Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Графика Windows»

Данная презентация является продолжением курса программирования на основе системы исполнителей Полякова Константина Юрьевича «Исполнители 2.5» Первые две презентации были опубликованы на «Учительском портале» это: Уроки информатики по теме "Исполнитель Робот. Основные алгоритмические конструкции" http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-56893 и Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Учим робота считать» http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-57986 .             В  первой презентации вводятся ...
Раздел Информатика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Уроки информатики в 7 классе

«Исполнитель Робот. Графика Windows»

Введение


Данная презентация является продолжением курса программирования на основе системы исполнителей Полякова Константина Юрьевича «Исполнители 2.5» Первые две презентации были опубликованы на «Учительском портале» это: Уроки информатики по теме "Исполнитель Робот. Основные алгоритмические конструкции" uchportal.ru/load/17-1-0-56893 и Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Учим робота считать» uchportal.ru/load/17-1-0-57986 .

В первой презентации вводятся основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл, процедура (подпрограмма). Во второй вводится понятие переменной и ее применение в различных алгоритмических конструкциях. Получается, что к изучению графических возможностей языка программирования ребенок подходит уже с некоторым багажом знаний в области программирования. Это открывает перед учителем совершенно новые возможности. Обычно графику проходят в самом начале курса программирования, а здесь уже можно использовать и циклы и ветвления и подпрограммы.

Я не стал глубоко погружаться в эту тему. Ограничившись 4 уроками:

  1. Графические команды системы «Исполнители 2.5»

  2. Цикл For. Простые геометрические орнаменты.

  3. Цикл For. Сложные геометрические орнаменты.

  4. «Кривая доктора Шибкина»

Первоначально планировалось 6 уроков. Но из-за нехватки времени (по тематическому планированию) от этого пришлось отказаться, в надежде, что смогу включить их на будущий год в 8 или даже 9 классах. Выпали вопросы, связанные с методом базовой точки и создание процедур (например, команды рисования треугольника).

Название презентации «Графика Windows» взято из описания системы «Исполнители 2.5» Автор системы программирования Поляков К.Ю. дает следующее описание в справочной системе:

«Начиная с версии 2.0 система Исполнители позволяет использовать для рисования графические команды системы Windows. Это позволяет отказаться от использования исполнителей вообще, если это соответствует замыслу учителя.

Для работы с графическими командами надо включить исполнителя Черепаха или Чертежник. В режиме работы с Роботом эти команды отключены, и их использование вызовет сообщение об ошибке.

Не рекомендуется (хотя формально и допускается) использование графических команд Windows и команд исполнителя в одной программе.»

Занятие 1

Графические команды системы «Исполнители 2.5»

Слайд 1. Показана система шаблонов, для ввода графических команд. Хочу сразу оговориться, я даю все команды на английском языке. Приучая детей к мысли, что программирование в основном все на английском языке.

Слайд 2. Показаны направление осей системы координат «исполнителей» и размеры области для рисования по умолчанию.

Слайд 3. Описание функции RGB. И способы задания цвета при помощи этой функции.

Слайд 4. Описание команды Pen, для задания свойств пера.

Слайд 5. Описание команды Brush, для задания свойств кисти (заливки).

Слайд 6. Описание команды Line, для рисования линии.

Слайд 7. Рисование линии при помощи команд MoveTo, LineTo.

Слайд 8. Описание команды Rectangle, для рисования прямоугольника (рамки)

Слайд 9. Описание команды Ellipse, для рисования окружностей и эллипсов.

Слайд 10. Описание команды Fill, для закраски замкнутой области.

Слайд 11. Описание команды Point, для закраски точки.

Слайд 12. Описание команды TextOut, для вывода текста в графическом режиме.

Слайд 13. Описание команды Font, для установки параметров шрифта.

Слайд 14. Описание команды TextAngle, для поворота надписи на заданный угол.

Слайд 15. Показано тренировочное задание, которое выполняется в оставшуюся часть занятия. Оно направлено, прежде всего, на работу с прямоугольной системой координат.

Слайд 16. Для рисунка в тетради подготовим прямоугольную систему координат, нанесем единичные отрезки. Рисунок необходимо строить так, что бы точки начала и конца линий приходились на углы тетрадных клеточек. Это облегчит вычисление координат будущего рисунка. На слайде показан скан тетрадного листа с построенной на ней системой координат.

Слайд 17. Показано, как удобнее разместить изображение в тетради. А так же показаны координаты точек начала и конца линий изображения.

Слайд 18. Показаны основные команды с параметрами для создания изображения.

Слайд 19. Показан скриншот работающей программы. И в увеличенном виде показано как установить цвет рисования и цвет закраски.

Далее учащиеся выполняют работу на компьютере. Так как текст программы ни где не записывается, то им необходимо самостоятельно построить это изображение на компьютере.

В качестве домашнего задания учащиеся выполняют изображение (рисунок) на свободную тему.

Занятие 2

Цикл For. Простые геометрические орнаменты


Слайд 20. Показан геометрический орнамент на основе которого, ставится проблема. Как построить изображение используя минимальное количество команд. Так как учащиеся уже знакомы с понятием цикла и переменной то решение использовать циклический алгоритм приходит достаточно быстро. Но учащиеся знакомы с циклом ПОВТОРИ и ПОКА. Первого нет во «взрослых» языках программирования, так что остается второй цикл. Можно показывать решение с использованием цикла ПОКА.

Я в этом месте ввожу новый оператор цикла - цикл FOR.

for ( начальное значение ;

конечное значение ;

шаг )

{

повторяемые действия;

}

Тоже самое можно смоделировать при помощи цикла ПОКА

начальное значение;

while (конечное значение)

{

повторяемые действия;

шаг;

}

Но так как с циклом ПОКА мы уже работали, я все остальные решения предлагаю выполнить с использованием цикла FOR. Приучая их к правилам написания этого цикла в Си.

Слайд 21. Показано правило написания оператора FOR.

Слайд 22. Показано решение задачи со слайда 20.

Слайд 23. Показаны задачи для самостоятельно решения.

Занятие 3

Цикл For. Сложные геометрические орнаменты

Слайд 24. Ставится задача, в которой для решения требуется изменять X и Y. Конечно, подобные задачи можно решать и с использованием одной переменной, но для 7-8 классов это будет сложно.

Слайд 25. Показано решение задачи из предыдущего слайда.

Слайд 26. Показаны задачи для самостоятельного решения. Если их решение вызывает у учащихся затруднение, я на всякий случай заготовил две шпаргалки. Если щелкнуть мышкой по орнаменту попадаешь на 27 и 28 слайды. При прямом пролистывании презентации они не отображаются на экране. На этих слайдах показано решение задач со слайда 26 (без комментариев). Для возвращения на слайд с заданием используйте кнопку навигации «Назад»

Занятие 4

«Кривая доктора Шибкина»

В книге С.В. Филичева, «Занимательный Basic», есть глава Кривая Шибкина. В которой Доктор Шибкин, пытался составить программу, рисующую на экране компьютера вертикальные полосы. Он написал программу (перевод на С мой):

Программа

{

int x;

for ( x=0 ;x<=600 ;x=x+10 )

{

Line (x ,600 ,0 ,x );

}

}

И получил вот какую картинку:

Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Графика Windows»

В место

Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Графика Windows»

Для исправления программы достаточно поменять местами Х и 0 в команде

Line (x ,600 ,х ,0 );

Но…

Не особо давно я увидел в кабинете ИЗО вот такую картинку:

Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Графика Windows»

И вспомнил про кривую Шибкина. Такой орнамент становится очень хорошим тренажером по отработке циклов в графике.

Слайд 29. Ставится проблема, и рассказывается история про доктора Шибкина.

Слайд 30. Показан скриншот решения данной задачи.

Хочу заметить, что для 7-8 классов это достаточно сложная задача. Для восьмиконечной звезды приходится использовать три переменные и восемь циклов. А еще орнамент по бокам… так что есть простор для творчества. Хочу привести решение, которое предложил ученик 11 класса Виноградов Никита (2015 год). Решение было выполнено на PascalABC. Оно было опубликовано на моем сайте privplesinf.ucoz.ru/index/krivaja_shibkina/0-87 . Поэтому привожу свой перевод его решения в диалект Си для «Исполнителей 2.5». Задача решена в один цикл и с использованием всего одной переменной.

Программа

{

int a=0;

while (a<610) {

Pen ( RGB ( 0,255 ,0 ) ,0,1);

Line (0,a,a,600);

Line(600,a,a,0);

Line(600,a,600-a,600);

Line(600-a,0,0,a);

Pen ( RGB (255,0 ,0 ) ,0,1);

Line(0,300+a,a,600);

Line(300+a,600,600,600-a);

Line(300+a,0,600,a);

Line(0,300-a,a,0);

if(a<310)

{

Pen ( RGB ( 0,0 ,255 ) ,0,1);

Line(300,600-a,300+a,300+a);

Line(300,600-a,300+a,300+a);

Line(600-a,300,300+a,300+a);

Line(600-a,300,300+a,300-a);

Line(300,a,300+a,300-a);

Line(a,a,300,300-a);

Line(a,300,300-a,300-a);

Line(a,300,300-a,300+a);

Line(300,600-a,300-a,300+a);

};

a=a+10;

};

}

Уроки информатики в 7 классе «Исполнитель Робот. Графика Windows»


Список используемой литературы и интернет источников

1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5-7

классах: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

4. С. В. Филичев. Занимательный Basic. Москва: ЭКОМ. 1997 год.

5. Поурочные разработки для 7 класса (4 четверть) - авторская мастерская Босовой Л.Л. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/


© 2010-2022