Рабочая программа для 10 класса по предмету Информатика и ИКТ

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

учебного предмета Информатика и ИКТ

(наименование предмета)


10 « » общеобразовательного класса







Учитель информатики

I категории

Степанова

Юлия Николаевна















2015 год















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004г., примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям 2004 года, а также с учетом методического письма ЯИРО о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016учебном году.

Согласно базисному учебному плану на изучение курса информатики и ИКТ в 10-11 классах отводится 70 часов (35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе). По учебному плану школы на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе отводится 34 часа(1 час в неделю) без учёта аттестационного периода.

Курс «Информатика и ИКТ» базового уровня старшей школы нацелен на изучение общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

Цели курса:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Обучающиеся этого класса изучают предмет «Информатика и ИКТ» со 2 класса. Они владеют основными навыками работы на компьютере, с текстовым процессором, графическим редактором, электронными таблицами, базами данных, умеют составлять простейшие алгоритмы с различными алгоритмическими конструкциями (ветвление, цикл), выполнять алгоритмы (в виде таблицы трассировки или в системе программирования). В связи с этим в старшей школе приоритетными объектами изучения становятся информационные системы (преимущественно автоматизированные, связанные с информационными процессами) и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Что позволяет: обеспечить преемственность курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий основной и старшей школы; систематизировать знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения.

Основной единицей учебного процесса является урок. Рабочая программа подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

  • урок ознакомления с новым материалом;

  • урок закрепления изученного материала;

  • урок применения знаний и умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний;

  • контрольная работа;

  • комбинированный урок.

На уроках информатики используются разнообразные методы обучения:

  • словесные - лекция, рассказ, беседа;

  • наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные;

  • практические - выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Логический характер применения методов обучения: индуктивный; дедуктивный; репродуктивный; проблемно- поисковый; репродуктивно-поисковый.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению; формирование долга и ответственности в учении.

При изучении теоретической части используются такие формы работы, как индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Во время практических работ выполняются дифференцированные задания, реализуются индивидуальные и групповые проекты, происходит работа с электронными тренажерами, обучающими программами.

Формы и методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа, контрольная работа. При выполнении заданий используются приёмы самооценки, взаимооценки.

Личностно-ориентированный подход в обучении осуществляется с применением элементов проблемно - диалогического обучения, проектной деятельности, методик коллективных учебных занятий.

С целью сохранения здоровья обучающихся и предупреждения перегрузки на уроке, проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз. Продолжительность использования технических средств обучения и ресурсов ИКТ происходит в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.

Программа будет реализована с помощью УМК: Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень)10-11, БИНОМ. Лаборатория знаний, включенного в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки № 253 от31.03.14.


Тематическое планирование

Тема

10класс

11класс

Всего

Практических работ

Контрольных работ

Всего

Практических работ

Контрольных работ

1

Информация и информационные процессы

9

5

1




2

Информационные модели

11

8





3

Информационные системы

7

5

1




4

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

4

3





6

Итоговое повторение

3

1




8

Компьютерные технологии

представления информации




7

6

9

Средства и технологии создания и

преобразования информационных объектов




12

10


10

Средства и технологии обмена

информацией с помощью

компьютерных сетей




10

7

11

Основы социальной информатики




2

12

Итоговое повторение




3

1


Итого:

34

21

3

34

23

1


Календарно-тематическое планирование

Тема

по рабочей программе

Выдано фактически

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Всего часов

Практических работ

Контрольных работ

Информация и информационные процессы

9

5

1
















    Информационные модели

    11

    8

















      Информационные системы

      7

      5

      1
















        Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

        4

        3

















          Итоговое повторение

          3

          1
















          Итого:

          34

          21

          3

























          Дата

          Тема урока

          Кол-во часов

          Применение электронных ресурсов


          Информация и информационные процессы

          9 часов


          Основные подходы к определению понятия «информация». Правила техники безопасности при работе на компьютере.

          Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

          Дискретные и непрерывные сигналы.

          Носители информации. Виды и свойства информации.

          1


          school-collection.edu.ru/catalog/


          Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

          Практическая работа № 1.Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном подходе.

          1

          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

          Алфавитный подход к определению количество информации.

          Практическая работа № 2. Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при алфавитном подходе.

          1

          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

          Классификация информационных процессов.

          Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

          Практическая работа № 3 Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

          . Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

          1



          Поиск и отбор информации. Методы поиска, критерии отбора.

          Хранение информации; выбор способа хранения информации.

          Практическая работа № 4. Формирования запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

          1



          Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

          1


          Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации.

          Преобразование информации на основе формальных правил.

          Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

          Защита информации. Методы защиты.

          Практическая работа № 5. Использования паролирования и архивирования для защиты информации.

          1


          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/


          Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс.

          Использование основных методов информатики и ИКТ при анализе процессов в обществе, природе, технике.

          Организация личной информационной среды.

          1


          Контрольная работа №1 по теме « Информация и информационные процессы »

          1




          Информационные модели

          11 часов


          Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей.

          Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.

          1

          school-collection.edu.ru/catalog/


          Формы представления моделей: описание, таблица, формула, чертеж, граф, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап построения моделей.

          Практическая работа № 6. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме.

          1


          Формы представления моделей: описание, таблица, формула, чертеж, граф, рисунок, схема. Практическая работа № 7 Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул.

          1


          Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритмы как модель деятельности.

          Практическая работа № 8. Представление последовательности действий в виде блок-схем.

          1


          Гипертекст как модель организации поисковых систем.

          1

          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/


          Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

          Практическая работа № 9. Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач из различных областей).

          1


          Примеры моделирования технических систем и процессов.

          Практическая работа № 10. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей..

          1


          Примеры моделирования биологических систем и процессов.

          Практическая работа № 11. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей.

          1


          Примеры моделирования технических систем и процессов.

          Практическая работа № 12. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

          1


          Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении.

          Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности.

          Практическая работа № 13. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

          1


          Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности система.

          Самоорганизующиеся системы.

          Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.


          1



          Информационные системы

          7 часов


          Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Система управления базами данных (СУБД).

          Практическая работа № 14. Знакомство с системой управления базами данных Access.

          1

          school-collection.edu.ru/catalog/


          Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных.

          1

          school-collection.edu.ru/catalog/


          Создание структуры базы данных.

          Практическая работа № 15. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление вода и редактирования данных.

          1

          school-collection.edu.ru/catalog/


          Ввод и редактирование записей. Изменение структуры БД.

          Практическая работа № 16: Ввод и редактирование записей в базе данных.

          Создание форм, отчетов.

          1

          school-collection.edu.ru/catalog/


          Сортировка и поиск данных.

          Практическая работа № 17. Упорядочение данных в среде СУБД. Формирование запросов поиска данных в среде СУБД.

          1


          Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

          Практическая работа № 18. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

          1


          Контрольная работа № 2 по теме « Информационные системы»

          1 час



          Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

          4 часа


          Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектура современных компьютеров.

          Практическая работа № 19. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задач. Тестирование компьютера.

          1

          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/


          Многообразие операционных систем.

          Практическая работа № 20. Настройка BIOS и загрузка операционной системы.

          1

          metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/


          Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

          1


          Практическая работа № 21 Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

          1


          Итоговое повторение

          3 часа


          Итоговая контрольная работа № 3 за курс 10 класса.

          1 час


          Анализ контрольной работы. Обобщающий урок

          1 час



          Требования к уровню подготовки выпускников.

          В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен

          знать/понимать

          • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

          • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

          • назначение и функции операционных систем;

          уметь

          • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

          • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

          • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

          • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

          • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

          • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

          • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

          • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

          • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

          • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

          • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

          • автоматизации коммуникационной деятельности;

          • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

          • эффективной организации индивидуального информационного пространства.


          Основная литература:

          Для учителя:

          • Информатика и Икт. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин [и др.] . - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009. - 246с.

          • Информатика и Икт. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. / И.Г. Семакин [и др.] . - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. - 120с.

          • Информатика. Задачник-практикум в 2 т/ Л.А. Залогова [и др.]. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер: Том 1. - 3 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 309с.

          • Информатика. Задачник-практикум в 2 т/ Л.А. Залогова [и др.]. Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер: Том 2. - 3 изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 294с.

          Для ученика:

          • Информатика и Икт. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин [и др.] . - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009. - 246с.

          • Информатика и Икт. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. / И.Г. Семакин [и др.] . - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. - 120с.

          Дополнительная литература:

          Для учителя:


          • Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы/ А.Х.Шелепаева. - М.: ВАКО, 2009.-352 с.

          • Информатика. 9-11 классы. Контрольные и самостоятельные работы по программированию/ А.А.Чернов[и др.]. - Волгоград: Учитель,2009. - 202с.

          • Информатика. 10 класс: Практикум/ И.А. Иванова. - Саратов: Лицей, 2008.-128с.

          • Информатика. 11 класс: Практикум/ И.А. Иванова. - Саратов: Лицей, 2008.-130с.

          • Методическая служба издательства БИНОМ. Авторская мастерская И.Г.Семакина [Электронный ресурс].- metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/

          • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс].- fcior.edu.ru (дидактические материалы для уроков информатики)

          • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[Электронный ресурс].-

          school-collection.edu.ru/catalog/

          Для ученика:


          • Решение типовых экзаменационных задач по информатике/ Л.М. Дергачёва. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.

          • Школьная информатика: впереди экзамены / Н. П. Радченко.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2009.
            Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] .-

          school-collection.edu.ru/catalog/

          • Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» [Электронный ресурс].-

          webpractice.cm.ru

          • Подготовка к ЕГЭ 2012 по информатике [Электронный ресурс].- college.ru/informatika/





          Перечень средств ИКТ для реализации программы

          Аппаратные средства


          • Компьютер- универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Компьютер учителя - 1 шт., Компьютер ученика - 10 шт.,


          • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Проектор- 1 шт.,

          • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Принтер - 2 шт.,(для черно-белой и цветной печати)

          • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Модем ADSL - 1 шт., локальная сеть

          • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Звуковые колонки - 1 шт., наушники - 10 шт.,

          • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. Клавиатура 11 шт., мыши - 11 шт.,

          • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера;- дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Сканер - 1 шт.,фотоаппарат - 1 шт., видеокамера - 2 шт., индивидуальный микрофон - 1 шт., микрофон в составе гарнитуры - 10 шт.,

          • Интерактивная доска- это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Интерактивная доска - 1 шт.,

          • Документ камера- это специальная видеокамера на раздвижном или гибком штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру. Все что "видит" камера в реальном времени передается на экран. Документ камера - 1 шт.

          • Веб-камера- это стационарно установленная камера, имеющая встроенный web-сервер, сетевой интерфейс и подключающаяся непосредственно к LAN/ WAN/ Internet. Пользователи могут обращаться к камере посредством стандартного web браузера. Веб - камера - 1 шт.

          Программные средства


          • Операционная система.

          • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

          • Антивирусная программа.

          • Программа-архиватор.

          • Клавиатурный тренажер.

          • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

          • Простая система управления базами данных.

          • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

          • Система программирования.

          • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

          • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

          • Простой редактор Web-страниц


          © 2010-2022