Урок по информатике 5 класс Текст как форма представления информации

Методическая разработка урока по информатике 5 класс. Тема урока "Текст как форма представления информации". На данном уроке учащиеся знакомятся с понятиями текст, текстовая информация, с историей книгопечатания в России.Цель урока: Углубить представление учащихся о формах представления информации;акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из распространенных форм представления информации.
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Текст как форма представления информации. Информатика 5 класс.

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • изучить и закрепить основные понятия текст, текстовая информация

  • углубить представление учащихся о формах представления информации;

  • акцентировать внимание на тексте как одной из наиболее распространенных форм представления информации;

  • акцентировать внимание на смысловом аспекте текста

РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • логического мышления, памяти, внимания;

  • расширение кругозора

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • развитие познавательного интереса

  • воспитание информационной культуры.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод проведения: лекция, практическая работа.

Тсо и наглядность:

1) проектор, презентация

2) рабочий лист, карточки-задания

Литература:

1) Босова Л.Л. "Информатика: учебник для 5 класса", Москва, бином, лаборатория знаний, 2004 г., § 1.8, стр. 30-33

2) Босова Л.Л. "Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие, Москва, бином, лаборатория знаний, 2004 г., стр. 89-92.

3) Босова Л.Л. Презентация «Цепочки слов»

4) Босова Л.Л. Презентация «Текст: история и современность»

5) История книгопечатания (ru.wikipedia.org/wiki)

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку, садитесь!

Для того чтобы узнать о чем будет наш урок сегодня я предлагаю разгадать ребус (информация). С понятием информация мы уже знакомы. Давайте вспомним. Ученики отвечают на вопросы учителя: Что такое информация? Как человек хранит информацию? Как человек передает информацию? На прошлых уроках мы познакомились с кодированием информации. Что понимается под кодированием информации?

Сегодня мы продолжим изучение информации.

Тема нашего урока «Текст как форма представления информации». Запишите тему урока на своих рабочих листах.

Сегодня на уроке мы расширим знания о формах представления информации, рассмотрим наиболее распространенную форму представления информации - текстовую, изучим и закрепим понятия текс т и текстовая информация.

  1. Объяснение нового материала:

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Для этих целей использовали самые разные инструменты. Сначала это были дощечка, глиняные таблички. Им на смену пришли перо и бумага. Работая этими инструментами, человек должен был быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером - и всю страницу придется переписывать заново.

Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства - каллиграфия.

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства.

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.

Сообщение ученика о книгопечатании в России.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.

Как мы видим текст - одна из наиболее распространенных форм представления информации. Прочитать определение текста и текстовой информации. Сделать записи на рабочих листах.

Всякий письменный текст - это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.

Рассмотрим две фразы, отличающиеся одна от другой единственным, последним символом:

Кто к нам пришел! Кто к нам пришел?

В чем состоит смысл первой фразы? В чем смысл второй? (Работа со слайдом. Ученикам предлагается произнести фразы с различной эмоциональной наполненностью и объяснить различия между фразами)

Учитель подводит итог работы со слайдом: «Смысл первой последовательности символов состоит в том, что вошедшего увидели и узнали. Вторая последовательность символов является вопросом, подчеркивающим неизвестность и неопределенность ситуации».

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Рассмотрим всевозможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет смысл.

Выполним задание. Изменив одну букву в слове получить новое (приложение: «Цепочка слов»).

А теперь попробуйте самостоятельно поработать с текстом. Работа в группах.

Выполняем задание по карточке. Ответ записать в рабочий лист.

Инструкция: запишите только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова, получится строка из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на многочисленные записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома - домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

  1. Физкультминутка

  2. Практическая работа на компьютере:

1. Найди в данных словах спрятавшиеся слова и напечатай их:

Победа-

Бусы-

Тапочки-

Удочка-

Машина-

Рыбак-

№2. Составьте как можно больше слов из букв слова СНЕГУРОЧКА.

№3. Наберите текст

Информация, компьютер, кодирование, монитор, процессор, программа, формат, курсор

  1. Итог урока:

На сегодняшнем уроке мы углубили знания о формах представления информации, выяснили, что текст - это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.

  1. Домашнее задание п.1.9, РТ стр.77 № 103, 104

© 2010-2022