Урок по информатике на тему Файл и файловые структуры (8 класс)

Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 села Приволжье

муниципального района «Приволжский» Самарской области
















Урок по информатике и ИКТ с применением ЭОР в 8 классе по теме «Файлы и файловые структуры»













Урок подготовил:

Родионов Алексей Владимирович

учитель физики и информатики










Пояснительная записка

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процес­сов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необ­ходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы вы­ступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через различные обобщающие понятия.

Практическая же часть направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Урок нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение темы «Файлы и файловая структура» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


В качестве основных задач на уроке информационных технологий ставится:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный урок призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности файлов и файловых структур, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах.

Предполагается проведение практической и контрольной работы, направленных на отработку отдельных технологических приемов.


Предполагается, что к концу изучения темы «Файлы и файловая структура» у обучающихся сформируются следующие общеучебные умения и на­выки:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;

  • овладение умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

  • поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;

  • элементарное обоснование высказанного суждения;

  • выполнение инструкций, точное следование образцу и алгоритмам.

В результате по окончании изучения темы учащийся должен:

Знать/понимать:


базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач.


Уметь:


объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


умения готовить доклады, рефераты; владения устной речью; работы с учебником; создания теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; планирования собственного информационного пространства; сохранения информации на диске, загрузки её с диска, вывода на печать; анализа, обобщения и систематизации информации; применения ранее полученных ЗУН в новой ситуации.








ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Файлы и файловые структуры


ФИО (полностью)

Родионов Алексей Владимирович

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 села Приволжье муниципального района «Приволжский» Самарской области

Должность

учитель физики и информатики

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Файлы и файловые структуры, 1-2 урок (80 минут)

Базовый учебник

Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. - 176 с: ил.


  1. Цель урока: изучить понятия файла и файловой структуры.

9. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «файл», «имя файла», «логические диски», «файловая система», «файловая структура диска», «путь к файлу», «полное имя файла»; на практике различать названия разных ОС, системного ПО, систем программирования и их назначение; выполнять навигацию по файловой структуре, создавать, копировать, перемещать, удалять файлы и каталоги.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием технологии модульного обучения.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран. Компьютеры или ноутбуки для каждого учащегося.

  4. Структура и ход урока


Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организационный момент


Приветствует учеников, настраивает их на доброжелательный лад и продуктивную работу.

Проверяет отсутствующих.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу в классе

2



Владение формами самоконтроля и самоорганизации

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Опрашивает учащихся по теме «О системном ПО и системах программирования»,

акцентирует внимание на типичные ошибки, указывает критерии оценивания домашнего задания

Отвечают на вопросы,

Сверяют правильность выполнения задания

5

Классификация информации, самопроверка учащихся, анализ, коррекция знаний

Постановка цели учебной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

3

Изучение нового материала

ЭОР (И) «Файл и файловая структура»

Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР

Слушают учителя

Записывают тему урока

Вспоминают программное обеспечение и осознают место изучаемой темы в общей схеме.

Отвечают на вопросы

19

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Постановка цели образовательной деятельности.

Самостоятельное определение учебных задач и способов их достижения.

Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других

4

Физкультминутка




2




5

Закрепление изученного на 1 уроке

ЭОР (П) «Проверь себя»

Организует индивидуальную работу над практическим заданием «Файловая система», объявляет критерии оценивания. Индивидуально проверяет правильность выполнения практического задания

Выполняют практическое задание


10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог

6

Подведение итогов 1 урока



Проставляют баллы, набранные за практическое задание

2


Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности


7

Изучение нового материала

ЭОР (И) «Файловые структуры. Настройка параметров файловых систем и их влияние на производительность»

Учитель демонстрирует ЭОР и делает необходимые комментарии.

Фиксируют полученную информацию

10

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

-

Умение слушать и вступать в диалог

8

Практическая работа

ЭОР (П) «Файловые структуры»

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе

Учащиеся работают по группам.

Решают заданные задачи.

Оценивают работу каждого члена группы.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу

9

Физкультминутка




2




10

Контроль полученных знаний

ЭОР (К) «Файловые структуры»

Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу

Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

10

Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция

Самоопределение с целью получения наивысшего результата

11

Подведение итогов урока

Учитель просит учеников оценить свою работу на уроке.

Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.

Учащиеся смотрят процент выполнения работы, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

5

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностное самоопределение, адекватное оценивание своей учебной деятельности

12

Домашнее задание


Дает и поясняет домашнее задание (§11-12 + Домашнее задание №8 из ЦОР в бумажном виде), указывает критерии его оценивания.

Слушают учителя, записывают задание на дом, задают вопросы


3






© 2010-2022