- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 4 класс УМК 2100
Рабочая программа по информатике 4 класс УМК 2100
Раздел | Информатика |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Грицинина О.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Приютненская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
_____ 201_ г. _____ 201_ г. Пр. №__ от ____ 201_ г.
Протокол №___ Приложение ___
Руководитель МО: Зам. дир. по УВР: Дир. школы:
______________ ________________ ______________
.
Рабочая программа
Предмет: Информатика (Базовый уровень)
Класс: 4
Учебный год: 2012-2013
Учитель: Грицинина О.В.
с. Приютное
2012 г.
Пояснительная записка
Преподавание учебного предмета «Информатика» в начальной школе (3-4 класс) осуществляется в соответствии с основными нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 года 2012 года №413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в начальной школе
-
Приказ министерства образования и науки российской Федерации от 27 декабря 2011 г №288
-
зарегистрированный в министерстве юстиции Российской федерации Учебный план на 2012-2013 учебный год от 21 февраля 2012 г №23290
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по информатике, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год», утвержденный приказом Министерства образования РФ от 9 декабря 2008 г. № 379
-
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «информатика в 2012-2013 учебном году».
-
Учебный план МБОУ "ПСОШ №2" на 2012 - 2013 учебный год;
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы А.В. Горячева, К.И. Гориной, Н.И. Суворовой «Информатика в играх и задачах».
Изучение информатики в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
-
применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций - «если ... и ..., то...»);
-
алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
-
системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
-
объектно-ориентированный подход: самое важное - объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
-
Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
-
Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Согласно учебному плану на изучение информатики в 4 классе отводится 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной в определенной логический последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий, материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Содержание курса
4 класс
Алгоритм (9 ч)
алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составления алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (7 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта . Состав и действия объектов с одним названием. Отличительные признаки. Значения отличительных (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (10ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Источники информации
http.//SCHOOL2100.ru/
Средства обучения
Обучение проводится по учебно-методическому комплекту «Информатика в играх и задачах». Для 4 класса используется учебник (в 4 частях), методическое пособие для учителя с подробным поурочным планированием, материал для проведения 4 контрольных работ (по 2 варианта).
Календарно-тематическое планирование по информатике
№ урока
Дата
Название урока
Тема и цель главы
Содержание
(основные понятия)
Тип урока
ИКТ
Национально-региональный компонент
Кол-во часов
Домашнее задание
1
Техника безопасности при работе с ПК.
Алгоритм
Тема: «Алгоритм. Схема и параметры алгоритма»
Цель: формирование у детей представлений:
-
об алгоритме, схеме алгоритма;
-
о вложенности алгоритмов;
-
об алгоритмах с ветвлениями и циклами;
-
о параметрах алгоритма.
Техника безопасности.
Повторение
Презентация к уроку «Если то»
Гимн РК
1
Стр 3 №3
2
Ветвление в построчной записи алгоритма
записывать построчно алгоритмы с ветвлениями и циклами
Ознакомление с новым материалом
Презентация к уроку «Если - то - иначе»
1
Стр 5 №5
Стр 7 №7
3
Цикл в построчной записи алгоритма
-
составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями и циклами;
Комбиниро-ванный
1
Стр 11 №10
4
Алгоритм с параметрами
-
выполнять алгоритмы с параметрами;
Комбиниро-ванный
Игра «Альчики»
1
Стр 15 №15
5
Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма
-
записывать пошаговые результаты выполнения алгоритмов;
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку с использованием интерактивной доски
1
Стр 17-18 №19
№17 доделать
6
Повторение
-
находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
Закрепление изученного
Алгоритм
«Посещение храма»
1
Стр 25 №28
Стр 28 №30
7
Подготовка к контрольной работе №1
Коррекция знаний учащихся, обобщение
1
Стр 20 №20
Стр 21 №21
8
Контрольная работа №1 «Алгоритмы. Построчная запись»
Контроль знаний
Контроль
1
Стр 22 №24 (по желанию)
Сообщение об имени (по желанию 3 человека)
9-10
Общие свойства и отличительные признаки группы объектов
Тема: «Объект. Имена объектов».
Цель: закрепление у детей представлений:
-
об общих и единичных именах объектов.
-
об описании свойств объектов и групп объектов (составных частей, действий, отличительных признаков) с помощью таблиц; а так- же их формирование представлений:
-
об описании структуры объекта с помощью схемы состава;
об описании признаков и действий составных частей объекта.
-
сравнивать объекты одной группы (класса) и описывать в табличном виде их общие свойства и отличительные признаки;
Общие и единичные имена объектам;
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
9)Беседа о храмах РК. Улицы, названные в честь Героев- Калмыков
2
1)Нарисовать объекты с общим названием и отличительными признаками
2)Стр № 3 , 4
11
Схема состава объекта. Адрес составной части
-
заполнять схему состава объекта, записывать адреса составных частей;
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр 36 №9
12
Массив объектов на схеме состава
сравнивать объекты одной группы (класса) и описывать в табличном виде их общие свойства и отличительные признаки;
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр 39 №14, 15
13
Признаки и действия объекта и его составных частей
Описание признаков и действий составных частей объекта.
Комбиниро-ванный
1
Стр 41 №18
Стр 42 №21
14
Подготовка к контрольной работе №2
сравнивать объекты одной группы (класса) и описывать в табличном виде их общие свойства и отличительные признаки;
Коррекция знаний учащихся, обобщение
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр46-47 №27, 28
15
Контрольная работа №2 по теме «Объект. Признаки, состав и действия объектов».
Контроль знаний
Контроль
16
Повторение
Описание признаков и действий составных частей объекта
Закрепление
Рисунок кибитки
1
Нарисовать свое национальное жилье
17
Множество. Подмножество. Пересечение множеств
Тема: «Графы. Пути графов»
Цель: закрепление у детей начальных представлений о множествах, высказываниях и графах, а также на формирование начальных представлений о правилах «если-то» и схемах рассуждений.
-определять принадлежность объектов заданным множествам, в том числе подмножествам и пересекающимся множествам
Комбиниро-ванный
1
Стр 4 №6
18
Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
-определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»;
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
Земли РК
1
Стр 10 №9
19
Описание отношений между объектами с помощью графов
1
Стр 12 №12
№13 (придумать историю про домики)
20
Пути в графах
-
изображать отношения между объектами с помощью графа,
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр 16-17 № 16, 17
21
Высказывания со словами «не», «и», «или» и выделение подграфов
выделять подграфы, заданные высказываниями со словами «не», «и», «или», описывать путь в графе;
Комбиниро-ванный
Памятники РК
1
Стр 18 №19
22
Правило «если-то»
описывать связи между высказываниями с помощью правил «если-то»,
Комбиниро-ванный
Памятные места РК
1
Стр 19 №20 (правило 10)
Стр 20 №21 (правило 5)
23
Схема рассуждений
Выводы с помощью простейших схем рассуждений
Комбиниро-ванный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр 20 №25
24
Подготовка к контрольной работе №3
Выводы с помощью простейших схем рассуждений
Коррекция знаний учащихся, обобщение
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
Стр 21 №26 №27
25
Контрольная работа №3
Контроль знаний
Контроль
26
Повторение
Выводы с помощью простейших схем рассуждений
Закрепление изученного
Стр 25 №32
27
Составные части объектов. Объекты с необычным составом
Тема: «Составные части и признаки объектов» Цель: повторения пройденного материала, а также направлены на развитие воображения у детей.
-
придумывать и описывать объекты с необычными составными частями, действиями и признаками;
составлять алгоритмы обратных действий.
описание в табличном виде общие составные части, общие действия и отличительные признаки группы (класса) объектов;
Комбиниров-анный
Презентация «Достопримечательности»
Достопримечательности Калмыкии
1
Стр 33 №5
28
Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями
описание на схеме состава структуру объекта
Комбиниров-анный
Презентация «Достопримечательности»
Достопримечательности Калмыкии
1
Стр 36-37
№8 (выбрать и закрасить рисунок из фигур)
№9 (нарисовать придуманный чайник)
29
Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями
Объекты с необычными составными частями,
Комбиниров-анный
Интерактивная доска
Достопримечательности Калмыкии
1
Стр 30 №2
30
Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия
Алгоритмы обратных действий
Комбиниров-анный
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
Достопримечательности Калмыкии
1
Стр 38 № 10
стр 40-41 №12 №13
31-32
Повторение
Повторения пройденного материала
Закрепление изученного
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
2
Стр 34 №15 №16
33
Подготовка к контрольной работе №4
описание в табличном виде общие составные части, общие действия и отличительные признаки группы (класса) объектов;
Обобщение и систематизация знаний
Презентация к уроку. Использование интерактивной доски
1
Стр 35 №4
34
Контрольная работа №4
Контроль знаний
Проверка и коррекции знаний и умений
1
Стр 46 №19
Стр 55 №32
ИТОГО
34
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Учебник в 2-х частях. А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова. М.: Баласс, 2007.
-
Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы
-
Информатика в играх и задачах. Набор цифровых образовательных ресурсов 3 класс. Автор А.В. Горячева и др.
-
Информатика в играх и задачах. Набор цифровых образовательных ресурсов 4 класс. Автор А.В. Горячева и др.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Форма промежуточной и итоговой аттестации - контрольные работы:
в 4 классе - 4;
В середине каждой части тетради находятся бланки с заданиями контрольных работ. В первую часть тетради включены задания контрольных работ №1, и №2, во вторую часть - задания работ № 3, и №4. Задания каждой контрольной работы представлены в двух вариантах. Перед началом работы с комплектом рекомендуется вынуть из середины каждой части тетради двойные листы с заданиями контрольных работ и разрезать посередине. В результате на каждом из восьми бланков будут задания одного варианта одной контрольной работы.
Контрольно-измерительный график
В 2012- 2013 учебном году
Дата контроля
Контрольная работа
Цель
Банк контрольной работы
Контрольная работа 1№
Проверка и коррекция знаний и умений
Банк контрольной работы №1
Контрольная работа №2
Проверка и коррекция знаний и умений
Банк контрольной работы №2
Контрольная работа №3
Проверка и коррекция знаний и умений
Банк контрольной работы №3
Контрольная работа №4
Проверка и коррекция знаний и умений
Банк контрольной работы №4
Требования уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики в 4 классе ученик должен уметь:
-
находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
-
называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
-
понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
-
выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
-
изображать графы;
-
выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
-
находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
-
определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
-
описывать местонахождения предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
-
заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
-
выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
-
изображать множества с разным взаимным расположением;
-
записывать выводы в виде правил «если - то»;
-
по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если-то».