Рабочая программа по информатике 9 класс

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ«Ратчинская СОШ»

_______________ / _О.Н.Баранова /

«______» ______________ 20____ г.





Рабочая программа

учебного предмета «Информатика и ИКТ»

(базовый уровень)

для 9 класса













Составитель

Cоловова ИюА., учитель информатики
















г. Воскресенск

2015 год

1.Пояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ» для 8 класса и для 9 класса.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебнике, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.

Характеристика учебного предмета


Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50/50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течении нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.


Место предмета в Базисном учебном плане

Курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы объемом 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю)
















2.Основное содержание программы

  1. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчеты и электронные таблицы - 11 часов.

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - «Всемирная паутина».

Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью тестового процессора.

Учащиеся должны знать:


  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;

  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи. модемов, серверов, клиентов, протоколов;

  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и пр.;

  • что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю WWW - «Всемирная паутина».

Учащиеся должны уметь:


  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прем/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;

  • осуществлять просмотр Web-страницы и поиск информации в Интернет с помощью браузеров и поисковых программ;

  • работать с одной из программ-архиваторов.


  1. Информационное моделирование - 5 час.

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.



  1. Хранение и обработка информации в базах данных - 12 час.

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Учащиеся должны знать:

  • что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;

  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД,

  • сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;

  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.



  1. Табличные вычисления на компьютере - 10 часов.

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Учащиеся должны знать:

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;

  • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;

  • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;

  • графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;

  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.



  1. Управление и алгоритмы - 10 часов.

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)

Учащиеся должны знать:

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

  • сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;

  • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Учащиеся должны уметь:

  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

  • пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


  1. Программное управление работой компьютера - 12 часов.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;

  • назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;

  • правила оформления программы и представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;

  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


  1. Информационные технологии и общество - 6 часов.

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

  • историю способов записи чисел (систем счисления);

  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

  • в чем состоит проблема информационной безопасности.

Учащиеся должны уметь:

  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Резервное время 4 часа.




3.Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

9 класс

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Раздел

Умения

Техника безопасности: правила поведения в кабинете ИВТ

Человек и информация

Решать задачи по определению количества информации

Магистрально-модульный принцип устройства компьютера

Иметь представление о внутреннем устройстве компьютера и назначении устройств компьютера

Основы работы на компьютере

Уметь правильно включать и выключать компьютер. Уметь управлять манипулятором МЫШЬ.

Передача информации в компьютерных сетях

Создание соединения с Интернет, работа с электронной почтой

Модели и таблицы

Выполнение вычислений в электронной таблице

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля ЗУН (ов):

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикумы.

4.Требования к оценке знаний учащихся

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

-продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- оценка «1» выставляется, если:

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставлен-ной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

- оценка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.




5.Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

I. Учебно-методический комплект

  1. Угринович Н.Д. Информатика-9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2009.

  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: БИНОМ Лабор. знаний, 2006.

  3. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (8-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

  4. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru.

II. Дополнительная литература

  1. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.

  2. Босова Л.Л. и др. Обработка текстовой информации: Дидактические материалы.- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  3. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007

  5. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. - СПб: БХВ-Петербург, 2002.

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства


  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) - используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) - позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видеомагнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) - позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  1. Операционная система - Windows XP.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Клавиатурный тренажер.

  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  7. Простая система управления базами данных.

  8. Простая геоинформационная система.

  9. Система автоматизированного проектирования.

  10. Виртуальные компьютерные лаборатории.

  11. Программа-переводчик.

  12. Система оптического распознавания текста.

  13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  14. Система программирования.

  15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  17. Программа интерактивного общения.

  18. Простой редактор WеЬ-страниц.

Список литературы

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа базового курса информатики: Н.Д. Угринович («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы»/ Составитель М.Н. Бородин. - 6-е издание. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, стр.219-230).

4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/___Н.В.Сергеева____/

«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель РМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи













Календарно - тематический план

по «Информатика и ИКТ»

на 2015 - 2016 учебный год.


9 класс


Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.Компьютерные сети и их типы. Табличные расчеты и электронные таблицы. (11 часов)

1.

1

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования.

01.09-04.09


2.

2

Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей.

01.09-04.09


3.

3

Скорость передачи данных.

П/з №1 «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами».

07.09-11.09


4.

4

Интернет - мировая система компьютерных сетей. Информационные услуги интернета: электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

07.09-11.09


5.

5

Информационные услуги интернета. П/з №2 «Работа с электронной почтой»

14.09-18.09


6.

6

Служба Способы поиска информации в интернете.

14.09-18.09


7.

7

Использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. П/з №3 «Работа с »

21.09-25.09


8.

8

Использование поисковых систем. П/з №4 «Поиск информации в Интернете».

21.09-25.09


9.

9

Web-страницы: понятие и назначение. П/з №5 «Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора».

28.09-02.10


10.

10

Передача информации по техническим каналам связи.

28.09-02.10


11.

11

Архивирование, разархивирование файлов. П/з №6 «Использование программы - архиватора».

12.10-16.10


2.Информационное моделирование (5 часов).

12.

1

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

12.10-16.10


13.

2

Табличные модели.

19.10-23.10


14.

3

Информационное моделирование на компьютере.

19.10-23.10


15.

4

Табличные информационные модели. П/з №7 «Разработка модели с использованием текстового редактора Microsoft Word».

26.10-30.10


16.

5

Тестирование по теме «Информационное моделирование».

26.10-30.10


3.Хранение и обработка информации в базах данных (12 часов).

17.

1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные БД. Назначение СУБД.

02.11-06.11


18.

2

Добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы и в режиме формы. П/з №8 «Работа с готовой БД».

02.11-06.11


19.

3

Проектирование однотабличной БД. Форматы полей.

09.11-13.11


20.

4

Команды выборки. П/з №9 «Проектирование однотабличной БД на компьютере».

09.11-13.11


21.

5

Условия поиска информации, простые логические выражения.

23.11-27.11


22.

6

Понятие простых запросов к БД. П/з №10 «Формирование простых запросов к готовой БД».

23.11-27.11


23.

7

Осуществление поиска в БД. П/з №11 «Логические операции. Сложные условия поиска»

30.11-04.12


24.

8

Формирование сложных запросов к готовой базе данных.

30.11-04.12


25.

9

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки. П/з №12 «Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем»

07.12-11.12


26.

10

Использование сортировки. П/з №13 «Создание отчетов на основе таблиц и запросов»

07.12-11.12


27.

11

Возможности БД. П/з №14 «Зачетное задание по базам данных».

14.12-18.12


28.

12

Тестирование по теме «Базы данных».

14.12-18.12


4.Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

29.

1

Двоичная система счисления.

21.12-25.12


30.

2

Представление чисел в памяти компьютера.

21.12-25.12


31.

3

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронных таблиц, данные в электронных таблицах: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц.

28.12-30.12


32.

4

Понятие диапазона, встроенные функции, относительная адресация.

28.12-30.12


33.

5

Сортировка таблицы. П/з №15 «Использование встроенных математических и статистических функций».

11.01-15.01


34.

6

Деловая графика. Логические операции и условная функция.

11.01-15.01


35.

7

Абсолютная адресация. Функция времени. П/з №16 «Построение графиков и диаграмм».

18.01-22.01


36.

8

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели.

18.01-22.01


37.

9

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронных таблиц. П/з №17 «Создание имитационной модели».

25.01-29.01


38.

10

Тестирование по теме «Табличные вычисления».

25.01-29.01



5.Управление и алгоритмы (10 часов)

39.

1

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства.

01.02-05.02


40.

2

Исполнитель алгоритмов:назначение, среда, система команд, режимы работы. П/з №18 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

01.02-05.02


41.

3

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод.

08.02-12.02


42.

4

Использование вспомогательных алгоритмов. П/з №19 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».

08.02-12.02


43.

5

Управление с обратной связью. Язык блок-схем.

15.02-19.02


44.

6

Использование циклов с предусловием. П/з №20 «Работа с циклами»

15.02-19.02


45.

7

Ветвления. Использование двухшаговой детализации.

29.02-04.03


46.

8

Метод последовательной детализации для построения алгоритма. П/з №21«Использование ветвлений».

29.02-04.03


47.

9

Алгоритмизация. П/з №22 «Зачетное задание по алгоритмизации»

07.03-11.03


48.

10

Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»

07.03-11.03



6.Программное управление работой компьютера (12 часов)

49.

1

Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.

14.03-18.03


50.

2

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль.

П/з №23 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль».

14.03-18.03


51.

3

Операторы ввода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.

21.03-25.03


52.

4

Программирование диалога с компьютером.

21.03-25.03


53.

5

Оператор ветвления. П/з №24 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.»

28.03-01.04


54.

6

Логические операции. П/з №25 «Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций».

28.03-01.04


55.

7

Циклы на языке Паскаль.

11.04-15.04


56.

8

Цикла с предусловием. П/з №26 «Разработка программ с использованием цикла с предусловием».

11.04-15.04


57.

9

Одномерные массивы в Паскале.

18.04-22.04


58.

10

Программы с использованием одномерных массивов. П/з №27 «Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль».

18.04-22.04


59.

11

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. П/з №28 «Поиск чисел в массиве».

25.04-29.04


60.

12

Тестирование по теме «Программное управление работой компьютера».

25.04-29.04



7.Информационные технологии и общество (10 часов)


61.

1

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем и систем счисления.

02.05-06.05


62.

2

История ЭВМ и ИКТ

02.05-06.05


63.

3

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

09.05-13.05


64.

4

Итоговое тестирование.

09.05-13.05


65.

5

Итоговое повторение. Компьютерные сети и их типы. Табличные расчеты и электронные таблицы.

16.05-20.05


66.

6

Итоговое повторение. Информационное моделирование.

16.05-20.05


67.

7

Резерв.

23.05-27.05


68.

8

Резерв.

23.05-27.05


69.

9

Резерв.

30.05-31.05


70.

10

Резерв.

30.05-31.05


Итого

часов

В том числе:

уроков повторения

Итоговое тестирование

практических (лабораторных) работ

уроков развития речи

по программе

70

2

6

28

0

выполнено







СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/___Н.В.Сергеева____/

«______» ______________ 20____ г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО

протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.

Руководитель РМО

_____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи


© 2010-2022