Урок по информатике на тему Системы счисления (9 класс)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: Системы счисления.

КЛАСС: 9.

ЦЕЛИ:

образовательная: способствовать закреплению, обобщению и систематизации знаний учащихся по теме, правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления.

воспитательная: вызвать интерес к изучению информатики как науки, изучающей хранение, передачу и обработку информации.

развивающая: способствовать развитию кругозора, развитию аналитического мышления, памяти, навыков обработки информации.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

эвристическая беседа, индивидуальная работа, работа в команде.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

компьютер и мультимедийный проектор, презентация, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления». Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме.

3. Систематизация теоретических знаний.

Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально.

Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».

Посмотрите на экран и скажите, в какой системе счисления могут быть записаны числа?

2015, 10111, 343434, F12A?

Вы знаете, что все системы счисления делятся на 2 большие группы. Какие? К какой группе систем счисления относятся эти числа? Что вы можешь сказать о числах 345 и XVII? А эти числа к какой системе счисления относятся?

Переведите самостоятельно римское число MCMXLV в десятичную систему счисления.

О чем говорит вам это число? Чем отличаются позиционные и непозиционные системы счисления?

Какое количество компьютеров вы видите на экране? Ответ дайте в двоичной, восьмеричной и десятичной системах счисления.

4. Решение задач.

На данном этапе урока учащиеся выполняют задания в группах.

  1. Загадка поэта. Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Странная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.


  1. Сколько единиц в троичной записи десятичного числа 243?

  2. Вот 4 целых числа, записанных в шестнадцатеричной системе: A8, AB, B4, BA. Сколько среди них чисел, больших, чем 2648?

  3. Вот 4 целых числа, записанных в различных системах счисления: 1510, 778, 3458, FA16. Укажите среди них то, в двоичной записи которого содержится ровно 5 единиц. Если таких чисел несколько, укажите большее из них.

  4. Десятичное число 63 в некоторой системе счисления записывается как 120. Определите основание системы счисления.

5. Рефлексия.

Учитель предлагает по цепочке продолжить высказывания:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

6. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы систематизировали знания по теме «Системы счисления». Вспомнили, на какие группы делятся системы счисления, какими системами счисления пользовались люди разных народов в древности и какими из них пользуются сейчас, какие системы счисления используются в компьютере. Повторили правила перевода целых чисел из одной системы счисления в другую.

© 2010-2022