компьютером не должна превышать:

  • на развивающих игровых занятиях:

для учащихся начальной школы - 15 минут,

для учащихся 5-7 классов - 20 минут;


  • на уроках информатики и вычислительной техники:
    для учащихся 8(9) классов - 25 минут,

для учащихся 9(10) классов - 40 минут.

Для учащихся, имеющих нарушение рефракции, продолжительность работы на компьютере может быть сокращена.

Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

• устраивать перерывы после каждого академического часа занятий от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;

• проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;

• проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на компьютере;

• для снятия статического напряжения должны проводиться физкультурные минутки в течение 1-2 минут при появлении начальных признаков утомления;

• для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3-4 минут.

Занятия в кружках с использованием компьютеров должны проводится не чаще 2 раз в неделю. Кружковые и факультативные занятия с использованием компьютеров следует проводить не ранее чем через час после окончания учебных занятий. Это время следует использовать для отдыха и приема пищи.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

  1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и. п. Повторить б-8 раз. Темп медленный.

  3. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 - и. п.; 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4- 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления мышц плечевого пояса и рук

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх; 2 - переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями рук, голову наклонить вперед. Темп средний.

2.И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1- нести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти рас­слаблено. Темп медленный.

3.И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия напряжения мышц туловища

1. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз вправо; 2 - резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 - то же в другую сторону; 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И. п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх; 3-4 - и.п.; 5- 8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

А) Для детей 7-10 лет (1-4 классы)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмогреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить - выдох. Повторить 4-5 раз.

Б) Для учащихся 5-11 классов

1.И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты - выдох. Повторить 5-6 раз.

  1. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-б раз.

  2. И. п. - сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

  3. И. п. - сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

  4. И. п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцем, поднять руки вверх - вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить - выдох. Повторить 4-5 раз.

  5. И. п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

  6. И. п. - сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Воспитание у учащихся культуры здоровьесбережения

Внедрение в деятельность школы здоровьесберегающих технологий должно включать и воспитание у учащихся культуры здоровьесбережения. Для этого необходимо включать в материал уроков, в том числе уроков информатики, здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

Содержание уроков необходимо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, духовно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воздействующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

  1. Задачи о труде людей - основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.
    Например, учащимся можно предложить составить альбомы: "Компьютер и дизайн", «Области применения компьютера и т.д. В эти альбомы учащиеся собирают и составляют сами задачи по данной тематике. Причем стараются не просто записать задачу, но и подобрать соответствующие иллюстрации.

  2. Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудящихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.

  3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их общественно-полезных делах. Среди таких задач - задачи о спорте, участии в экологических субботниках, о сборе семян, лекарственных трав.

  4. Формированию научного мировоззрения помогает введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.

  5. При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.

Материал по здоровьесбережению при изучении различных тем курса информатики приведён в таблице.


Материал по здоровьесбережению на уроках информатики


№№

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

8 класс

1

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности поведения в кабинете

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Системы счисления.

Влияние состояния информационных ресурсов на организм человека

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих алгоритмические задачи

Текстовый процессор

Составление практических заданий по теме « Здоровье и компьютер»

Информационное моделирование

Моделирование состояния организма при воздействии внешних факторов

Моделирование в графическом процессоре

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

Моделирование в программе POWER POINT

Составление социальнозначимых проектов на темы здоровьесбережения и экологии

9 класс

2

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Информационное взаимодействие

Обмен информацией на темы здоровьесбережения и экологии

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

Накопление информации по здоровьесбережению

Компьютерные технологии представления информации

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Информационные технологии

Разработка тестов, анкет, их обработка
(тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

Информационные системы

Системное мышление, позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

Проектирование баз данных.

Построение моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников

Информационная технология работы с объектами текстового документа

Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей

Информационная технология работы с объектами в виде презентаций.

Создание учебного комплекса
« Компьютер и здоровье школьников».

Информационная технология разработки проекта.

Социальные проекты « Жизнь без сигарет».

11 класс

3

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Основы программирования.

Составление задач, связанных с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

Основы социальной информатики

Нравственные аспекты применения информационных технологий

Сетевые технологии

Действие INTERNET на развитие человека


Литература

1. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). - М., 2002.

2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. - М., 2001.

3. Медико-педагогический контроль за организацией учебно-воспитательного процесса в начальной школе: методические рекомендации / К.С. Фарино [и др.]. - Мн., 2003.

4. СанПиН 14-46-96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»

5. Сердюковская Г. Н., Сухарев А. Г. Гигиена детей и подростков. - М., 1986.

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии
и типология здоровья в школе. - М., 2005.

© 2010-2022