Материалы к уроку Моделирование физических явлений

Моделирование физических явлений   1 урок 45 минут, 9 класс   АРМ учителя, компьютерный класс, EduMandriva 2010, Windows, электронные таблицы:  Gnumeric,  Exsel  Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.   Д. И. Менделеев   Аннотация к уроку На уроке «Моделирование физических явлений» в 9 классе представлены идеи метапредмета «Задача» и «Знак, использована техника перевода проблем в задачи,  поиск  средств решения, анализ и прогнозирование результата. Цель - научить учащихся основам мод...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование физических явлений

Переверзева Елена Геннадьевна ([email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Курского муниципального района Ставропольского края (МОУ СОШ №1 ст. Курской)

Информатика, урок обучения умениям и навыкам, урок-практикум, урок-исследование.

Моделирование физических явлений

1 урок 45 минут, 9 класс

АРМ учителя, компьютерный класс, EduMandriva 2010, Windows, электронные таблицы: Gnumeric, Exsel

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Д. И. Менделеев

Аннотация к уроку

На уроке «Моделирование физических явлений» в 9 классе представлены идеи метапредмета «Задача» и «Знак, использована техника перевода проблем в задачи, поиск средств решения, анализ и прогнозирование результата.

Комментарии к уроку: ▲

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель - научить учащихся основам моделирования, переводя проблемы в задачи, используя в качестве инструмента обработки результатов электронные таблицы.

Задачи:

образовательные: выработать умение использовать функции и математические формулы для вычислений и построения графиков; научить владению приемами чтения и анализа построенных графиков; углубить знание о функциональных зависимостях, о процессах, происходящих на планете Земля.

воспитательные: показать роль человеческой деятельности в процессах, происходящих на нашей планете; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природоохранного и экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.

развивающие: продолжить формировать умения работать с дополнительной литературой; выступать перед аудиторией, формировать критическое мышление; умение анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Ход урока:

I. Цель урока: на уроке мы создадим модели физических явлений в электронных таблицах.

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Д. И. Менделеев

▲ Слайды 2, 3- на слайдах фото автора, лаборатории СГУ 2010г., современные исследования.

II. Проверка домашнего задания - тест «Основные свойства моделей и моделирования»:

▲ Слайд 4. учащиеся индивидуально работают с тестом (Приложение 2)

  1. А и В модели некоторого объекта. Модель А лучше модели В, если…

    1. она более формальна, чем В

    2. больше соответствует цели моделирования

    3. ее разработка дешевле, чем В

  2. Моделирование - это: процесс...

    1. демонстрации моделей одежды в салоне мод;

    2. неформальной постановки конкретной задачи;

    3. замены реального объекта моделью, отражающей его существенные признаки

  3. Модель - это:

    1. фантастический образ реальной действительности;

    2. объект, отражающий существенные характеристики;

    3. информация о несущественных свойствах объекта

  4. Процесс построения модели, как правило, предполагает:

    1. выделение наиболее существенных с точки зрения решаемой задачи свойств объекта;

    2. описание всех свойств исследуемого объекта;

    3. выделение не более трех существенных признаков

  5. При изучении объекта реальной действительности можно создать:

    1. несколько различных видов моделей, каждая из которых отражает те или иные существенные признаки объекта;

    2. одну единственную модель;

    3. точную копию объекта во всех проявлениях его свойств и поведения.

III Анализ ответов теста

Проверка работы осуществляется выведением на экран результата работы отдельных учеников. Вопросы проблемные, поясняя свой выбор примерами, учащиеся анализируют, что такое модель, какими свойствами она должна обладать, как ее создать:

А и В модели некоторого объекта. Модель А лучше модели В, если…

Моделирование - это: процесс...

Модель - это:

Процесс построения модели, как правило, предполагает:

При изучении объекта реальной действительности можно создать:…

Вывод, который могут сделать учащиеся:

Для изучения явлений, физики строят модель, в которой выделяют главные и существенные свойства объекта. Исследуют явления, измеряя величины, находят между ними связь, которую можно выразить в виде формул. См. об этом [1]

IV. Построение и исследование моделей.

Чтобы понять, как физики устанавливают взаимосвязь величин при изучении явлений, рассмотрим движение тела по наклонной плоскости.

▲ Учащиеся смотрят видеозапись[2] (Приложение 3А, 3), рассуждают, анализируют, делают выводы, отвечая на вопросы (слайд 5,6):

Отличаются ли эти два вида движения?

Что можно измерить при движении тела? Как? Какими приборами?

Численные значения для построения модели взяты из видеозаписи опыта «Движение тела по наклонной плоскости». Учащиеся выполняют индивидуальное задание, анализируют результаты эксперимента:

1. Открыть программу электронные таблицы (Gnumeric, Exsel и т.д.) для записи результатов опыта: значений времени (t, c) и перемещения (S, cм) (Таблица 1).

2. Для исследования движения построить графическую модель (Приложение 4), используя Мастер диаграмм.

▲Слайд 7. Данные эксперимента и график зависимости S(t) в программе Gnumeric, Exsel.

t, c

S, см

Материалы к уроку Моделирование физических явлений

0

0

1

7

2

28

3

63

4

112

Таблица 1

График 1

3. Анализ модели:

Слайд 8, 9. Графиком является парабола, значит квадратичная зависимость.

S ~k t2, найдем коэффициент k, используя формулу в электронных таблицах: =B3/С3 и функцию автозаполнения, заполним столбец D, получаем различные значения k!

▲ Учащиеся рассуждают, ищут причины, выдвигают гипотезы:

A

B

C

D

E

F

G

1

t, c

S экс, cм

t^2, c

коэф

? S теор, cм

Δ, см

δ

2

0

0

0


7



3

1

7

1

[=B3/С3=]7,00

[=7*C3=]28

[=E3-B3=]0


4

2

28

4

7,00

63

0


5

3

64

9

7,11

112

-1

[=F5/В5=]

-1,56%

6

4

114

16

7,13

175

-2

-1,75%

7

5


25


7



  • неправильно вычислили значение k;

  • неправильно измерили;

  • неверно̀ предположение о квадратичной зависимости и т. д.

Известно, что в результате любого измерения существует погрешность измерения, связанная с приборами, поэтому необходимо проанализировать результаты опыта и оценить, могут ли они входить в область, которой можно доверять.

Рассчитаем абсолютную погрешность измерения для пути Δ= Sтеор- Sэкс (=E3-B3, разность экспериментального и теоретического значения);

Относительная погрешность измерения: δ= Δ/ S

Значения относительной погрешности позволяют считать коэффициент k = 7 с определенной степенью точности.

Слайд 10 . Продолжаем исследовать движение тела по графику и уравнениям движения S(t)= v0t +a t2/2, S(t)= 7 t2. Необходимо определить начальную скорость, ускорение и сделать вывод о правильности результата.

▲ Слайд 11. По результатам модели проанализировать, где будет тело в следующую секунду, используя возможности электронных таблиц построить линию тренда и сравнить с теоретическими (расчетными значениями по уравнению движения).

▲ Слайд 12 Учащиеся выделяют основные этапы построения модели.

Этапы построения модели:

  • Исследовать результаты опыта (построили график, определили вид движения, равноускоренное)

  • Формализация модели (нашли зависимость S(t)= 7 t2)

  • Анализ модели движения тела

  • Прогнозирование. Рассчитали значение ПУТИ ДЛЯ 5-ой секунды, используя линию тренда в электронных таблицах и уравнение движения S(t)= 7 t2

V. Модель деградации Вечной Мерзлоты.

Слайд 13-29. Творческая работа учащихся. Учащиеся работают с материалом (Приложение5) «Проблема деградации Вечной Мерзлоты». Размеры Вечной Мерзлоты на территории РФ -11 млн.км2 , площадь России - 17 млн.км 2, (площадь Ставропольского края - 66 160 км2) в районах Вечной Мерзлоты построены города, которые были рассчитаны на то, что мерзлота будет ВЕЧНО, но глобальное потепление, происходящее сегодня, заставляет ученых строить различные модели деградации Вечной Мерзлоты.

▲ Как видно из исследований последних лет (3, 4, 5, 6)

▲ На слайдах 22 - 29, представлены основные этапы работа в группах и индивидуальной работы учащихся. (Приложение 6)

Первый этап - отвечая на вопросы:

  • Зачем ученые строят модели долгосрочных прогнозов изменения климата?

  • К каким результатам пришли ученые в результате моделирования?

  • Предложите, какую величину можно рассчитать, используя данную информацию,

учащиеся анализируют задачи и цель моделирования.

Второй этап: Определяется вид и форма представления информационной модели (компьютерная программа).

1. Построить график зависимости изменения площади ВМ в зависимости от года S(t), где млн км2/год

2. Дополнительно, определить скорость деградации ВМ.

▲ Информацию учащиеся представляют в виде отчета в текстовом документе, вычислений, графиков в электронной таблице.

Третий этап - анализ модели, определение согласно модели времени исчезновения ВМ. Уточнение границы применимости модели.

VI. Итог урока, выставление оценок

VII. Домашнее задание

  • Гл. 5.4 «Информатика» Угринович 9 класс

  • Информацию представить в виде:

  • Отчет «Модель деградации ВМ» в текстовом документе

  • Вычисления, графики в электронной таблице.

  • Презентация «модель Вечной мерзлоты»

  • Дополнительно: презентация «Линейные и квадратичные функции в математике и физике»

Просто анекдот:

Пригласили биолога, статиста и физика, чтобы каждый за 100 тыс. долларов придумал способ предсказания исхода скачек. Результаты:

Биолог:

- Я разработал таблицу, по которой, зная биологические данные коней, можно предсказать победителя.

Статистик:

- Я построил регрессию, по которой, зная предыдущие забеги, можно предсказать коня-победителя.

Физик:

- Мне нужно для работы еще два года и 1 млн. долларов, а к настоящему моменту я построил модель, позволяющую предсказать победу сферического коня в вакууме.

Литература

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н. Угринович - Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний 2011 г.

2. Физика и астрономия 7 - 9 класс [Электронный ресурс]: Комплект цифровых образовательных ресурсов к учебникам "Физика и астрономия" А.А.Пинского и др.(ЗАО «Просвещение - МЕДИА»), 2007. - Физика 9 класс - «Законы Ньютона», эл. опт. диск (CD-ROM). - URL video.mail.ru/bk/e.pereverzeva/36/37.html Дата обращения: 01.09.2011

3. Анисимов, О.А., Лавров, С.А., 2004. Глобальное потепление и таяние вечной мерзлоты: оценка рисков для производственных объектов ТЭК. Технологии ТЭК (3): 78-83. - URL permafrost.su/storage/files/articles/oil&c_f2.pdf Дата обращения: 01.09.2011

4. Болота вечной мерзлоты тают / «Вокруг света» Новости - URL vokrugsveta.ru/news/4804/ Дата обращения: 01.09.2011

5. В.П. Мелешко и др., Климат России в XXI веке: Часть 3: Будущие изменения климата, рассчитанные с помощью ансамбля моделей общей циркуляции атмосферы и океана CMIP3 // Метеорология и гидрология. -2008. - № 8. - С. 5-19.

6. Шерстюков Б.Г. ОЦЕНКИ ТОЧНОСТИ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ECHAM4, HADCM3 И CGCM2 ПО ДАННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ/ Общие сведения о физико-математических моделях климата и проблемы моделирования - URL

meteo.ru/publish_tr/trudy175/st1.pdf Дата обращения: 01.09.2011

Урок «Моделирование физических явлений»/ Переверзева Е.Г. - URL docs.google.com/document/d/1_uJH6J9UB_lMqDMkDRQI6dx0jMaZrzDIHDG-hcR_KSQ/edit?hl=en_US

Приложение 1/ Презентация «Модель деградации Вечной Мерзлоты»/ к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г- URL

docs.google.com/present/edit?id=0AXzz8Up1mzEzZGM3ZGdmOG1fMGZqbnY0N2Zx&hl=en_US

Приложение 2/ Тест «Модель»/ к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г. - URL1

docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Anzz8Up1mzEzdG9HaWhYanVST2U5ZTBrOXREaEZNVEE&hl=en_US#gid=0

- URL 2

docs.google.com/spreadsheet/gform?key=0Anzz8Up1mzEzdG9oTU1ldmQ5MllRTWlTanE2alZCc3c&hl=en#style

Приложение 3/ Видеозапись «Равноускоренное движение по наклонной плоскости»/ к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г. - URL

docs.google.com/leaf?id=0B3zz8Up1mzEzYjY3ODIzMzYtMDZhNC00M2E4LTg4ZTMtZGRkNzgyNzQzMWE5&hl=en_US

Приложение 3А/ Видеозапись «Плазменная лампа»/ к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г. - URL

docs.google.com/leaf?id=0B3zz8Up1mzEzMDUwMTU4NmYtYzdjMC00ZjE0LThjMjctNThlMWFlZTRhOGI5&hl=en_US

Приложение 4/ Электронные таблицы «Модель равноускоренного движения» / к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г. - URL

docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Anzz8Up1mzEzdF9SdVd2UlpQRVpIb2J5YUtfR09ZVFE&hl=en_US#gid=0

Приложение 5/ Текст для самостоятельного изучения. Модель деградации Вечной Мерзлоты/ к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г- URL docs.google.com/document/d/1iTrHw102qTCo4Y7lgX5F2-J392TDADMAfExuwxuY5Pk/edit?hl=en_US

Приложение 6/ Электронные таблицы «Модель деградации Вечной Мерзлоты» / к уроку «Моделирование физических явлений» /Переверзева Е. Г. - URL

docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0Anzz8Up1mzEzdGRzSkVTS0psbmlzY1JjaHUyblZSVEE&hl=en_US#gid=0

9

© 2010-2022