- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кедров В.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Байтеряковская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
На заседании ШМО
Руководитель
___________ Лобанова Г.М.
Протокол № ___ от
«____»____________2014 г.
«Принято»
На заседании педагогического совета школы
Протокол № ____ от
«____» ______________ 2014 г.
«Утверждено»
Директор Байтеряковской СОШ
_____________С.А.Шушпанов.
Приказ № ___ от
«___»_______________2014 г.
Рабочая программа
по Информатике и ИКТ
10 класс, базовый уровень /34 часа/
2014-2015 учебный год
Составитель:
Кедров Валерий Владимирович
учитель информатики и ИКТ
Байтеряково
2014г.
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и рассчитан на изучение учащимися 10-11 классов в течении 69 часов (в том числе в X классе - 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).
Общая характеристика учебного предмета.
Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
Это позволяет:
-
обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
-
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
-
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
-
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
-
линию информации и информационных процессов;
-
линию моделирования и формализации;
-
линию информационных технологий;
-
линию компьютерных коммуникаций;
-
линию социальной информатики.
Цели и задачи изучения курса:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
-
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
-
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
-
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи изучения курса:
-
Мировоззренченская задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
-
Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
-
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
-
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.
Теоретический материал курса имеет достаточно большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его усвоения (1 час в неделю) недостаточно. Для разрешения этого противоречия планируется активно использовать самостоятельную работу учащихся с учебником. В качестве контрольных (домашних) заданий используются вопросы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение заданий целесообразно оформлять письменно.
Методика обучения должна быть в большей степени ориентирована на индивидуальный подход. Следует стремиться к тому, чтобы каждый ученик получил наибольший результат от обучения в меру своих возможностей и интересов. С этой целью следует использовать резерв самостоятельной работы учащихся во внеурочное время, а также резерв домашнего компьютера.
Содержание образовательной программы
Тематический план
Класс
Тема
всего
теории
практики
10 класс
Информация
7
5
1
Информационные процессы в системах
11
8
2
Информационные модели
6
3
2
Программно-технические системы реализации информационных процессов
11
7
3
Всего
35
23
8
Содержание
-
класс
-
Информация - 7 часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Информационные процессы в системах - 11 часов.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
-
Информационные модели - 6 часов.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности.
-
Программно-технические системы реализации информационных процессов - 11 часов.
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
знать/понимать
-
три философские концепции информации
-
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
-
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
-
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
-
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
-
роль информационных процессов в системах
-
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
-
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность, «шум» и способы защиты от шума
-
основные типы задач обработки информации
-
что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
-
физические способы защиты информации
-
программные средства защиты информации
-
что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере
-
архитектуру персонального компьютера
-
основные принципы представления данных в памяти компьютера
-
назначение и топологии локальных сетей
-
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
-
что такое Интернет, систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен), способы организации связи в Интернете
уметь
-
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте
-
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
-
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
-
анализировать состав и структуру систем
-
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
-
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
-
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
-
применять меры защиты личной информации на ПК
-
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
-
строить табличные модели по вербальному описанию системы
-
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
-
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
-
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
-
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
-
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
95% и более
отлично
80-94%%
хорошо
66-79%%
удовлетворительно
менее 66%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
-
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
-
недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
-
мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
-
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
-
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
-
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
-
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформирован- ность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Формы организации учебного процесса:
-
индивидуальные;
-
групповые;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные;
-
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
-
наблюдение;
-
беседа;
-
фронтальный опрос;
-
опрос в парах;
практикум
№
Содержание
Количество часов
Элементы
содержания стандарта
Требования к уровню подготовки обучающихся
Домашнее
задание
По плану
Фактически
Информация (7 ч.)
1/1
Введение. Структура информатики. Правила ТБ.
1
знать в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах; из каких частей состоит предметная область информатики;
уметь выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;
введение
2/2
Понятие информации.
1
Cистемы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Язык как способ представления информации
знать три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;
знать что такое язык представления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование»
уметуметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую; определять длину кода, количество различных комбинаций;
§ 1
3/3
Представление информации, языки, кодирование.
1
§ 2
Календарно - тематическое планирование
4/4
Измерение информации. Объемный подход.
1.
Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Двоичное представление информации.
знать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;
уметь решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества информации в разные единицы;
§3
5/5
Измерение информации. Содержательный подход.
1
знать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержания сообщения;
уметь решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);
§4
6/6
Практическая работа
№1 «Измерение информации».
1
трол
уметь определять количество информации с использованием различных подходов к определению количества информации;
Повторить
§1-4
7/7
Контрольная работа
№ 1 «Информация и информационные процессы».
1
уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о способах измере-
Уро
Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических, и технических системах.
урок
ния информации;
Информационные процессы в системах (11 ч.).
8/1
Введение в теорию систем.
1
знать система; структура системы; свойства системы; подсистема; системный подход в науке и практике;
уметь приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем;
§6
9/2
Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
1.
знать типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отличаются естественные и искусственные системы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру систем управления;
уметь анализировать состав и структуру систем;
различать связи материальные и информационные;
§7
10/3
Хранение информации.
1
знать носитель информации; история развития носителей информации; современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;
уметь сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;
§7
11/4
Передача информации.
1
Преобразование информации
знать модель К Шеннона уметь рассчитывать объем
§8
.
Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
на передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность; понятие «шум» и способы защиты от шума;
информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
12/5
Обработка информации и алгоритмы.
1
знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации;
уметь разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации;
§9
13/6
Автоматическая обработка информации.
1.
Разбиение задачи на подзадачи
знать что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;
уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;
§10
14/7
Практическая работа
№ 2 «Автоматическая обработка данных».
. 1
уметь составлять алгоритмы решения несложных задач для управления маши-
Повторить § 5-10
Поиск данных в готовой базе
ной Поста;
15/8
Тест № 1 «Хранение, передача и обработка информации».
1
уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об основных информационных процессах;
16/9
Поиск данных.
1.
знать что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура данных»; какие бывают структуры; алгоритм последовательного поиска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный поиск; как осуществляется поиск в иерархической структуре данных;
уметь осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях; осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера;
§11
17/10
Защита информации.
1.
Организация личной информационной среды. Защиты информации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике.
знать виды угроз для числовой информации; физические способы защиты информации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат;
уметь применять меры защиты личной информации на ПК;
§12
18/11
Практическая работа
№ 3 «Шифрование данных».
1.
знать что такое криптография;
уметь применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);
Повторить
§11-12
Информационные модели (6 ч.).
Информационные модели, использование в учебной и познавательной деятельности.
Структурирование данных
ПП
19/1
Компьютерное информационное моделирование.
1
знать определение модели; что такое информационная модель; этапы информационного моделирования на компьютере;
уметь характеризовать этапы информационного моделирования на компьютере;
§13
20/2
Структуры данных.
1.
знать что такое граф, дерево, сеть; структура таблицы; основные типы табличных моделей; что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы;
уметь ориентироваться в граф-моделях; строить граф- модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;
§14
21/3
Практическая работа
№ 4 «Структуры данных: графы, таблицы».
1
уметь ориентироваться в граф-моделях; строить граф- модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному описанию системы;
Повторить
§13-14
22/4
Алгоритм как модель деятельности.
1
Построение модели
знать понятие алгоритмической модели; способы описания алгоритмов: блок- схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма;
уметь строить алгоритмы управления учебными исполнителями; осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы;
§16
23/5
Практическая работа №5 «Управление аалаалгоаритмическим исполнителем».
управления учебными исполнителями;
24/6
Тест № 2 «Информационные модели».
1
уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний об информационных моделях;
Программно-технические системы реализации информационных процессов (11 ч.).
25/1
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации.
1
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров.
Программные средства создания информационных объектов, многообразие операционных систем.
Организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
знать архитектуру персонального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК; основные виды памяти ПК; что такое системная плата, порты ввода-вывода; назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и
др.;
§17
26/2
Практическая работа
№ 6 «Выбор конфигурации компьютера».
1
уметь подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
Повторить
§17
27/3
Программное обеспечение компьютера.
1
знать что такое программное обеспе- чение ПК
уметь определять виды ПО; структура ПО ПК;
§18
28/4
Дискретные модели данных на компьютере. Представление чисел.
1
Универсальность дискрентного представления информации
знать основные принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел;
уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
§19
29/5
Практическая работа
№ 7 «Представление чисел».
1
уметь получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;
Повторить
§18-19
30/6
Представление текста, графики и звука.
1
Графические информационные объекты
знать представление текста; представление изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; дискретное представление звука;
уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;
§20
31/7
Практическая работа
№ 8 «Представление текстов, графики и звука».
1
Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов.
уметь вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета; сжимать текстовую информацию;
Повторить
§20
32/8
Контрольная работа
№ 2 «Дискретные модели данных на компьютере».
1
уметь демонстрировать навыки расширения и обобщения знаний о представлении
33/9
Организация локальных сетей.
1
Локальные и глобальные компьютерные сети
знать назначение и топологии локальных сетей; технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции); основные функции сетевой операционной системы;
§22
34/10
Организация глобальных сетей.
1
знать что такое Интернет; систему адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете;
§23
35/11
Обобщающий урок за курс 10-го класса.
1
Учебно-методический комплект:
Информатика. Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.: Бином. Лаборатория знаний.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний
Дополнительно:
Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
Контрольная работа № 1 «Информация».
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 1
1.Заполнить пропуски цифрами:
5 Кбайт = ____ байт = ____ бит
____ Кбайт = ____ байт = 12288 бит
____ Кбайт = ____ байт = 213 бит
____ Гбайт = 1536 Мбайт = ____ Кбайт
2. Три человека - Иванов, Петров и Сидоров - образуют очередь. Запишите все возможные варианты образования этой очереди.
3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 12 страниц книги, если на каждой странице помещается 42 строки по 54 символа в каждой строке.
4. Сравните (поставьте знак < > или =):
24 байта 240 бит
14336 байт 14 Кбайт
1200 байт 1,3 Кбайт
3 Мбайт 3050 Кбайт
49152 бит 6 Кбайт
5. Информационный объем сообщения «Люблю грозу в начале мая» равен:
А) 20 байт Б) 192 бит В) 22 байт Г) 284 бит
6. Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха 2 градуса». Кем в данном случае является стюардесса?
А) источником информации Б) получателем информации
В) передатчиком информации Г) помехой
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 2
1.Заполнить пропуски цифрами:
8 Кбайт = ____ байт = ____ бит
____ Кбайт = ____ байт = 24576 бит
____ Кбайт = ____ байт = 215 бит
____ Гбайт = 2560 Мбайт = ____ Кбайт
2. Пусть голосуют три человека (голосование «да/нет»). Запишите все возможные исходы голосования.
3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 16 страниц книги, если на каждой странице помещается 52 строки по 43 символа в каждой строке.
4. Сравните (поставьте знак < > или =):
18 байт 144 бит
16372 байт 16 Кбайт
1800 байт 1,7 Кбайт
6 Мбайт 6144 Кбайт
32812 бит 4 Кбайт
5. Информационный объем сообщения «Очень хочу учиться» равен:
А) 201 бит Б) 18 байт В) 16 байт Г) 110 бит
6.Супруга царя Салтана родила Гвидона и хочет обрадовать мужа. В этой ситуации Салтан - это:
А) источник информации Б) получатель информации
В) канал связи Г) помеха
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 3
1.Заполнить пропуски цифрами:
9 Кбайт = ____ байт = ____ бит
____ Кбайт = ____ байт = 20480 бит
____ Кбайт = ____ байт = 214 бит
____ Гбайт = 4608 Мбайт = ____ Кбайт
2. Назовите множество вариантов загорания двух светофоров, расположенных на соседних перекрестках.
3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 15 страниц книги, если на каждой странице помещается 36 строки по 58 символов в каждой строке.
4. Сравните (поставьте знак < > или =):
28 байт 220 бит
22600 байт 22 Кбайт
2560 байт 2,5 Кбайт
5 Мбайт 5200 Кбайт
65536 бит 8 Кбайт
5. Информационный объем сообщения «Мама мыла раму» равен:
А) 12 байт Б) 120 бит В) 112 бит Г) 24 байта
6. Капитан спрашивает матроса: «Работает ли маяк?». Матрос отвечает: «То загорается, то погаснет». Чем является маяк в этой ситуации?
А) получателем информации Б) источником информации
В) каналом связи Г) помехой
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». Вариант № 4
1.Заполнить пропуски цифрами:
7 Кбайт = ____ байт = ____ бит
____ Кбайт = ____ байт = 32768 бит
____ Кбайт = ____ байт = 216 бит
____ Гбайт = 6656 Мбайт = ____ Кбайт
2. Имеются три автомобильные дороги (A, B, C), идущие от Парижа до Тулузы, и 4 (D, E, F, G), - от Тулузы до Мадрида. Какими способами можно выбрать дорогу от Парижа в Мадрид через Тулузу?
3. Сколько места в килобайтах надо выделить для хранения 14 страниц книги, если на каждой странице помещается 62 строки по 36 символов в каждой строке.
4. Сравните (поставьте знак < > или =):
22 байта 176 бит
26600 байт 26 Кбайт
2160 байт 2,1 Кбайт
4,5 Мбайт 4580 Кбайт
57344 бит 7 Кбайт
5. Информационный объем сообщения «Идет бычок качается» равен:
А) 136 бит Б) 17 байт В) 21 байт Г) 152 бит
6. Перед посадкой самолета бортинженер поручил стюардессе сделать объявление пассажирам: «Сейчас в городе идет дождь, температура воздуха 2 градуса». Кем в данном случае является бортинженер?
А) источником информации Б) получателем информации
В) каналом связи Г) помехой
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Тест № 1 «Хранение, передача и обработка информации».
-
Вся информация может обрабатываться компьютером, если она представлена:
-
в двоичной знаковой системе
-
в десятичной знаковой системе
-
в виде символов и чисел
-
только в виде символов латинского алфавита
-
Данные - это:
-
информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде
-
последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных
-
числовая и текстовая информация
-
звуковая и графическая информация
-
Программа - это:
-
информация, которая обрабатывается компьютером в двоичном компьютерном коде
-
последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных
-
числовая и текстовая информация
-
звуковая и графическая информация
-
-
Обрабатывает данные в соответствии с заданной программой:
-
процессор
-
устройства ввода
-
оперативная память
-
устройства вывода
-
-
В процессе обработки программа и данные должны быть загружены:
-
в оперативную память
-
в постоянную память
-
в долговременную память
-
-
Количество битов, воспринимаемое микропроцессором как единое целое - это:
-
разрядность процессора
-
тактовая частота
-
объем внутренней памяти компьютера
-
производительность компьютера
-
-
Количество тактов в секунду - это:
-
разрядность процессора
-
тактовая частота
-
объем внутренней памяти компьютера
-
производительность компьютера
-
-
Программа тестирования, настройки необходимых параметров используемого в данном компьютере оборудования и загрузки операционной системы находится:
-
в оперативной памяти
-
в постоянной памяти
-
в долговременной памяти
-
Тест № 2 «Информационные модели».
1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
-
моделью
-
копией
-
предметом
-
оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
а) меньше информации
b) столько же информации
c) больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
-
физическая карта
-
глобус
-
график зависимости расстояния от времени
-
макет здания
-
схема узора для вязания крючком
-
муляж яблока
-
манекен
-
схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
-
рисунок
-
фотография
-
словесное описание
-
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
-
образной
-
знаковой
-
смешанной
-
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»
-
образной
-
знаковой
-
смешанной
-
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - модель»:
-
компьютер - процессор
-
Новосибирск - город
-
слякоть - насморк
-
автомобиль - техническое описание автомобиля
-
город - путеводитель по городу
8. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
-
внешнее сходство с объектом
-
все признаки объекта-оригинала
-
существенные признаки объекта-оригинала
-
особенности поведения объекта-оригинала
9. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
-
разные модели объекта
-
единственную модель объекта
-
только натурные модели объекта
10. Укажите примеры информационных моделей:
-
физическая карта
-
глобус
-
график зависимости расстояния от времени
-
макет здания
-
схема узора для вязания крючком
-
муляж яблока
-
манекен
-
схема метро
11. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
-
рисунок
-
фотография
-
словесное описание
-
формула
12. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
-
образной
-
знаковой
-
смешанной
-
натурной
13. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»
-
образной
-
знаковой
-
смешанной
-
натурной
14. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект - модель»:
-
клавиатура - микрофон
-
река - Днепр
-
болт - чертеж болта
-
мелодия - нотная запись мелодии
-
весна - лето
15.Назовите объекты, модели которых приведены на рисунке:
Контрольная работа № 2 «Дискретные модели данных на компьютере».
-
Пространственная дискретизация - это:
-
преобразование графической информации из аналоговой формы в дискретную
-
преобразование графической информации из дискретной формы в аналоговую
-
Разрешающая способность изображения - это:
-
количество точек по горизонтали
-
количество точек по вертикали
-
количество точек на единицу длины
-
В палитре 32 цвета. Чему равна глубина цвета?
-
1 бит
-
2 бита
-
3 бита
-
4 бита
-
5 битов
-
В палитре 16 цветов. Чему равна глубина цвета?
-
1 бит
-
2 бита
-
3 бита
-
4 бита
-
5 битов
-
Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 1 бит?
-
2 цвета
-
4 цвета
-
8 цветов
-
16 цветов
-
32 цвета
-
Сколько в палитре цветов, если глубина цвета равна 3 бита?
-
2 цвета
-
4 цвета
-
8 цветов
-
16 цветов
-
32 цвета
-
Цветное изображение с палитрой из 8 цветов имеет размер 100х200 точек. Какой информационный объем имеет изображение?
-
7500 байт
-
160000 бит
-
160000 байт
-
60000 байт
-
Сколько цветов в палитре, если цветное изображение имеет размер 20х30 точек, а информационный объем равен 150 байт?
-
2 цвета
-
3 цвета
-
4 цвета
-
5 цветов
-
Каков объем фотографии размером 7 см на 8 см, если каждая точка окрашена в один из 4 цветов, а разрешающая способность 20 точек на 1 см длины?
-
5600 байт
-
44800 байт
-
2240 бит
-
11200 байт