Факультативный курс «Знакомьтесь: растровый графический редактор Gimp»

Педагогическая разработка содержит: 1. Титульный лист, в котором отражено название, автор, тип разработки, для какого класса составлена. 2. Пояснительная записка, раскрывающая актуальность, новизну разработки, содержащая методологические положения, а так же образовательную и развивающую цели и задачи, вытекающие из них. 3. В описании разделов раскрывается содержательный компонент авторской разработки и педагогические технологии, позволяющие реализовать этот компонент. 4. Учебно-тематическое ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования Иркутской области

«ОГООУ Санаторная школа-интернат №4»









«Знакомьтесь: растровый графический редактор Gimp»


Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)

для учащихся 8 класса

Факультативный курс


Автор:

Кузьминова Ирина Юрьевна,

учитель информатики «ОГООУ Санаторная школа-интернат №4» первой квалификационной категории









г.Усолье-Сибирское

2014 год


Пояснительная записка


Программа вариативной части для учащихся 8 класса

Педагогическая разработка содержит:


  1. Титульный лист, в котором отражено название, автор, тип разработки, для какого класса составлена.

  2. Пояснительная записка, раскрывающая актуальность, новизну разработки, содержащая методологические положения, а так же образовательную и развивающую цели и задачи, вытекающие из них.

  3. В описании разделов раскрывается содержательный компонент авторской разработки и педагогические технологии, позволяющие реализовать этот компонент.

  4. Учебно-тематическое планирование позволяет отследить последовательность изучения тем и формы и типы используемых авторами разработки уроков.

  5. В приложении содержатся: программа, основные требования к знаниям и умениям, материал и список литературы, сайтов, список практических работ.

Общие положения программы:


GNU Image Manipulation Program или GIMP (рус. Гимп) - растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой.

Кто впервые сталкивается с GIMP, то, наверное, будет удивлен его богатыми возможностями и возможно слегка непривычным интерфейсом.

Так что же такое GIMP? Аббревиатура GIMP расшифровывается как GNU Image Manipulation Program. GIMP относится к разряду свободного ПО и работает в нескольких операционных системах, таких как Windows, Linux, FreeBSD.

Сегодня GIMP стал прекрасной альтернативой таким известным графическим редактором, как Adobe Photoshop, а особенно после того, как начал поддерживать форматы изображений и кистей Photoshop. В отличии от последнего, GIMP занимает в десяток раз меньше места на диске и распространяется бесплатно.

Область использования GIMP довольно широка и включает в себя множество возможностей, которые может предоставить не каждый графический редактор. Вот некоторые из них:

  • работа со слоями и каналами изображения

  • поддержка кроме собственного формата файлов XCF еще более трех десятков известных форматов, включая форматы Photoshop (PSD), GIF, PNG, TIFF, JPEG, EPS, BMP, ICO и др.

  • работа с кистями формата .gbr, .vbr, поддержка анимированных кистей .gih, возможность использовать кисти Adobe Photoshop .abr

  • работа с фильтрами, масками и разными режимами смешивания слоев

  • расширяемость за счет установки дополнений

  • настройка работы с дисками и памятью компьютера

  • очень гибкая настройка интерфейса программы, возможность выбора между однооконным и многооконным интерфейсом

  • возможность полной перенастройки клавиатурных комбинаций

GIMP можно использовать для обработки цифровых фотографий. Типичные области применения включают в себя создание графики и логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоёв, ретуширование и преобразования изображений в различные форматы.

Умение работать с программой GIMP открывает возможности реализовать свои творческие способности в работе с графикой, умения и навыки в работе увеличивают мотивацию к художественному творчеству.

Данный курс разработан на основании электронных материалов, которые направлены на получение профессиональных знаний, умений и навыков в работе с графическим редактором GIMP, кроме того, в спецкурсе для выполнения практических работ используется электронный учебник с уроками, материалы которого основаны на опыте профессионалов в данной информационной технологии.

Программа рассчитана для учащихся с 8-11 классы, количеством в 34 часа по одному часу в неделю. Предусматривает получение теоретических знаний, практических навыков умений для обработки фотографий, создания и обработки графических изображений, что требует индивидуальный творческий подход к каждой работе самого учащегося, а также личностно-ориентированный подход учителя на уроках к каждому ученику. Помочь ему развивать его творчески способности, уметь увидеть «изюминку» в своей работе.

Актуальность.

Программа «Знакомьтесь: растровый графический редактор Gimp», прежде всего, направлена на изучение новой информационной технологии, растрового графического редактора. Живя в информационном обществе успешному и деловому человеку необходимо владеть основами новых информационных технологий и основами компьютерной графики, которая используется для построения чертежей, создания архитектурных проектов, дизайнерских ландшафтов, художественной обработки фотоизображений, создания рекламы, которая является движущей силой мирового рынка. Программа GIMP позволяет создавать удивительные проекты, её возможности безграничны. Человек, увлечённый работой в графическом редакторе, постоянно находится в поиске, у него развиваются художественное мастерство, видение прекрасного, стремление к получению нужного результата через трудолюбие, любовь к своему увлечению, что способствует воспитанию гармоничной личности современного информационного общества.

Графические редакторы соединяют в себе возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации. Актуальной стала задача разработки методик внедрения мультимедийных информационных технологий в процесс познания, использование которых в образовании могло внести значительный вклад в эффективность обучения. Эта задача может быть решена совместными усилиями педагогов разных дисциплин.

Как видно из вышеизложенного проблема решения теоретических и методологических вопросов использования мультимедийных технологий важна с психологической, технической, педагогической точек зрения. Этим определяется актуальность данного исследования.

Новизна.

Программа комбинаторного типа (новая конструкция создается благодаря различным сочетанием известных способов, форм, средств), содержащая инновационный потенциал. Составлена для учащихся 9 класса в качестве предпрофильной подготовки.

Gimp является ещё совсем молодой информационной технологией и с внедрением операционной системы Linux, данная технология появилась в общеобразовательные учреждениях странаны, который является альтернативой программой графического редактора Adobe Photoshop.

В основу программы положены материалы сайта gimp.nas2.net/?n=4&id=4 «Бесплатный графический редактор Gimp» Автор: Андрей Пожарко (уроки по Gimp) в режиме On line.

Программа предусматривает электронные уроки в режиме On line,в которых последовательно и подробно представлены основные инструменты, технологии и приёмы обработки фотоизображений, графических объектов в графическом редакторе GIMP. Данная информационная технология обладает широким спектром возможностей растрового графического редактора. Проведение уроков в режиме On line - новый подход к образовательному процессу учащихся, что является достаточно интересным моментом в процессе обучения и хорошей мотивацией для получения новых знаний.

.Методологическое положение

Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбеллом и Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License.. Изначально сокращение «GIMP» означало англ. General Image Manipulation Program, а в 1997 году полное название было изменено на «GNU Image Manipulation Program», и программа официально стала частью проекта GNU.

В течение продолжительного времени GIMP создавался с учётом пожеланий пользователей, но в основном согласно предпочтениям разработчиков и без привлечения экспертов по эргономике. Целостное видение проекта отсутствовало. Чтобы решить накопившиеся в результате этого проблемы, был принят ряд мер.

В 2005 году проект GIMP был зарегистрирован участником программы OpenUsability. На конференции Libre Graphics Meeting в марте 2006 года состоялась первая встреча представителей OpenUsability и команды разработчиков GIMP, в ходе которой было определеновидение GIMP как продукта для конечных пользователей:

Вопросы применения графических редакторов в обучении учащихся становятся неизбежными, так как существует множество конкурсов, фестивалей регионального, Российского, международного уровней, которые включают в себя секции или номинации «Графика», поэтому требования в современном образовании очень высоки. Ясно, что использование данных информационных технологий подразумевает, что учащиеся общеобразовательных школ должны иметь специальную информационную подготовку, в совершенстве.

Главная цель обучения:

Научить учащихся работать в растровом графическом редакторе GIMP. Должны научиться производить обработку графических объектов на высоком профессиональном уровне для этого необходимо создать условия для получения качественных образовательных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и образовательными запросами социума, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем.

Основные задачи курса:


  1. Реализация образовательной политики, в основе которой лежат принципы Успеха: «Успехом является любое относительное достижение (продвижение) обучающегося в учебных действиях и вне учебных занятий, которые он осознанно понимает, внутренне принимает и целенаправленно делает» и «духовной свободы человека»;

  2. Реализация подготовки и обучения как модели пропедевтики курса, который предполагает выявить детей с наклонностью к работе с графическими редакторами , и учащихся, которым данный курс будет интересен для развития криативного мышления и творческих способностей

  3. Создание и применение механизмов и инструментов управления и самоуправления образовательной деятельностью с позиций качества;

  4. Подготовка обучающегося как субъекта своей образовательной деятельности через урок и его интеграцию с внеучебной деятельностью;

  5. Разработка и внедрение новых форм организации образовательного процесса- внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий и приёмов обучения такие как изучение материала в режиме On lain, с выполнением практических работ, индивидуальный подход к учащимся , в условиях резонансной образовательной среды

Данная программа предусматривает воспитание культуры в работе с техникой, электронным материалом, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Воспитывать внимание, самообладание, терпение в работе с предлагаемыми инструментами и операциями, которые требуют кропотливой и точной работы. Учащийся должен выполнять работу, так чтобы она приносила ему удовлетворение от полученного результата и повышалась мотивация для получения новых знаний и выполнения более сложных работ.

2. Образовательные технологии, используемые при реализации данной программы

1. Технология проблемного обучения (предполагает создание проблемной ситуации, активную самостоятельную деятельность учащегося по разрешению проблемы).

2. Технология индивидуализации обучения (взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с компьютером).

3.Технология поэтапного формирования умственных действий (познание нового происходит за несколько этапов).

4. Технология саморазвивающего обучения (акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, формирование самоуправляющих механизмов личности на воспитание доминанты саморазвития личности).

5.Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признается носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска);

6.Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением);

7.Технология интенсификации обучения (такая организация занятий, при которой программный материал компонуется поблочно).

6.Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого лицеиста на уровне его возможностей и способностей);

7.Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признается носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска);

10.Технология интенсификации обучения (такая организация занятий, при которой программный материал компонуется поблочно).

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Данный курс предполагает по каждой теме обязательное выполнение практических работ, на основе уроков в электронном варианте и уроков представленных в режиме Online. По выполнению работы учащийся получает отметки от «5» до «3»

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно.

По окончании курса учащимся предстоит выполнение творческих работ, которые оцениваются:

зачёт

незачёт.

Описание разделов программы

1. Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Графический редактор GIMP. Запуск программы. Как работать с программой?

Учащиеся познакомятся с назначением графического редактора, его интерфейсом, основными элементами, инструментами и сферой их использования. Ребята узнают, какие в работе используются панели инструментов, научаться устанавливать, загружать и использовать необходимые кисти. Приобретут навыки в работе с палитрой, масштабированием, перемещения графического изображения. Познакомятся с быстрыми клавишами. На практике научатся создавать новый документ, попробуют создать при помощи кистей своё графическое изображение и сохранить его.

2 . Работа со слоями. Выделения.

Изучая этот раздел, ребята освоят основное правило работы в данной программе - это работа со слоями, их параметрами, назначением, на практике убедятся, как порядок изменения слоёв может влиять на графическое изображение. Научатся создавать, копировать, удалять, переносить слои с одного файла на другой. Здесь же познакомятся с инструментами выделения, которые требуют особых навыков, умений и терпение при их использовании. Выполнят очень интересные практические работы, позволяющие выполнять уже фотомонтаж.

3. Трансформация работа со слоями и выделениями.

Данная тема закрепит навыки работы с масштабированием, выделением отдельных фрагментов и командами трансформации, узнают, какими возможностями обладает операция трансформации. Научатся выполнять совмещение выделенных фрагментов с целью создания единого графического изображения. На практике получат объёмное изображение, узнают, как может влиять прозрачность слоя при совмещении требуемых фрагментов.

4. Режимы наложения и фильтры.

Учащиеся на уроках изучат наиболее часто используемый способ создание эффектного коллажа. Научатся правильно использовать алгоритмы работы с параметрами слоя, инструментами рисования, слоевых эффектов. Раздел включает в себя очень интересные практические работы: создание коллажа, поработают с градацией серого цвета, преобразовывая его в модель RGB т.е. чёрно-белую фотографию выполнят в цветном изображении. Научатся использовать настройки и повторное выполнение действий, создадут рамку вокруг фотографии, используя фильтры, узнают как можно выполнить машину в движении и многое другое.

5. Ретуширование и восстановление фотографий.

Эта тема интересна своими инструментами, которые позволяют выполнять удивительные эффекты. Ребята узнают, как можно восстановить старую фотографию, используя арсеналы ретуши, убрать морщинки с лица, сделать пляж диким, как убрать листья около фонтана, восстановить часть, которая отсутствует на фотографии.

6. Создание коллажей.

Этот раздел включает в себя выполнение практических работ, которые основываются на знаниях и умениях, полученных на предыдущих уроках. Ребятам предстоит выполнить сложные работы в программе Adobe Photoshop CS2 - это рекламные коллажи, состоящие из нескольких фотографий, которые требуют уже профессиональных навыков.

7. Градиент.

Учащиеся научаться, в своей работе использовать инструмент, который имеет очень широкое применение. Познакомятся с панелью данного инструмента, узнают, что Градиент рисуется линией, которая определяет начальную и конечную точку перехода, что он имеет разную геометрическую форму, и что можно создавать свой Градиент. Всё это будет отработано на практике.

8. Слой - маски.

Работа со слой-маской - это профессиональный подход в работе с данной программой. Работа слой-маской позволяет показывать или прятать те, или иные участки изображения, которую ребята могут добавлять, удалять, изменять слой-маску без ущерба изображению. Позволяет создавать поистине сложные работы, порой приносящие, неожиданный результат. Ребята опять столкнуться с выполнением рекламных коллажей, попробуют свои силы в монтаже фотографий. Это очень интересный раздел, который приносит наибольшее удовлетворение от полученного результата в своей работе.

9. Творческие работы.

Включает в себя практические работы учащихся с фотографиями, графическими изображениями. Учащиеся должны продемонстрировать все свои умения и навыки, которые они получили на занятиях спецкурса. Должны показать умение доводить работу до конца, используя своё видение выполняемой работы, творческие способности.







Учебно-тематическое планирование факультатива на 2014-2015 год

для учащихся 8 класса




п/п




Тема урока




Тип занятия

Количество

часов


Вид деятельности

теория

практика

Контроль знаний





1

1. Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Графический редактор Adobe Photoshop, Gimp. Запуск программы Gimp . Как работать с программой?

1.1. Назначение графического редактора, разновидности графики, основные элементы графических редакторов, сферы использования и возможности.


Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),









3








1






2

1.2. Знакомство с интерфейсом растрового графического редактора Gimp, палитрой, инструментами, масштабированием, прокруткой документа, быстрыми клавишами.


1






3

1.3. Выполнение практических заданий.

1





4

2. Работа со слоями. Выделения.

2.1. Послойная организации изображения, правила работы со слоями, знакомство с параметрами слоёв, их влияние на порядок изменения слоёв на изображение.

Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),




3




0,5






0,5



5

2.2. Создание и удаление слоёв, перенос с одного файла на другой. Знакомство с инструментами выделения, работа с ними.




1



6

2.3. Выполнение практических заданий.



1




7-8

3. Трансформация работа со слоями и выделениями.

3.1. Знакомство с командами трансформации, с трансформацией выделения, с изменением параметров для достижения реалистичности сцены, с совмещением изображений, выделением требуемых фрагментов и трансформацией с целью создания единого образа.


Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),





3















2


9

3.2. Выполнение практических работ.


1


10

4. Режимы наложения и фильтры.

4.1.Режимы наложения их назначение, установка, способы изменения, использование режимов наложения.


Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),


4




0,5





0,5


11

4.2. Знакомство с фильтрами, их использование настройки и повторное выполнение действия фильтров.


0,5




0,5


12-13

4.3. Выполнение практических работ.




2


14

5. Ретуширование и восстановление фотографий.

5.1 Работа с инструментами Штамп клонирования, пятновыводитель. Восстановление старых фотографий, использование всего арсенала ретуши.



Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),


3




0,5






0,5


15-16

5.2. Выполнение практических работ.




2


17

6. Создание коллажей.

6.1. Отработка умений и навыков работы со слоями, с инструментами выделения, командами скопировать, вклеить, трансформацией, масштабированием.

Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),


6




1






2


18-22

6.2. Создание коллажей, состоящих из нескольких фотографий.


3


23

7. Градиент

7.1. Настройка параметров инструмента Градиент, использование предварительно заданного градиента, создание и использование своего пользовательского цветового перехода.

Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),

3



1






24-25

7.2. Выполнение практических работ

2


26-27

8. Слой - маски

8.1. Создание слой маски. Работа со слой маской, её перенос с одного файла на другой. Использование инструментов Градиент и Кисть. Восстановление изображения.

Объяснительно-иллюстративный

(видеоурок),

5



2









28-30

8.2. Выполнение практических работ.



3


31-32

9. Творческие работы.

9.1. Создание рекламных коллажей.

практическая работа

4






2

33-34

9.2. Монтаж фотографий.




2

ИТОГО:

34

9

21

4


Учащиеся должны знать:

  • как производится запуск программы, интерфейс графического редактора, инструменты, палитры;

  • принцип работы со слоями их создание, перемещение, копирование, удаление;

  • назначение и принцип работы инструментов трансформации и редактирования графического изображения;

  • способы установки, способы изменения, использования режимов наложения;

  • принцип работы фильтров их настройки;

  • инструменты ретуширования их назначение;

  • знать операции масштабирования;

  • алгоритм создания коллажей, состоящих из нескольких фотографий;

  • правила работы со слой-масками;

  • расширения в который сохраняется графический файл.


Учащиеся должны уметь:


  • создавать новый документ и сохранять его, открывать файл сохранённый в ПК с последующим сохранением;

  • уметь создавать слои, выполнять их перемещение с одного объекта на другой, копировать, удалять;

  • использовать по назначению инструменты трансформации и редактирования;

  • работать с инструментами наложения и фильтрами;

  • работать с текстом, преобразовывать его;

  • работать со слой-масками;

  • выполнять различные эффекты используя, необходимые инструменты и операции;

  • выполнять монтаж нескольких фотографий, создавать коллажи;

  • выполнять работы повышенной сложности.






































Используемые сайты


gimp.nas2.net/

e-nk.ru/doku.php/svobodnoe_po/gimp

ru.wikipedia.org›

gimp.nas2.net/?n=4&id=4 Автор: Андрей Пожарко (уроки в режиме On line)


Список практических работ, представленных в уроках в режиме On line gimp.nas2.net/?n=4&id=4 Автор: Андрей Пожарко (уроки в режиме On line)


  1. Интересный фон - легко!

  2. Рисуем кнопку для веб-страницы

  3. Картинка в нескольких кадрах

  4. Светящийся текст

  5. Создаем многоразовую камеру наблюдения

  6. Создаем 3D-коробочку

  7. Снежинка за стеклом

  8. Золотой текст

  9. Обводка по контуру

  10. Коррекция красных глаз

  11. Комбинирование изображений (фотомонтаж)

  12. Простая анимация

  13. Лягушка в тарелке

  14. Текстовый логотип

  15. Рисуем правильный анимированный баннер

  16. Ставим штамп

  17. Христос воскрес!

  18. Превращаем фото в карандашный рисунок

  19. Превращаем фото в рисунок акварелью

  20. Делаем веселый коллаж

  21. Отрисовка фотографии автомобиля

  22. Отрисовка фотографии автомобиля

  23. Дождь за окном

  24. Наносим татуировку

  25. Простая рамка для фото

  26. Изгиб текста по контуру

  27. Рисуем электрическую лампочку накаливания

  28. Бегущая строка

  29. Аэрография

  30. Зеркальное отражение

  31. Разрушенный город

  32. Возможности по созданию логотипов в GIMP

  33. Девушка из золота

  34. Вращающийся шар

  35. Рисуем звездное небо

Скачать GIMP последней версии (2.6.11) вы можете с официального сайта разработчика или здесь (для Windows XP SP2 19,4Мб). Сейчас на сайте доступна для тестирования промежуточная версия 2.7.2 и готовится к выходу совершенно новая долгожданная версия Так же можно почитать или скачать руководство по GIMP 2.6 на русском языке.


© 2010-2022