Рабочая программа по информатике 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Байтеряковская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

На заседании ШМО

Руководитель

___________ Лобанова Г.М.

Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.

«Принято»

На заседании педагогического совета школы

Протокол № ____ от

«____» ______________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор Байтеряковской СОШ

_____________С.А.Шушпанов.

Приказ № ___ от

«___»_______________2014 г.



Рабочая программа

по Информатике и ИКТ

10 класс, базовый уровень /34 часа/

2014-2015 учебный год












Составитель:

Кедров Валерий Владимирович

учитель информатики и ИКТ


Байтеряково

2014г.



Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 69 часов (в том числе в X классе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • линию информации и информационных процессов;

  • линию моделирования и формализации;

  • линию информационных технологий;

  • линию компьютерных коммуникаций;

  • линию социальной информатики.

Цели и задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи изучения курса:

  • Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.

Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.

Содержание образовательной программы

Тематический план

Класс

Тема

всего

теории

практики

10 класс

Информация

7

5

1

Информационные процессы в системах

11

8

2

Информационные модели

6

3

2

Программно-технические системы реализации информационных процессов

11

7

3

Всего

35

23

8



Содержание

  1. класс

  1. Информация - 7 часов.

Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

  1. Информационные процессы в системах - 11 часов.

Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

  1. Информационные модели - 6 часов.

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.

  1. Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

знать/понимать

  • три философские концепции информации

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

  • роль информационных процессов в системах

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума

  • основные типы задач обработки информации

  • что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере

  • архитектуру персонального компьютера

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера

  • назначение и топологии локальных сетей

  • технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

  • что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете

уметь

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

  • анализировать состав и структуру систем

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

  • осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

  • применять меры защиты личной информации на ПК

  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы

  • строить алгоритмы управления учебными исполнителями

  • осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

  • подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

  • работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

  • Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно





При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформирован- ность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

практикум

Содержание

Количество часов

Элементы

содержания стандарта



Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

По плану

Фактически

Информация (7 ч.)



1/1

Введение. Структура информатики. Правила ТБ.

1

знать в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики;

уметь выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;

введение





2/2



Понятие информации.

1

Cистемы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Язык как способ представления информации

знать три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

знать что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»

уметуметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество различных комбинаций;

§ 1





3/3


Представление информации, языки, кодирование.

1

§ 2


Календарно - тематическое планирование




4/4

Измерение информации. Объемный подход.

1.

Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Двоичное представление информации.

знать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

§3





5/5

Измерение информации. Содержательный подход.

1

знать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;

уметь решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

§4





6/6

Практическая работа

№1 «Измерение информации».

1

трол

уметь определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации;

Повторить

§1-4




7/7

Контрольная работа

№ 1 «Информация и информационные процессы».

1

уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измере-


Уро

Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических, и технических системах.

урок

ния информации;

Информационные процессы в системах (11 ч.).







8/1

Введение в теорию систем.

1

знать система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;

уметь приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем;

§6




9/2

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

1.

знать типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;

уметь анализировать состав и структуру систем;

различать связи материальные и информационные;

§7




10/3

Хранение информации.

1

знать носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

уметь сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

§7




11/4

Передача информации.

1

Преобразование информации

знать модель К Шеннона уметь рассчитывать объем

§8


.

Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

на передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;

информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;




12/5

Обработка информации и алгоритмы.

1

знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;

уметь разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации;

§9




13/6

Автоматическая обработка информации.

1.

Разбиение задачи на подзадачи

знать что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

§10




14/7

Практическая работа

№ 2 «Автоматическая обработка данных».

. 1

уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления маши-

Повторить § 5-10



Поиск данных в готовой базе

ной Поста;



15/8

Тест № 1 «Хранение, передача и обработка информации».

1

уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;




16/9



Поиск данных.

1.

знать что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;

уметь осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях; осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;

§11




17/10



Защита информации.

1.

Организация личной информационной среды. Защиты информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике.

знать виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;

уметь применять меры защиты личной информации на ПК;

§12




18/11

Практическая работа

№ 3 «Шифрование данных».

1.

знать что такое криптография;

уметь применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);

Повторить

§11-12



Информационные модели (6 ч.).

Информационные модели, использование в учебной и познавательной деятельности.

Структурирование данных

ПП




19/1

Компьютерное информационное моделирование.

1

знать определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;

уметь характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере;

§13




20/2

Структуры данных.

1.

знать что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;

уметь ориентироваться в граф-моделях; строить граф- модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;

§14





21/3

Практическая работа

№ 4 «Структуры данных: графы, таблицы».

1

уметь ориентироваться в граф-моделях; строить граф- модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;

Повторить

§13-14




22/4

Алгоритм как модель деятельности.

1

Построение модели










знать понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок- схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма;

уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;

§16







23/5

Практическая работа №5 «Управление аалаалгоаритмическим исполнителем».



управления учебными исполнителями;





24/6

Тест № 2 «Информационные модели».

1

уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;

Программно-технические системы реализации информационных процессов (11 ч.).



25/1

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.

1

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров.

Программные средства создания информационных объектов, многообразие операционных систем.

Организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.



знать архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и

др.;

§17




26/2

Практическая работа

№ 6 «Выбор конфигурации компьютера».

1

уметь подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;

Повторить

§17




27/3

Программное обеспечение компьютера.

1

знать что такое программное обеспе- чение ПК

уметь определять виды ПО; структура ПО ПК;

§18




































28/4

Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.

1

Универсальность дискрентного представления информации

знать основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;

уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

§19




29/5

Практическая работа

№ 7 «Представление чисел».

1

уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

Повторить

§18-19




30/6

Представление текста, графики и звука.

1

Графические информационные объекты

знать представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;

уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

§20




31/7

Практическая работа

№ 8 «Представление текстов, графики и звука».

1

Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов.

уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;

Повторить

§20


32/8

Контрольная работа

№ 2 «Дискретные модели данных на компьютере».

1

уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении



33/9

Организация локальных сетей.

1

Локальные и глобальные компьютерные сети

знать назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы;

§22




34/10

Организация глобальных сетей.

1

знать что такое Интернет; систему адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете;

§23




35/11

Обобщающий урок за курс 10-го класса.

1






Учебно-методический комплект:

Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.: Бином. Лаборатория знаний.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний

Дополнительно:

Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004















Контрольная работа № 1 «Информация».

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 1

1.Заполнить пропуски цифрами:

5 Кбайт = ____ байт = ____ бит

____ Кбайт = ____ байт = 12288 бит

____ Кбайт = ____ байт = 213 бит

____ Гбайт = 1536 Мбайт = ____ Кбайт

2. Три человека - Иванов, Петров и Сидоров - образуют очередь. Запишите все возможные варианты образования этой очереди.

3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 12 страниц книги, если на каждой странице помещается 42 строки по 54 символа в каждой строке.

4. Сравните (поставьте знак < > или =):

24 байта 240 бит

14336 байт 14 Кбайт

1200 байт 1,3 Кбайт

3 Мбайт 3050 Кбайт

49152 бит 6 Кбайт

5. Информационный объем сообщения «Люблю грозу в начале мая» равен:

А) 20 байт Б) 192 бит В) 22 байт Г) 284 бит

6. Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха 2 градуса». Кем в данном случае является стюардесса?

А) источником информации Б) получателем информации

В) передатчиком информации Г) помехой

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 2

1.Заполнить пропуски цифрами:

8 Кбайт = ____ байт = ____ бит

____ Кбайт = ____ байт = 24576 бит

____ Кбайт = ____ байт = 215 бит

____ Гбайт = 2560 Мбайт = ____ Кбайт

2. Пусть голосуют три человека (голосование «да/нет»). Запишите все возможные исходы голосования.

3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 16 страниц книги, если на каждой странице помещается 52 строки по 43 символа в каждой строке.

4. Сравните (поставьте знак < > или =):

18 байт 144 бит

16372 байт 16 Кбайт

1800 байт 1,7 Кбайт

6 Мбайт 6144 Кбайт

32812 бит 4 Кбайт

5. Информационный объем сообщения «Очень хочу учиться» равен:

А) 201 бит Б) 18 байт В) 16 байт Г) 110 бит

6.Супруга царя Салтана родила Гвидона и хочет обрадовать мужа. В этой ситуации Салтан - это:

А) источник информации Б) получатель информации

В) канал связи Г) помеха

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 3

1.Заполнить пропуски цифрами:

9 Кбайт = ____ байт = ____ бит

____ Кбайт = ____ байт = 20480 бит

____ Кбайт = ____ байт = 214 бит

____ Гбайт = 4608 Мбайт = ____ Кбайт

2. Назовите множество вариантов загорания двух светофоров, расположенных на соседних перекрестках.

3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 15 страниц книги, если на каждой странице помещается 36 строки по 58 символов в каждой строке.

4. Сравните (поставьте знак < > или =):

28 байт 220 бит

22600 байт 22 Кбайт

2560 байт 2,5 Кбайт

5 Мбайт 5200 Кбайт

65536 бит 8 Кбайт

5. Информационный объем сообщения «Мама мыла раму» равен:

А) 12 байт Б) 120 бит В) 112 бит Г) 24 байта

6. Капитан спрашивает матроса: «Работает ли маяк?». Матрос отвечает: «То загорается, то погаснет». Чем является маяк в этой ситуации?

А) получателем информации Б) источником информации

В) каналом связи Г) помехой

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 4

1.Заполнить пропуски цифрами:

7 Кбайт = ____ байт = ____ бит

____ Кбайт = ____ байт = 32768 бит

____ Кбайт = ____ байт = 216 бит

____ Гбайт = 6656 Мбайт = ____ Кбайт

2. Имеются три автомобильные дороги (A, B, C), идущие от Парижа до Тулузы, и 4 (D, E, F, G), - от Тулузы до Мадрида. Какими способами можно выбрать дорогу от Парижа в Мадрид через Тулузу?

3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 14 страниц книги, если на каждой странице помещается 62 строки по 36 символов в каждой строке.

4. Сравните (поставьте знак < > или =):

22 байта 176 бит

26600 байт 26 Кбайт

2160 байт 2,1 Кбайт

4,5 Мбайт 4580 Кбайт

57344 бит 7 Кбайт

5. Информационный объем сообщения «Идет бычок качается» равен:

А) 136 бит Б) 17 байт В) 21 байт Г) 152 бит

6. Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха 2 градуса». Кем в данном случае является бортинженер?

А) источником информации Б) получателем информации

В) каналом связи Г) помехой

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =



Тест № 1 «Хранение, передача и обработка информации».

  1. Вся информация может обрабатываться компьютером, если она представлена:

  1. в двоичной знаковой системе

  2. в десятичной знаковой системе

  3. в виде символов и чисел

  4. только в виде символов латинского алфавита

  1. Данные - это:

  1. информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде

  2. последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных

  3. числовая и текстовая информация

  4. звуковая и графическая информация


  1. Программа - это:

    1. информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде

    2. последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных

    3. числовая и текстовая информация

    4. звуковая и графическая информация


  1. Обрабатывает данные в соответствии с заданной программой:

    1. процессор

    2. устройства ввода

    3. оперативная память

    4. устройства вывода


  1. В процессе обработки программа и данные должны быть загружены:

    1. в оперативную память

    2. в постоянную память

    3. в долговременную память


  1. Количество битов, воспринимаемое микропроцессором как единое целое - это:

    1. разрядность процессора

    2. тактовая частота

    3. объем внутренней памяти компьютера

    4. производительность компьютера


  1. Количество тактов в секунду - это:

    1. разрядность процессора

    2. тактовая частота

    3. объем внутренней памяти компьютера

    4. производительность компьютера


  1. Программа тестирования, настройки необходимых параметров используемого в данном компьютере оборудования и загрузки операционной системы находится:

    1. в оперативной памяти

    2. в постоянной памяти

    3. в долговременной памяти











Тест № 2 «Информационные модели».


1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»

  1. моделью

  2. копией

  3. предметом

  4. оригиналом

2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»

а) меньше информации

b) столько же информации

c) больше информации

3. Укажите примеры натурных моделей:

  1. физическая карта

  2. глобус

  3. график зависимости расстояния от времени

  4. макет здания

  5. схема узора для вязания крючком

  6. муляж яблока

  7. манекен

  8. схема метро

4. Укажите примеры образных информационных моделей:

  1. рисунок

  2. фотография

  3. словесное описание

  4. формула

5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной

6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной

7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - модель»:

  1. компьютер - процессор

  2. Новосибирск - город

  3. слякоть - насморк

  4. автомобиль - техническое описание автомобиля

  5. город - путеводитель по городу

8. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»

  1. внешнее сходство с объектом

  2. все признаки объекта-оригинала

  3. существенные признаки объекта-оригинала

  4. особенности поведения объекта-оригинала

9. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»

  1. разные модели объекта

  2. единственную модель объекта

  3. только натурные модели объекта

10. Укажите примеры информационных моделей:

  1. физическая карта

  2. глобус

  3. график зависимости расстояния от времени

  4. макет здания

  5. схема узора для вязания крючком

  6. муляж яблока

  7. манекен

  8. схема метро

11. Укажите примеры знаковых информационных моделей:

  1. рисунок

  2. фотография

  3. словесное описание

  4. формула

12. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной

13. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»

  1. образной

  2. знаковой

  3. смешанной

  4. натурной

14. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - модель»:

  1. клавиатура - микрофон

  2. река - Днепр

  3. болт - чертеж болта

  4. мелодия - нотная запись мелодии

  5. весна - лето

15.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунке:

Рабочая программа по информатике 10 классРабочая программа по информатике 10 классРабочая программа по информатике 10 класс











Контрольная работа № 2 «Дискретные модели данных на компьютере».

  1. Пространственная дискретизация - это:

  1. преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную

  2. преобразование графической информации из дискретной формы в аналоговую


  1. Разрешающая способность изображения - это:

  1. количество точек по горизонтали

  2. количество точек по вертикали

  3. количество точек на единицу длины


  1. В палитре 32 цвета. Чему равна глубина цвета?

  1. 1 бит

  2. 2 бита

  3. 3 бита

  4. 4 бита

  5. 5 битов


  1. В палитре 16 цветов. Чему равна глубина цвета?

  1. 1 бит

  2. 2 бита

  3. 3 бита

  4. 4 бита

  5. 5 битов


  1. Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 1 бит?

  1. 2 цвета

  2. 4 цвета

  3. 8 цветов

  4. 16 цветов

  5. 32 цвета

  1. Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 3 бита?

  1. 2 цвета

  2. 4 цвета

  3. 8 цветов

  4. 16 цветов

  5. 32 цвета


  1. Цветное изображение с палитрой из 8 цветов имеет размер 100х200 точек. Какой информационный объем имеет изображение?

  1. 7500 байт

  2. 160000 бит

  3. 160000 байт

  4. 60000 байт


  1. Сколько цветов в палитре, если цветное изображение имеет размер 20х30 точек, а информационный объем равен 150 байт?

  1. 2 цвета

  2. 3 цвета

  3. 4 цвета

  4. 5 цветов


  1. Каков объем фотографии размером 7 см на 8 см, если каждая точка окрашена в один из 4 цветов, а разрешающая способность 20 точек на 1 см длины?

  1. 5600 байт

  2. 44800 байт

  3. 2240 бит

  4. 11200 байт




















© 2010-2022