Рабочая программа по информатике 8-9 класс Босова

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании государственного образовательного стандарта и авторской программы «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. Содержание данной программы соответствует содержанию Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, под издательством «БИНОМ», Лаборатория знаний, Москва, 2005 год.

Основные цели:

- формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них;

- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

- формирование информационной культуры учащихся, необходимой для учебной и общественной деятельности в информационном обществе;

- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе.

Задачи:

1. Овладение учащимися представлениями об информации как одном из основополагающих понятий;

2. Развитие алгоритмического мышления;

3. Подготовка школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности;

4. Формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.



Учебно-методический комплект

8 класс

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков.и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  2. Задачник-практикум по информатике в 2 ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний.

  3. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

9 класс

  1. Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков.и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: Лаборатория Базовых Знаний.

  2. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

Курс рассчитан на изучение в 8, 9 классах общеобразовательных учреждений объемом 1 учебный час в неделю в 8 классе и 2 часа в неделю в 9 классе согласно учебному плану, в 8 классе - 34 часа, в 9 классе - 68 часов в год.

Курс состоит из следующих разделов:

1. Человек и информация;

2. Информационные технологии;

3. Компьютерные сети;

4. Информационные технологии и общество.

Данный курс проводится в классах: 8А, 8Б, 9А, 9Б, которые являются общеобразовательными классами.

Изучение учебного курса организованно в двух кабинетах информатики, которые оборудованы интерактивной доской, проектором, имеется 20 рабочих мест учащихся и 2 рабочих места учителя.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание учебного курса «Информатика и ИКТ» 8,9 класс определенно в Федеральном компоненте Государственного Образовательного Стандарта и включает изучение следующих тем, которые обязательны для изучения в основной школе.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий1.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Проектирование и моделирование

Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Календарно-тематическое планирование включает в себя содержание 8-9 класса, определенное в примерной программе с учетом тем Государственного Образовательного Стандарта.

Содержание курса


3. Первое знакомство с компьютером

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером. Виды программного обеспечения (ПО). Системное по. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

4. Текстовая информация и компьютер

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через.буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

1. Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.

Содержание курса информатики в 8-9 классах.

2. Человек и информация

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурнымтренажером; основные приемы редактирования.





8 класс

При наличии соответствующих технических и программных средств:

практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

5. Графическая информация и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними.



7. Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структypa, принципы функционирования,

технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW - Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование

информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

9 класс

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование

изображений и их обработка в среде графического редактора.

6. Технология мультимедиа

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

При наличии технических и программных средств: демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора; запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.



8. Информационное моделирование

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и

свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами

компьютерных информационных моделей

9. Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем

(например, картой города в Интернете).

10. Табличные вычисления на компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти

компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение.графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в. среде

электронной таблицы.

11. Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма

и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя,


система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

12. Программное управление работой компьютера

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие

типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.


Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

13. Информационные технологии и общество

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления.

История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.



Формы контроля

  1. устный опрос;

  2. самостоятельная работа;

  3. практическая работа с использования компьютера;

  4. контрольная работа;

  5. тестирование.



Перечень контрольных работ

8 класс

Вид работы

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Итоговое тестирование

Человек и информация.

1



2

Итоговое тестирование

Текстовая информация и текстовые редакторы

1



3

Итоговое тестирование

Графическая информация и компьютер

1



4

Защита проектов

Технология мультимедиа

1



5

Итоговое тестирование

За курс 8 класса

1




9 класс

Вид работы

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План.

Факт.

1

Итоговая практическая работа

Интернет

1



2

Итоговое тестирование

Передача информации в компьютерных сетях

1



3

Итоговое тестирование

Информационное моделирование

1



4

Итоговое тестирование

Хранение и обработка информации в базах данных

1



5

Итоговое тестирование

Табличные вычисления на компьютере

1



6

Итоговое тестирование

Управление и алгоритмы

1



7

Итоговое тестирование

Программное управление работой компьютера

1



8

Итоговое тестирование

Информационные технологии и общество

1



9

Итоговое тестирование

За курс 9 класса

1






  • Критерии оценивания.


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Практическая работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Перечень учебно-методического обеспечения

Основная и дополнительная учебная литература

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 8 класса. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса. - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  3. Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) сайт school-collection.ru

I. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (ноутбук, колонки, принтер).

  3. Проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Локальная сеть.

II. Программные средства

Рабочее место учителя

  1. Операционная система Windows8.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).

  6. Браузер MozillaFirefox (входит в состав операционной системы).

  7. Антивирусная программа Антивирус Касперского 10.

  • Офисное приложение OpenOffice, включающее текстовый процессор Write со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Impress, электронные таблицы Calc, система управления базами данных Base.

Рабочее место ученика

  1. Операционная система ALT-Linux.

  2. Растровый редактор KolourPaint (входит в состав операционной системы).

  3. Браузер MozillaFirefox (входит в состав операционной системы).

  • Офисное приложение OpenOffice, включающее текстовый процессор Write со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Impress, электронные таблицы Calc, система управления базами данных Base.




Календарно-тематический план 8 класс

Номер урока

Тема урока

Вид занятий

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Контроль знаний

Домашнее задание

Дата проведения

1

Техника безопасности. Роль информации в жизни людей.

Теория + практика

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Предмет информатики. Содержание курса информатики 8-9 класс.

Понятие вещества, энергии, информации. Информатика как наука. Компьютер - универсальное техническое средство для работы с информацией. Информационно-коммуникационные технологии - важная составляющая жизни современного общества.


Введение. Д/з№1


2

Информация, информационные объекты различных видов.

Теория

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Информация как знания человека. Декларативные и процедурные знания. Информативность сообщения. Образная и знаковая формы восприятия информации. Язык - знаковая форма представления информации.


§1-2, Д/з№2


3

Информационные процессы

Теория

Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование.

Способы хранения информации (внутренняя и внешняя память). Прием и отправление - две стороны процесса передачи информации. Некоторые способы обработки информации.


§3, Д/з№3


4

Работа с клавиатурным тренажёром


Практика

Освоение клавиатуры

Использование русского алфавита при наборе текста. Переключение клавиатуры на латинский алфавит и обратно. Использование латинского алфавита при наборе текста.


§5 читать


5

Измерение информации.Единицы измерения информации.

Теория + практика

Единицы измерения информации. Понятие количества информации. Алфавитный подход. Двоичное представление данных в памяти компьютера.

Алфавит, мощность алфавита. 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита. N = 2b - формула для определения информационного веса символа. Информационный объем текста. Единицы измерения информации: байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт.


§4, Д/з№4


6

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти

Теория

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Основные компоненты компьютера и их функции.

Компьютер как модель человека, работающего с информацией. Схема информационного обмена в компьютере. Отличие программы и данных. Отличие внутренней и внешней памяти компьютера. Принцип двоичной кодировки информации. Структура внешней памяти компьютера, ее свойства. Носители и устройства внешней памяти.


§5, 6 Д/з№5


7

Программный принцип работы компьютера. Операционные системы. Основные функции ОС.

Практика

Программное обеспечение и его структура. Программное обеспечение общего назначения. Виды программного обеспечения. Системное ПО. Представление о программировании.

Понятие программного обеспечения. Типы программного обеспечения. Состав прикладного программного обеспечения. Системное программное обеспечение и функции операционной системы. Понятие интерактивного режима работы. Сервисные программы. Система программирования - инструмент для работы программиста.


§9,10 Д/з№7


8

Пользовательский интерфейс

Теория + практика

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Оперирование компьютерными информационными объектами и наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Пользовательский интерфейс - форма взаимодействия программы с пользователем. Объект, свойства объекта, действия над объектом. Объектно-ориентированный интерфейс - интерфейс современных системных и прикладных программ. Контекстное меню - способ определения свойств объекта и выполнения действий над ним. Знакомство с оконным интерфейсом Windows.


§12, Д/з№9


9

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.

Теория + практика

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.).

Персональный компьютер - компьютер для личного пользования. Основные устройства персонального компьютера. Минимальный комплект устройств. Магистральный принцип взаимодействия устройств персонального компьютера. Характеристики микропроцессора: тактовая частота, разрядность. Объем - основная характеристика оперативной памяти. Характеристики устройств внешней памяти.


§7,8 Д/з№6


10

Файлы и файловые структуры

Теория

Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Создание папок. Копирование файлов и папок. Перемещение файлов и папок. Переименование файлов и папок. Удаление файлов и папок. Изменение вида содержимого папки. Сортировка файлов и папок. Использование корзины для удаления файлов и ее очистка.


§11


11

Файловая структура внешней памяти.

Практика

Организация информации на внешних носителях, файлы. Использование различных носителей информации, расходных материалов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Файл - информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем. Файловая система как часть ОС. Имя файла, правила формирования имени. Понятие логического диска. Файловая структура диска, понятие каталога. Путь к файлу - координата местоположения файла на диске. Назначение таблицы размещения файлов.


§1-12 Д/з№8


12

Итоговое тестирование по темам «Человек и информация.»


Практика



Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация»



13

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.

Теория

Кодировочные таблицы, форматы текстовых файлов.

Преимущество компьютерного хранения документов. Кодировочная таблица, международный стандарт ASCII. Текстовые файлы.

Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации»

§13 Д/з№10


14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы с ними.

Теория

Создание теста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

Понятие текстового редактора и текстового процессора. Режимы работы. Шрифты.


§14-15


15

Работа с фрагментами текста. Страница. Абзац.

Практика

Формирование документа. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Форматирование текста. Работа с фрагментами текста. Многооконный режим работы.


§15


16

Работа с текстом. Ссылки, заголовки, оглавления, выделение изменений.

Теория + практика

Форматирование документа. Создание ссылок и заголовков в тексте. Создание оглавления документа.

Структурирование текста, использование нумерации страниц, ссылок, оглавления.


§15


17

Создание текстового документа. Проверка правописания, словари.

Практика

Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Задание параметров страницы. Орфографическая проверка текста с использование встроенного словаря. Выделение фрагмента текста. Задание шрифта, его размера и начертания. Установка параметров абзаца и его формирование. Выравнивание абзацев.


§15


18

Создание в текстовом документе списков и таблиц.

Практика

Включение в текст списков, таблиц.

Создание простых и многоуровневых списков, использование нумерации и маркировки. Создание таблицы. Удаление и добавление строк и столбцов таблицы. Изменение ширины столбца, заливка и установка границ для отдельных ячеек таблицы. Сортировка таблицы.


§16


19

Создание в текстовом документе изображений, диаграмм и формул.

Теория

Включение в текст изображений, диаграмм, формул.

Орфографический контроль, стиль и шаблоны, графика, формулы в текстовых документах.

Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер»

§17 Д/з№11


20

Примеры деловой переписки, учебные публикации (доклад, реферат).

Теория + практика

Понятие официально- делового и научного стиля речи. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Печать текста. Запись текстов (в том числе с использование сканера и программ распознавания).

Создание информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы.


§13-17


21

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»


Теория + практика



Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер»



22

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Растровая и векторная графика.

Теория

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Растровая и векторная графика.

История компьютерной графики. Области применения компьютерной графики. Два принципа представления изображения. Растровая и векторная графика.


§18,21 Д/з№14


23

Графические редакторы растрового типа

Теория + практика

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов.

Возможности графического редактора. Среда графического редактора. Режимы работы графического редактора.


§22


24

Принципы кодирования изображения, понятие о дискретизации изображения.

Практика

Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Графические редакторы и методы работы с ними. Дискретная форма представления информации.

Использование инструментов: прямоугольник, окружность, заливка, линия, кисть, выделение, текст. Использование отката. Копирование и перемещение фрагментов изображения. Изменение рабочего и фонового цветов.


§20 Д/з№13


25

Векторная графика

практика

Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов.

Создание рисунков, чертежей, графическое представление реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов.


§21


26

Технические средства компьютерной графики

Практика

Запись изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, видеокамер, сканеров)

Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей.

Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер»

§19


27

Итоговое тестирование «Графическая информация и компьютер»

Теория + практика



Итоговый тест «Графическая информация и компьютер»



28

Что такое мультимедиа. Области применения. Компьютерные презентации.

Теория

Понятие мультимедиа. Область применения.

Понятие мультимедиа. Область использования мультимедиа. Что такое презентация. Типы презентации. Этапы создания презентаций.


§26


29

Компьютерные презентации.

Практика

Композиция и монтаж. Слайд. Дизайн презентации и макеты слайдов.

Выбор оформления и шаблона презентации. Создание и удаление слайдов. Добавление текста. Вставка графики в презентацию.


§26


30

Представление звука в памяти компьютера. Понятие о дискретизации звука.

Теория

Звуковые файлы. Звуковое сопровождение презентации.

История звукозаписывающей техники. Аналоговое представление звука. Цифровое представление звука. Система ввода/вывода звука.


§24-25 Д/з№15


31

Технология мультимедиа

Практика

Использование простых анимационных графических объектов.

Анимация объектов. Создание переходов между слайдами и использование различных эффектов.

Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа»

§26


32

Технические средства мультимедиа

Практика

Создание презентацийпо заданной теме. Запись звука с использованием различных устройств (видеокамер, магнитофонов).

Создание презентаций на основе шаблонов.


§18-26


33

Защита проектов по заданной теме .

Практика



Защита презентаций



34

Защита информации от компьютерных вирусов.

Теория + практика

Понятие вируса. Классификация вирусов. Виды антивирусных программ.

Умение выполнять проверку компьютера и внешних носителей на наличие вирусов, уметь удалять и лечить вирусы.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Информатика и ИКТ» 9 класс

2015-2016 учебный год



Номер урока

Тема урока

Вид занятий

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Контроль знаний

Домашнее задание

Дата проведения

1

Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение.

Теория

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

Назначение и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей. Технические средства глобальной сети: компьютер-сервер, линии связи, терминал абонента, модем. Программное обеспечение работы глобальной сети: протоколы, сетевые операционные системы, технология клиент-сервер. Скорость передачи данных по компьютерным сетям.


§ § 1, 3 Д/з№1


2

Практическая работа №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами.»

Практика

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Архивирование и разархивирование файлов.

Создание и отмена общего доступа к отдельной папке локального диска (если есть возможность).Получение доступа к ресурсам других рабочих станций и сервера (работа с сетевым окружением).Создание и отключение сетевого диска. Копирование данных по локальной сети на другую рабочую станцию.

Практическая работа

§ 1


3

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

Теория

Электронная почта как средство связи. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Обмен файлами. Скорость передачи информации.

Назначение электронной почты. Основные понятия при работе с электронной почтой: почтовый ящик, электронное письмо, электронный адрес. Структура электронного письма. Понятие телеконференции. Файловые архивы и FTP-серверы.


§ 2 Д/з №2


4

Практическая работа № 2 «Работа с электронной почтой.»

Практика

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения.

Создание сообщения. Присоединение файла к письму. Отправка и получение сообщений. Сохранение присоединённого файла на диске. Удаление корреспонденции.

Практическая работа

§ 2


5

Интернет Служба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете

Теория

Интернет. WWW - всемирная паутина. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Что такое Интернет. Основные понятия при работе с WWW: Web-сервер, Web-страница, Web-сайт. Гиперссылки и гипермедиа. Понятие браузера. Способы поиска информации в Internet.Поисковые системы. Язык запросов поисковой системы.


§ § 4, 5 Д/з№3


6

Практическая работа № 3 «Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.»

Практика

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них.

Загрузка Web-страницы с указанногоURL-адреса. Навигация по Web-страницам сайта с использованием гиперссылок. Сохранение Web-страниц на локальном диске и их просмотр. Использование панели инструментов браузера (кнопки «Стоп», «Обновить», «Назад», «Вперёд»).

Практическая работа

§ 4


7

Поиск информации в Интернете с использованием

Практика

Поисковые системы Интернета. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Использование тематических каталогов для поиска информации. Поиск информации с использованием ключевых слов. Использование языка запросов поисковой системы.


§ 5


8

Практическая работа № 4 «Создание простейшейWeb-страницы с использованием текстового редактора»

Практика

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы.

Создание текстового содержания страницы. Добавление графических элементов. Создание гиперссылок. Сохранение созданных страниц в Web-формате и проверка их работы.

Практическая работа

§ 5


9

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

Теория

Итоговая практическая работа по теме «Интернет»

Уроки1-8

Практическая работа

§ § 4, 5


10

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Практика

Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

Уроки1-8

тест

§ § 1 - 5


11

Понятие модели. Натурные и информационные модели.

Теория

Назначение и свойства моделей. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Модель - упрощённое подобие реального объекта. Натурные и информационные модели. Понятие моделирования и формализации.


§ § 6, 7 Д/з№4


12

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.

Теория

Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Разновидности компьютерных моделей. Компьютерная математическая модель и вычислительный эксперимент. Имитационное моделирование. Карта как информационная модель. Чертежи, схемы и графики - примеры графических информационных моделей.


§ 8 Д/з№5


13

Табличная организация информации.

Теория + практика

Таблица как средство моделирования.

Таблицы типа «объект-свойство». Таблица типа «объект-объект». Двоичные матрицы.


§ 9 Д/з№6


14

Области применения компьютерного моделирования.

Теория + практика

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

Практическая работа

§ 9


15

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Теория

Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование».

Уроки 11-14

тест

§ §6 - 9


16

Понятие базы данных (БД), информационной системы.

Практика

Основные БД: запись, поле, типы поле, первичный ключ. Реляционные базы данных.

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных, понятие поля и записи. Первичный ключ базы данных. Понятие типа поля (числовой, символьный, логический, дата).


§ 10 Д/з№7


17

Назначение СУБД.

Теория

Системы управления БД и принципы работы с ними.

Назначение СУБД. Открытие базы данных. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.


§ 11


18

Практическая работа

№ 7 «Просмотр и редактирование однотабличной базы данных. Форматы полей».

Теория

Просмотр и редактирование БД. Форматы полей. Создание записи в базе данных.

Открытие готовой базы данных. Просмотр данных в режиме таблицы. Редактирование записей. Добавление и удаление записей. Форматы полей.

Практическая работа

§ 12 Д/з№8


19

Практическая работа № 8 «Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере.»

Практика

Проектирование и создание однотабличной БД.

Проектирование структуры однотабличной базы данных. Определение первичного ключа таблицы. Создание новой базы данных. Создание структуры таблицы. Создание первичного ключа. Редактирование структуры таблицы (добавление, удаление и редактирование полей).

Практическая работа

§ 12


20

Условия поиска информации, простые логические выражения.

Теория + практика

Условия поиска информации, простые логические выражения.

Понятие логического выражения. Операции отношения. Запросы на выборку с использованием простых логических выражений.


§ 13 Д/з№9


21

Практическая работа

№ 9 «Формирование простых запросов к готовой базе данных.

Практика

Формирование простых запросов к готовой базе данных. Поиск данных в готовой базе.

Формирование простых запросов на выборку к готовой базе данных. Просмотр результатов выполнения запроса Формирование простых запросов на удаление и их выполнение. Формирование простых запросов на обновление и их выполнение

Практическая работа

§ 13


22

Логические операции. Сложные условия поиска.

Теория

Условия поиска информации, сложные логические выражения.

Логические операции: логическое умножение, логическое сложение, отрицание. Приоритеты логических операций. Формирование сложных условий поиска.


§ 14 Д/з№10


23

Практическая работа №10 «Формирование сложных запросов к готовой базе данных.»

Практика

Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Поиск данных в готовой базе.

Формирование запросов с использованием логических операций. Создание вычисляемых полей.

Практическая работа

§ 14


24

Поиск, удаление и сортировка записей.

Урок-лекция

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки.

Понятие ключа сортировки. Составной ключ сортировки. Запросы на добавление и удаление записей


§ 15 Д/з№11


25

Практическая работа №11 «Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.»

Теория + практика

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Сортировка данных таблицы по возрастанию и убыванию. Использование сортировки в запросах. Создание запросов на удаление и изменение.

Практическая работа

§ 15


26

Практическая работа №12 «Итоговая работа по базам данных.»

практика

Уроки 16 - 25

Уроки 16 - 25

Практическая работа

§ §10 - 15


27

Итоговый тест по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных».

Теория

Уроки 16 - 25

Уроки 16 - 25

Тест

§ §10 - 15


28

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Теория

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Двоичная арифметика.

Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Перевод десятичных чисел в двоичную систему. Двоичная арифметика.


§ 16 Д/з№12


29

Двоичная система счисления.

Практика

Перевод целых и вещественных чисел в двоичную систему счисления.

Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление отрицательных чисел в памяти компьютера. Размер ячейки и диапазон значений чисел. Представление вещественных чисел.


§ 17 Д/з№13


30

Табличные расчёты и электронные таблицы.Структура электронной таблицы.

Теория

Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

Сравнение электронной таблицы и базы данных. Структура электронной таблицы Режимы отображения формул и отображения значений. Правила записи текстов. Правила записи чисел. Правила записи формул. Подготовка таблицы к расчётам

Урок-лекция

§ §18, 19 Д/з№14


31

Практическая работа №13 «Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.»

Практика

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных. Ввод математических формул и вычисление по ним. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

Добавление строк в электронную таблицу. Удаление строк и столбцов. Копирование и редактирование формул.


Практическая работа

§ §18, 19


32

Адресация относительная и абсолютная . Встроенные функции.

Теория + практика

Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы.

Понятие диапазона. Математические и статистические функции. Принцип относительной адресации. Сортировка таблицы.



§ 20 Д/з№15


33

Практическая работа №14 «Использование встроенных математических и статистических функций.»

Практика

Методы работы с электронными таблицами. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.

Использование функций СУММ, СРЗНАЧ, МИН, МАКС при построении таблицы. Сортировка данных таблицы по возрастанию и убыванию. Использование режима отображения формул.


Практическая работа

§ 20


34

Деловая графика. Логические операции и условная функция.

Практика

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени.

Типы диаграмм. Условная функция. Логические функции. Абсолютная адресация. Функция времени.



§ §21, 22 Д/з№16


35

Практическая работа №15 «Построение графиков и диаграмм.»

Практика

Переход к графическому представлению, представление формульной зависимости на графике.

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Использование логических функций. Использование условной функции. Использование абсолютной адресации. Построение графиков и диаграмм.


Практическая работа

§ §21, 22


36

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Теория

Таблица как средство моделирования.Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.

Понятие математической модели. Этапы математического моделирования на компьютере. Примеры математического моделирования. Имитационные модели в электронных таблицах.


§ §23, 24 Д/з№17


37

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере».

Практика


Уроки 28 -36

Тест

§ § 16 - 24


38

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Теория

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи

Возникновение кибернетики. Понятие управления без обратной связи.


§ § 25, 27 Д/з№19


39

Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

Практика

Понятие алгоритма и его свойства. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Разработка линейных алгоритмов. Отладка алгоритма. Выполнение алгоритма. Сохранение созданного алгоритма


Практическая работа

§ 28


40

Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Теория

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Понятие вспомогательного алгоритма. Обращение к вспомогательному алгоритму.

Описание вспомогательных алгоритмов. Метод последовательной детализации. Сборочный метод.


§ 29


41

Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Практика

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Применение вспомогательных алгоритмов при написании программ управления учебным исполнителем.


Практическая работа

§ 29 Д/з№20


42

Логические значения, операции, выражения.Линейные алгоритмы.

Практика

Понятие значения величины, логической операции, выражения. Алгоритмические конструкции. Язык блок-схем. Построение линейных алгоритмов.

Блок-схемы алгоритмов.

Решение задач на построение линейных алгоритмов.



§ §26, 30 Д/з№18


43

Ветвления. Полное и неполное ветвление.

Теория

Алгоритмические конструкции. Ветвящиеся алгоритмы. Использование двухшаговой детализации.

Команда ветвления. Неполная форма ветвления. Примеры задач с использованием двухшаговой детализации.

Практическая работа

§ 31


44

Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием.

Теория

Алгоритмические конструкции. Работа с циклами. Выполнение практического задания

Применение циклов в управлении учебным исполнителем.


§ 30 Д/з№21


45

Циклические алгоритмы. Цикл с постусловием.

Практика

Алгоритмические конструкции. Работа с циклами. Выполнение практического задания

Применение циклов в управлении учебным исполнителем.



§ 30


46

Решение задач по алгоритмизации.

Теория

Выполнение практического задания по алгоритмизации.

См уроки 38-45

Практическая работа

§ § 25 - 31 Д/з№22


47

Тест по теме «Управление и алгоритмы».

Практика

Тест по теме «Управление и алгоритмы».


тест



48

Алгоритмы работы с величинами.


Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня, их классификация.

Программирование - профессиональный вид деятельности. Языки и системы программирования. Компьютер как исполнитель алгоритмов. Постоянные и переменные величины. Три основных типа величин: числовой, символьный, логический. Система команд. Команда присваивания. Команды ввода и вывода.



§ §32, 33 Д/з№23


49

Возникновение и назначение языка Паскаль.

Теория

Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода. Линейные вычислительные алгоритмы.

Возникновение и назначение Паскаля. Структура программы на Паскале. Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений. Пунктуация Паскаля. Понятие линейного вычислительного алгоритма. Обмен значения двумя переменных.

Урок-лекция

§ §34, 35 Д/з№24


50

Разработка линейных алгоритмов.

Теория

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания.

Работа со встроенным редактором системы ABC-Паскаль. Компиляция программы. Отладка программа и исправление ошибок. Выполнение программы и просмотр результатов. Тестирование программы. Сохранение программы в файле. Загрузка программы из файла.

Практическая работа

§ 35


51

Правила записи основных операторов: оператор ветвления.

Теория + практика

Представление ветвлений на Паскале .

Трассировка алгоритмов.


Целый и вещественный типы данных. Примеры сложных ветвящихся алгоритмов. Оператор ветвления в Паскале. Примеры программирования диалогов.

Урок-лекция

§ §36, 37 Д/з№25


52

Разработка программ с простым ветвлением.

Теория + практика

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания.

Использование оператора ветвления.

Тестирование программы, использующей ветвления.

Программирование диалога с компьютером.


Практическая работа

§ 38 Д/з№26


53

Логические операции на Паскале

Практика

Логические операции на Паскале. Представление ветвлений на алгоритмическом языке.

Использование логических операций для формирования условия в операторе ветвления.


§ §37, 38 Д/з№26


54

Правила записи основных операторов: циклы.

Теория

Программирование циклов с предусловием и постусловием на Паскале.


Построение трассировочных таблиц для программ, использующих циклы.

Алгоритм Евклида


§ §39, 40


55

Разработка программ с использованием циклов.

Практика

Разработка программ c использованием цикла с предусловием и постусловием. Выполнение практического задания.

Разработка программ с использованием цикла с предусловием и пост условием. Тестирование программ, использующих циклы. Использование алгоритма Евклида при решении задач.

Практическая работа

§39 Д/з№27


56

Одномерные массивы в Паскале.

Теория

Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Ввод и вывод элементов массива.

Формат вывода. Цикл с параметром. Описание и обработка одномерных массивов на Паскале.



§ §41, 42


57

Использование одномерных массивов на языке Паскаль.

Практика

Разработка программ обработки одномерных массивов. Случайные числа, работа со случайными числами. Выполнение практического задания.

Разработка программ с использованием одномерных массивов.

Тестирование программ, использующих массивы.

Использование формата вывода. Формирование массива случайных чисел.

Разработка программ с использованием алгоритма поиска числа в массиве.

Практическая работа

§ §41, 42 Д/з№28


58

Этапы решения задач с использованием программирования.

Практика

Этапы решения задач с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Выполнение этапов решения задач: постановка задачи, математическое моделирование, построение блок-схемы, программирование.


§ 43


59

Тестированиепо теме: «Программное управление работой компьютера».

Теория

Тест по теме «Программное управление работой компьютера».


Тест

Часть 2, §6,1-6,2


60

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления.

Теория

История средств хранения,

передачи и обработки информации.

История средств хранения информации.

История средств передачи информации. История средств обработки информации. Непозиционные системы счисления древности.

Позиционные системы.


§ § 32 - 43


61

История ЭВМ и ИКТ.

Теория

Счетно-перфорационные и релейные машины.

Четыре поколения ЭВМ.

Перспективы пятого поколения ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ.

Этапы развития вычислительной техники. Машина Паскаля. Машина Лейбница. Машина Бэббиджа.


§ §44, 45


62

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Теория

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Виды ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.


§ § 45 - 47 Д/з№29


63

Понятие об информационном обществе.

Теория

Информационное общество. Информационный кризис. Информационная культура.

Понятие информационного общества, этапы развития информационного кризиса, понятие информационной культуры.


§ 49


64

Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Теория

Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

Информационные преступления

Информационная безопасность


§ § 45 - 47 Д/з№29


65

Тест по теме: «Информационные технологии и общество».

Теория

Тест по теме: «Информационные технологии и общество».

Урок 60-64

тест

§ §48, 49


66 - 67

Итоговое повторение за курс 9 класса

Теория + практика

Итоговое повторение за курс 9 класса





68

Итоговое тестирование за курс 9 класса

Теория



Тест

.




Пояснительная записка

Контрольные работы для учащихся 8 и 9 х классов проводятся с целью проверки знаний учащихся и умений практически пользоваться полученными знаниями.

Они дают учителю объективный материал, характеризующий уровень подготовки всех учащихся. Контрольная работа составлена в виде заданий в двух вариантах.

Контрольная работа рассчитана на 40 мин.

Для успешного выполнения задания ученики должны изучить следующие разделы:

1.Двоичная система счисления

2.Программа Excel

3.Логические операции

4. Информационное моделирование

5. Двоичная арифметика

Данная контрольная работа позволяет оценить полученные навыки и умения:

в работе с приложениями пакета MS Office 2007 и выше;

в работе по созданию и сохранению созданного документа;

в отражение работы с информацией, расположение её с нормами этики и эстетики;

в работе с инструментарием табличного процессора;

в отражение работы с информацией посредством деловой графики.

Выбор варианта контрольной работы производится по следующему принципу:

ученик, фамилия которого начинается на буквы с «А» по «З» включительно - вариант I;

ученик, фамилия которого начинается на буквы с «И» по «Н» включительно - вариант II;

ученик, фамилия которого начинается на буквы с «О» по «Ф» включительно - вариант III;

ученик, фамилия которого начинается на буквы с «Х» по «Я» включительно - вариант IV.

Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:

«5» - получают учащиеся в том случае, если верные ответы составляют от 80% до 100% от общего количества

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют от 71 до 79% от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов;

«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов.



Контрольная работа для 8 класса

Вариант 1

1. К числу основных функций текстового редактора относятся:

А) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка текстовых файлов

Б) управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсы при создании текста

В) создание, редактирование, сохранение, печать текстов

Г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах

Д) создание экспертных систем



2. Редактирование текста представляет собой:

А) процесс внесения изменений в имеющийся текст

Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла

В) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети

Г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста

Д) процедуру уничтожения ненужных текстовых файлов



3. Курсор - это:

А) отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ

Б) клавиша на клавиатуре

В) наименьший элемент изображения на экране

Г) устройство ввода текстовой информации

Д) пиксель





4. При наборе текста в текстовых редакторах одно слово от другого отделяется:

А) двоеточием

Б) пробелом

В) точкой

Г) запятой

Д) апострофом



5. При редактировании текса для удаления неверно набранного символа используется клавиша:

А)

Б)

В)

Г)

Д)



6. Процедура форматирования текста предусматривает:

А) удаление текста

Б) отмену предыдущей операции, совершенной над текстом

В) запись текста в буфер

Г) разбивку текста на страницы

Д) автоматическое расположение текста в соответствии с определенными правилами



7. Символ, вводимый с клавиатуры при наборе текста, отображается на экране дисплея в позиции, определяющейся:

А) вводимыми координатами

Б) адресом

В) положением предыдущей набранной буквы

Г) положением курсора

Д) произвольно



8. К числу основных преимуществ работы с текстом в текстовом редакторе (в сравнении с пишущей машинкой) следует назвать возможность:

А) более быстрого набора текста

Б) уменьшения трудоемкости при работе с текстом

В) многократного редактирования текста

Г) использования различных шрифтов при наборе текста

Д) уменьшения сложности при работе с текстом

9. Предположим, что некоторая база данных описывается следующим перечнем записей:

1, Иванов, 1956, 2400

2, Сидоров, 1957, 5300

3, Петров, 1956, 3600

4, Козлов, 1952, 1200

10. Выражение 3(А1+В1):5(2В1-3А2), записанное в соответствии с правилами, принятыми в математике, в электронной таблице имеет вид:

А) 3*(А1+В1)/5*(2*В1-3*А2)

Б) 3(А1+В1)/5(2В1-3А2)

В) 3(А1+В1):5(2В1-3А2)

Г) 3(А1+В1)/5(2В1-3А2)

Д) 3*(А1+В1)/(5*(2*В1-3*А2



Вариант 2

1. Набор пиктограмм с изображением инструментов для рисования, палитра, рабочее поле, меню образуют:

А) среду графического редактора

Б) полный набор графических примитивов редактора

В) перечень режимов работы графического редактора

Г) набор команд графического редактора

Д) рабочее поле графического редактора





2. Текстовый редактор - это:

А) программа, предназначенная для работы с текстовой информацией в процессе делопроизводства, редакционно-издательской деятельности и др.

Б) программа обработки изображений при созданий мультимедийных игровых программ

В) программа управления ресурсами персонального компьютера при создании документов

Г) программа автоматического перевода текста на символических языках в текст, записанный с использованием машинных кодов

Д) работник издательства, осуществляющий проверку и исправление ошибок в тексте при подготовке рукописи к печати





3. При считывании текстового файла с диска пользователь должен указать:

А) тип файла

Б) имя файла

В) размеры файла

Г) дату и время создания файла

Д) имя текстового редактора, в котором создан файл





4. К числу основных функций текстового редактора относятся:

А) копирование, перемещение, уничтожение и сортировка текстовых файлов

Б) управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсы при создании текста

В) создание, редактирование, сохранение, печать текстов

Г) автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлах

Д) создание экспертных систем





5. Редактирование текста представляет собой:

А) процесс внесения изменений в имеющийся текст

Б) процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла

В) процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети

Г) процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста

Д) процедуру уничтожения ненужных текстовых файлов





6. Курсор - это:

А) отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символ

Б) клавиша на клавиатуре

В) наименьший элемент изображения на экране

Г) устройство ввода текстовой информации

Д) пиксель

7. При наборе текста в текстовых редакторах одно слово от другого отделяется:

А) двоеточием

Б) пробелом

В) точкой

Г) запятой

Д) апострофом





8. Сколько имеется чисел, записываемых в двоичной системе счисления шестью знаками:

А) 6

Б) 16

В) 32

Г) 128

Д) 64



9. К достоинствам двоичной системы счисления относят:

А) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием только двух состояний элементов компьютера

Б) широкое использование названной системы в обыденной жизни

В) наглядность и понятность записи числа в двоичной системе счисления

Г) экономию памяти компьютера

Д) возможность экономии электроэнергии



10. Число (10)16 (в шестнадцатеричной системе счисления) в десятичной системе счисления имеет вид:

А) 1010

Б) 16

В) 101

Г) 12

Д) CD





1

1


© 2010-2022