Доклад Метапредметный подход - требование ФГОС

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД

на тему:

«Метапредметный подход - требование ФГОС»



Выполнил:

Никифорова Лидия Геннадьевна,

учитель I кв. категории

МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»





Казань, 2015г.

Общество в котором мы живем сложен и в то же время ограничен и целостен. Для осознания его часто недостаточно знаний, получаемые в школе, в вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаются дисциплины, предметы, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня складывается ситуация,которая кардинально изменит обстановку, вводится в школе новый стандарт общего образования, в котором в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

Ускоряются темпы жизни. Школа сегодня меняется. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин - метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным.

Личностный результат включает готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданственности в поликультурном социуме.

Метапредметный результат включает освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной деятельности и социуме, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуального образовательного направления, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметный результат включает освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного, логического мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен научится конструировать новые педагогических ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому. Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере. Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

Главные особенности метапредметов заключается в том, что метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве них могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно.

Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п. На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной.

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет - это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

Пример метапредметной деятельности - наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

- наблюдение естественнонаучное,

- наблюдение историческое,

- наблюдение математическое,

- самонаблюдение рефлексивное и т.д.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

На основании вышесказанного метаумения - это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность - это универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Метапредмет - это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно «надпредметности».

Особенности метапредметного занятия:

1. Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2. Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4. Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

Изучив стандарт, литературу, интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении, можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания и выводить современное образование на передовые позиции науки.

Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

  • четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты - это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

  • тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

  • осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;

  • осваивать новые технологии, менять позицию учителя.

Самое трудное для учителя - изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».



© 2010-2022