Урок информатики и ИКТ в 7 классе по теме «Создание и оформление словесных информационных моделей»

Бинарный урок информатики и ИКТ в 7 классе по теме «Создание и оформление словесных информационных моделей» Данный урок проводился с целью организации сетевого общения. Интересен для сельских школ с малой наполняемостью классов. В данном случае урок проводился с учащимися 7а класса (6 человек) в Ерышовской СОШ и 7б класса (одна ученица) в филиале МОУ «Ерышовская СОШ» с.Малиновка. Использование программы Skype может пригодиться для проведения и внеурочных мероприятий типа заочного соревнования, диспута или диалогового общения. Работа в сервисах Google подразумевает регистрацию пользователей и настройки общего доступа.
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок информатики и ИКТ в 7 классе

по теме «Создание и оформление словесных информационных моделей»

Цели урока:

Систематизация представлений о словесных информационных моделях.

Развитие пользовательских умений и навыков.

Воспитание культуры он-лайн общения.

Цель: дополнить и обобщить представления учащихся о словесных информационных моделях.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях; систематизация полученных знаний.

  • Развивающие: развитие мышления и речи учащихся, формирование умения рассуждать, делать выводы, развитие творческой и познавательной деятельности учащихся, развитие пользовательских умений и навыков.

  • Воспитательные: воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умения оценивать результат своей деятельности, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, воспитание интереса к истории Олимпийского движения, развитию видов спорта.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический.

Межпредметные связи: русский язык, литература, математика, география, физика и др.

Оборудование: мультимедийный проектор для сопровождения урока, мультимедийная презентация к уроку, компьютеры с загруженными заданиями для практической работы,

ЭОР по информатике: сайт academy44.ucoz.ru/tests/ ,

«Интерактивные ресурсы к учебнику 7-го класса УМК Л. Л. Босовой, автор Антонов А.М.»( metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash.php);

Как назвать что мы делаем в Google;

программа Skype.

Основные понятия:

  • модель

  • информационная модель

  • словесная информационная модель

  • натурная модель

  • моделирование

  • стиль форматирования

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие..(СЛАЙД)

Я надеюсь, что настроение у всех хорошее, а к концу урока оно должно ещё больше улучшиться от достигнутых результатов на уроке

  • Ребята, просмотрите на доску, прочитайте тему урока. (СЛАЙД)

  • -Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на уроке? (Ответы)

Тема интересна тем, что на неё можно посмотреть с разных сторон и граней. Сегодня мы с вами постараемся в ней увидеть не только сухие определения, но и возможность поиска в любой сфере жизни человека.

Запишите в тетрадях число 03.12.13 и тему урока: «Создание и оформление словесных информационных моделей».

Учитель: Сегодня на уроке повторим пройденный материал, поработаем с учебником, изучим новый материал, выполним практическую работу.

Цель урока: Обобщить и дополнить свои знания о моделях, их видах, о процессе моделирования совершенствовать практические навыки работы с текстом, освоить новые возможности Интернета.

Задачи урока: Научиться представлять информацию в виде оформленной словесной модели.

Сегодня у нас не совсем обычный урок: у нас присутствуют гости и нас ждёт общение с 7 классом школы с.Ерышовка.

- На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием модели, моделированием, видами моделей, разновидностями информационных моделей. Сегодня у нас с вами урок закрепления и контроля полученных знаний, а так же выработка практических умений и навыков

II. Актуализация опорных знаний.

Какую главу мы с вами изучаем? - «Информационное моделирование». Давайте повторим основные понятия.

а) вопросы (слайд):

Это все о ней (слайд) ….Что это? (модель)

Что такое модель? Модель - объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.

Что объединяет все эти предметы? Как их можно назвать? (слайды) (натурные, информационные)

Какие модели называют натурными? Натурные модели - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования.

Какие модели называют информационными? Информационные модели - описания объекта-оригинала на языках кодирования информации.

Моделью чего они являются? Что такое моделирование? Моделирование - это процесс создания и использования модели.

Какие существуют виды информационных моделей?

Сколько моделей можно создать для объекта? (привести примеры) Если есть затруднения помочь

Если бы об этом человеке сняли современный фильм, то это был бы боевик с трагическим финалом, о любви и предательстве, главным героем которого является многодетный отец, выходец из Эфиопии, смуглый и кучерявый, но проживший до 37 лет в России. Его познания в математике были крайне слабы, но он в совершенстве владел французским языком, за что и получил прозвище «Француз». Кто это?

Подсказки:

  1. Любимым временем года является осень.

  2. он очень любил сказки.

  3. Это писатель и поэт. (А.С.Пушкин)

Какие существуют виды информационных моделей? Существуют образные, знаковые и смешанные модели. (слайд)

б) работа с дополнительным материалом (СЛАЙД)

Каждый раз, когда внутренние раздоры в классе или в семье мешают общему делу, мы поминаем Лебедя, Рака и Щуку - трех персонажей известной крыловской басни. Когда речь идет о лести в целях мошеннического обмана, на ум приходят Ворона и Лисица, выманившая кусок сыра. Когда непослушный ученик продолжает хулиганить, несмотря на все наши увещевания, мы вздыхаем: "…А Васька слушает, да ест…". А когда сложная и запутанная задача неожиданно легко разрешается, усмехаемся: "…А ларчик просто открывался!"

Все эти образы пришли к нам из басен замечательного писателя Ивана Андреевича Крылова. Басни Крылова часто позволяют буквально в двух словах полностью охарактеризовать и ситуацию, и наше к ней отношение. Достаточно назвать кого-то "Свиньей под дубом", как всем становится ясно, что речь идет о неблагодарном человеке, не умеющем ценить поддержку других людей. А лаконичная фраза "зелен виноград" - это намек на ситуацию, когда человек из зависти ругает что-либо, что по тем или иным причинам оказалось ему недоступно.

Если не обращаться к басням мы рискуем так никогда и не понять, почему про задиристого и трусоватого соседского мальчика, исподтишка цепляющегося к старшим и более сильным ребятам, взрослые со смехом говорят: "Ах, Моська, знать она сильна, коль лает на слона…". И почему легкомысленному ученику, теряющему время даром, в ответ на жалобы на плохие оценки советуют: "Так пойди же, попляши!".

Как вы думаете, ребята - можно ли связать басни и тему нашего урока? (ОТВЕТ)

Проверка д/з Я просила прочитать тебя басню «Ворона и лисица».

Какая модель поведения человека была зашифрована автором?

Информационную словесную модель каких людей показывают в этой басне?

В ходе диалога с обучающимися делается вывод, что басня является моделью человеческих отношений: пока есть любители лести (ворона), будут и льстецы (лиса).

Мораль в басне "Ворона и лисица" в том, что не стоит верить льстецам. Что лесть гнусна, вредна. Часто те кто неискренне говорит вам какой вы хороший, умный, замечательный - преследуют свои нехорошие цели.

Пословицы, поговорки, крылатые выражения, басни являются своеобразными моделями, которые мы используем в речи для придания ей образности и эмоциональности.

в) индивидуальная работа(ТБ)

Начинать работу строго

С разрешенья педагога!

И учтите: вы в ответе

За порядок в кабинете!

Бережливым быть умей

И по клавишам не бей!

Там, учтите этот факт,

Электрический контакт.

Если где-то заискрит,

Или что-нибудь дымит,

Время попусту не трать,

Нужно вам меня позвать.

Если сбой даёт машина,

Терпенье вам необходимо.

Не бывает без проблем

Даже с умной ЭВМ.

- А теперь садимся за компьютер и выполняем задания, на выполнение 5 мин

1. Распределите по группам

2. Моделирование

А я в это время немного пообщаюсь с О.В. и ее ребятами.

Здравствуйте, ребята!

Кажется сейчас вы обсуждали басни как модель человеческих отношений. Я хочу предложить вам узнать басни по ее описанию:

Одна из самых популярных басен Крылова, с детства известна каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал, неизбежно встретит на своём пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.

Ворона и лисица

Кукушка и петух

Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того каждому делу учиться надо!

Квартет

Когда каждый тянет в свою сторону, на лад их дело не пойдёт…

Лебедь, щука и рак

Невежда бранит науки и ученье, а сам пользуется их плодами в своё удовольствие.

Свинья под дубом

Мартышка и очки

Народная мудрость считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле

Стрекоза и муравей

Пчела и муха

Спасибо, я не прощаюсь, через несколько минут продолжим нашу совместную работу.

Проверка выполненных заданий

Для чего необходимо создавать модели?

  • В реальном времени оригинал может уже не существовать или его нет в действительности. Примеры: теория вымирания динозавров, теория гибели Атлантиды, модель «ядерной зимы»…

  • Оригинал либо очень велик, либо очень мал. Примеры: модель Солнечной системы, модель

атома, глобус…

  • Процесс протекает очень быстро или очень медленно. Примеры: смена времен года, эволюция человека, модель ДВС…

Физминутка (файл superfizmin.rar) Выполняется детьми самостоятельно.

III. Изложение нового материала.

Молодец! Сегодня на уроке вы более подробно познакомимся со словесными информационными моделями и узнаем какие разновидности словесных информационных моделей существуют. Во второй части урока выполним практическую работу по созданию и оформлению словесной информационной модели в слайдах совместной (с 7 классом Ерышовской школы) презентации Гугл.Документы.

Словесные информационные модели - то есть описания на естественном языке. При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. Мы знаем, что естественный язык обладает различными особенностями. Какими? (СЛАЙД , щелчок)

Определите, о какой особенности естественного языка идёт речь:

  1. разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла (щелчок - многозначность);

  2. наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различные значения (щелчок - омонимия);

  3. прямое значение слова переносят на другой предмет (щелчок - использование слов в прямом и переносном смысле);

  4. наличие близких по значению, но разных по звучанию слов (щелчок - синонимия).

То есть, такие особенности естественного языка делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Но можно ли использовать этот язык при построении информационных моделей в различных сферах профессиональной деятельности человека, например, в науке? (щелчок)

Верно, наличие таких особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности человека, где требуется точность, однозначность, чёткость формулировки.


  1. СЛАЙД Водопад

Приведите мне пример из текста параграфа 2.3, к которому подходит эта картинка.

Рассмотрим пример 5 параграфа 2.3. Как фигурное расположение текста помогает его восприятию? - Графическая подача информации способствует образному восприятию текста.Урок информатики и ИКТ в 7 классе по теме «Создание и оформление словесных информационных моделей»

  1. СЛАЙД А вот такой текст уже сложнее воспринимать. И, пока Мышь говорила, Алиса все никак не могла понять, какое это имеет отношение к мышиному хвосту. Поэтому история, которую рассказала Мышь, выглядела в ее воображении вот так:

  2. СЛАЙД Текст.

Согласитесь, что содержание текста значительно проще понять, если текст озаглавлен, разделён на смысловые блоки с подзаголовками.


  1. Практическая работа

Итак, наша практическая работа будет заключаться в следующем:

  1. Ознакомимся с данным текстом, отметим карандашом смысловые фрагменты,

  2. Озаглавить текст (модель), разбить на абзацы.

  3. Применить стили форматирования

  • Шрифт

  • Размер

  • Цвет

  • Начертание (жирное, курсивное, подчеркнутое)

  • Расположение.

Запишите заглавие и подзаголовки в тетрадь.

Затем нужно оформить слайд совместной презентации согласно тексту (использование иллюстрации приветствуется)

Хочу напомнить, что нельзя трогать чужие файлы. Не редактируйте, не переименовывайте, не удаляйте, не перемещайте их.

Выполнение практической работы

- А сейчас ребята, послушайте задание для вашей практической работы.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Олимпийские символы

docs.google.com/presentation/d/1ZnRvPJSfMQrnRUjczhOPSBzjdS4Y56jvBca8qIHt97k/edit#slide=id.p

А в это время… Видеосвязь

Спортивная викторина

  1. Какое спортивное мероприятие международного масштаба состоится в 2014 году в нашей стране? (Олимпиада)

  2. Разновидность какой современной спортивной игры на Руси называли «клюшкование»? (Хоккей.)

  3. Что означает переплетение разноцветных колец в эмблеме олимпийских игр? (символ дружбы пяти континентов)

  4. Её просят лыжники. (Лыжню)

  5. Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?" (Девизом Олимпийских игр).

  6. Что стремится установить спортсмен? (Рекорд).

  7. К какому виду спорта вполне применима поговорка «не подмажешь - не поедешь». (к лыжам)

  8. Как называются соревнования велосипедистов и лыжников?(Гонка.)

  9. Как называются соревнования, куда входят лыжные гонки со стрельбой на огневом рубеже? (Биатлон.)

  10. Какого цвета полотнище Олимпийского флага? (Белого.)

  11. Какое современное государство считается родиной Олимпийских игр? (Греция.)

  12. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве. В каком году? (В 1980 г.)

  13. Назовите талисман Олимпийских игр в Москве. (Медвежонок Миша.)

  14. Дополнение к «великолепной пятёрке», согласно известной песне, - это... Кто? (Вратарь.)

  15. Кто был основателем современных олимпийских игр? (французский педагог Пьер де Кубертэн)


  1. Итоги урока:

Словесные модели чаще всего создаются на естественном языке. Вместе с тем в них часто используют слова-профессионализмы. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания.

Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значениях, синонимы, омонимы и т. п., делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным.

Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек - компьютер»).

разумно структурированный и хорошо оформленный текст легче воспринимается и запоминается читателем

  1. Выставление оценок за урок.


  1. Домашнее задание

Учебник: § 2.3. , Кроссворд «Моделирование», История возникновения поговорок

- Прочитайте истории возникновения поговорок и опишите современные ситуации, моделями которых они служат.

Поговорка

История возникновения

В какой ситуации употребляется (моделью какой ситуации служит)

Как пить дать

По обычаю древних славян никто ни при каких обстоятельствах не имел права отказать человеку

в воде.

Как с гуся вода

У водоплавающих птиц оперение покрыто особой

жирной смазкой, которую выделяет железа на спине около хвоста. Поэтому вода не смачивает перья, а быстро и беспрепятственно скатывается с них.

Косая сажень в плечах

«Косая сажень» - расстояние от подошвы ноги до концов пальцев вытянутой вверх противоположной руки взрослого мужчины.

По желанию: создать словесную модель учителя или ученика нашей школы

Мини-исследование. В течение недели фиксируйте в таблице время, которое вы затрачиваете на учебу в школе, подготовку домашних заданий, помощь по дому, активный отдых, сон и другое.


  1. Рефлексия:

Прошу вас оценить сегодняшний урок и вашу работу на нём с помощью цветных карточек (СЛАЙД):

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Спасибо за урок!


© 2010-2022