Урок-соревнование Информатика: шаг за шагом

Целью урока-соревнования Информатика: шаг за шагом является обобщение знаний обучающихся по информатике, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание умения обучающихся работать в группе. Урок можно провести в 8-11 классах в рамках недели предметов естественно-математического цикла.Сначала проводится традиционная для таких уроков разминка в виде стихотворных заданий, которые встречаются во многих уроках такого типа.Затем проводятся конкурсы: "Во...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-соревнование

"Информатика: шаг за шагом"


Урок подготовил учитель МКОУ "Михайловская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области"

Фурсов Евгений Александрович

Цель: обобщение знаний обучающихся по информатике, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание умения обучающихся работать в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки с заданиями.

Классы: урок можно провести в 8-11 классах в рамках недели предметов естественно-математического цикла.

Ход урока.


Сообщение темы, цели мероприятия, знакомство с ходом проведения мероприятия. Класс предварительно разделён на две команды. Представление жюри.









Разминка.

Вставить слово. Читается по очереди командам. Правильный ответ - 1 балл.

По клавишам прыг да скок-

Береги ноготок!

Раз-два и готово-

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура

Это вот- ... (КЛАВИАТУРА)

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке -

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ... (МЫШКА)

Словно смелый капитан!

А на нём - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нём компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки,

На верху машины всей

Размещается ... (ДИСПЛЕЙ)

Около дисплея- главный блок

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам

Этот блок зовут ... (СИСТЕМНЫМ)

Конкурс 1. "Вопрос - ответ".

Вопросы задаются по очереди командам. Правильный ответ - 1 балл

1. Назовите как минимум три устройства для ввода информации. (Клавиатура, сканер, микрофон).

2. Назовите как минимум три устройства для вывода информации. (Монитор, принтер, колонки).

3. Какая связь между городом в Англии, ружьём 30×30 и одним из элементов в компьютере? ( У них одно название - винчестер)

4. На какой плате компьютера размещён процессор: на системной или материнской? (Это одна и та же плата)

















Конкурс 2. "Блицконкурс"


Каждый правильный ответ - 1 балл

Вопросы первой команде


1. Наименьшая единица измерения информации. (бит)

2. Устройство для печати. (принтер)

3. Устройство визуального отображения информации. (дисплей, монитор)

4. Программа для управления внешними устройствами (драйвер)

5. К какому виду относится информация, воспринимаемая при помощи органов слуха? (звуковая)

6. Как расшифровывается аббревиатура "ПК" (персональный компьютер)

7. Какое устройство в ЭВМ обрабатывает информацию. (процессор)

8. Какая система счисления применяется в ЭВМ? (двоичная)

9. Как называется жёсткий диск компьютера? (винчестер)

10. Какое яблоко компания Apple выбрала символом своей продукции? (надкусанное)


Вопросы второй команде


1. Сколько бит в одном байте. (8)

2. Какое устройство называют "мозгом" компьютера? (процессор)

3. Человек, который пользуется ЭВМ (пользователь, юзер)

4. С помощью чего человек воспринимает информацию? (с помощью органов чувств)

5. Как расшифровывается аббревиатура "ЭВМ" (электронно-вычислительная машина)

6. Универсальное устройство для обработки информации. (компьютер)

7. Сколько цифр в десятичной системе счисления? (10)

8. Как на компьютерном жаргоне называют чистый компакт-диск, предназначенный для записи? (болванка)

9. Какое слово обозначает одну точку на экране монитора? (пиксель)

10. Под какой элемент персонального компьютера обычно подкладывают коврик? (мышь)


Конкурс 3. "Угадай термин"

Учитель сообщает каждому представителю команды термины. Например, "клавиатура", "мышь". Они по очереди изображают своим командам жестами, пантомимой этот термин. Команда должна угадать этот устройство. Конкурс оценивается в 5 баллов.

Конкурс 4. "Собрать карточки в группы"

Предлагается набор карточек, на которых написаны слова, связанные с информатикой и компьютером (алгол, килобайт, ячейка, адрес, бейсик, бит, программа, разряд, запись, оператор, курсив, отрицание, мышь, запрос, монитор, цифра, клавиатура, мегабайт, транслятор, таблица, байт, системный блок, алфавит, столбец, подчёркивание, Паскаль, импликация, строка. абзац, алгоритм, поле, дизъюнкция, Си, конъюнкция, документ, основание. Командам предлагается собрать их в группы по четыре карточки по следующим темам: первой команде - "Единицы измерения информации" (бит, байт, килобайт, мегабайт), второй команде - "Элементы компьютера" (клавиатура, мышь, монитор, системный блок). За каждое слово 1 балл.

Конкурс 5. "И то и другое - что это такое?"

По очереди каждой команде. За правильный ответ - 1 балл

1. И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере. (дорожка)

2. И военный, и строительный, и системный в персональном компьютере. (блок)

3. И рыболовная, и компьютерная. (сеть)

4. И грызун, и манипулятор. (мышь)

5. И нота, и язык программирования. (Си)

6. И категория в спорте, и позиция в записи числа. (разряд)



Конкурс 6. "Отгадай слово"

По ряду определений необходимо отгадать термин информатики, являющийся многозначным словом. Максимальное количество баллов - 10. С каждой подсказкой количество баллов уменьшается на единицу.

1. Деловая, спортивная, настольная, подвижная, карточная, логическая, словесная, опасная, компьютерная, обучающая. (игра)

2. Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, генетическая, газетная, телевизионная. (информация)

3. Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплочённая, пожарная, машинная. (команда)

4. Концертная, цирковая, телевизионная, компьютерная, системная, прикладная, развлекательная, образовательная, вспомогательная, игровая. (программа)

5. Свежая, вчерашняя, утренняя, вечерняя, редакционная, читательская, воздушная, голубиная, полевая, электронная. (почта)

6. Дырявая, слабая, короткая, девичья, вечная, постоянная, оперативная, внешняя, внутренняя, буферная. (память)

7. Позвоночный, лунный, музыкальный, метательный, магнитный, гибкий, жёсткий, лазерный, оптический, установочный. (диск)

8. Серая, белая, эргономичная, симметричная, ассиметричная, оптическая, оптико-механическая, беспроводная, двухкнопочная, трёхкнопочная. (мышь)


Конкурс 7. "Веришь - не веришь"

Если данное утверждение считаем верным, то отвечаем "да", а если неверным, то отвечаем "нет". Правильный ответ - 1 балл.

1. В Англии есть города Винчестер, Дигитайзер, Адаптер. (нет)

2. Русские счёты в десятичной системе счисления изобретены в Х веке. (нет)

3. На старом механическом вычислительном устройстве - арифмометре можно было умножать восьмизначные числа на четырёхзначные. (да)

4. В древности считали в двоичной системе счисления. (нет)

5. На логарифмической линейке (на которой умели считать ваши родители, дедушки, бабушки) точность вычислений составляла 3 знака после запятой. (да)

6. Цифру ноль можно заменить прописной буквой "О". (нет)

7. У первых версий персональных компьютеров отсутствовал жёсткий диск. (да)

8. Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

В конце занятия жюри подводит итоги. Победители награждаются дипломами.



Литература.

1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера,2006.-240 с. (Игровые методы обучения).

2. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2011 классы. (нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды из истории информатики./ Авт. Гераськина И. Ю., Тур С. Н. - М.: Планета, 2011.-176 стр.-(Учение с увлечением)

3. Златопольский Д. М. Занимательная информатика: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. -434 с.: ил.

4. Златопольский Д. М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике.-М.: Чистые пруды, 2007.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 1 (13)

5. Златопольский Д. М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике.- М.: Чистые пруды, 2006.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 1 (7)

6. Златопольский Д. М. Занимательные задачи по информатике.- М.: Чистые пруды, 2008.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 22

7. Златопольский Д. М. Компьютерные фокусы.- М.: Чистые пруды, 2008.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 21

8. Златопольский Д. М. Материалы для внеклассной работы по информатике.- М.: Чистые пруды, 2008.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 19

9. Златопольский Д. М. Информатика в увлекательных задачках.- М.: Чистые пруды, 2009.-32 с.-(Библиотечка "Первого сентября", серия "Информатика". Вып. 25

10. Информатика. 2-11 классы: внеклассные мероприятия, Неделя информатики/ авт.-сост. Куличкова А. Г. - Волгоград: Учитель, 2011.-152 с.

11. Информатика в школе. Приложение к журналу "Информатика и образование". № 3-2007. Занимательные задачи и ребусы по информатике. -М.: Образование и информатика, 2007.-401 с.:ил.

12. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия/ авт. сост. Л. Н. Горбунова, Т. П. Лунина.-Волгоград:Учитель,2009.-113 с.: ил.

13. Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова.-Волгоград: Учитель, 2011.-141 с.


© 2010-2022