Внедрение модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» через интегрированные уроки

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Амандыкова Г.Х. учитель информатики

Пригородной средней школы

г. Актобе

Внедрение модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении»

через интегрированные уроки.

«Все что находиться во взаимной связи

должно преподаваться в такой же связи»

Ян Амос Коменский

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера - самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагает педагог.

На протяжении трех столетий образовательным идеалом являются слова Я. А. Коменского: «Учить всех и всему». Реализовать данный подход становится возможным при грамотном управлении процессом обучения и формировании таких навыков познавательной деятельности, которые позволяют учащемуся самостоятельно получать знания и повышать мотивацию их получения.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Повышению эффективности учебного процесса и улучшению уровня владения полученной информацией способствует применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ в образовании открывают учителям новые возможности для развития методов и организационных форм обучения школьников, позволяют совершенствовать учебный процесс путем внедрения новых технологий. Применение информационных технологий в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к уроку;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Таким образом, использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствует повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой - организует работу учащегося и учителя. Также позволяет сделать урок эмоционально насыщенным, вызвать познавательный интерес, развить творческий потенциал обучающихся, повысить мотивацию к изучению предметов, развивать навыки контроля и самоконтроля, обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

Интегрированный урок это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов на основе ведущей идеи. Он направлен на рассмотрение и решение какой - либо пограничной проблемы, позволяет добиться целостного, синтезированного восприятие учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетает в себе методы различных наук имеет практическую направленность.

Использование интегрированных уроков является особенно актуальным, так как школа должна формировать высоко образованную, интеллектуально развитую личность с целостным представлением картины мира с пониманием глубины связи явлений и процессов, представляющих эту картину. Интеграция, на мой взгляд, и есть то единственное из многого, что поможет в эффективном решении этой задачи школы.

Проведение интегрированных уроков по разным предметам - это неотъемлемая часть современных педагогических технологий. На таких уроках реализуется деятельностный подход в организации работы учащихся, в результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, у учащихся формируется интерес к предмету, развивается его личность.

Таким образом, интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в этой или иной области .

В современном образовательном процессе интеграция невозможна без ИКТ. Причины этого таковы:

  1. динамичность;

  2. яркие и доходчивые образы;

  3. способность к быстрому обновлению, дополнению и адаптации материала;

  4. интерактивный контакт;

  5. мобильность и компактность.

Поскольку цели интегрированного обучения тесно связаны и во многом перекликаются с информационно-коммуникационными технологиями то их взаимодействия может в несколько раз увеличить эффективность процесса обучения в школе.

Использование ИКТ на интегрированном уроке позволяет:

  1. активизировать познавательную деятельность учащихся, причем в такой степени какой невозможно добиться иными способами;

  2. показать многообразие мира (явления) в единстве его частей;

  3. открыть широкие возможности для учеников проявить себя ни как пассивного слушателя активного создателя урока;

  4. создать благоприятный психологический климат;

  5. индивидуализировать процесс обучения, особенно слабоуспевающих детей;

  6. выразить творчество учителя;

  7. создать процесс сотворчества ученика и учителя;

  8. найти новые формы работы как с материалом на уроке, так и с домашними заданиями.

Плодотворное взаимодействие интеграции и ИКТ позволяет не только рассмотреть предмет или явление во взаимосвязи, но и значительно расширить границы изученного, находя все новые и новые грани соприкосновения.

Отрицательными сторонами интегрированных уроков принято считать большую нагрузку на учителя и ученика при подготовки к таким урокам, увеличение плотности урока, отсутствие детализации. Применение ИКТ с легкостью решает эти проблемы, превращая минусы в плюсы: возможности интернет - ресурсов поистине безграничны, они позволяют быстро и качественно отобрать нужный материал; за счет грамотно выстроенной презентаций плотность урока не увеличивается; современные информационные технологии скорее позволяют находить и сохранять детали, нежели терять их.

В конечном счете, интеграция с применением ИКТ должно способствовать воссоединению целостности мировосприятия единства современного мира и человека, живущего в нем и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека.

В условиях современного развития школы возникает острая необходимость преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования, результатом которой будет воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.

Основным предметом, позволяющим грамотно применять ИКТ при проведении интегрированных уроков, является информатика. Преподавание информатики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников, при проведении творческих и исследовательских работ.

­ Мной были разработаны и проведены интегрированные уроки алгебры и информатики, истории и информатики, казахского языка и информатики. Проведенные уроки еще раз показали эффективность интеграции предметов на основе применения ИКТ. Кроме того, значительно повысили познавательную активность учеников и способствовали развитию их навыков и умений.

Например, на интегрированном уроке казахского языка и информатики при изучении темы «Конақа шақыру» могут создавать слайды в программе PowerPoint, пригласительные билеты;

На интегрированном уроке алгебры и информатики в 8 классе «Преобразование графиков функций закрепление навыков исследования функций и построения их графиков предусматривает использование возможностей среды электронных таблиц в MS Excel. При построении различных графиков используя электронную таблицу можно получить рисунок по заданным формулам функций.

Чтобы компьютер и его возможности с пользой использовать в обучении любому предмету, необходимо, чтобы учитель был с компьютером на «ты». Поэтому использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:

- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке;

- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint продемонстрировать презентацию на уроке;

- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

- организовать работу с электронным учебником на уроке;

- применять учебные программные средства ;

-осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

- организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

- работать на уроке с материалами Web-сайтов;

- создавать web- страницы по интересующему вопросу учебного материала;

- разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям сделать образовательный процесс более насыщенным, ярким, результативным.

После работы на компьютере необходимо провести гимнастику для снятия напряжения с мышц спины, рук и глаз.

Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Даже если дальнейшая жизнь выпускника не связана с естественными науками, пользование Интернетом и компьютером становится необходимым условием для дальнейшего его обучения.

Все это поможет создать условия для самореализации школьников и готовить выпускников к творческой, продуктивной жизни.

Результатом использования компьютера и материалов Интернета на уроках и внеклассных занятиях считаю творческую атмосферу общения и повышение мотивации изучения любого предмета.

Таким образом, ИКТ позволяет с высокой степенью эффективности развивать познавательную активность учащихся, повышать интереса к изучаемому предмету, развивать аналитическое мышление, формировать и совершенствовать навыки работы с компьютером, формировать навыки коллективной работы и самостоятельного исследования.

Я считаю, что современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ, особенно при проведении интегрированных уроков.

© 2010-2022