- Преподавателю
- Информатика
- Урок по информатике на тему Файл и файловые структуры (8 класс)
Урок по информатике на тему Файл и файловые структуры (8 класс)
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Родионов А.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 села Приволжье
муниципального района «Приволжский» Самарской области
Урок по информатике и ИКТ с применением ЭОР в 8 классе по теме «Файлы и файловые структуры»
Урок подготовил:
Родионов Алексей Владимирович
учитель физики и информатики
Пояснительная записка
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через различные обобщающие понятия.
Практическая же часть направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Урок нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Изучение темы «Файлы и файловая структура» направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В качестве основных задач на уроке информационных технологий ставится:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный урок призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности файлов и файловых структур, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах.
Предполагается проведение практической и контрольной работы, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Предполагается, что к концу изучения темы «Файлы и файловая структура» у обучающихся сформируются следующие общеучебные умения и навыки:
-
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
-
овладение умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
-
поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, на электронных носителях;
-
элементарное обоснование высказанного суждения;
-
выполнение инструкций, точное следование образцу и алгоритмам.
В результате по окончании изучения темы учащийся должен:
Знать/понимать:
базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера; назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач.
Уметь:
объяснять отличие одного вида памяти от другого; ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода; соблюдать правила ТБ при работе с компьютером; свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
умения готовить доклады, рефераты; владения устной речью; работы с учебником; создания теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК; планирования собственного информационного пространства; сохранения информации на диске, загрузки её с диска, вывода на печать; анализа, обобщения и систематизации информации; применения ранее полученных ЗУН в новой ситуации.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Файлы и файловые структуры
ФИО (полностью)
Родионов Алексей Владимирович
Место работы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 села Приволжье муниципального района «Приволжский» Самарской области
Должность
учитель физики и информатики
Предмет
Информатика и ИКТ
Класс
8
Тема и номер урока в теме
Файлы и файловые структуры, 1-2 урок (80 минут)
Базовый учебник
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. - 176 с: ил.
-
Цель урока: изучить понятия файла и файловой структуры.
9. Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «файл», «имя файла», «логические диски», «файловая система», «файловая структура диска», «путь к файлу», «полное имя файла»; на практике различать названия разных ОС, системного ПО, систем программирования и их назначение; выполнять навигацию по файловой структуре, создавать, копировать, перемещать, удалять файлы и каталоги.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД)
-
умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
-
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием технологии модульного обучения.
-
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран. Компьютеры или ноутбуки для каждого учащегося.
-
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
Формируемые УУД
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные, личностные
1
2
3
5
6
7
8
9
10
1
Организационный момент
Приветствует учеников, настраивает их на доброжелательный лад и продуктивную работу.
Проверяет отсутствующих.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу в классе
2
Владение формами самоконтроля и самоорганизации
2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Опрашивает учащихся по теме «О системном ПО и системах программирования»,
акцентирует внимание на типичные ошибки, указывает критерии оценивания домашнего задания
Отвечают на вопросы,
Сверяют правильность выполнения задания
5
Классификация информации, самопроверка учащихся, анализ, коррекция знаний
Постановка цели учебной задачи
Умение слушать и вступать в диалог
3
Изучение нового материала
ЭОР (И) «Файл и файловая структура»
Вместе с учениками определяет цель урока. Демонстрирует ЭОР
Слушают учителя
Записывают тему урока
Вспоминают программное обеспечение и осознают место изучаемой темы в общей схеме.
Отвечают на вопросы
19
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
Постановка цели образовательной деятельности.
Самостоятельное определение учебных задач и способов их достижения.
Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других
4
Физкультминутка
2
5
Закрепление изученного на 1 уроке
ЭОР (П) «Проверь себя»
Организует индивидуальную работу над практическим заданием «Файловая система», объявляет критерии оценивания. Индивидуально проверяет правильность выполнения практического задания
Выполняют практическое задание
10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог
6
Подведение итогов 1 урока
Проставляют баллы, набранные за практическое задание
2
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
7
Изучение нового материала
ЭОР (И) «Файловые структуры. Настройка параметров файловых систем и их влияние на производительность»
Учитель демонстрирует ЭОР и делает необходимые комментарии.
Фиксируют полученную информацию
10
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.
-
Умение слушать и вступать в диалог
8
Практическая работа
ЭОР (П) «Файловые структуры»
Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь каждой группе
Учащиеся работают по группам.
Решают заданные задачи.
Оценивают работу каждого члена группы.
10
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Анализ и синтез объектов
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Умение слушать и вступать в диалог,
Интегрироваться в группу
9
Физкультминутка
2
10
Контроль полученных знаний
ЭОР (К) «Файловые структуры»
Учитель, в процессе работы учащихся, оказывает помощь учащимся по их запросу
Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
10
Анализ объектов и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция
Самоопределение с целью получения наивысшего результата
11
Подведение итогов урока
Учитель просит учеников оценить свою работу на уроке.
Отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока; говорит о дальнейшем плане изучения темы; выставляет ученикам оценки за урок.
Учащиеся смотрят процент выполнения работы, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.
5
Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Умение слушать и вступать в диалог.
Личностное самоопределение, адекватное оценивание своей учебной деятельности
12
Домашнее задание
Дает и поясняет домашнее задание (§11-12 + Домашнее задание №8 из ЦОР в бумажном виде), указывает критерии его оценивания.
Слушают учителя, записывают задание на дом, задают вопросы
3