Обобщающий урок-игра по теме «Системы счисления»

Обобщающий урок-игра «Эстафета» по теме “Системы счисления”, основан на использовании разноуровневых заданий.  Разноуровневые задания составлены таким образом, что  охватывают все умения и навыки данного курса.      Предлагаемые разноуровневые задания соответствуют работе по внутрипредметной дифференциации, так как имеется наличие базового и повышенного уровней. Использование разноуровневых заданий помогает организовывать учебный процесс в направлении личностной модели обучения. Проведение урока...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок-игра "Эстафета"

по теме "Системы счисления" в 9 классе

Цели урока:

  • повторение и обобщение знаний о способах перевода чисел в позиционных системах счисления, правил выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;

  • закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • воспитать культуру, уважение друг к другу и сопернику, умение достойно вести спор, корректность при отстаивании своего мнения, стойкость, волю к победе, умение работать в команде.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.

  2. Учебная - совершенствование навыков работы с двоичными числами.

  3. Развивающая - развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

  4. Познавательная - повышение интереса к занятиям информатикой.

Объём знаний, необходимых участникам для проведения игры:

  1. Уметь переводить числа в позиционных системах счисления.

  2. Уметь выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.

  3. Повторить § 1.1 (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.1.6, 1.1.7) учебник: Босова Л. Л. Босова А. Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. Часть 1. -М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012.

План проведения игры:

  1. Подготовительный этап.

  2. Разминка

  3. Этап № 1 "Числовой лабиринт".

  4. Этап № 2 "Числовая мишень".

  5. Этап № 3 "Компьютерная точность"

  6. Этап № 4 "Банановая арифметика".

  7. Этап № 5 "Пирамида"

  8. Подведение итогов и выставление оценок.

Ход урока.

Подготовительный этап.

Перед уроком столы расставляются так, чтобы команды сидели отдельно друг от друга. На каждом столе заготовлены чистые листы для выполнения этапа игры.

Для проведения игры класс разбивается на две или более команды. Причем, учитель предварительно определяет состав команд, чтобы в целом они соответствовали друг другу по уровню усвоения программного материала. Игра содержит разноуровневые задания, поэтому каждый ученик имеет возможность успешно выполнить посильное для него задание.

В каждой команде выбирается капитан, который отвечает за распределение очередности выполнения заданий.

Игра выполняется в виде эстафеты, когда каждый последующий этап может начаться только после получения эстафетного листа с исходными данными от участников предыдущего этапа.

Каждый конкурс оценивается определенным количеством баллов. Количество участников каждого задания может варьироваться в зависимости от состава команды, главное, чтобы каждый ученик был задействован в игре.

Разминка. Кроссворд «Основные понятия системы счисления»

В разминке участвуют 2 человека. Правильное выполнение задания оценивается в 2 балла.

По горизонтали: 1.Система, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе (Непозиционная) 2.Символы, при помощи которых записывается число (цифра) 3.Самый яркий пример непозиционной системы счисления (римская)

По вертикали: 1.Система, в которой количественное значение цифры зависит от ее положения в числе (позиционная) 2.Как называется позиция цифры в числе (разряд) 3.Совокупность различных цифр, используемых а позиционной системе счисления для записи чисел.(алфавит)

Обобщающий урок-игра по теме «Системы счисления»

Задания 1 и 2 выполняются одновременно

Задание 1. Числовой лабиринт.

В конкурсе Числовой Лабиринт участвуют 4 человека, каждый выполняет перевод 2-х чисел из двоичной в десятичную систему счисления, следующих друг за другом в лабиринте. Правильный перевод 1 числа оценивается в 1 балл. Полученные числа участники записывают на эстафетный лист и передают участникам задания 3.

Обобщающий урок-игра по теме «Системы счисления»

Задание 2. Числовая мишень

В конкурсе Числовая мишень участвуют 3 человека. 1-й участник выполняет перевод 3-х чисел, начиная от центра палитры, из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. 2-й участник выполняет перевод 3-х последующих чисел из десятичной в восьмеричную систему счисления. 3-й участник выполняет перевод 3-х последних чисел из десятичной в двоичную систему счисления. Правильный перевод 1 числа оценивается в 1 балл. Полученные числа участники записывают на эстафетный лист и передают участникам задания 4.

Обобщающий урок-игра по теме «Системы счисления»

Задания 3 и 4 выполняются сразу после получения эстафетного листа от участников 1 и 2 задания.

Задание 3. Компьютерная точность

В конкурсе Компьютерная точность участвует 1 человек, который, получив эстафетный лист от участников 1 задания, находит поочередно сумму всех чисел, считая их числами, записанными

1) в десятичной системе счисления

2) в восьмеричной системе счисления

3) в шестнадцатеричной системе счисления

Числа, не принадлежащие указанной системе счисления, не учитываются.

Задание оценивается в 1 балл. Полученные суммы участник записывает на эстафетный лист в виде чисел, с указанием системы счисления, в которой велся счет, и передает участнику задания 5.

Задание 4. Банановая арифметика

В конкурсе Банановая арифметика участвует 1 человек - капитан, который, получив эстафетный лист от участников 2 задания, располагает двоичные числа в порядке возрастания и обозначает их буквами. Самое большое двоичное число - буквой А, среднее - буквой В, наименьшее - буквой С. Затем решает задачу, подставляя вместо букв - полученные им числа.

Задача. Три мартышки Мик, Рик и Дик собрали много бананов. Мик собрал А бананов, Рик - в С раз больше, чем Мик, а Дик - на В бананов больше, чем Рик. Сколько всего бананов собрали мартышки? Задание оценивается в 4 балла. Полученное число капитан записывает на эстафетный лист и передает участнику задания 5.

Задание 5. Пирамида

В конкурсе Пирамида участвует 1 человек, который, получив два эстафетных листа с четырьмя числами, записанными в разных системах счисления, должен записать их сверху вниз в порядке возрастания. Самое большое число в основании пирамиды, а самое маленькое - в вершине пирамиды. Задание оценивается в 3 балла.

Обобщающий урок-игра по теме «Системы счисления»

Подведение итогов и выставление оценок

Учитель подсчитывает баллы, заработанные командами. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.

Учитель на каждом этапе выделяет лучшие работы и отмечает лучших игроков команд.


© 2010-2022