Рабочая программа по информатике и ИКТ (9 класс)

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Утверждена приказом

директора школы





Рабочая программа

учебного предмета Информатика и ИКТ

(наименование предмета)


в 9 классе






Учитель: Лапина Татьяна Михайловна









Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г., примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 года.

Согласно базисному учебному плану на изучение курса информатики и ИКТ в 8-9 классах отводится 105 часов (35 часов в 8 классе, 70 часов в 9 классе). По учебному плану школы на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 9 классе отводится 68 часов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Основные цели курса:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

Основной единицей учебного процесса является урок. Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок ознакомления с новым материалом;

  • урок закрепления изученного материала;

  • урок применения знаний и умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • контрольная работа;

  • комбинированный урок.

На уроках информатики используются разнообразные методы обучения:

  • словесные - лекция, рассказ, беседа;

  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

  • практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; проблемно- поисковый; репродуктивно-поисковый.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

При изучении теоретической части используются такие формы работы, как индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Во время практических работ выполняются дифференцированные задания, реализуются индивидуальные и групповые проекты, происходит работа с электронными тренажерами, обучающими программами.

Формы и методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа. При выполнении заданий используются приёмы самооценки, взаимооценки.

Личностно-ориентированный подход в обучении осуществляется с применением элементов проблемно - диалогического обучения, проектной деятельности, методик коллективных учебных занятий.

С целью сохранения здоровья обучающихся и предупреждения перегрузки на уроке, проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность использования технических средств обучения и ресурсов ИКТ происходит в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Программа будет реализована с помощью УМК: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ, 9, БИНОМ. Лаборатория знаний, включенного в федеральный перечень учебников.


Тематическое планирование

Тема

8 класс

9 класс

Кол-во часов

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

1

Информация и информационные процессы

4

1

2

Компьютер как универсальное устройство обработки

4

3


3

Обработка текстовой информации

11

7

1

4

Обработка графической информации

4

4

5

Мультимедийные технологии

8

5


6

Обработка числовой информации

5

4


7

Представление информации

6

5

8

Алгоритмы и исполнители

17

6

1

9

Формализация и моделирование

7

4


10

Хранение информации

4

2


11

Коммуникационные технологии

10

7


12

Информационные технологии в обществе

5

3


13

Итоговое повторение

3

1

4

1

14

Практикум




10

10


Итого:

34

20

2

68

41

2

Календарно-тематическое планирование 9 класс

Тема

По рабочей программе

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

1

Представление информации

6

5

















2

Обработка числовой информации

5

4

















3

Алгоритмы и исполнители

17

6

1
















4

Формализация и моделирование

7

4

















5

Хранение информации

4

2

















6

Коммуникационные технологии

10

7

















7

Информационные технологии в обществе

5

3

















8

Повторение изученного за курс основной школы

2


1
















10

Практикум

10

10

















11

Итоговое повторение

2


















12

Итого

68

41



















Поурочное планирование

9 класс

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание



Представление информации

6



Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

1



Представление числовой информации в различных системах счисления. Практическая работа № 1: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

1



Компьютерное представление числовой информации. Практическая работа № 2: Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

1



Компьютерное представление текстовой информации. Практическая работа № 3: Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

1



Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Практическая работа № 4: Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

1



Кодирование звуковой информации. Практическая работа № 5: Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания.

1




Обработка числовой информации

5



Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

1



Ввод данных в таблицу. Практическая работа № 6: Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

1



Типы данных: числа, формулы, текст. Практическая работа № 7: Создание и обработка таблиц.

1



Абсолютные и относительные ссылки. Практическая работа № 8: Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

1



Встроенные функции. Представление формульной зависимости на графике. Практическая работа № 9: Построение диаграмм и графиков.

1




Алгоритмы и исполнители

17



Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

1



Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Представление о программировании.

1



Алгоритмические конструкции: следование.

1



Алгоритмические конструкции: ветвление.

1



Алгоритмические конструкции: повторение.

1



Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1



Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

1



Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.

1



Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Практическая работа №10: Разработка линейной программы с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

1



Правила записи основных операторов: ветвление. Практическая работа №11: Разработка программы, содержащей оператор ветвления.

1



Правила записи основных операторов: цикл. Практическая работа №12: Разработка программы, содержащей оператор цикла.

1



Правила записи программы. Практическая работа №13: Разработка программы, содержащей подпрограмму.

1



Одномерные массивы.

1



Двумерные массивы. Практическая работа №14: Разработка программы по обработке одномерного массива.

1



Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

1



Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Практическая работа №15: Разработка программы с использованием логических операций.

1



Контрольная работа № 1: Алгоритмы и исполнители.

1




Формализация и моделирование

7



Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного.

1



Модели, управляемые компьютером. Практическая работа №16: Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

1



Виды информационных моделей. Практическая работа №17: Построение генеалогического дерева семьи.

1



Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Практическая работа №18: Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

1



Диаграммы, планы, карты.

1



Таблица как средство моделирования. Практическая работа №19: Построение и исследование компьютерной модели с использованием динамических таблиц.

1



Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

1




Хранение информации

4



Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

1



Ввод и редактирование записей.

1



Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Практическая работа №20: Поиск записей в готовой базе данных.

1



Поиск, удаление и сортировка данных. Практическая работа №21: Сортировка записей в готовой базе данных.

1




Коммуникационные технологии

10



Процесс передачи информации, его скорость, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче.

1



Локальные и глобальные компьютерные сети.

1



Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Практическая работа №22: Загрузка файла из файлового архива.

1



Интерактивное общение. Практическая работа №23: Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

1



Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам. Практическая работа №24: Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

1



Поиск информации. Практическая работа №25: Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

1



Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

1



Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Практическая работа №26: Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из сети Интернет и ссылок на них.

1



Архивирование и разархивирование. Практическая работа №27: Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

1



Web- документы. Практическая работа №28: Создание веб-страницы, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

1




Информационные технологии в обществе

5



Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

1



Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

1



Личная информация. Этика и право при создании и использовании информации. Практическая работа №29: Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

1



Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Практическая работа №30: Защита информации от компьютерных вирусов.

1



Основные этапы развития средств информационных технологий. Практическая работа №31: Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

1



Повторение изученного в курсе основной школы

1



Контрольная работа № 2 за курс основной школы

1




Практикум

10



Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации

1



Создание графического объекта.

1



Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

1



Запись и обработка видеофильма

1



Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов

1



Создание программы, решающей поставленную задачу

1



Работа с учебной базой данных.

1



Работа с моделями

1



Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб-сайта с использованием шаблонов.

1



Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

1



  1. , 68

Итоговое повторение курса информатики и ИКТ

2




Итого: практических работ 41
контрольных работ 2







Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса информатики и ИКТ основной школы ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Основная литература:

Для учителя :

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ, 9, БИНОМ. Лаборатория знаний,2009. - 360с.

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т/ Л.А. Залогова [и др.]. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер: Том 1. - 3 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 309с.

  • Информатика. Задачник-практикум в 2 т/ Л.А. Залогова [и др.]. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер: Том 2. - 3 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 294с.

Для ученика:

  • Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ, 9, БИНОМ. Лаборатория знаний,2009. - 360с.

Дополнительная литература:

Для учителя:

  • Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 9 класс/ А.Х.Шелепаева. - М.: ВАКО, 2009.-352 с.

  • Информатика 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию/А.А.Чернов [и др.],- Волгоград: Учитель, 2009.-202с

  • Методическая служба издательства БИНОМ. Авторская мастерская И.Г.Семакина [Электронный ресурс].- metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс].- fcior.edu.ru (дидактические материалы для уроков информатики)

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[Электронный ресурс].-

school-collection.edu.ru/catalog/

Для ученика:

  • Решение типовых экзаменационных задач по информатике/ Л.М. Дергачёва. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011.

  • Школьная информатика: впереди экзамены / Н. П. Радченко.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009.
    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] .-

school-collection.edu.ru/catalog/

  • Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» [Электронный ресурс].-

webpractice.cm.ru

  • Гипермаркет знаний ( уроки 8 класс) [Электронный ресурс].- school.xvatit.com/index.php?title


Перечень средств ИКТ для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер- универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Компьютер учителя - 1 шт., Компьютер ученика - 12 шт.,

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Проектор- 1 шт.,

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Принтер - 2 шт.(для черно-белой и цветной печати)

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Модем ADSL - 1 шт., локальная сеть

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Звуковые колонки - 1 шт., наушники - 12 шт.,

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. Клавиатура 13 шт., мыши - 13 шт.,

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера;- дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Сканер - 1 шт.,фотоаппарат - 1 шт., видеокамера - 2 шт., индивидуальный микрофон - 1 шт., микрофон в составе гарнитуры - 10 шт.,

  • Интерактивная доска- это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Интерактивная доска - 1 шт.,

  • Документ камера- это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Документ камера - 1 шт.

  • Веб-камера- это стационарно установленная камера, имеющая встроенный web-сервер, сетевой интерфейс и подключающаяся непосредственно к LAN/ WAN/ Internet. Пользователи могут обращаться к камере посредством стандартного web браузера. Веб - камера - 1 шт.

Программные средства

  • Операционная система.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Простой редактор Web-страниц














© 2010-2022