• Преподавателю
  • Информатика
  • ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам. Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать На помощь приходят технологии группового обучения. Они спо...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кокорева Татьяна Петровна

Преподаватель информатики

ЗФ ГБОУ СПО МО КК



ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ, КАК ЗНАЧИМЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ОДНОЙ ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений реформирования системы образования. Применение информационных технологий способствует интеграции различных областей знаний и совершенствованию методической системы обучения общеобразовательным предметам. Современный учитель должен отчетливо представлять роль информатизации в современном мире и в мире предвидимого будущего - мире, в котором ему предстоит жить и работать.

Те, кто уже взял курс на использование ИКТ в учебном процессе, хорошо понимают проблемы, с которыми им пришлось столкнуться. На первый план, безусловно, выходят проблемы организационного характера: не оборудовано автоматизированное место учителя, в кабинет с мультимедийной установкой попасть весьма затруднительно и т.д. Эти проблемы влекут за собой ряд мотивационных проблем: интерес угасает либо уже на этапе появившегося желания, либо на этапе попытки всё-таки провести приготовленный урок с применением ИКТ. А уж вопросы методического характера готовы рассматривать только самые настойчивые и имеющие дома все условия для долгих проб, поиска решений и обдумываний. Слабая материальная база и недостаточное финансирование только помогают накапливанию нерешённых проблем.

Но если вышеперечисленные проблемы относятся ко всему образовательному процессу, то урок информатики столкнулся с настоящим «двуглавым орлом». В соответствии с п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617), наполняемость групп общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 31 Типового положения, при проведении занятий по информатике допускается деление класса на две подгруппы. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) утверждены Постановлением от 3 июня 2003 г. N 118 (в ред. от 25.04.2007 N 22). А в соответствии с п. 4.16. в Приложении 7, не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста. При проведении занятий по информатике в общеобразовательном учреждении должны быть учтены вышеприведенные нормы. Возникает вопрос: как организовать урок, если в классе 25 и более человек, а рабочих мест ученика с компьютером - 10?

На помощь приходят технологии группового обучения. Они способны оптимизировать учебный процесс, сделать его более эффективным и личностно-ориентированным.

Ещё К. Маркс говорил: «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий»

На уроке группового обучения группа делится на несколько групп для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы, то есть часть заданий выполняется во время практической работы (по одному человеку за компьютером), а остальное - на рабочих местах за партой в тетрадях, на карточках, в индивидуальных бланках. В течение урока происходит обмен: кто работал за партой, переходят за компьютеры, и наоборот.

Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. План работы в группе [1]:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),

б) инструктаж о последовательности работы,

в) раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе,

б) распределение заданий внутри группы (учителем или лидером),

в) индивидуальное выполнение задания,

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе,

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

е) подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы в группах,

б) анализ познавательной задачи, рефлексия,

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Также на уроках информатики широко использую парный метод обучения, сформированный также из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя студентами, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль. Данный выбор мотивирую тем, что для обучающегося помощь товарища порой оказывается полезнее, чем помощь преподавателя.

Примером разделения на практические и индивидуальные задания может служить примерная таблица, которая включается в тематическое планирование и может являться настольной шпаргалкой для учителя.



Практическая работа




Индивидуальные задания

Количество информации. Практическая работа № 1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть1, вопрос1)

Алфавитный подход к определению количества информации. Практическая работа № 2 «Тренировка ввода текстовой и цифровой информации с клавиатуры»

Вычисление количества информации без калькулятора, сравнение результатов в группе, составление задач для решения на компьютере. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 1)

Файлы. Файловая система. Практическая работа № 3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера»

Составление иерархической записи места хранения файла. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 6)

Работа с файлами и дисками. Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет»

Решение задач на вычисление объёма дискового пространства. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 6)

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Практическая работа № 5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши»

Заполнение таблицы «Сравнение ОС». Решение задач на нахождение разрешающих способностей монитора и мыши без калькулятора. Сравнение результатов. Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 18)

Прикладное программное обеспечение. Практическая работа № 6 «Установка даты и времени»

Знакомство в новинками прикладных программ (по заранее подготовленным докладам) Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 5)

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение»

Просмотр презентации, конспектирование «10 самых опасных вирусов». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 8)

Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети»

Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету»

«Браузеры» (просмотр презентации, достоинства, недостатки). Задания «Обрывки IP». Решение задач ГИА (Часть 2, вопросы 17, 19)

Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «География Интернета»

Проектная работа по группам. 1 этап. Составление плана проекта. Список необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 17, Часть 1, вопрос 4)

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина Практическая работа № 11 «Путешествие по Всемирной паутине»

Словарный диктант. Тестирование по индивидуальным карточкам. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Электронная почта. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой»

Составление текста сообщения. Таблица «Смайлики». Решение задач ГИА (Часть 1, вопрос 9)

Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета»

Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 19)

Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете»

Проектная работа по группам. 2 этап. Поиск и сохранение необходимой информации, картинок. Решение задач ГИА (Часть 2, вопрос 20)

Форматирование текста на Web-странице. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Основные тэги, запись HTML-кода интернет страницы коллективного сайта (проекта) по теме. Проектная работа по группам. 3 этап. Создание сайта-проекта.

Вставка изображений, списки. Интерактивные формы. Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML»

Проектная работа по группам. 3 этап.

Защита проекта по группам «Сайт по теме»

Проанализировав результаты работы в группах, можно сделать вывод: вне всякого сомнения, использование такой формы работы имеет свои преимущества. Во-первых, не все студенты готовы задать вопрос преподавателю, если они не поняли материал, а работая в группах, обучающиеся выясняют друг у друга все, что им не понятно и все вместе не боятся обратиться за помощью к преподавателю.

Во-вторых, ребята сами учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

В-третьих, у студентов формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

В-четвёртых, студенты начинают понимать, где и как они смогут применить свои знания, они общаются между собой, развивают чувство товарищества и взаимопомощи.

И, наконец, работа в группах значительно облегчает распределение учебной и информационной нагрузки на уроке информатики, в соответствии с требованиями СанПин.

Значит, в целом, технология группового обучения, является значимым инструментом для решения оной из современных проблем информатизации образования.

Используемая литература


  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.-256 с.

  2. Бесплатная библиотека стандартов и нормативов docload.ru

  3. Авторская мастерская Угриновича Н.Д. на сайте методической службы БИНОМ metodist.lbz.ru

  4. Проект "Охрана труда в предпринимательстве" tehbez.ru

  5. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» menobr.ru/

  6. Правовая система нового поколения «Референт» referent.ru/

  7. Российский общеобразовательный портал zakon.edu.ru/



© 2010-2022